Файлы и файловые системы
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)
Тема урока: Файлы и файловые структуры
Тип урока: комбинированный
Участники урока: ученики 7 класса
Планируемые образовательные результаты:
· предметные — представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;
· метапредметные — умения и навыки организациифайловой структуры в личном информационном пространстве;
· личностные — понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.
Цель: познакомить с понятиями файл, каталог, файловая система, имя файла, путь к файлу.
Решаемые учебные задачи:
1) дать представление о логических именах устройстввнешней памяти;
2) обобщить представления о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников записывать полное имя файла/каталога, путь к файлу/каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;
3) сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;
4) расширить представления об операциях с файлами; познакомить школьников с возможностью использования маски для операций с файлами.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
· логическое имя устройства внешней памяти;
· файл;
· правила именования файлов;
· каталог;
· корневой каталог;
· файловая структура;
· путь к файлу;
· полное имя файла.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику: презентация «Файлы и файловые структуры».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
test_po.docx | 15.54 КБ |
tablitsa_dostizheniy.docx | 18.9 КБ |
materialy.docx | 11.88 КБ |
kartochki.docx | 168.95 КБ |
fayly_i_faylovye_sistemy_.pdf | 1.61 МБ |
fayly_i_faylovye_sistemy.docx | 386.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Тест по теме «Программное обеспечение компьютера»
1 вариант
- Совокупность всех программ, предназначенных для выполнения на компьютере, называют:
а) системой программирования
б) программным обеспечением
в) операционной системой
г) приложением
2. Комплекс программ средств, предназначенных для разработки компьютерных программ на языке программирования, называют…
а) операционная система
б) система программирования
в) приложение
г) интерфейсом
3. К программам специального назначения не относятся:
- бухгалтерские программы
- экспертные системы
- системы автоматизированного проектирования
- текстовые редакторы
4. Что такое компьютерный вирус?
- программа, осуществляющая сжатие программ и данных
- программа обнаружения и удаления компьютерных вирусов, а также защита от них
- программы, предназначенные для обеспечения доступа к ресурсам сети Интернет и общения между пользователями
- программа, способная нанести ущерб данным на компьютере или вывести его из строя
5. Выберите из предложенного списка программы, относящиеся к системному программному обеспечению.
- Текстовый процессор Word
- Антивирусная программа Doctor Web
- Операционная система Windows
- Компьютерная игра DOOM II
- Графический редактор Corel Draw
- Программа – архиватор WinZip
- Система программирования Pascal
Тест по теме «Программное обеспечение компьютера»
2 вариант
- Комплекс программ, обеспечивающих совместное функционирование всех устройств компьютера и предоставляющих пользователю доступ к его ресурсам, - это:
а) системы программирования
б) прикладные программы
в) операционная система
г) сервисные программы
2. Программы, с помощью которых пользователь решает свои информационные задачи, не прибегая к программированию, называются:
а) сервисные программы
б) текстовыми редакторами
в) антивирусные программы
г) прикладными программами
3. Программа, управляющая работой устройства:
- текстовый редактор
- электронная таблица
- драйвер
- антивирусная программа
4. Что такое архиватор?
- программа, осуществляющая сжатие программ и данных
- программа обнаружения и удаления компьютерных вирусов, а также защита от них
- программы, предназначенные для обеспечения доступа к ресурсам сети Интернет и общения между пользователями
- программа, способная нанести ущерб данным на компьютере или вывести его из строя
5. Выберите из предложенного списка программы, относящиеся к прикладному программному обеспечению.
