Рабочая программа по информатике 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)
Учебник «Информатика» для 8 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_8_klass_informatika_2020-2021.docx | 694.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
- Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования
- Примерной программой по информатике. 7-9 классы; авторской рабочей программой Семакина И.Г. 7 – 9 классы. М.: БИНОМ., 2017. – (ФГОС) к УМК предметной линии «Информатика и ИКТ» под редакцией Семакина И.Г., Залоговой Л.А. и др . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Сосорова Н.С.»
- Учебного плана МБОУ «Цагатуйская СОШ им. Сосорова Н.С.» на 2020-2021 учебный год
- Положения о рабочей программе
Учебно-методический комплекс:
- Учебник Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестакова— 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний 2017
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school- collection.edu.ru/).
4. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения
по информатике в основной школе, под ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую
мастерскую на сайте методической службы).
Используемые образовательные ресурсы
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
2. Материалы авторской мастерской http://metodist.lbz.ru/ authors/informatika/3
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, на реализацию национально-регионального компонента отводится 20% учебного времени, что составляет в 8 классе – 6 учебных часов.
Учебная программа 8 класса рассчитана на 35 часов, по 1 часу в неделю.
Цели, задачи учебного предмета.
Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах основной школы – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Реализация целей потребует решения следующих задач:
систематизировать подходы к изучению предмета; сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации; научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ; показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Планируемые результаты изучения курса "Информатика и ИКТ"
Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.
Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий) имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.
Ученик научится:
Личностные образовательные результаты:
•приобретение опыта использования электронных средств в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;
- повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
- рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;
- организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.
Метапредметные образовательные результаты:
- получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;
•умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;
- владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
- умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
- умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.
Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика» согласно требованиям ФГОС.
- Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
- Формирование информационной и алгоритмической культуры.
- Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
- Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
- Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства.
- Формирование представления о понятии информации и ее свойствах.
- Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах.
- Формирование представления о понятии модели и ее свойствах.
- Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
- Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
- Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
- Формирование знаний о логических значениях и операциях.
- Знакомство с одним из языков программирования.
- Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
- Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Содержание курса «Информатика и ИКТ»
1. Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
⇒ что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
⇒ назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов,
протоколов;
⇒ назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
⇒ что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
⇒ осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
⇒ осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
⇒ осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
⇒ осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые
системы
⇒ работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование 4 ч (3+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
⇒ что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
⇒ какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
⇒ приводить примеры натурных и информационных моделей;
⇒ ориентироваться в таблично организованной информации;
⇒ описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
3. Хранение и обработка информации в базах данных 10ч (5+5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
⇒ что такое база данных, СУБД, информационная система;
⇒ что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
⇒ структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных
⇒ что такое логическая величина, логическое выражение;
⇒ что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
⇒ открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
⇒ организовывать поиск информации в БД;
⇒ редактировать содержимое полей БД;
⇒ сортировать записи в БД по ключу;
⇒ добавлять и удалять записи в БД;
⇒ создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере 10 ч (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Учащиеся должны знать:
⇒ что такое электронная таблица и табличный процессор;
⇒ основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
⇒ какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; ⇒ основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
⇒ графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
⇒ открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
⇒ редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
⇒ выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;
⇒ получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора; ⇒ создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
Тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ»
№ урока | тема урока | Количество уроков | Дата проведения | Коррекция | |
по плану | фактически | ||||
Раздел 1: Передача информации в компьютерных сетях 8ч. | |||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Повторение материала за 7 класс. | 1 | |||
2 | Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных. | 1 | |||
3 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. НРК | 1 | |||
4 | Электронная почта, телеконференции, обмен файлами Работа с электронной почтой. | 1 | |||
5 | ИнтернетСлужба WorldWideWeb. Способы поиска информации в Интернете | 1 | |||
6 | Работа с WWW: использование URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске. Поиск информа- ции в Интернете с использованием поисковых систем | 1 | |||
7 | Создание простейшейWebстраницы с использованием текстового редактора. НРК | 1 | |||
8 | Итоговое тестирование по теме Передача информации в компьютерных сетях | 1 | |||
Раздел 2: Информационное моделирование 5 ч. | |||||
1 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели. НРК | 1 | |||
2 | Табличные модели | 1 | |||
3 | Информационное моделирование на компьютере | 1 | |||
4 | Проведение компьютерных экспериментов с мате- матической и имитационной моделью | 1 | |||
5 | Итоговое тестирование по теме Информационное моделирование. | 1 | |||
Раздел 3: Хранение и обработка информации в базах данных 10ч. | |||||
1 | Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных | 1 | |||
2 | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы. | 1 | |||
3 | Проектирование однотабличной базы данных. Форматы полей. Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. НРК | 1 | |||
4 | Условия поиска информации, простые логические выражения | 1 | |||
5 | Формирование простых запросов к готовой базе данных. | ||||
6 | Логические операции. Сложные условия поиска | ||||
7 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | 1 | |||
8 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | 1 | |||
9 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение . НРК | 1 | |||
10 | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | 1 | |||
Раздел 4: Табличные вычисления на компьютере 12 ч. | |||||
1 | Системы счисления. Двоичная система счисления. | 1 | |||
2 | Представление чисел в памяти компьютера | 1 | |||
3 | Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполне ния таблиц. НРК | 1 | |||
4 | Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование. | 1 | |||
5 | Абсолютная и относительная адресация. Понятие диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы | 1 | |||
6 | Использование встроенных математических и статистических функций. Сортировка таблиц | 1 | |||
7 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени | 1 | |||
8 | Построение графиков и диаграмм. Использо вание логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации. | 1 | |||
9-10 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели НРК | 2 | |||
11 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | 1 | |||
12 | Итоговый тест по курсу 8 класса. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...