Элективный курс по информатике для 10 класс "Информатика: практикум"
элективный курс по информатике и икт (10 класс)
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektiv_10b_profil.docx | 38.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»
Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования, реализующей ФГОС СОО, утверждённой
приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1»
№ 444-0 от 31.08.2020г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Информатика: практикум (наименование учебной дисциплины) |
среднее общее, профильный уровень (уровень образования) |
10 классы (классная параллель) |
Составлена на основе Методических рекомендаций для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2020 года по информатике и ИКТ
(полное наименование программы)
Учебное пособие
ЕГЭ-2021. Информатика и ИКТ 10 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. Крылов.-М: Издательство «Национальное образование», 2020 (Серия «ЕГЭ-2021. ФИПИ»)
(название, автор, издательство, год издания)
Количество часов всего: 35 часов, в неделю: 1 час
Шевелева Наталья Андреевна, учитель информатики, первая категория
(ФИО учителя (преподавателя), составившего рабочую программу)
п. Салым
2020 – 2021 учебный год
Пояснительная записка
Нормативно-правовые документы реализации рабочей программы:
Элективный курс «Информатика: практикум» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, ФЗ «Об образовании», с учетом учебного плана ОУ.
Место учебной дисциплины в учебном плане:
В связи с учетом образовательных потребностей учащихся, интеллектуальных, физических и психологических возможностей школьников, целей и задач образовательного процесса на 2020-2021 учебный год из компонента образовательного учреждения вариативной части выделен 1 час практикума. Рабочая программа рассчитана на 35 часов, 1 урок в неделю.
Цели и задачи учебной дисциплины:
Целью настоящего курса является подготовка учащихся к единому государственному экзамену по информатике и ИКТ.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
– сформировать положительное отношение к процедуре контроля в формате единого государственного экзамена;
– изучить структуру и содержание контрольных измерительных материалов по предмету;
сформировать умение работать с инструкциями, регламентирующими процедуру проведения экзамена в целом;
– сформировать умение эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
– сформировать умение правильно оформлять решения заданий с развернутым ответом.
Общая характеристика учебного курса
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
Изучение контрольно-измерительных материалов позволит учащимся не только познакомиться со структурой и содержанием экзамена, но и произвести самооценку своих знаний на данном этапе, выбрать темы, требующие дополнительного изучения, спланировать дальнейшую подготовку к ЕГЭ.
Содержание тем учебной дисциплины:
1. Математические основы информатики
Тема 1. Кодирование информации
Информация и сообщения. Алфавит. Кодирование и декодирование информации. Правило Фано. Кодирование звуковой информации. Кодирование растровой графической информации. Измерение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации
Учащиеся должны знать
– методы измерения количества информации
Учащиеся должны уметь:
– кодировать и декодировать информацию
– определять объём памяти, необходимый для хранения звуковой и графической информации
– подсчитывать информационный объём сообщения
Тема 2. Системы счисления
Позиционные системы счисления. Перевод чисел из десятичной системы в системы счисления с другим основанием и обратно. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Выполнение действий над числами, записанных вне десятичных системах счисления.
Учащиеся должны знать:
– о записи целых чисел в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– о записи целых чисел в позиционных системах счисления с различными основаниями.
Учащиеся должны уметь:
– записывать целые числа в позиционных системах счисления с различными основаниями.
Тема 3. Основы логики
Логические значения, операции и выражения. Таблица истинности. Основные логические операции: отрицание, конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция. Основные законы алгебры логики, их использование для преобразования логических выражений. Логические игры. Нахождение выигрышной стратегии.
Учащиеся должны знать:
– основные понятия и законы математической логики.
Учащиеся должны уметь:
– строить и анализировать таблицы истинности;
– преобразовывать логические выражения;
– строить дерево игры по заданному алгоритму и обосновать выигрышную стратегию.
Тема 4. Моделирование
Графы. Представление графа в виде схемы и в табличном виде.
Учащиеся должны уметь:
– сопоставить таблицу и схему, соответствующие одному и тому же графу
– находить количество путей в графе, удовлетворяющих заданным требованиям
2. Информационные и коммуникационные технологии
Тема 1. Электронные таблицы и базы данных
Реляционные базы данных. Объекты, отношения, ключевые поля. Электронные таблицы, формулы, абсолютные и относительные адреса ячеек
Учащиеся должны знать:
– способы представления информации в базах данных.
