Урок по информатике "Движение вперёд"
методическая разработка по информатике и икт (6 класс)

Коптева Дарья Константиновна

Если Вы устали от обычных уроков, то набор прикрепленных документов(презентация, конспект и раздаточный материал) помогут Вам провести увлекательный урок, позволяющий освоить тему подсчета путей в ориентированном графе. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Установите соответствует ли граф таблице.

Слайд 2

Установите соответствует ли граф таблице. А B D E C

Слайд 3

Установите соответствует ли граф таблице. А В С Е D 1 3 2 5 1 2 4

Слайд 4

Постройте граф соответствующий весовой матрице

Слайд 5

Постройте матрицу смежности по графу

Слайд 7

Тема урока Движение вперёд!

Слайд 8

В наш лицей пришли гости. Им нужно попасть к социальному педагогу. Выполните следующие задания: 1. Постройте граф, отображающий путь гостей. 2. Сколько способов есть у гостей, чтобы попасть к социальному педагогу, если они стоят на первом этаже возле вахты?

Слайд 9

1 этаж вахта 3 этаж математич 4 этаж Кабинет социального педагога 2 этаж лев. лестница 2 этаж прав. лестница 2 этаж административный коридор 3 этаж технология

Слайд 10

1 этаж вахта 3 этаж математич 4 этаж Кабинет социального педагога 2 этаж лев. лестница 2 этаж прав. лестница 2 этаж административный коридор 3 этаж технология

Слайд 11

А Д Ж В Г Б Е

Слайд 12

А Ж К Е Б В Г Д З На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З , К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

Слайд 13

Семья планирует поездку из Москвы в Волгоград, собираясь по пути посетить города: Рязань, Пенза, Белгород , Саратов, Воронеж . По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении. Сколько существует различных путей? Из Москвы ведут три дороги – в Белгород, Воронеж, Рязань. Из Рязани ведут две дороги в Воронеж и Пензу. Из Пензы можно проехать в Воронеж и Саратов. Из Воронежа ведут три дороги в Белгород, Волгоград, Саратов. В Волгоград ведут три дороги из Белгорода, Саратова и Воронежа.

Слайд 14

Алгоритм действий: Найти города на карте. Соединить нужные города. Посчитать количество дорог.

Слайд 17

Москва Белгород Рязань Пенза Волгоград Саратов Воронеж



Предварительный просмотр:

https://eridanus.ru/images/product_images/popup_images/4607177451367-1.jpg

https://eridanus.ru/images/product_images/popup_images/4607177451367-1.jpg



Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
«Движение вперёд»

ФИО (полностью)

Коптева Дарья Константиновна

Место работы

МОУ «Лицей №5» г. Железногорска Курской области

Должность

Учитель информатики

Предмет

Информатика

Класс

6

Тема

Движение вперёд

План-конспект урока

Приветствие, проверка готовности к уроку.

На прошлом уроке мы работали с одним из видов информационной модели – графом. Давайте вспомним материал прошлого урока. (вызываю 2х учеников).

1 ученик: Постройте граф соответствующий весовой матрице

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3183

2 ученик: Постройте матрицу смежности по графу

А вам я сейчас буду называть утверждения, если оно истинно вы поднимаете ручку.

Москва столица России

  • Граф - это линия, соединяющая две вершины;
  • Дуга – это ребро имеющее направление;
  • Единица в таблице смежности говорит о том, что связи между вершинами нет;
  • Граф называют неориентированным, если его ребра имеют направление;
  • Чтоб преобразовать граф в матрицу смежности нужно построить таблицу;
  • Петля это вершина
  • Весовая матрица это таблица, в которой указана дополнительная информация ребра (дуги);
  • Петля это ребро имеющее направление;
  • Дуга это линия, выходящая из некоторой вершины и входящая в нее же;

Хорошо! Спасибо.

Посмотрите на экран.

1е задание – не соответствует

2е задание – не соответствует

3е задание – соответствует

Спасибо, молодцы.

Посмотрим на работу ребят у доски. Высвечиваю слайд с заданием.

Что изображено на экране? (Метро)

А сколько дорог в метро? (Много)

Чтобы достичь нужной цели как мы должны двигаться? (вперед)

Я желаю, чтобы сегодня на уроке вы двигались только вперед. И урок назовем движение вперед.

Запишем тему урока: «Движение вперед».

Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте условие задачи.

В наш лицей пришли гости. Им нужно попасть к социальному педагогу. Выполните следующие задания:

1. Постройте граф, отображающий путь гостей.

2. Сколько способов есть у гостей, чтобы попасть к социальному педагогу, если они стоят на первом этаже возле вахты?