- Текстовый процессор Word
- Антивирусная программа Doctor Web
- Операционная система Windows
- Компьютерная игра DOOM II
- Графический редактор Corel Draw
- Программа – архиватор WinZip
- Система программирования Pascal
Предварительный просмотр:
Таблица «Достижений» к уроку информатики в 7 классе
по теме «Файлы и файловые системы»
Ф. И. ___________________________________ Название команды___________________
Этапы урока / Задания (Вопросы) | Максимальное количество баллов | Мои баллы | |
| Задание 1. | 10 | |
Задание 2 | 1 | ||
| Ребусы | 3 | |
Вопросы. На протяжении урока отмечать условно свои ответы: | «V» - ответил по просьбе учителя, но ответ не правильный; «W» - ответил по просьбе учителя, ответ правильный; « | » - ответил по своей инициативе, но ответ не правильный; «+» - ответил по своей инициативе, ответ правильный; «0» - не ответил. | ||
Задание 3. Типы файлов | 8 | ||
Задание 4. Полное имя файла | 1 | ||
| Задача 1. | 1 | |
Задача 2. | 5 | ||
Задача 3. | 1 | ||
| Практическое задание 1 | 1 | |
Практическое задание 2 | 1 | ||
Практическое задание 3 | 1 | ||
| Практическое задание 4 | 1 | |
Практическое задание 5 | 1 | ||
Итого: |
Заполните анкету самоанализа:
| активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал понятен / не понятен/ полезен / бесполезен, интересен / скучен /легким / трудным интересно / не интересно |
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Системные программы
Системные программы
Прикладные программы
Прикладные программы
Системы
программирования
Системы
программирования
Текстовый процессор Word |
Антивирусная программа Dr. Web |
Операционная система Windows |
Бейсик |
Графический редактор CorelDraw |
Программа – архиватор WinZip |
PascalABC.Net |
Графический редактор Gimp |
Операционная система Linux |
Проигрыватель Windows Media |
КуМир |
Антивирусная программа Kaspersky |
База данных Access |
Презентация PowerPoint |
Python |
Драйвер звуковой карты Realtek |
Си++ |
Предварительный просмотр:
Название команды ________________________________________
Запишите названия приложений
Пиктограмма | Название приложения |
Название команды ________________________________________
Запишите названия приложений
Пиктограмма | Название приложения |
Название команды _____________________________________ Выберите допустимые имена файлов:
|
Название команды _____________________________________ Выберите допустимые имена файлов:
|
Выполнить задание
Задание 1. По адресам файлов восстановить файловую структуру.
- С: \Рисунки \Природа\небо.bmp
- С: \Рисунки \Природа\Снег.bmp
- С:\ Рисунки\ Компьютер\Монитор.bmp
- С:\ Мои документы\Доклад.doc
Задание 2. Пользователь работал с каталогом:
D:\ДОКУМЕНТЫ\ФОТО\2011\ВЕСНА.
Сначала он поднялся на три уровня вверх, потом спустился в каталог ЭКЗАМЕН и после этого спустился в каталог ИНФОРМАТИКА. Укажите полный путь для того каталога, в котором оказался пользователь.
- D:\ДОКУМЕНТЫ\ФОТО\ИНФОРМАТИКА
- D:\ДОКУМЕНТЫ\ИНФОРМАТИКА\ЭКЗАМЕН
- D:\ДОКУМЕНТЫ\ЭКЗАМЕН\ИНФОРМАТИКА
- D:\ДОКУМЕНТЫ\ФОТО\2011\ВЕСНА\ЭКЗАМЕН\ИНФОРМАТИКА
Задание 3.Из перечня имён выберите (отметьте галочкой) те, которые удовлетворяют маске ?l*ck.*t?
- click.txt
- black.ppt
- lock.sts
- clock.tt
- blink.uta
- applock.stu
- blocker.htm
- elpack.ty
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Тема урока: Файлы и файловые структуры
Тип урока: комбинированный
Участники урока: ученики 7 «А» класса
Планируемые образовательные результаты:
- предметные — представления об объектах файловой системы и навыки работы с ними;
- метапредметные — умения и навыки организациифайловой структуры в личном информационном пространстве;
- личностные — понимание необходимости упорядоченного хранения собственных программ и данных.
Цель: познакомить с понятиями файл, каталог, файловая система, имя файла, путь к файлу.
Решаемые учебные задачи:
- дать представление о логических именах устройстввнешней памяти;
- обобщить представления о файлах и папках, правилах их именования; научить школьников записывать полное имя файла/каталога, путь к файлу/каталогу по имеющемуся описанию файловой структуры некоторого информационного носителя;
- сформировать представление о файловых структурах; научить школьников строить графическое изображение файловой структуры некоторого носителя на основании имеющейся информации;
- расширить представления об операциях с файлами; познакомить школьников с возможностью использования маски для операций с файлами.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
- логическое имя устройства внешней памяти;
- файл;
- правила именования файлов;
- каталог;
- корневой каталог;
- файловая структура;
- путь к файлу;
- полное имя файла.
Средства ИКТ, используемые на уроке:
персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;
ПК учащихся.
Электронное приложение к учебнику: презентация «Файлы и файловые структуры».
