Подходы к измерению информации
план-конспект урока по информатике и икт (10 класс)

Калимуллина Ризида Вакиловна

Технологическая карта урока информатики в 10 классе по УМК Босовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podhody_k_izmereniyu_informatsii_10_klass.docx41.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по информатике

«Подходы к измерению информации».

Тема урока: Подходы к измерению информации.

Класс: 10.

Автор:Калимуллина Р.В.

Организация:МБОУ «Тахталымская СОШ» Челябинская область.

Планируемые образовательные результаты:

предметные: понимание сущности различных подходов к измерению информации; знание единиц измерения информации; умение определять информационный объём сообщения;

метапредметные: способность выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

личностные: наличие мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-

техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества.

Решаемые учебные задачи:

1) рассмотрение содержательного и алфавитного подходов к измерению информации;

2) определение информационного объёма сообщения, состоящего из некоторого количества символов алфавита;

3) изучение единиц измерения информации и соотношений между ними.

Основные понятия: бит, информационный вес символа, информационный объём сообщения, единицы измерения информации.

 

Электронное приложение к учебнику:

 презентация «Подходы к измерению информации»;

 онлайн-тест № 2 «Подходы к измерению информации».

Дополнительные интернет-ресурсы:

 РЭШ (https://resh.edu.ru). Урок 2. Подходы к измерению информации.

Технологическая карта урока

Содержание

(этапы урока)

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Орг. момент

2 мин

приветствие, отметки о присутствие, организация благоприятной обстановки

Приветствие учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

Актуализация опорных знаний и способов действий

5 мин

Повторение  материала прошлого  урока ( 5минут.) дает  он- лайн тест №1

https://onlinetestpad.com/ho7zg43tq224m 

Учащиеся переходят по ссылке

https://onlinetestpad.com/ho7zg43tq224m 

 отвечают на  вопросы теста. Получают оценку.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: оценка, саморегуляция

Познавательные:структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

формулирование темы и целей урока

2 мин

-Давайте вспомним, что такое информация?

-Вещество, энергия измеряются в известных величинах, приведите соответствующие примеры.

-Информация также имеет меру, а человек в своей практической деятельности часто сталкивается с необходимостью измерения информации. Отсюда вытекает обучающая цель урока:

- информация – это осведомление, разъяснение, одно из фундаментальных понятий современной науки, такое как вещество, энергия.

- вес в кг, расстояние в км, энергия в Дж и т.д.

-научиться измерять информацию

Познавательные:структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные: Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные: развитие логического мышления, знание основных моральных норм

Усвоение новых знаний (задачи этапа: восприятие, осмысление, первичное запоминание.)

10 мин

Из курса основной школы мы знаем, что существует два подхода к измерению информации. Класс делит на группы, дает задание группам:

1. группа Изучить содержательный подход к измерению информации.

2. группа изучить Алфавитный подход к измерению информации.

источники информации учебник параграф 2 стр 16

видео на сайте РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6469/main/15061/ 

Делятся на 2 группы, распределяют обязанности ( работа с учебником, на сайте РЭШ), обсуждают результаты работы, составляют краткий конспект, выступают перед классом

1 группа

Содержательный подход. Информация – это снятая неопределенность.

Неопределенность –это количество исходов из данного события. Событие, уменьшающее неопределенность в два раза, несет 1 бит информации. Количество информации, содержащееся в сообщении об одном из N равновероятных результатов некоторого события, определяется  из решения уравнения: N=2i.

2 группа

При алфавитном подходе количество информации зависит от количества символов и алфавита.

Мощность алфавита (N)- количество символов в алфавите.

i- информационный вес одного символа, количество бит, необходимый для кодировки.

Информационный объем сообщения

I= к*i

где к – количество символов.

познавательные : Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, учебника

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные:

умение работать в группах, развитие диалогической речи

первичное закрепление материала

Установление правильности и осознанности изучения темы. Выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов,

15 мин

Повторите и запишите в тетради более крупные единицы измерения информации: байт, Килобайт и т.д.

Разбирает примеры из учебника 1-4

1.В книжном шкафу 8 полок, книга может быть поставлена на любую из них. Сколько бит информации несет сообщение о том, что книга поставлена на 3 полку?

2. Петя и Вася играют в крестики нолики на поле nxn. Количество информации, полученное вторым игроком после первого хода первого игрока, составляет 6 бит. Требуется определить размеры поля.

3. Вычислите объём сообщения (в килобайтах), если оно содержит 512 символов 16-символьного алфавита.

Постановка проблемы: как решить задачу, если число исходов равновероятных событий N не является целой степенью числа 2?

можно вычислить объём информации в сообщении, используя логарифмическую функцию.

Задание для учеников: Решите задачи  с помощью ЭТ.

Решить задачи № 4,9  стр 28 учебника

Дети записывают в тетради единицы измерения информации

Решают задачи в тетрадях

N=8

N= 2i   8=23    i=3,бит

i=6 бит

2i=N     26=64

nxn=64   8x8=64

ответ: 8x8

K=512 с

N=16 c.

Найти: I=?

Кбайт

Возможно с помощью компьютера

Решают задачи

Познавательные:

выбор наиболее эффективных способов выполнения задания

Личностные:

формирование умений  систематизации объектов;

Итоги урока, рефлексия

Задает вопросы:

-Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

домашнее задание

П 2 изучить, выполнить тренировочные задания по данной теме на сайте РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6469/train/15063/ 

работа с дневниками.

Личностные:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебная презентация к дистанционному курсу «Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации»

Аннотация курса: Наша современная жизнь протекает в эпоху высоких технологий, одной из сторон которой является ИНФОРМАЦИЯ. Информация является отправной точкой во всем курсе «Информатики» и использова...

Единица измерения. Содержательный и алфавитный подход к измерению информации.

Единица измерения.Содержательный и алфавитный подход к измерению информации....

Измерение информации. Содержательный подход к измерению информации.

Презентация к уроку в 10 классе "Измерение информации.  Содержательный подход к измерению информации."...

Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.

Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...