Учащиеся должны уметь:
– обрабатывать числовую информацию в электронных таблицах.
Тема 2. Компьютерные сети
IP-адрес, маска адреса, поразрядная конъюнкция. Диаграммы Эйлера-Венна, формула включений и исключений.
Учащиеся должны знать:
– базовые принципы сетевой адресации.
Учащиеся должны уметь:
– осуществлять поиск информации в сети Интернет.
3. Алгоритмизация и программирование
Тема 1. Исполнение алгоритмов. Программирование
Тема 2. Задания по программированию с развернутым ответом
Основные алгоритмические конструкции: линейная последовательность операторов, цикл, ветвление. Синтаксис, типы данных, операции, выражения языка программирования (Pascal). Ввод-вывод данных, использование подпрограмм и функций. Использование стандартных библиотек. Работа с массивами. Поиск элемента в массиве по заданному критерию, сортировка.
Учащиеся должны знать:
– формальное исполнение алгоритма, записанного на естественном языке, или умение создавать линейный алгоритм для формального исполнителя с ограниченным набором команд;
– основные конструкции языка программирования, понятия переменной, оператора присваивания.
Учащиеся должны уметь:
– исполнять рекурсивный алгоритм;
– исполнять алгоритм для конкретного исполнителя с фиксированным набором команд;
– работать с массивами;
– анализировать алгоритм, содержащего цикл и ветвление;
– анализировать программу, использующую процедуры и функции;
– анализировать результат исполнения алгоритма;
– прочесть фрагмент программы на языке программирования и исправить допущенные ошибки;
– составить алгоритм и записать его в виде простой программы на языке программирования;
– создавать собственные программы для решения задач средней сложности.
Планируемые результаты
В ходе изучения курса достигаются следующие образовательные результаты, сформированные в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования.
Метапредметные результаты:
– умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
– умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
– владение навыками разрешения проблем;
– способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
– умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением техники безопасности, гигиены, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
– владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Личностные результаты:
– формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
– формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способности ставить цели и строить жизненные планы.
В части развития предметных результатов наибольшее влияние изучение курса оказывает на:
– формирование представления об особенностях проведения, о структуре и содержании КИМов ЕГЭ по информатике;
– формирование навыков и умений эффективно распределять время на выполнение заданий различных типов;
– применять различные методы решения тестовых заданий различного типа по основным тематическим блокам по информатике: подсчитывать информационный объём сообщения; осуществлять перевод из одной системы счисления в другую;
– осуществлять арифметические действия в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
– использовать стандартные алгоритмические конструкции при программировании; строить и преобразовывать логические выражения;
– строить для логической функции таблицу истинности и логическую схему;
– использовать необходимое программное обеспечение при решении задачи;
– писать программы.
Перечень педагогических технологий преподавания учебной дисциплины
- технология традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков;
- технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе;
- технология дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путём деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном;
- технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала;
- личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается учёт возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей;
- технология индивидуализации обучения;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- дистанционные технологии.
Тематическое планирование с указанием основных видов учебной деятельности обучающихся
Материал курса разбит на 3 главы; в соответствии с этим тематический план разделен на 3 модуля. Каждый модуль предусматривает как изучение теории, так и выполнение практических заданий, которые ученики должны выполнить в ходе занятий (на уроках или самостоятельно).