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация имеющихся знаний
- Постановка цели и задачи урока
- Изучение нового материала
- Усвоение новых знаний и первичное закрепление
- Физкультминутка
- Закрепление пройденного
- Подведение итогов урока
- Домашнее задание
- Рефлексия
Ход реализации урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
| ||
Приветствие учащихся; проверка учителем готовности учащихся к уроку; организация внимания. Перед тем как начать занятие, учитель делит ребят на 2 команды FAT32 и NTFS Включена презентация. Слайд №1. Добрый день, дорогие ребята! Меня зовут Ольга Юрьевна, я очень рада, что мне выпала возможность поработать сегодня вместе с вами. Сегодня мы с вами проведем познавательную игру, изучим новую тему, порешаем задачки и выполним практическую работу. Каждая команда имеет необычное и скорее всего не знакомое вам название - FAT32 и NTFS, но они выбраны неслучайно, они связаны с новой темой которую мы в дальнейшем изучим
Если нет, не расстраиваетесь в середине урока вы обязательно узнаете, что означают ваши названия, а пока, послушайте правила игры: каждая команда должна выбрать капитана. Я буду зачитывать вам вопросы и задания. Ваша задача обсуждать и решать их в команде. Не забывать фиксировать новые понятия у себя в тетрадях. За каждый верный ответ вы получаете 1 балл. По итогу каждого конкурса вам необходимо самостоятельно подвести итоги и занести результаты в таблицу «Достижений», которая также находится у вас на столах. | Эмоционально-психологический настрой на работу. Рассматривают таблицу «Достижений» Слушают учителя. Отвечают на заданный вопрос, слушают ответы одноклассников. | Познавательные: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Регулятивные: Прогнозирование своей деятельности Коммуникативные: Умение слушать Личностные: Умение выделять нравственный аспект поведения |
| ||
Фронтальный опрос по теме «Программное обеспечение компьютера». Необходимо вспомнить основные понятия темы «Программное обеспечение компьютера».
Учитель раздает по три (цветных) карточки:
Я буду зачитывать вам вопросы. Ваша задача обсуждать вопросы в команде, а капитану поднять нужную карточку вверх. Задание 1. 1. Программы, предназначенные для эксплуатации и технического обслуживания компьютера называются 1) системные программы 2) системы программирования 3) прикладные программы 2. Операционные системы - это … 1) системные программы 2) системы программирования 3) прикладные программы 3. Драйверы устройств - это … 1) системные программы 2) системы программирования 3) прикладные программы 4. Антивирусные программы - это …
5. Программы, которые пользователь использует для решения различных задач, не прибегая к программированию называются:
6. Текстовые редакторы - это …
7. Графические редакторы - это …
8. Электронные таблицы - это …
9. Системы управления базами данных - это
10. Программы, предназначенные для разработки и эксплуатации других
Учитель собирает цветные карточки и раздает другие для второго задания. Для второго задания я вам раздам другие карточки с названием различных приложений. Я буду называть вид программного обеспечения (системные, прикладные или системы программирования), а вы должны определить относится ли к этому виду приложение, и если да, то в нужный момент поднять карточку вверх. Задание 2. Кто считает, что у вас на карточке название приложения, относящиеся к прикладному ПО? (поднимают зеленые карточки) Кто считает, что у вас на карточке название приложения, относящиеся к системному ПО? (поднимают красные карточки) Кто считает, что у вас на карточке название приложения, относящиеся к системам программирования? (поднимают синие карточки) | Выполняют задание фронтально, обсуждают между собой варианты ответа на вопрос учителя. Отвечают на заданный вопрос, слушают ответы одноклассников. Капитан поднимает карточку с одним из вариантов ответа Каждый ученик самостоятельно определяет в какой момент необходимо поднять карточку. Ответы:
Подсчитывают количество баллов за первый конкурс, заполняют таблицу «Достижения» | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации Регулятивные: Синтез информации, Целеполагание, Постановка цели учебной задачи Коммуникативные: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и вступать в диалог Личностные: Смыслообразование |
| ||
Слайд №2. Предлагаю разгадать ребус, в котором зашифрована тема сегодняшнего урока: (Файл) (Файловая) (система) Сегодня мы с вами рассмотрим, что такое файлы и файловые системы. Слайд №3.
