Рабочая программа по информатике 7-9 кл. ФГОС
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс)
Рабочая программа по информатике для 7-9 классов (ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по информатике 7-9 кл. ФГОС | 774 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Пояснительная записка
«Информатика»
7-9 классы (ФГОС)
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения информатики
Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.Основными личностнымирезультатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметнымирезультатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:
- владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность –широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).
Предметные результатывключают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметныерезультаты изучения информатики в основной школе отражают:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса «Информатика»
7-9 классы
Тема 1. Информация и информационные процессы (9 часов) | Информация. Информационный процесс. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: важность, своевременность, достоверность, актуальность и т.п. Представление информации. Формы представления информации. Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита. Кодирование информации. Универсальность дискретного (цифрового, в том числе двоичного) кодирования. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь длины (разрядности) двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Размер (длина) сообщения как мера количества содержащейся в нём информации. Достоинства и недостатки такого подхода. Другие подходы к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Основные виды информационных процессов: хранение, передача и обработка информации. Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Хранение информации. Носители информации (бумажные, магнитные, оптические, флэш-память). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации. Хранилища информации. Сетевое хранение информации. Передача информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Обработка информации. Обработка, связанная с получением новой информации. Обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Поиск информации. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации. (7 часов) | Общее описание компьютера. Программный принцип работы компьютера. Основные компоненты персонального компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции и основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Компьютерные вирусы. Антивирусная профилактика. Правовые нормы использования программного обеспечения. Файл. Типы файлов. Каталог (директория). Файловая система. Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Архивирование и разархивирование. Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 3. Обработка графической информации (4 часа) | Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Компьютерная графика (растровая, векторная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 4. Обработка текстовой информации (9 часов) | Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов. Создание, редактирование и форматирование текстовых документов на компьютере Стилевое форматирование. Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Коллективная работа над документом. Примечания. Запись и выделение изменений. Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода. Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы. Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 5. Мультимедиа (4 часа) | Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видео изображения. Композиция и монтаж. Возможность дискретного представления мультимедийных данных | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 6. Математические основы информатики (13 часов) | Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Логика высказываний (элементы алгебры логики). Логические значения, операции (логическое отрицание, логическое умножение, логическое сложение), выражения, таблицы истинности. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 7. Основы алгоритмизации (10 часов) | Учебные исполнители Робот, Удвоитель и др. как примеры формальных исполнителей. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические. Переменные и константы. Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 8. Начала программирования (10 часов) | Язык программирования. Основные правила языка программирования Паскаль: структура программы; правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл). Решение задач по разработке и выполнению программ в среде программирования Паскаль. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность: программировать линейные алгоритмы, предполагающие вычисление арифметических, строковых и логических выражений;
|
