Программа внеурочной деятельности по информатике "Математические основы информатики"
творческая работа учащихся по информатике и икт (8 класс)
Программа направлена на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, развитие умения применять теоретические знания для решения различных задач. Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ.
Цель программы: систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, тренировка и отработка навыка решения тестовых заданий в формате ОГЭ, подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи:
- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;
- формирование у учащихся умений работы с тестами;
- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- развитие системного, объектного, алгоритмического, операционального мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematicheskie_osnovy_informatiki_8_kl.docx | 45.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»
Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, реализующей ФГОС ООО,
утверждённой приказом директора НРМОБУ «Салымская СОШ №1» № 444-0 от 31.08.2020г.
Программа курса
внеурочной деятельности
общеинтеллектуальнойнаправленности
«Математические основы информатики»
Автор-составитель:
Шевелева Наталья Андреевна,
учитель информатики
первой категории
Рассчитана на детей 13 -14 лет
Срок реализации программы: 1 год
с. п. Салым
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «Математические основы информатики» адресована обучающимся 8-х классов НРМОБУ «Салымская СОШ № 1». Программа курса разработана на основе ФГОС ООО,авторской программы для 7-9 классов Л.Л. Босовой, А.Ю. Босовой; издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2015г.
Структура, содержание и оформление рабочей программы приведены в соответствии с Положением об организации внеурочной деятельности обучающихся НРМОБУ «Салымская СОШ №1».
Информатика — это научная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Программа направлена на систематизацию знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, развитие умения применять теоретические знания для решения различных задач. Курс построен по принципу сочетания теоретического материала с практическим решением заданий в формате ОГЭ.
Цель программы: систематизация знаний и умений по курсу информатики и ИКТ, тренировка и отработка навыка решения тестовых заданий в формате ОГЭ, подготовка к государственной итоговой аттестации по информатике учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.
Задачи:
- систематизация и расширение знаний учащихся в области информатики;
- формирование у учащихся умений работы с тестами;
- повышение мотивации и интереса учащихся к обучению, активизация их самостоятельной учебно-познавательной деятельности;
- развитие системного, объектного, алгоритмического, операционального мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Срок реализации курса внеурочной деятельности
Программа курса внеурочной деятельности «Математические основы информатики» рассчитана на 1 год. Курс состоит из 34 учебных часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Реализация программы внеурочной деятельности «Математические основы информатики» способствует развитию образовательной среды школы в области информатики и ИКТ.
Оценка достижения планируемых результатов освоения курса
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем решения заданий и выполнения практических заданий и проектных работ. Подведение итогов по результатам освоения материалов программы проводится в форме занятий-практикумов по решению задания и выполнению проектов по изучаемым темам.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения учебной программы являются:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования с учётом устойчивых познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего культурное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметными результатами освоения учебной программы являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметными результатами освоения учебной программы являются:
- формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
- развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, диаграммы;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Учебно-тематический план
№ n/n | Название тем | Количество занятий | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Введение | 1 | 1 | 0 |
2. | Измерение информации | 2 | 1 | 1 |
3. | Системы счисления | 5 | 1 | 4 |
4. | Кодирование информации | 2 | 1 | 1 |
5. | Элементы алгебры логики | 4 | 1 | 3 |
6. | Моделирование | 2 | 1 | 1 |
7. | Коммуникационные технологии | 2 | 1 | 1 |
8. | Алгоритмизация | 2 | 1 | 1 |
9. | Практикум | 13 | 0 | 13 |
10. | Итоговое занятие | 1 | 0 | 1 |
Итого: | 34 | 8 | 26 |
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности
Тема | Основное содержание по темам | Формы организации учебных занятий | Виды учебной деятельности |
Измерение информации | Размер как мера количества содержащейся в нем информации. Единицы измерения информации. | Фронтальные, индивидуальные | Определять количество информации в сообщении. Оперировать с единицами измерения информации. |
Системы счисления | Понятие о позиционных системах счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы счисления. Перевод чисел в различные системы счисления. | Фронтальные, индивидуальные | Переводить целые числа из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. |
Кодирование информации | Кодирование информации. Двоичный алфавит. Связь длины двоичного кода и количества кодовых комбинаций. | Фронтальные, индивидуальные | Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины. |
Элементы алгебры логики | Логика высказываний. Логические значения, операции. | Фронтальные, индивидуальные | Анализировать логическую структуру высказываний. Строить таблицы истинности для логических выражений. Вычислять истинное значение логического выражения. |