Очень часто мы тратим время на поиск нужного файла на компьютере или не знаем, в какой программе открыть тот или иной файл. Или подвергаем риску «заразить» компьютер вирусами, скачивая не безопасный файл из Интернета, не разобравшись в типе файла и т.п. Поэтому тема «Файлы и файловая система» - это одна из центральных тем. | Разгадывают ребус, записывают число и тему урока. Учащиеся самостоятельно формулируют актуальность темы урока, обсуждают между собой варианты ответа. Отвечают на заданный вопрос, слушают ответы одноклассников. Ответ: в виде файлов Ответы:
| Регулятивные: развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка
|
IV. Изучение нового материала | ||
Учитель задает учащимся наводящие вопросы комментирует, направляет работу учащихся. Слайд №4. Логические имена устройств внешней памяти
Жёсткий диск можно разделить на несколько логических разделов. Преимущества такого разделения:
Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти имеет логическое имя. В ОС Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, состоящие из одной латинской буквы и знака двоеточия: Для дисководов и дискет A: или B: Для жестких дисков их логических разделов C: или D: Для оптических дисководов - имена, следующие по алфавиту после имени последнего имеющегося на компьютере жёсткого диска Для подключаемой к компьютеру флэш-памяти - имя, следующее за последним именем оптического дисковода, например F: Работа с файлами на компьютере производится с помощью файловой системы, которая является частью операционной системы. Существует множество различных файловых систем, самые распространённые - FAT32 и NTFS, вторая более современная и технологичная, первая имеет ограничения по размерам файла. Поэтому у вас выбраны такие названия команд. Слайд №5. Файлы и файловая система Далее предлагаю вам поработать самостоятельно. Откройте ученик стр. 81 параграф 2.4 Найдите определения понятий «Файл», «Файловая система», запишите их в тетрадь. Определение 1. Файл - это поименованная область внешней памяти. Определение 2. Файловая система- это часть ОС, определяющая способ организации, хранения и именования файлов на носителях информации. Каждый файл характеризуется определенными параметрами и атрибутами
Файлы содержащие данные (текст, картинки) называются документами Файлы содержащие прикладные программы - приложениями. Файлы документы создаются и редактируются в приложениях. Слайд №6. Имя файла
Имя файла состоит из двух частей, разделённых точкой: собственно имени файла и расширения. Собственно имя файлу даёт пользователь. Расширение обычно задаётся программой автоматически при создании файла. Позволяет пользователю не открывая файл определить его тип - вид информации которая в нем храниться (картинка, текст, программа ...). Состоит из 3-4 символов латинского алфавита В операционной системе Windows имя файла может иметь до 255 символов, причем допускается использование русского алфавита и пробелов. Имя файла не может содержать запрещенные символы: /:*?"<>|. Слайд №7. Типы файлов Далее приведены наиболее распространённые типы файлов и их расширения:
Слайд №8. Типы файлов
Слайд №9. Каталоги Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами или папками. Найдите в учебнике определения понятий «Каталог», «Корневой каталог», запишите их в тетрадь. Каталог (директория) – это поименованная совокупность файлов и подкаталогов (вложенных каталогов). Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом. В ОС Windows корневые каталоги обозначаются добавлением к логическому имени соответствующего устройства внешней памяти знака «\»обратной косой черты (А:\, C:\, D:\, E:\) Слайд №10. Файловая структура диска Рассказ учителя о одноуровневых и многоуровневых файловых системах. Файловая структура диска - это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Простые файловые структуры могут использоваться для дисков с небольшим (до нескольких десятков) количеством файлов. Слайд №11. Файловая структура диска Многоуровневые или Иерархические файловые структуры используются для хранения большого (сотни и тысячи) количества файлов. Иерархия - это расположение частей целого в порядке от высшего к низшим. Графическое изображение файловой структуры называется древом. Древовидные иерархические структуры можно изображать вертикально и горизонтально. Например: Корневой каталог содержит вложенные каталоги или файлы 1-го уровня, каждый из каталог 1-го уровня содержит вложенные каталоги и файлы второго уровня и т.д.
Слайд №12. Полное имя файла. Чтобы обратиться к нужному файлу необходимо указать путь к файлу - это имена всех каталогов начиная с корневого, до такого в котором находится файл. В ОС Windows путь к файлу начинается с логического имени, после имени каждого каталога ставится обратный слэш. Последовательно записанный путь к файлу и имя файла составляют Полное имя файла Например: E:\видеозапись.avi Задание для команды Fat32:
Задание для команды NTFS:
Слайд №13. Задача 1 Задания выполняются совместно с учителем Слайд №14. Задача 2 Задания выполняются самостоятельно. Выигрывает та команда, участник которой первый принес тетрадь с верным решением. Слайд №15. Работа с файлами
Слайд №16. Задача 3. Задания выполняются совместно с учителем Укажите, какое из указанных ниже имён файлов удовлетворяют маске ?ese*ie.?t*
| Учащиеся участвуют в беседе, отвечают на поставленные вопросы, аргументируют свою точку зрения.
