Формирование профессионального самоопределения обучающихся посредством компьютерной робототехники
статья по информатике и икт
Статья определена вопросам новых стандартов образования, сформулирована на развитие творческого потенциала обучающихся, формирование познавательных способностей в траектории собственного развития личности. В этом весомое значение приобретает образовательная робототехника, как новая технология обучения и эффективный инструмент подготовки кадров современной России. Образовательная робототехника становится важным элементом и средством работы по формированию самоопределения детей и молодежи, развития их творческих способностей и обеспечивает формирование технического и инженерного мышления.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Кутарбитская средняя общеобразовательная школа»
«Формирование профессионального самоопределения обучающихся посредством компьютерной робототехники»
Составитель: Доманский Станислав Андреевич
учитель информатики
с.Кутарбитка, 2022
Статья определена вопросам новых стандартов образования, сформулирована на развитие творческого потенциала обучающихся и формирование познавательных способностей в траектории собственного развития личности. В этом весомое значение приобретает образовательная робототехника, как новая технология обучения и эффективный инструмент подготовки кадров современной России. Образовательная робототехника становится важным элементом и средством работы по формированию самоопределения детей и молодежи, развития их творческих способностей и обеспечивает формирование технического и инженерного мышления.
Специалисты, обладающие знаниями в этой области сильно востребованы. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя столько интересного. Поэтому, внедрение робототехники в учебный процесс и дополнительное образование приобретают все большую значимость и актуальность.
Новые ФГОС требуют освоения основ конструкторской и проектно-исследовательской деятельности и программы по робототехнике полностью удовлетворяют эти требования. Основная задача современного образования - создать среду, облегчающую ребёнку возможность раскрытия собственного потенциала. Это позволит ему свободно действовать, познавая эту среду, а через неё и окружающий мир. Новая роль педагога состоит в том, чтобы организовать и оборудовать соответствующую образовательную среду и побуждать ребёнка к познанию и к деятельности.
В качестве основного оборудования при обучении детей робототехнике в школе используются:
LEGO Mindstorms — это конструктор для создания программируемого робота. С помощью этих наборов, можно организовать высокомотивированную учебную и внеурочную деятельность по пространственному конструированию, моделированию и автоматическому управлению.
Робототехника в школе способствует развитию коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает творческий потенциал. Создание нового опыта, поиск оптимальных решений осуществляется в ходе опытно-экспериментальной деятельности
В рамках национального проекта «Образование» наша школа оснащена современным компьютерным оборудованием, лего – конструкторами.
Созданный в нашем учреждении методический комплекс по робототехнике ориентирован на инновационную деятельность педагогов. Школа является экспериментальной опорной площадкой по теме «Развитие творческих способностей и формирование профессионального самоопределения посредством компьютерной робототехники.
Несмотря на то, что педагоги осознают значимость и эффективность использования робототехники в урочной и внеурочной деятельности в достижении поставленных целей, существуют нерешенные проблемы, требующие отработки в процессе работы опорной площадки на базе школы:
- Учителя остро нуждаются в курсах повышения квалификации по данному направлению, т.к. источники информации по теме «Робототехника» исчисляются единицами, очень мало разработанных программ и пособий. Четко обозначилось несоответствие между необходимостью включения робототехники в образовательный процесс для приобретения учащимися образовательных результатов, востребованных на рынке труда, и не разработанностью этих вопросов в педагогике.
- Реальное состояние сформированности информационной компетентности учеников не позволяет им соответствовать требованиям времени. Ученик должен быть мобильным, готовым к разработке и внедрению инноваций в жизнь.
- Методических пособий для обучения учащихся на различных ступенях обучения очень мало. То есть, возникает острая необходимость их разработки, внедрения и апробации.
Из этих противоречий вытекает проблема: как обеспечить эффективное изучение курса робототехники и практическое применение учениками знаний этого курса для разработки и внедрения инноваций в дальнейшей жизни? Сущность проекта состоит в том, чтобы разработать программы разделов курса и методические материалы для учителя и учащихся.
Конечный практический результат проекта: успешное внедрение
робототехники в образовательное пространство школы.
Задачи:
- Вовлечение школьников в научно-техническое творчество, формирование и развитие потребностей технического творчества у обучающихся.
- Усиление предпрофильной подготовки учащихся, их ориентация на востребованные профессии.
- Развитие у детей мотивации изучения робототехники, в том числе, конечно, познавательного интереса.
- Создание творческого сообщества увлеченных робототехникой учащихся и педагогов.
- Формирование модели внеурочной деятельности в школе средствами Робототехники и Лего-конструкторов.
Для внедрения робототехники в образовательное пространство школы, главной задачей ставилось определение оптимальных форм организации образовательного процесса. Занятия по робототехнике строятся на таких формах организации учебной деятельности: кружок (дополнительное образование), объединение внеурочной деятельности, урок.
Робототехника интегрируется в учебный процесс школы. Опираясь на такие школьные учебные дисциплины, как информатика, физика, робототехника активизирует развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. Использование конструкторов LegoMindstorms позволяет взглянуть на школьные предметы по-новому. Расхождение между вычислениями и практическими результатами эксперимента учат учащихся разбивать сложные задачи на подзадачи и поэтапно их решать. Робототехника позволяет разнообразить уроки информатики и других предметов, помогая ответить на извечные вопросы учеников: «Зачем мне это нужно? Где мне это пригодится?».
В рамках дополнительного образования в школе организована работа по апробированию программ «LEGO-конструирование», «Основы робототехники». Целью внедрения робототехники в деятельность школы является создание благоприятных условий для разностороннего развития личности: интеллектуального развития, удовлетворения интересов, способностей и дарований обучающихся, их самообразования, профессионального самоопределения.