Где находится социальный педагог?

Откуда начинают путь наши гости?

Сколько дорог ведут на 2 этаж?

Возьмите «желтый» лист, на нем уже отмечены вершины графа. Ваша цель построить граф, использую эту заготовку.

Работаем в группе(сообща).

Постройте граф, отражающий все возможные пути гостей.

Но помните, время ограничено.

Вопросы к задаче:

Какой граф изображен на доске? (Ориентированный)

Для удобства вместо надписей я поставила буквы.

Сколько способов есть у гостей, чтобы попасть к соц. педагогу?

Как вы посчитали?

 К доске ученика, у которого неправильный ответ.

Записываю на слайде ответ.

Прочитайте задание, кто желает выйти к доске и посчитать количество дорог?

На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

Хорошо. Спасибо.

Вот правильный ответ. Ребята, где вы допустили ошибку? (потеряли путь)

Если водить ручкой или указкой можно ошибиться.

 Посмотрите как я посчитаю количество путей.

Расставляю цифры и спрашиваю, как я их получила?

Из чего складывается количество путей? ( из значений в вершине А и в вершине В)

Так как граф ориентированный, переходить в другую вершину можно только по стрелкам.

Будем двигаться по стрелкам от начальной вершины А. Около каждой вершины запишем количество возможных путей из вершины А в эту вершину.

В саму вершину А можно попасть только (из А) единственным способом – никуда не ехать, поэтому отмечаем ее числом 1.

Найдем все вершины, в которые можно попасть только из А: это вершина Б, записываем около нее количество путей 1.

Теперь ищем уже вершины, в которые можно попасть только из уже отмеченных вершин.

Хорошо! А теперь поработаем в группах. У вас на парте лежит лист с заданием.

Путешествие по России.

Семья планирует поездку из Москвы в Волгоград, собираясь по пути посетить города: Рязань, Пенза, Белгород, Саратов, Воронеж. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении. Сколько существует различных путей?

Из Москвы ведут три дороги – в Белгород, Воронеж, Рязань.

Из Рязани ведут две дороги в Воронеж и Пензу.

Из Пензы можно проехать в Воронеж и Саратов.

Из Воронежа ведут три дороги в Белгород, Волгоград, Саратов.

В Волгоград ведут три дороги из Белгорода, Саратова и Воронежа.

Прочитайте условие. Рассмотрите карту. Давайте разработаем алгоритм действий.

Какое действие вы выполните первым.

Найти города на карте.

Соединить нужные города. Чем? Дугами или ребрами? Почему дугами?

Посчитать количество дорог.

Из рук в руки. Передавая лист по кругу каждый из вас, отметит, сколько путей будет у конкретной буквы.

Приступайте к работе.

Сверяем ответ и смотрим решение этой задачи на доске.

Петя проговори мне еще раз алгоритм подсчета количества путей.

Вернемся к теме нашего урока.

Назовите ее.

А почему наш урок так назывался?

Только ли по дороге можно двигаться вперед?

А если это дорога знаний?

Мы стали еще на один шаг ближе к экзамену в 9м классе по информатике.

На этом наш урок закончен. Спасибо за работу.

Оценки за урок?! Это был урок открытия новых знаний, оценки не ставлю.

На дом ничего не задаю, у вас каникулы.

Если осталось время раздать индивидуальные карточки.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока информатики

по теме «Движение вперёд.»

Автор: Коптева Дарья Константиновна, учитель информатики

Школа: МОУ «Лицей №5» г. Железногорска Курской области

Предмет / Класс / Автор УМК: Информатика, 6 класс, УМК Босовой Л.Л.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: проектор, раздаточный материал, презентация к уроку

Цель: научиться решать задачи с использованием графа.( применение графов при решении задач)

Решаемые учебные задачи:

Образовательные:

  • Обобщить и систематизировать знания о графах, их видах, свойствах;
  • Отработать навыки преобразования весовой матрицы (табличной формы представления информации) в граф;
  • Сформировать навыки построение путей в графе и поиска количества путей и кратчайшего пути.

 Развивающие:

  • Развитие логического мышления, т.е. умения анализировать, обобщать, классифицировать;
  • Развитие познавательных умений: выделять главное, планировать работу, вести поисковую деятельность;
  • Критически оценивать результаты своего труда, регулировать и контролировать свои действия при работе на компьютере;
  • Развитие умений учебного труда: работать в хорошем темпе;
  • Развитие воли и самостоятельности: развитие инициативы, уверенности в своих силах, умения преодолевать трудности, развитие умения действовать самостоятельно.