Раздел учебного курса | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся |
1.1 Кодирование информации | 7 | Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания. Практическая деятельность: Решают задачи и выполняют задания на кодирование тестовой, графической и звуковой информации. Кодируют и декодируют сообщения по предложенным правилам. |
1.2 Системы счисления | 4 | Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания. Практическая деятельность: Записывают числа в различных системах счисления. Переводят числа из одной системы счисления в другую. Вычисляют в позиционных системах счисления. Представляют целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и плавающей запятой. |
1.3 Основы логики | 6 | Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания. Практическая деятельность: Выполняют эквивалентные преобразования логических выражений. Строят логические выражения по заданной таблице истинности. Решают простейшие логические уравнения. |
1.4 Моделирование | 2 | Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания. Практическая деятельность: Строят графы, решают задачи с использованием графов. |
2.1 Электронные таблицы и базы данных | 3 | Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания. Практическая деятельность: Работают в электронных таблицах, выполняют поиск данных в базах данных |
2.2 Компьютерные сети | 3 | Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания. Практическая деятельность: Определяют IP-адреса и маски |
3.1 Исполнение алгоритмов Программирование | 4 | Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания. Практическая деятельность: Выполняют вычисления по заданному алгоритму, работают с программой. |
3.2 Задания по программированию с развернутым ответом | 6 | Изучают новый материал в форме интерактивных лекций, семинаров, деловых игр. Обсуждают вопросы и задания к теме. Обобщают теорию, решают задачи и выполняют практические задания. Практическая деятельность: Пишут и тестируют программы |
Итого | 35 часов |
Формы организации учебных занятий
- Урок открытий новых знаний: проблемный урок, беседа, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.
- Урок рефлексии: практикум, комбинированный урок.
- Урок общеметодологической направленности (систематизации знаний): конкурс, урок-игра.
- Урок развивающего контроля: письменные работы, устные опросы, тестирование.
Уроки проводятся в очной форме, с использованием электронного обучения или дистанционных образовательных технологий. Дистанционные формы обучения с использованием Zoom, с использованием образовательных платформ https://www.yaklass.ru/ , https://edu.skysmart.ru/
Критерии и нормы оценки результатов обучения
Системная подготовка – основной результат изучения данного курса. Контроль знаний осуществляется по результатам работы обучающего за всё время изучения курса (текущий, промежуточный, итоговый контроль). Оценивание реализуется по системе «зачтено- не зачтено».
Отметка «зачтено» выставляется, если обучающийся: |
|
Отметка «не зачтено» выставляется, если обучающийся: |
|
Учебно-методическое обеспечение
Для реализации предполагаемого учебного курса можно использовать отдельные издания в виде учебного и методического пособий:
- ЕГЭ-2021. Информатика и ИКТ 10 вариантов. Типовые экзаменационные варианты. Крылов.-М: Издательство «Национальное образование», 2020 (Серия «ЕГЭ-2021. ФИПИ»)
- ЕГЭ 2020. Информатика. 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену / Д.М. Ушаков. – Москва: АСТ, 2019.
- Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020. Информатика и ИКТ. – М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2020.
- Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ. – М.: Федеральный институт педагогических измерений, 2020.
- Самылкина Н.Н. и др. Готовимся к ЕГЭ по информатике. Элективный курс. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.
- ЕГЭ 2020. Информатика. 16 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ / В.Р. Лещинер. – М.: Издательство «Экзамен», 2020.
- Задачник-практикум (Часть 1). Под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
- Информатика. 10 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. Ч. 2. /К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Информатика. 11 класс. Углубленный уровень: учебник в 2 ч. / К.Ю.Поляков, Е.А.Еремин. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Информатика. Единый Государственный Экзамен. Готовимся к итоговой аттестации: [учебное пособие] / В.Р.Лещинер, С.С.Крылов, А.П. Якушкин. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.
- Крылов С.С. Информатика и ИКТ. Методические рекомендации для учащихся по индивидуальной подготовке к ЕГЭ 2020 года. – М.: ФИПИ, 2020.
- Крылов С.С. Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по Информатике и ИКТ. – М.: ФИПИ, 2020.
- Ушаков Д., Юркова Т. Паскаль для школьников. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по информатике "математические основы информатики"
Курс «Математические основы информатики» носит интегративный, междисциплинарный характер и ориентирован на учащихся физико-математического, частично естественно-научного и технико-технологичес...
Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная
Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕ ИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ (ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ИНФОРМАТИКЕИНФОРМАТИКА ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ(ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ)...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10 класса направлена на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ....
Элективный курс по информатике для 11 класс "Информатика: практикум"
Программа данного курса ориентирована на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для подготовки к сдаче единого государственного экзамена....
Элективный курс по информатике "Основы информатики" 10-11 классы
Элективный курс по информатике "Основы информатики" 10-11 классы...
Рабочая программа элективного курса по информатике «Информатика в задачах» для 10-го класса
Элективный курс «Информатика в задачах» направлен на подготовку учеников к ЕГЭ по информатике и ИКТ. Данная программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательны...