Метод проектов в работе учителя информатики
статья по информатике и икт

Джинкеева Ирина Давидовна

Использование проектной технологии позволяет мне реализовывать деятельностный подход на уроках информатики. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных проблем имеет для учащихся личностный смысл. «Всё, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот сущность и основной тезис современного понимания метода проекта в урочной и внеурочной деятельности.

На уроках информатики отдаю приоритет именно практической деятельности учащихся, через которую и происходит познание. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект). Также применяю разные типы проектов: исследовательские, творческие, информационные.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov_v_rabote_uchitelya_informatiki.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов в работе учителя информатики

   Использование проектной технологии позволяет мне реализовывать деятельностный подход на уроках информатики. Этот метод организации самостоятельной работы учащихся по решению учебных проблем имеет для учащихся личностный смысл. «Всё, что я познаю, я знаю для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» - вот сущность и основной тезис современного понимания метода проекта в урочной и внеурочной деятельности.

На уроках информатики отдаю приоритет именно практической деятельности учащихся, через которую и происходит познание. Идеальным средством для решения этой задачи служит метод проектов. Проектная деятельность в зависимости от реализуемых образовательных задач может принимать всяческие формы: это может быть грандиозный проект на целый учебный год и более (он может быть и сквозным, то есть не прерывающим классические занятия), а может – проектом на один или несколько уроков (мини-проект). Также применяю разные типы проектов: исследовательские, творческие, информационные.

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые необходимо четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

I этап. Организационный.

II этап. Выбор и обсуждение главной идеи будущего проекта. Он включает определение целей и задач, обсуждение стратегии достижения поставленных целей и уточнение проектов.

III этап. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся на уроке и во внеурочное время.

IV этап. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных групп учащихся, подбор необходимых материалов.

V этап. Собственно работа над проектом.

VI этап. Подведение итогов.

Для меня данный метод является эффективным приемом организации учебной деятельности. В процессе такой работы возникает деловое сотрудничество - дети взаимодействуют с другими участниками и учителем, они получают удовлетворение от своей работы. В ходе работы над проектом, актуальны все виды деятельности. У школьников формируются навыки самостоятельной исследовательской деятельности, развиваются умения работать с источником, анализировать, сравнивать и обобщать информацию.

Использую такие средства:

- решение проблем других областей средствами информационных технологий (например, построение динамики популяций в MS Excel; рисование топографической карты в графическом редакторе или создание плаката или стенда для кабинета; составление программы, решающей физическую, химическую, математическую или иную задачу);

-внедрение знаний из других областей в задачи, решаемые информатикой (часто в проектной деятельности требуются знания из других дисциплин, иногда можно типовые задачи разбавлять терминами разных областей знаний). Часто на уроках решаем экономические задачи.

- комбинирование уроков (здесь могут присутствовать каждый или оба из предыдущих пунктов).

Применение метода проектов всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую (работа в малых группах). Деятельность групп направлена на достижение определенных учебных целей. Группы ответственны за решение поставленных задач, выполнение различных проектов, демонстрацию своих успехов.

В своей работе я использую межпредметные и метапредметные информационные проекты (информатика - биология, информатика – биология – география – физика –химия, информатика – английский язык, информатика - краеведение ). По договоренности с учителями предметниками учащиеся, получив задание на уроках, могут его выполнять и оформлять на уроках информатики, а затем представлять свой проект на других уроках в соответствии с программой изучения предмета. Польза такого сотрудничества весьма очевидна.

Поощряю помощь родителей в создании семейных проектов – семейный фотоальбом, семейное дерево, история семьи в истории нашего района. На старшем этапе проектная деятельность становится научной. Учащиеся начинают работу над научно-исследовательскими проектами. К источникам информации добавляются научно-популярная, публицистическая и художественная литература в оригинале, аутентичные СМИ, научно-популярные, документальные, художественные фильмы, консультации специалистов. Учащиеся пишут научные статьи, рефераты, доклады, занимаются научно-исследовательской работой.

Примеры использования метода проектов на уроке информатики

Содержание учебного материала

Примерные темы проектов

Содержание проекта.

Рисуем на компьютере

Мой  класс

Рисунок, выполненный в Paint + небольшой рассказ (стихотворение) к этому рисунку

Компьютерное конструирование

Геометрическое конструирование

Создание рисунков из геометрических фигур (аппликация + программная реализация в Paint)

Строковый редактор

Мой словарь (русский немецкий)

Словарь на 2-х языках (1 страничка)

Алгоритмы

Алгоритмы из области естествознания

Разработка алгоритма

Понятие о стратегии компьютерных игр

Проект «Играем и выигрываем»

Придумать игру

Программирование графических объектов на Бейсике

Рисуем в Бейсике

Коллекция рисунков на некоторую тему, созданная средствами Бейсика

Текстовый процессор Word

Я - журналист

Создание журнала, газеты

Основы компьютерной графики

Я - художник

Рисунок на тему, предложенную учителем

Электронные таблицы

Ох уж, эти таблицы

Применение Excel для решения различного класса задач

PowerPoint

Конкурс презентаций

Тема выбирается учащимися

Базы данных

Моя БД

Разработка БД

Программирование

Я - программист

Решение прикладных задач на Paskal

Информационные технологии и моделирование

Мир информационных моделей

Моделирование информационных процессов

Техническое обеспечение информационных технологий

Проект «Мой компьютер»

Рассказать об устройстве компьютера (любая программная реализация)

PhotoShop

Я и PhotoShop

Выставка рисунков

Настольные издательские системы

Проект: «Профессий много…»

Буклет о будущей профессии

Флэш технологии

Мир анимации

Тема выбирается учащимися

Создание WEB- страниц

Я и WWW

Тема выбирается учащимися

Также были качественно выполнены следующие проекты по информатике при помощи ИКТ: «Лучшие информационные ресурсы мира», «Искусственный интеллект и ЭВМ», «Вирусы и борьба с ними», «Мертвые языки программирования» и др.

И в заключение можно сказать о том, что необходимость применения проектной методики в современном школьном образовании обусловлено очевидными тенденциями в образовательной системе к более полноценному развитию личности учащегося, его подготовки к реальной деятельности. Проектная методика находит все более широкое применение при обучении учащихся информатике и информационным технологиям. Применение проектной методики даёт высокие результаты на всех этапах обучения средней общеобразовательной школы, т.к. сущность проектной методики отвечает основным психологическим требованиям личности на любом этапе её развития.

В целом проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая значительно повышает уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов в школьном курсе Информатика и ИКТ

Процесс информатизации общества становится всё более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были ...

Метод проектов в работе ШМО учителей русского языка и литературы

Технология «Метод проектов». В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, р...

Из опыта работы учителя информатики Кузововой Ольги Ивановны по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики".

Тезисы выступления на педагогическом совете по обобщению опыта работы по технологии "Проектные методы обучения на уроках информатики....

Метод проектов. Опыт работы учителя математики Васильевой Е.С. ГОУ №411

Метод проектов, система интегрированных уроков позволяет моделировать целостное образовательное пространство при обучении математике, открывающее разнообразные возможности для творческой самореа...

Обобщение педагогического опыта по теме «Метод проектов в работе учителя-словесника как технология реализации идей личностно ориентированного обучения»

Метод проектов понимается нами как инновационная технология реализации принципов личностно ориентированного образования и воспитания языковой личности. Понятие «технология» рассматривается как «...

Использование метода проектов в работе учителя иностранных языков

Данный материал представляет собой обобщение результатов работы учителя над использованием  проектной деятельности в работе учителя иностранных языков....

Современные подходы к работе учителя информатики с одаренными детьми (из опыта работы учителя информатики)

Актуальность работы с одаренными детьми связана с преобразованиями, совершающимися в нашем обществе. На сегодняшний день, на первый план выходит интеллектуальная, изобретательно талантливая и разносто...