 Воспитательные:

  • Воспитание добросовестного отношения к труду и к результатам своей деятельности;
  • Воспитание дисциплинированности и организованности при выполнении работы;
  • Воспитание эстетического отношения к выполняемой работе;
  • Воспитание мотивов учения, положительного отношения к полученным знаниям.

 Основные понятия: граф, вершина графа, дуга, ребро, петля, дерево и др.

Виды планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные

  • получить новые навыки работы с информационными моделями
  • представлять полученные знания на практике
  • использовать понятий (граф, вершина графа, дуга, ребро, петля, дерево и др.)
  • чтение текста задач с пониманием содержащейся информации

Ученик научится:

  • подсчитывать количество путей в графе
  • подбирать информационную модель, соответствующую определенной задаче

Метапредметные

Познавательные УУД

  • владеть общепредметными понятиями граф, вершина графа, дуга, ребро, петля, дерево и др.
  • развивать ИКТ-компетентности;
  • развивать умение анализировать, обобщать и сравнивать знания;
  • уметь осуществлять самооценку своей деятельности и оценивать деятельность другого.
  • уметь выдвигать гипотезы, ставить вопросы к поставленным задачам
  • осознать качества и уровня усвоения полученных ранее знаний по теме
  • владение общепредметными понятиями граф, вершина графа, дуга, ребро, петля, дерево и др.
  • владение самостоятельно планировать свою работу, осуществлять контроль, корректировать свои действия в зависимости с изменяющейся ситуацией
  • владение основными УУ информационного характера: выбор наиболее эффективных способов решения задач
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение работать с разными формами представления информации

Регулятивные УУД

  • уметь соотносить результаты работы с поставленной целью на уроке.
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Коммуникативные УУД

  • уметь слушать учителя и одноклассников, работать в сотрудничестве с участниками группы.
  • владение формами устной речи - умение задать вопрос, привести довод при устном ответе
  • уметь вести диалог "человек" - "техническая система"

Личностные

  • приобретать опыт сотрудничества при выполнении групповых заданий: уметь договариваться, оценивать свой личный вклад и общий результат деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию.
  • расширить представление о сферах применения информационного моделирования; развить учебно-познавательную мотивацию и интерес к учению;
  • Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве с одноклассниками и учителем
  • Формирование ценностей здорового образа жизни
  • Готовность к повышению своего образовательного уровня с помощью средств ИКТ

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.

Орг. Этап

Организация учащихся на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место

Личностные УУД: самоорганизация

2.

Мотивация к учебной деятельности

Повторение понятий (граф, вершина графа, дуга, ребро, петля, дерево и др.);

Устный опрос

Индивидуальная работа

Фронтальная работа

Вызывает к доске учеников, раздает им карточки.

Задает вопросы классу (проводится в виде игры, если согласны поднимите ручку)

Решение заданий записывается на доске. После проверяют работу ребят у доски

Предметные УУД:

Умение работать с разными формами представления графов (ориентированных, неориентированных), взвешенных.

Познавательные УУД:

закрепление материала, изученного на предыдущих  уроках.

Личностные УУД:

развитие памяти и мышления

Регулятивные УУД:

- развитие логического мышления

3.

Постановка цели, задач урока

Создать условия для включения учащихся в активную познавательную деятельность

Мозговой штурм

Фронтальный опрос

Задает вопросы:

  1. Что изображено на экране?
  2. А сколько дорог в метро?
  3. Чтобы достичь нужной цели как мы должны двигаться?

Называет тему урока.

Отвечают на вопросы.

Предметные УУД:

- Умение работать с разными формами представления графов (ориентированных, неориентированных), взвешенных.

Познавательные УУД:

-Умение выдвигать гипотезы, ставить вопросы к поставленным задачам

Коммуникативные УУД:

- Владение формами устной речи - умение задать вопрос, привести довод при устном ответе

Регулятивные УУД:

- Умение выделять учебную задачу и превращать ее в цель деятельности

Личностные УУД:

- Готовность к повышению своего образовательного уровня

4.

Усвоение новых знаний

Освоение основных принципов работы поиска количества путей

Объяснение

Демонстрация презентации

 Индивидуальная работа, работа в группах

Дает задачу.

 Задает вопросы:

1) Где находится социальный педагог?

2)Какой граф изображен на доске?  3)Сколько способов есть у гостей, чтобы попасть к соц. педагогу?

4) Как вы посчитали?

 Дает еще одну задачу.

Знакомит с основными правилами подсчета количества путей.

Решают задачу, строя схему, объясняют свой выбор.

Предметные УУД:

- Развитие мышления

Познавательные УУД:

- владение понятием «граф», «вершина», «ребро», «дуга».

