«Кодирование информации» Информатика 7 класс
план-конспект занятия по информатике и икт (7 класс)
: закрепить знания об информационных процессах; обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_informatika.docx | 28.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока информатики «Кодирование информации»
ФИО: Майорова Яна Игоревна
Предмет: информатика
Класс: класс
Базовый учебник: Л.Л. Босова «Информатика» класс ФГОС
Цель урока: сформировать общие представления о кодах и кодировании, умения кодировать и декодировать информацию.
Планируемые учебные результаты:
Предметные: научиться кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования.
Метапредметные: умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаковосимволической формы в другую.
Личностные: понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
Задачи:
Общеобразовательные: закрепить знания об информационных процессах; обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов; сформировать общие представления о роли кодирования информации.
Развивающие: развитие способов мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Воспитательные: воспитание в учениках уверенности в своих силах; взаимоуважение к одноклассникам; эстетическое восприятие мира.
Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
Образовательные ресурсы: учебник, рабочая тетрадь, ПК учителя, ПК учащихся, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал.
Используемые технологии обучения: Здоровьесберегающая, технология использования ЭОР, технология использования интерактивной доски, ИКТ-технология.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД |
Организационный момент | Вступительное слово учителя. Актуализирует проявление учащимися установок на сотрудничество и успех в предстоящей работе. Оценивает или вносит коррективы в готовность рабочих мест учащихся Создание атмосферы погружения. | Приветствуют учителя, организуют рабочее место. Выполняют необходимые действия. Демонстрируют готовность к учебной деятельности. Быстрое включение в деловой ритм. | Личностные УУД: - умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. оценивания ситуации взаимодействия в соответствии с правилами поведения и этики. ПознавательныеУУД: Отвечают на приветствие учителя Коммуникативные УУД: взаимодействуют с учителем Регулятивные УУД: умение настраиваться на занятие |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
Актуализация знаний | «Прежде чем мы познакомимся с темой урока, необходимо выбрать «сигнальный лист» и вспомнить пройденный материал» На столе у каждого ученика три цветных листа с заданиями: зелёный, желтый, красный, которые соответствуют уровням заданий (базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания и устно выполняет. Задания низкого уровня сложности. Определите источник и приемник информации: 1) Школьник читает текст в учебнике; 2) Бабушка читает письмо; 3) Мальчик просыпается от звонка будильника; 4) Разговаривают подруги Оля и Лена. | Отвечают на вопросы учителя, дополняют друг друга. Выбирают уровень сложности задания, решают задачи устно 36. Задания низкого уровня сложности. 1. Источник: учебник; приемник: школьник; 2. источник: письмо; приемник: бабушка; 3. источник: будильник; приемник: мальчик; 4. источники: Оля и Лена; приемники: Оля и Лена. | Личностные УУД: смыслообразования. Познавательные УУД: синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты. Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками. Регулятивные УУД: Развитие регуляции учебной деятельности, сличение результата действия. Самоконтроль выполнения задания. |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
Задания среднего уровня сложности. Определите источник и приемник информации, а также характер передачи информации: 1) Учитель объясняет новый материал классу; 2) Регулировщик управляет потоками машин и пешеходов; 3) Вывешен знак, запрещающий проезд по улице; 4) Мальчик получил пригласительный билет на ёлку Задания высокого уровня сложности. Придумайте примеры передачи информации, соответствующие схемам: 1) источник приемник
2) источник приемник
Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. Выборочно проверяет несколько тетрадей учащихся. Выставляет оценки в журнал. Работа с интерактивной доской. - Все ответили верно. А сейчас заполним схему передачи информации. | Задания среднего уровня сложности. 1. Источник: учитель; приемники: ученики класса; двусторонний; 2. источник: регулировщик; приемники: пешеходы, водители машин; двусторонний; 3. источник: дорожный знак; приемники: водители машин; односторонний; 4. источник: билет; приемник: мальчик; односторонний. Задания высокого уровня сложности. 1. Бабушка смотрит телепередачу. 2. Два друга общаются на перемене. 3. Осуществляют самопроверку по ответам на слайде. Диктуют оценки учителю. |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | На доске записана тема урока 12 16 5 10 18 16 3 1 15 10 8 10 15 22 16 18 14 1 24 10 10
- Ребята, давайте посмотрим на доску, на ней написана тема сегодняшнего урока. Прочитайте тему! (дети читают). - Как вы считаете, что зашифровано на доске? - Чему вы должны научиться на уроке? (научиться понимать данные записи)
- Тему сегодняшнего урока я скрыла и назовёте мне её вы сами, но для этого нам с вами нужно немного поработать. Посмотрите видео и попытайтесь отгадать тему урока. Давайте обратим внимание на следующий слайд. Этот человек пытается нам сказать что-то, однако мы не можем его понять. Как вы думаете, что он хочет сообщить нам этим жестом? (показывает число 1, показывает, что всё хорошо, восклицает о чем-то) | Просматривают видео. Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, чтобы прочитать, нужен код, то – что под этим жестом закодировано, тема урока – кодирование информации. Формулируют цели урока. | Личностные УУД: самоопределение. Познавательные УУД: Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта. Коммуникативные УУД: постановка вопросов. (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. Регулятивные УУД: постановка цели урока прогнозирование. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
Но мы не можем точно утверждать, что именно он нам хочет сказать, поскольку в разных странах одни и те же жесты означают совершенно разное. И что же следует предпринять, чтобы правильно понять людей этих стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано). Давайте подумаем и попробуем выяснить, что же самое главное в ваших ответах и определим тему урока, поставим цели. - На следующем слайде записаны слова, которые означают действия с информацией (шифрование, обработка, удаление, создание, кодирование, передача, замена, копирование, разрушение). Попробуйте выбрать среди них слово, которое означает действие, связанное с шифрованием информации. (если учащиеся произнесли слово «кодирование», учитель переходит к следующему этапу. Если нет, то необходимо задать несколько наводящих вопросов и добиться того, чтобы этот термин был найден). - Молодцы! А теперь давайте попробуем сформулировать, что же такое кодирование? |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