Тема 9. Моделирование и формализация (9 часов) | Понятия натурной и информационной моделей Виды информационных моделей (словесное описание, таблица, график, диаграмма, формула, чертёж, граф, дерево, список и др.) и их назначение. Модели в математике, физике, литературе, биологии и т.д. Использование моделей в практической деятельности. Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования. Компьютерное моделирование. Примеры использования компьютерных моделей при решении научно-технических задач. Реляционные базы данных Основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними. Ввод и редактирование записей. Поиск, удаление и сортировка данных. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 10. Алгоритмизация и программирование (8 часов) | Этапы решения задачи на компьютере. Конструирование алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Вызов вспомогательных алгоритмов. Рекурсия. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 11. Обработка числовой информации (6 часов) | Электронные таблицы. Использование формул. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки. Выполнение расчётов. Построение графиков и диаграмм. Понятие о сортировке (упорядочивании) данных. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Тема 12. Коммуникационные технологии (10 часов) | Локальные и глобальные компьютерные сети. Интернет. Скорость передачи информации. Пропускная способность канала. Передача информации в современных системах связи. Взаимодействие на основе компьютерных сетей: электронная почта, чат, форум, телеконференция, сайт. Информационные ресурсы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы. Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта. Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете. Базовые представления о правовых и этических аспектах использования компьютерных программ и работы в сети Интернет. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
|
Резерв учебного времени в 7–9 классах: 3 часа. |
Поурочное планирование
Информатика
7 класс
1 час в неделю, 35 ч. в год
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника | Кол-во часов |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ и организация рабочего места. | Введение. | 1 |
Тема Информация и информационные процессы | |||
2. | Информация и её свойства | §1.1. | 1 |
3. | Информационные процессы. Обработка информации | §1.2. | 1 |
4. | Информационные процессы. Хранение и передача информации | §1.2. | 1 |
5. | Всемирная паутина как информационное хранилище | §1.3. | 1 |
6. | Представление информации | §1.4 | 1 |
7. | Дискретная форма представления информации | §1.5. | 1 |
8. | Единицы измерения информации | §1.6. | 1 |
9. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы». Проверочная работа | 1 | |
Тема Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией | |||
10. | Основные компоненты компьютера и их функции | §2.1 | 1 |
11. | Персональный компьютер. | §2.2 | 1 |
12. | Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение | §2.3. | 1 |
13. | Системы программирования и прикладное программное обеспечение | §2.3 | 1 |
14. | Файлы и файловые структуры | §2.4. | 1 |
15. | Пользовательский интерфейс | §2.5 | 1 |
16. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа | 1 | |
Тема Обработка графической информации | |||
17. | Повторный инструктаж по ТБ. Формирование изображения на экране компьютера | §3.1 | 1 |
18. | Компьютерная графика | §3.2 | 1 |
19. | Создание графических изображений | §3.3 | 1 |
20. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации». Проверочная работа | 1 | |
Тема Обработка текстовой информации | |||
21. | Текстовые документы и технологии их создания | §4.1 | 1 |
22. | Создание текстовых документов на компьютере | §4.2 | 1 |
23. | Прямое форматирование | §4.3 | 1 |
24. | Стилевое форматирование | §4.3 | 1 |
25. | Визуализация информации в текстовых документах | §4.4 | 1 |
26. | Распознавание текста и системы компьютерного перевода | §4.5 | 1 |
27. | Оценка количественных параметров текстовых документов | §4.6 | 1 |
28. | Оформление реферата История вычислительной техники | 1 | |
29. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа. | 1 | |
Тема Мультимедиа | |||
30. | Технология мультимедиа. | §5.1 | 1 |
31. | Компьютерные презентации | §5.2 | 1 |
32. | Создание мультимедийной презентации | §5.2 | 1 |
33. | Проверочная работа «Мультимедиа». | 1 | |
Итоговое повторение | |||
34. | Основные понятия курса. Итоговое тестирование. | 1 | |
35. | Обобщение и систематизация основных понятий курса. | 1 |
Поурочное планирование
Информатика
8 класс
1 час в неделю, 35 ч. в год
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника | Кол-во часов |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ и организация рабочего места. | Введение | 1 |
Тема Математические основы информатики | |||
2. | Общие сведения о системах счисления | §1.1. | 1 |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика | §1.1. | 1 |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления | §1.1. | 1 |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q | §1.1. | 1 |
6. | Представление целых чисел | §1.2. | 1 |
7 | Представление вещественных чисел | §1.2. | 1 |
8. | Высказывание. Логические операции. | §1.3. | 1 |
9. | Построение таблиц истинности для логических выражений | §1.3. | 1 |
10. | Свойства логических операций. | §1.3. | 1 |
11. | Решение логических задач | §1.3. | 1 |
12. | Логические элементы | §1.3. | 1 |
13. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Математические основы информатики». Проверочная работа | 1 | |
Тема Основы алгоритмизации | |||
14. | Алгоритмы и исполнители | §2.1 | 1 |
15. | Способы записи алгоритмов | §2.2 | 1 |
16. | Объекты алгоритмов | §2.3 | 1 |
17. | Повторный инструктаж по ТБ. Алгоритмическая конструкция следование | §2.4 | 1 |