Коммуникативные УУД:

- умение вести диалог с учителем

Регулятивные УУД:

- Работа по плану, инструкции

Личностные УУД:

- Умение слышать и слушать других

5.

Закрепление пройденного материала.

Формировать у учащихся собственное мнение по проблемному вопросу

Самостоятельное письменное упражнение

Индивидуальная работа

Работа в парах, группах

1. Дает задачу, разбивая работу по парам.

2. Дает задачу, разбивая работу по группам.

Решают задачу в паре.

Решают задачу в группе.

Предметные УУД:

- Формирование умений формализации

Познавательные УУД:

- Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения

Коммуникативные УУД:

- умение вести диалог с учителем

Регулятивные УУД:

- Работа по плану, инструкции

Личностные УУД:

- Умение слышать и слушать других

8.

Домашнее задание

Развитие потребности в самообразовании и саморазвитии

Фронтальная работа

Озвучивает и комментирует домашнее задание

Слушают и записывают домашнее задание.

Регулятивные УУД:

- Осуществлять контроль и самоконтроль

- Умение осуществлять самооценку своей деятельности

Коммуникативные УУД:

-Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- Умение адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, выслушивать мнения своих одноклассников.

Личностные УУД:

- Умение дать верную эмоциональную оценку своей деятельности на уроке

Познавательные УУД:

- Умение осуществлять самооценку своей деятельности и оценивать деятельность другого.

9.

Рефлексия

Итоги урока

Рефлексия способности организовывать свою деятельность

Организует совместное обсуждение урока.

Анализируют свою работу, высказывают свое мнение.

10.

Оценка учащихся

Уметь контролировать и оценивать правильность выполнения заданий

Выставляет оценки учащимся в электронный журнал. Благодарит за урок

Учащиеся суммируют свои оценки, полученные в ходе урока, высчитывают среднюю, сообщают учителю.

        Источники:

  1. Босова Л.Л. Информатика. Планируемые результаты. Система заданий. 5-6 классы: учеб. пособие для общеобразовательных организаций/-М.: Просвещение, 2017 г.
  2. Учебник Информатика 6 класс Босова Л.Л., Босова А.Ю. 2017г
  3. Учебник Информатика 10 класс К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин 2017г.


Предварительный просмотр:

Карточка 1

1)На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=2433

2)На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж и К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=2607

Карточка 2

1)На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город К?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=2717

2)На рисунке изображена схема соединений, связывающих пункты А, В, С, D, Е, F, G, Н. По каждому соединению можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из пункта А в пункт Н?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=2832



Постройте граф соответствующий весовой матрице

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=3183

Постройте матрицу смежности по графу

                



Предварительный просмотр:




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре "Волейбол. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперёд".

Урок помогает разучить основные индивидуальные технические приемы игры в волейбол, обучает технике выполнения передачи мяча сверху двумя руками, развивает быстроту перемещений....

Сценарий урока (предмет "Музыка") в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд"

Вниманию пользователей предлагается сценарий урока в 5 классе "Музыка Г.В.Свиридова к к/ф "Время, вперёд". Урок создан на основе педагогической технологии Л.П.Масловой и включает элементы риторизации ...

Октябрьская революция шаг вперёд или шаг назад .Урок-суд

Это урок суд .На котором детям предлагается самим решить .Октябрьский переворот благодля России или величайшая трагедия....

Конспект урока по физической культуре. 6 класс. Тема: кувырок вперёд, кувырок назад. "Мост" из положения стоя.

К вашему вниманию предлагается конспект урока по физической культуре, раздел гимнастика, для учащихся 6-го класса. Тема урока: кувырок вперёд, кувырок назад, "мост" из положения стоя....

095. Тема 24 Свиридов Время, вперёд! Урок 28 1 часть

Презентация по "Музыкальной литературе" для музыкального училища. Выполнена в годы преподавания в МВМУ....

План-конспект урока по гимнастике в 3 классе на тему : "Закрепление техники выполнения кувырка вперёд. Повторение упражнений на равновесие"

План-конспект урока по гимнастике в 3 классе на тему : "Закрепление техники выполнения кувырка вперёд. Повторение упражнений на равновесие"...

Урок физической культуры ФГОС по теме: «Гимнастика». Освоение техники кувырка: мальчики – длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега; девочки - равновесие на одной ноге, выпад вперёд, кувырок вперёд.

Вам представлен материал урока физической культуры по ФГОС по теме: "Гимнастика". Освоение техники курвырка: мальчики - длинный кувырок вперёд с трёх шагов разбега; девочки - равновесие на о...