Первичное усвоение новых знаний. | Информация, которую мы получаем из окружающего мира поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Это свет, звук, запах, касания, это слова, значки, символы, жесты и движения. Для того чтобы произошла передача информации, мы (приемник) должны не только принять сигнал, но и расшифровать его. Так, услышав звонок будильника - человек понимает, что пришло время просыпаться; телефонный звонок - кому-то нужно с вами поговорить; школьный звонок - сообщает учащимся о долгожданной перемене. Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование. Ребята, давайте найдем в учебнике и запишем определения, что такое код, кодирование и декодирование. Существует три основных способа кодирования информации: Графический - с помощью рисунков или значков; Числовой - с помощью чисел; Символьный - с помощью символов того же алфавита, что и текст. Выполнение интерактивного задания «Расшифруй слово» | Отвечают на вопросы. Участвуют в беседе. Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь. Наблюдение за материалом ЭОР | Личностные УУД: Смыслообразования, осознание ценности традиционных норм организации учебного труда. Познавательные УУД: Участвуют в беседе. Читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь. Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы. Анализ содержания параграфа. Коммуникативные УУД: Направляют усилия на решение поставленной проблемы. Обсуждают выводы. Согласования усилий по решению учебной задачи, договариваться и при ходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других. Регулятивные УУД: Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания. Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать свои действия. Корректировать свои действия. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
Первичная проверка понимания. | Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Откройте учебник и поработайте в парах над ответом на вопрос: С какими способами кодирования информации мы встречаемся в жизни? | Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально. | Личностные УУД: смыслообразования. Познавательные УУД: Выделение существенной информации. Логические умозаключения. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. Коммуникативные УУД: Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. Понимать на слух вопросы и ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия Регулятивные УУД: Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. |
Физкульт минутка | Следит за выполнением упражнений. | Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД: умение организовывать выполнение заданий учителя. |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
Первичное закрепление. | Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением. Работа за компьютером. | Выполняют практическое задание за компьютером | Личностные УУД: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний. Коммуникативные УУД: умение работать в парах. Регулятивные УУД: коррекция. |
Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: №83, 84, 87, 98 | Организует самостоятельное выполнение заданий в рабочей тетради. Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением. | Самостоятельно выполняют задания в рабочей тетради. | Личностные УУД: смыслообразование. Познавательные УУД: подведение под понятие, структурирование знаний. Коммуникативные УУД: умение сотрудничать с учителем. Уметь работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое. Регулятивные УУД: Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. Взаимоконтроль. |
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. На дом п.7(1) читать, определения учить, задания №92-95 В рабочей тетради выполнить письменно. | Слушают учителя и записывают домашнее задание в дневнике. Задают вопросы. | Личностные УУД: смыслообразования. Познавательные УУД: формулирование познавательной цели. Выделение существенной информации из слов учителя. Коммуникативные УУД: постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации). Регулятивные УУД: Развитие регуляции учебной деятельности .планирование учебной деятельности. |
Рефлексия | Формулирует вопрос. Итак, наш урок подходит к концу. Давайте подумаем, что нового вы узнали сегодня на уроке, достигли ли поставленных целей?
Учитель предлагает ученикам оценить самого себя и товарищей . | Отвечают на вопрос. Ученики выражают свое мнение о занятии. | Личностные УУД: самоопределение. Познавательные УУД: Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные УУД: Участвуют в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме, умение с точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий) Регулятивные УУД: Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. оценка успешности усвоения. |
Урок соответствует современным требованиям.
Директор МБОУ СОШ № 3: Каргинов Т. М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики "Кодирование информации" 5 класс
Урок по информатике "Кодирование информации" 5 класс, автор учебника Л.Л. Босова...
Интегрированный урок по информатике "Кодирование информации" 3 класс
Кодирование информацииКонспект урока по информатике 3 класс по программе Н.В.Матвеевой...
Урок по информатике "Кодирование информации" 5 класс
Урок с элементами театрализации. При обяснении урока используется презентация.При закреплении, в класс приходит Дед Мороз и просит детей расколдовать елочку. Ребята выполняют просьбу Деда Мороза .Выпо...
Технологическая карта к уроку "Кодирование информации". Информатика 5 класс УМК Босова
С введением ФГОС в 5-9 классах многое в работе учителя меняется. Так привычное для нас поурочное планирование заменяется технологической картой. Сейчас в интернете можно найти много таких карт. Я пред...
Урок информатики "Кодирование информации" 3 класс
Урок изучения новых знаний и их первичное закрепление по теме "Кодирование информации" в 3 классе по УМК Н.В.Матвеевой....
Технологическая карта урока по информатики "Кодирование информации" 5 класс
На уроке дети расширяют и углубляют свои знания по теме «Кодирование информации». Знакомятся с различными способами кодирования информации. На основе анализа полученной информации решают...
Конспект открытого урока по информатике и ИКТ "Кодирование информации". 8 класс
Цель урока: познакомить учащихся с различными формами преставления информации и операцией перекодирования как способом перехода от одной формы к другойЗадачи:Образовательная:o произве...