Ответ: Жесткий диск
Записывают в тетрадь логические имена устройств внешней памяти A: B: C: D: E: F:
Открывают учебники на странице 81, читают определения. Учащиеся записывают определения в тетрадь
Отвечают на заданный вопрос, слушают ответы одноклассников. Ответ: Размер, имя, дата создания, дата последнего изменения ... Ответ: Архивный, скрытый, системный, только для чтения ... Ответ: осмысленное название файла отражающая суть содержания Учащиеся записывают схему в тетрадь Учащиеся в группе заполняют карточки с заданием Капитаны сдают работы на проверку Подводят итоги задания, выставляют баллы в таблицу «Достижения»
Учащиеся записывают определения в тетрадь
Учащиеся записывают в тетрадь определения. Строят схему Учащиеся записывают определения в тетрадь Рассматривают иерархическую файловую систему, анализируют ее. Зарисовывают в тетрадь Отвечают на заданные вопросы, слушают ответы одноклассников. Ответы:
Графика.xls Онегин.doc Мелодия.mp3
Катунь.jpeg
Ответ: E:\изображения\фото\Бия.jpeg Ответ: E:\тексты\цифры.txt Фронтально решают задачу совместно с учителем, записывают решение в тетрадь. Учащиеся самостоятельно решают задачу. Первый решивший приносит тетрадь, команда и ученик получает 5 баллов. Ответ: Файлы создаются с помощью систем программирования и прикладного ПО Ответ:
Учащиеся выполняют задания устно Ответ: 1 | Познавательные: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. Регулятивные: Выделение и осознание собственного опыта. Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Коллективное обсуждение проблем Личностные: Ориентация в межличностных отношениях Познавательные: Анализ текста, выделение нужной информации. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата Коммуникативные: Выполнять поставленную учебную задачу; аргументировано, отстаивая свою точку зрения, учитывая позицию товарищей Личностные: Ориентация в межличностных отношениях |
VI. Физкультминутка | ||
Услышав имя текстового файла – закройте глаза, звукового – откройте глаза: письмо.doc, проба.mp3, гимн.doc, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt. Услышав имя папки – встаньте на правую ногу, имя файла – на левую ногу: Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 7 класс, leto.doc, мои документы, Иванов, завучи.doc | Выполняют алгоритм - физкультминутку |
|
VII. Закрепление пройденного | ||
Практическая работа «Работа с объектами файловой системы»
| Учащиеся выполняют задания на компьютерах, записывают необходимые ответы в тетрадь | Познавательные: Анализ и синтез объектов. Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Регулятивные: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция Коммуникативные: Умение слушать и вступать в диалог, Интегрироваться в группу, Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности Личностные: Самоопределение, смыслообразование |
VIII. Подведение итогов урока | ||
Что такое (определение):
Выставление оценок учащимся. | Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: Соотносить свои действия с планируемыми результатами: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата |
IX. Домашнее задание | ||
| Учащиеся записывают домашнее задание | Регулятивные: Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности Коммуникативные: Управление поведением партнёра- контроль, коррекция, оценки Личностные: Нравственно-этическая ориентация |
X. Рефлексия | ||
Продолжите фразы:
| Делают выводы. | Регулятивные: Умение выделять и осознавать то, что уже усвоено и, что подлежит усвоению. Осознание качества и уровня усвоения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок информатики "Файл и файловая система"
Урок "Файл и файловая система"(слайд1)Цели урока (слайд2)Обучающая: познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.Развивающая: формирование умения составлять дер...
"Файл и файловые системы"
Презентация может быть использована при изложении материала по теме "Файл и файловые системы" в информационно-технологическом профиле, а также на уроках информатики при некоторой доработке...
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Файлы и файловая система»
В уроке используются ЭОР по информатике, для 8 класса. учебник Семакин....
Открытый урок по информатике в 8 классе "Файлы и файловые системы"
Открытый урок по информатике в 8 классе по теме "Файлы и файловая система" проводится с помощью интерактивной доски. На уроке рассматривается новый материал по учебнику Л. Босовой 8 класс. Презентация...
Презентация по теме: "Файлы и файловая система"
Презентация для урока по теме: "Файлы и файловая система"...
"Файлы и файловые системы"
Представленный методический материал предназначен для проведения уроков по теме "Файлы и файловые системы" в 8 классе. Данный материал включает в себя Презентацию урока-лекции и практическую работу "О...
Презентация на тему - "Файлы и файловая система"
Демонстрационный материал для урока информатики в 7 классе....