Моделирование | Понятие модели. Виды информационных моделей. Использование моделей для решения задач. | Фронтальные, индивидуальные | Строить различные модели. Преобразовывать различные информационные модели. Анализировать и исследовать различные модели в соответствии с поставленной задачей. |
Коммуникационные технологии | Компьютерные сети. Скорость передачи информации. Адресация в сети. | Фронтальные, индивидуальные | Определять время передачи информации по каналу связи с известными характеристиками. Знать принципы адресации ресурсов Интернет. Понимать принципы поиска информации в Интернет. |
Алгоритмизация | Алгоритм. Алгоритм в виде программы. Формальное исполнение алгоритма. | Фронтальные, индивидуальные | Анализировать алгоритм, записанный в виде программы, содержащий цикл и ветвление. Формально исполнять алгоритмы. |
Практикум | Мультимедийная компьютерная презентация. Текстовый редактор. Электронные таблицы. Исполнитель. Среда программирования. | Фронтальные, индивидуальные | Создавать презентации. Создавать текстовый документ. Работать с электронными таблицами. Создавать и выполнять программы для заданного исполнителя. Создавать и выполнять программы на универсальном языке программирования. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Всего часов | Дата | Коррекция | |
план | факт | ||||
Введение | 1 | ||||
1. | Цели изучения курса. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | 2.09 | ||
Измерение информации | 2 | ||||
2. | Единицы измерения количества информации. | 1 | 9.09 | ||
3. | Информационный объем. | 1 | 16.09 | ||
Системы счисления | 5 | ||||
4. | Двоичная система счисления. | 1 | 23.09 | ||
5. | Двоичная система счисления. | 1 | 30.09 | ||
6. | Восьмеричная система счисления. | 1 | 7.10 | ||
7. | Шестнадцатеричная система счисления. | 1 | 14.10 | ||
8. | Двоичная арифметика. | 1 | 21.10 | ||
Кодирование информации | 2 | ||||
9. | Кодирование информации. | 1 | |||
10. | Кодирование информации. | 1 | |||
Элементы алгебры логики | 4 | ||||
11. | Высказывание. | 1 | |||
12. | Логические выражения. | 1 | |||
13. | Решение логических задач. | 1 | |||
14. | Решение логических задач. | 1 | |||
Моделирование | 2 | ||||
15. | Модели объектов. | 1 | |||
16. | Графические модели. | 1 | |||
Коммуникационные технологии | 2 | ||||
17. | Адресация в сети Интернет. | 1 | |||
18. | Количество найденных страниц в Интернете. | 1 | |||
Алгоритмизация | 2 | ||||
19. | Формальное исполнение алгоритма. | 1 | |||
20. | Формальное исполнение алгоритма. | 1 | |||
Практикум | 13 | ||||
21. | Текстовый редактор. | 1 | |||
22. | Текстовый редактор. | 1 | |||
23 | Текстовый редактор. | 1 | |||
24. | Редактор презентаций. | 1 | |||
25. | Редактор презентаций. | 1 | |||
26. | Редактор презентаций. | 1 | |||
27. | Электронные таблицы. | 1 | |||
28. | Формальный исполнитель Робот. | 1 | |||
29. | Формальный исполнитель Робот. | 1 | |||
30. | Формальный исполнитель Робот. | 1 | |||
31. | Программирование на языке Паскаль. | 1 | |||
32. | Программирование на языке Паскаль. | 1 | |||
33. | Программирование на языке Паскаль. | 1 | |||
Итоговое занятие | 1 | ||||
34. | Решение варианта КИМ ОГЭ. | 1 |
Список литературы
- Информатика. Программы для основной школы. 5-6 классы. 7-9 классы.- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.
- Информатика: учебник для 7 класса, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.
- Информатика: учебник для 8 класса, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.
- Информатика: учебник для 9 класса, Л.Л. Босова, А.Ю. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015г.
- Информатика. Примерные рабочие программы курсов внеурочной деятельности. 5–6, 7–9 классы: учебно-методическое пособие.-Л.Л.Босова.-М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019г.
- Информатика. 7-9 классы. Сборник задач и упражнений.- Л.Л. Босова, А.Ю. Босова, Н.А. Аквилянов.- М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018г.
- http://fipi.ru/oge-i-gve-9/demoversii-specifikacii-kodifikatory
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа внеурочной деятельности кружка "Увлекательный мир информатики"
На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ Юный информатик
Данная программа кружка «Юный информатик» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов.Курс построен таким образом, чтобы помочь учащимся заинтересоваться программированием в...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по курсу «Основы проектной деятельности»
Программа разработана на основеразработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ «Об образовании» в действующей редакции, Устава Гимназии, Концепции модернизации российского...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я говорю. Основы риторики»
Основа программы – работа над речью учащихся не только подготовленной, но и спонтанной, импровизированной. Используя различные методы и формы занятий, я стараюсь научить ребят правильно говорить...
Рабочая программа внеурочной деятельности во 2 классе "Информатика вокруг нас"
Данная рабочая программа составлена на основе учебника для общеобразовательных учреждений «Информатика» 2 класс Т.А. Рудченко, А.Л. Семенов.Данная программа кружковых занятий по инфо...
Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтелектуального направления «Основы чертёжной грамотности» для 7-9 классов
Данная рабочая программа по внеурочной деятельности в рамках ФГОС "Основы чертежной грамотности" расчитана на учащихся 7-9 классов...
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Основы финансовой грамотности" 5-9 классс
Авторская программа внеурочной деятельности по математике "Основы финансовой грамотности" 5-9 классс...