Рабочая программа по информатике 8 класс
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Шарапова Арюна Санжиевна

Учебник  «Информатика» для 8 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.  — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_8_klass_informatika_2020-2021.docx694.86 КБ

Предварительный просмотр:

  C:\Users\Admin\Documents\Scanned Documents\Рисунок (92).jpg

     

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 8 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ОOO) с изменениями и дополнениями и на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

  • Федерального перечня учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования
  • Примерной программой по информатике. 7-9 классы; авторской рабочей программой Семакина И.Г. 7 – 9 классы. М.: БИНОМ., 2017. – (ФГОС) к УМК  предметной линии «Информатика и ИКТ» под редакцией Семакина И.Г., Залоговой Л.А. и др . – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  • Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Цагатуйская  СОШ им. Сосорова Н.С.»
  • Учебного плана МБОУ «Цагатуйская  СОШ им. Сосорова Н.С.» на 2020-2021 учебный год
  • Положения о рабочей программе

Учебно-методический комплекс:

  1. Учебник  Информатика: учебник для 8 класса/ И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В.Шестакова— 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
  2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний 2017
  3. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school- collection.edu.ru/).  

         4.  Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения  

              по информатике в основной школе, под ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую  

             мастерскую на сайте методической службы).

Используемые образовательные ресурсы

1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/

2. Материалы авторской мастерской http://metodist.lbz.ru/ authors/informatika/3

В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, на реализацию национально-регионального компонента отводится 20% учебного времени, что составляет в 8  классе –  6 учебных часов.

Учебная программа  8 класса рассчитана на 35  часов, по 1 часу в неделю.

Цели, задачи учебного предмета.

Главная цель изучения предмета «Информатика и ИКТ» в 7-9 классах основной школы – формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.  

Реализация целей потребует решения следующих задач:  

 систематизировать подходы к изучению предмета;  сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;  научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;  показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

    обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования;

    сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Планируемые результаты изучения курса "Информатика и ИКТ"

Сформулированные цели реализуются через образовательные результаты, которые структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают предметные, метапредметные и личностные результаты.

Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств информационных и коммуникационных технологий) имеют значимость для других предметных областей и формируются там, также они значимы и для формирования качеств личности, т. е. становятся метапредметными и личностными.  

Ученик научится:

Личностные образовательные результаты:

приобретение опыта использования электронных средств  в учебной и практической деятельности; освоение типичных ситуаций по настройке и управлению персональных средств ИКТ, включая цифровую бытовую технику;

  • повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ;
  • рассуждения об изменении в жизни людей и о новых профессиях, появившихся с изобретением компьютера;
  • организация индивидуальной информационной среды, в том числе с помощью типовых программных средств.

Метапредметные образовательные результаты:

  • получение опыта использования методов и средств информатики для исследования и создания различных графических объектов;

умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность;

  • владение основными общеучебными умениями информационного характера: анализа ситуации, планирования деятельности и др.;
  • умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
  • умение решать задачи из разных сфер человеческой деятельности с применением методов информатики и средств ИКТ.

Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика» согласно требованиям ФГОС.

  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
  1. Формирование информационной и алгоритмической культуры.
  2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации.
  3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств.
  1. Формирование представления об основных  изучаемых понятиях: информация, алгоритм,  модель – и их свойства.
  1. Формирование представления о понятии информации и ее свойствах.
  2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах.
  3. Формирование представления о понятии модели  и ее свойствах.
  1. Развитие алгоритмического мышления,  необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;  развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя;  формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.
  1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя.
  2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической.  
  3. Формирование знаний о логических значениях и операциях.
  4. Знакомство с одним из языков программирования.
  1. Формирование умений  формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
  2. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание курса «Информатика и ИКТ»

1. Передача информации в компьютерных сетях 8ч (4+4)

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта,  телеконференции, файловые архивы пр.  Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами;  Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя  отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

           Учащиеся должны знать:

       что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; 

       назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов,      

             протоколов; 

       назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др; 

        что такое Интернет;  какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»  — WWW. 

           Учащиеся должны уметь:

      осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; 

      осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; 

      осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера; 

      осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые      

            системы  

         работать с одной из программ-архиваторов. 

2. Информационное моделирование  4 ч (3+1)

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.  

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные.  Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

         Учащиеся должны знать:

       что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;

       какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).     