В результате внедрения робототехники в образовательный процесс, конструкторы помогают сформировать и развить следующие УУД:
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- оценивать правильность выполнения действия;
- осуществлять анализ объекта с выделением существенных признаков и несущественных;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёрства в общении и взаимодействии;
- договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности.
В нашей школе работают кружки «Основы робототехники» и ««LEGO-конструирование» для учащихся 5-9 классов. Программа кружка предназначена ознакомить обучающихся с основными понятиями робототехники, дать практические навыки конструирования, результат - обучить основам программирования. (Приложение 1)
Изучая простые механизмы, ребята развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Одна из задач курса заключается в том, чтобы перевести уровень общения ребят с техникой «на - ты».
Важно отметить, что компьютер используется, как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Занятия носят практический характер, на занятиях ребята учатся работать с современным цифровым оборудованием, осваивают конструирование, моделирование.
Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его. (Приложение 2)
Использование робототехники в деятельности школы - это сложный инновационный процесс. Поэтому первоочередной задачей рабочей группы педагогов, использующих робототехнику как средство дополнительного образования, является разработка рабочих программ, курсов и формирование методического сопровождения деятельности педагогов, участвующих в этом процессе.
Механизм реализации плана работы опорной площадки.
Реализация программы деятельности опорной площадки рассчитана на три года.
1этап – организационно – подготовительный
Организационные мероприятия по:
- созданию рабочей группы для разработки программного, методического обеспечения, методического сопровождения программы; и др.
2 этап - организационно – исполнительский
Организация выполнения деятельности в соответствии с планом реализации программных мероприятий, корректирование, регулирование и связь участников программы, контроль и координация работ.
На данном этапе предполагается:
- внедрение и апробация в практике работы программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования по робототехнике; и др.
3 этап- завершающий
подведение итогов, оценка, сопоставление целей и планируемых результатов с конечными:
-создание рабочих программ дополнительного образования по робототехнике; и др.
Ожидаемые результаты
1.Успешное внедрение робототехники в образовательное пространство школы.
2.Формирование системного УМК по робототехнике для использования в школе; и др.
При анализе полученных результатов изучается характеристика внешних и внутренних факторов, влияющих на результаты внедрения робототехники.
Таким образом, привлечение школьников к исследованиям в области робототехники, развитие новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования, за счет использования в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных и коммуникационных технологий. Знание законов техники, позволит ученику школы соответствовать запросам времени и найти своё место в современной жизни.
Образовательная робототехника дает возможность выявить технические наклонности учащихся и развивать их в профессиональном направлении. Технологии образовательной робототехники выступают как эффективные формы, средства и методы формирования современной личности и реализации современного образовательного стандарта в части решения задач формирования творческих способностей учащихся, их исследовательских навыков.
Образовательная робототехника - универсальный продукт, перспектива его применения в современной образовательной среде безгранична при условии системного подхода общества, государства и семьи к формированию ресурсов, обеспечивающих реализацию новых стандартов.
Используемая литература
- Программа «Основы робототехники»
- ПервоРобот NXT.Введение в робототехнику. - LEGOMINDSTORMSEducation, 2011.
- http://www.proghouse.ru/tags/ev3-instructions
- http://www.lego.com/education/
- https://www.prorobot.ru/lego.php
Приложения:
Приложение 1
Примерное содержание работы на разных ступенях обучения
5-9 класс | LEGO-робототехника (сборка и программирование роботов, соревнования роботов) | Внедрение в обучение более сложных конструкторов. Обучение самостоятельной проектной деятельности. Участие с проектом на выставках и конкурсах, изучение основ программирования |
Приложение 2.
Перспективный план работы по внедрению робототехники имеет следующие направления:
Организационное направление |
|
Методическое направление |
|
Соревновательное направление |
|
Информационное направление |
|
Диагностическое направление |
|
Мониторинг результатов внедрения робототехники осуществляется по следующим критериям.
Направления | Критерии | Мероприятия |
Робототехника в процессе учебной деятельности | Повышение активности учащихся в проектной и исследовательской деятельности по естественно – научным дисциплинам | Смотр знаний, защита творческих проектов, научно – практическая конференция исследовательских работ учащихся |
Робототехника в организации дополнительного образования и внеурочной деятельности | Увеличение охвата учащихся во внеурочной деятельности Повышение уровня интереса учащихся к робототехнике Повышение уровня конструкторских навыков учащихся на занятиях и кружковой деятельности | Анкетирование, мониторинг занятости учащихся в кружках по робототехнике. Участие учащихся в муниципальных, окружных и региональных конкурсах |
Робототехника в соревновательной деятельности | Повышение результатов участия в конкурсах, соревнованиях. Выход команд на более высокие соревнования | Участие в конкурсах, соревнованиях различного уровня |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профориентация как средство формирования профессионального самоопределения
Презентационное сопровождение выступления по теме...
Формирование основ жизненного и профессионального самоопределения обучающихся
Нравственное и профессиональное самоопределение старшеклассников....
ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ «ТВОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ВЫБОР»
Участие в Региональном конкурсе...
«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»
«Организация профессионального самоопределения подростков посредством учреждений дополнительного образования»...
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования
Профессиональное самоопределение обучающихся через организацию профессиональных проб на этапе основного общего образования и профильного обучения на этапе среднего общего образования...
«Сопровождение профессионального самоопределения обучающихся. Проблемы институционального перехода на конкретных этапах развития личности обучающегося"
Важнейшим критерием осознания и продуктивности профессионального становления личности является ее способность находить личностный смысл в профессиональном труде, самостоятельно проектировать, творить ...