18. | Алгоритмическая конструкция ветвление. Полная форма ветвления | §3.4 | 1 |
19. | Неполная форма ветвления | §2.4 | 1 |
20. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы | §2.4 | 1 |
21. | Цикл с заданным условием окончания работы | §2.4 | 1 |
22. | Цикл с заданным числом повторений | §2.4 | 1 |
23. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Основы алгоритмизации». Проверочная работа | 1 | |
Тема Начала программирования | |||
24. | Общие сведения о языке программирования Паскаль | §3.1 | 1 |
25. | Организация ввода и вывода данных | §3.2 | 1 |
26. | Программирование линейных алгоритмов | §3.3 | 1 |
27. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | §3.4 | 1 |
28. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | §3.4 | 1 |
29. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | §3.5 | 1 |
30. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | §3.5 | 1 |
31. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | §3.5 | 1 |
32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | §3.5 | 1 |
Итоговое повторение | |||
33. | Проверочная работа «Начала программирования». | 1 | |
34. | Основные понятия курса. Итоговое тестирование. | 1 | |
35. | Обобщение и систематизация основных понятий курса. | 1 |
Тематическое планирование
Информатика
9 класс
1 час в неделю, 34 ч. в год
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника, задания РТ | Кол-во часов |
1. | Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ и организация рабочего места. Информационная безопасность | Введение, № 1–19 | 1 |
Тема «Математические основы информатики. Моделирование и формализация» | |||
2. | Моделирование как метод познания | §1.1, №20–27 | 1 |
3. | Знаковые модели | §1.2, № 28–33 | 1 |
4. | Графические модели | §1.3, № 34–46 | 1 |
5. | Табличные модели | §1.4, № 47–54 | 1 |
6. | База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных | §1.5, №55–60 | 1 |
7. | Система управления базами данных | §1.6, №61 | 1 |
8. | Создание базы данных. Запросы на выборку данных | §1.6, №61 | 1 |
9. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Моделирование и формализация». Проверочная работа | Глава 1, № 62 | 1 |
Тема «Алгоритмы и программирование» | |||
10. | Решение задач на компьютере | §2.1, № 63–67 | 1 |
11. | Одномерные массивы целых чисел. Описание, заполнение, вывод массива | §2.2, № 68–72 | 1 |
12. | Вычисление суммы элементов массива | §2.2, № 73–77 | 1 |
13. | Последовательный поиск в массиве | §2.2, № 78–83 | 1 |
14. | Анализ алгоритмов для исполнителей | §2.3.1 | 1 |
15. | Конструирование алгоритмов | §2.3(2, 3), №84–86 | 1 |
16. | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Алгоритмы и программирование». Проверочная работа | Глава 2, № 93–95 | 1 |
17. | Повторный инструктаж по ТБ. Вспомогательные алгоритмы. Рекурсия | §2.3(4), 2.4, № 87–92 | 1 |
Тема «Использование программных систем и сервисов. Обработка числовой информации» | |||
18. | Интерфейс электронных таблиц. Данные в ячейках таблицы. Основные режимы работы | §3.1, №96–109 | 1 |
19. | Организация вычислений. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки | §3.2, №110–113 | 1 |
20. | Встроенные функции. Логические функции | §3.2, № 114–123 | 1 |
21. | Сортировка и поиск данных | §3.3, №124 | 1 |
22. | Построение диаграмм и графиков | §3.3, №125–134 | 1 |
23. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах». Проверочная работа | Глава 3, № 135 | 1 |
Тема «Использование программных систем и сервисов. Коммуникационные технологии» | |||
24. | Локальные и глобальные компьютерные сети | §4.1, № 136–145 | 1 |
25. | Как устроен Интернет. IP-адрес компьютера | §4.2, № 146–149 | 1 |
26. | Доменная система имён. Протоколы передачи данных | §4.2, № 150–155 | 1 |
27. | Всемирная паутина. Файловые архивы | §4.3, №156–163 | 1 |
28. | Электронная почта. Сетевое коллективное взаимодействие. Сетевой этикет | §4.3, №164–167 | 1 |
29. | Технологии создания сайта. Содержание и структура сайта | §4.4 | 1 |
30. | Оформление сайта. Размещение сайта в Интернете | §4.4 | 1 |
31. | Обобщение и систематизация основных понятий главы «Коммуникационные технологии». Проверочная работа. | §4.4 | 1 |
32. | Основные понятия курса. Итоговое тестирование. | §4.4 № 169–197 | 1 |
Итоговое повторение | |||
34. | Анализ итогового тестирования. Подведение итогов года. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г
программа составлена по учебнику Матвеевой...
Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного станда...
Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС
Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС...
Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС)
Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС) разработана на 17 учебных часов....
Рабочая программа по информатике 5 -9 класс (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике 5 - 9 класс по ФГОС ООО. 5 - 7 класс по УМК Л. Босовой, 8 - 9 класс по УМК Угриновича....
Рабочая программа по информатике в 7 классе (ФГОС)
Рабочая проограмма содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование по информатике в 7 классе. Рабочая программа соответствует программе основногообщего образования (ФГОС) по инфор...
Адаптированная рабочая программа по информатике 5-9 класс ФГОС ООО
Адаптированная рабочая программа по информатике 5 - 9 класс ФГОС ООО для VII вида...