        Учащиеся должны уметь:

      приводить примеры натурных и информационных моделей;

      ориентироваться в таблично организованной информации; 

      описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев. 

3. Хранение и обработка информации в базах данных 10ч (5+5)

Понятие базы данных (БД), информационной системы.  Основные понятия БД: запись, поле,  типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.   Проектирование и создание однотабличной БД. 

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере  работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки;  формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения;  формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким  ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Учащиеся должны знать: 

 что такое база данных, СУБД,  информационная система; 

 что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи);  типы и форматы полей;  

 структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных  

 что такое логическая величина, логическое выражение;

 что такое логические операции, как они выполняются.

Учащиеся должны уметь: 

 открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа; 

 организовывать поиск информации в БД; 

 редактировать содержимое полей БД; 

 сортировать записи в БД по ключу; 

 добавлять и удалять записи в БД; 

 создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД. 

4. Табличные вычисления на компьютере 10 ч (5+5)

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.  

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции.  Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы. Учащиеся должны знать: 

 что такое электронная таблица и табличный процессор; 

 основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; 

 какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;  основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;  

 графические возможности табличного процессора. 

Учащиеся должны уметь: 

 открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров; 

 редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице; 

 выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставка, сортировка;

  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;  создавать электронную таблицу для несложных  расчетов. 

Тематическое планирование по курсу «Информатика и ИКТ»

№ урока

тема урока

Количество уроков

Дата проведения

Коррекция

по плану

фактически

Раздел 1:   Передача информации в компьютерных сетях 8ч.

1

Инструктаж по технике безопасности. Повторение материала за 7 класс.

1

2

Компьютерные

сети: виды, структура, принципы функционирования. Аппаратное и программное обеспечение работы глобальных компьютерных сетей. Скорость передачи данных.

1

3

Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. НРК

1

4

Электронная почта, телеконференции, обмен файлами

 Работа с электронной почтой.   

1

5

ИнтернетСлужба WorldWideWeb. Способы поиска информации в

Интернете

1

6

Работа с WWW: использование

URL-адреса и гиперссылок, сохранение информации на локальном диске.  

Поиск информа-

ции в Интернете с использованием поисковых систем

1

7

Создание простейшейWebстраницы с использованием текстового редактора. НРК

1

8

Итоговое тестирование по теме Передача информации в компьютерных сетях

1

Раздел 2:  Информационное моделирование  5 ч.

1

Понятие модели. Назначение         и свойства моделей. Графические информационные модели. НРК

1

2

Табличные модели

1

3

Информационное моделирование на компьютере

1

4

Проведение компьютерных экспериментов с  мате-

матической         и имитационной моделью

1

5

Итоговое тестирование по теме  Информационное моделирование.

1

Раздел 3:  Хранение и обработка информации в базах данных 10ч.

1

Понятие базы данных и информационной системы. Реляционные базы данных

1

2

Назначение СУБД.

Работа с готовой базой данных: добавление, удаление и редактирование записей в режиме таблицы.

1

3

Проектирование однотабличной базы         данных.

Форматы полей.  

 Проектирование однотабличной базы данных и создание БД на компьютере. НРК

1

4

Условия поиска информации, простые логические выражения

1

5

Формирование простых запросов к готовой базе данных.

6

Логические операции. Сложные условия поиска

7

Формирование сложных запросов к готовой базе данных

1

8

Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки

1

9

Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение . НРК

1

10

Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах

данных»

1

Раздел 4:  Табличные вычисления на компьютере 12 ч.

1

Системы счисления.  Двоичная система счисления.  

1

2

Представление чисел в памяти компьютера

1

3

Табличные расчёты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы. Данные в электронной таблице: числа, тексты, формулы. Правила заполне ния таблиц. НРК

1

4

Работа с готовой электронной таблицей: добавление и удаление строк и столбцов, изменение формул и их копирование.

1

5

Абсолютная         и относительная адресация. Понятие         диапазона. Встроенные функции. Сортировка таблицы

1

6

Использование встроенных математических и статистических функций.  Сортировка таблиц

1

7

Деловая графика. Логические операции и условная функция. Абсолютная адресация. Функция времени

1

8

Построение графиков и диаграмм. Использо вание логических функций и условной функции. Использование абсолютной адресации.  

1

9-10

Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. Имитационные модели НРК

2

11

Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере»  

1

12

Итоговый тест по курсу 8 класса.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...