Урок по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление". Сложные условия"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс)
Подробная разработка урока информатики в 10 классе по теме "Алгоритмическая структура "Ветвление". Сложные условия".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_slozhnye_usloviya.docx | 842.16 КБ |
prilozhenie_1._slozhnye_usloviya.ppt | 782 КБ |
prilozhenie_2._zadaniya_po_teme_slozhnye_usloviya.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по информатике
Класс: 10
Урок: 72.
Тема: Алгоритмическая структура «Ветвление». Сложные условия
Место: Второй урок в теме «Алгоритмические структуры «ветвление» и «выбор»», в разделе «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования».
Цель урока:
образовательная: формирование умения составлять сложные условия в алгоритмической структуре «Ветвление» при написании программ на языке программирования Pascal.
развивающая: развитие умения анализировать учебный материал, развитие умения слушать и вступать в диалог.
воспитательная: воспитание самостоятельности, внимательности, целеустремленности.
Частные задачи:
- повторить понятие «разветвляющийся алгоритм»;
- ввести понятие «сложное условие»;
- формировать умение строить алгоритмы с условным оператором;
- формировать умение составлять сложные условия в алгоритмической структуре «Ветвление»;
- формировать умение составлять алгоритмы на языке программирования Pascal;
- формировать умение работать в среде программирования Pascal ABC.
Планируемые образовательные результаты:
предметные: формирование навыков написания программ на языке программирования Pascal с применением сложных условий в алгоритмической структуре «Ветвление»;
личностные: формирование способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
регулятивные: формирование умения осуществлять контроль над своей деятельностью, умения самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
коммуникативные: формирование умения слушать, высказывать собственную точку зрения, строить понятийно речевые аппараты;
познавательные: формирование умения работать с языками программирования и компьютерными программами, в частности с Pascal ABC.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Тип занятия: комбинированный.
Используемые методы, технологии обучения: наглядно-иллюстративный, практический, словесный.
Вид деятельности: получение новых знаний.
Оборудование: ПК, проектор, презентация «Сложные условия», раздаточный материал (карточка с заданиями для первичной проверки понимания изученного материала), компьютеры.
Программное обеспечение: Pascal ABC.
План занятия:
- Организационный этап (1 мин)
- Этап проверки выполнения домашнего задания (4 мин)
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе урока (5 мин)
- Этап усвоения новых знаний и способов действий (9 мин)
- Этап первичной проверки понимания изученного (7 мин)
- Этап применения знаний и способов действий (9 мин)
- Этап подведения итогов занятия (3 мин)
- Этап информации о домашнем задании (2 мин)
Ход занятия:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Решите задачу Задача. Фирма набирает сотрудников от 25 до 40 лет включительно. Ввести возраст человека и определить, подходит ли он фирме (вывести ответ «подходит» или «не подходит» ) . Особенность: надо проверить, выполняются ли два условия одновременно. Можно ли решить известными методами?
Вариант 1. Алгоритм начало ввод x x >= 25? да нет x < = 40? да нет ' подходит ' ' не подходит ' ' не подходит ' конец
Вариант 1. Программа program qq; var x: integer; begin writeln(' Введите возраст '); read ( x ); if x >= 25 then if x <= 40 then writeln (' Подходит ') else writeln (' Не подходит ') else writeln (' Не подходит ‘ ) ; end. if x <= 40 then writeln (' Подходит ') else writeln (' Не подходит ')
Сложные условия
Сложные условия Простые условия (отношения) < <= > >= = <> Сложное условие – это условие, состоящее из нескольких простых условий (отношений), связанных с помощью логических операций : not – НЕ (отрицание, инверсия) and – И (логическое умножение, r онъюнкция, одновременное выполнение условий) or – ИЛИ (логическое сложение, дизъюнкция, выполнение хотя бы одного из условий) xor – исключающее ИЛИ (выполнение только одного из двух условий, но не обоих)
Сложные условия Порядок выполнения (приоритет = старшинство ) выражения в скобках not and or, xor <, <=, >, >=, =, <> Особенность – каждое из простых условий обязательно заключать в скобки. Пример if not (a > b) or (c <> d) and (b <> a) then begin ... end
Вариант 2. Алгоритм начало ввод x x >= 25 и x < = 40? да нет ' подходит ' ' не подходит ' конец
Вариант 2. Программа program qq; var x: integer; begin writeln(' Введите возраст '); read ( x ); end. if ( x >= 25 ) and ( x <= 40 ) then writeln (' Подходит ') else writeln (' Не подходит ') сложное условие
Сложные условия Истинно или ложно при a := 2; b := 3; c := 4; not (a > b) (a < b) and (b < c) not (a >= b) or (c = d) (a < c) or (b < c) and (b < a) (a < b) xor not (b > c) Для каких значений x истинны условия: (x < 6) and (x < 10) (x < 6) and (x > 10) (x > 6) and (x < 10) (x > 6) and (x > 10) (x < 6) or (x < 10) (x < 6) or (x > 10) (x > 6) or (x < 10) (x > 6) or (x > 10) True True True True FALSE (- ; 6) (6; 10) (10; ) (- ; 10) (- ; 6) (10; ) (- ; ) (6; )
Задания «4»: Ввести номер месяца и вывести название времени года. Пример: Введите номер месяца: 4 весна «5»: Ввести возраст человека (от 1 до 150 лет) и вывести его вместе с последующим словом «год», «года» или «лет». Пример: Введите возраст: Введите возраст: 24 57 Вам 24 года Вам 57 лет
Домашнее задание Учебник: п. 4.1.2 (с. 192-193) .
Предварительный просмотр:
Приложение 2. Задания по теме «Сложные условия»
1. Определите значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы:
a := 10; b := 5;
if not(a < 5) then a := 5;
Ответ: _______________________
2. Определите значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы:
a := 10; b := 5;
if (a > 5) and (a < b) then a := a - 5;
Ответ: _______________________
3. Определите значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы:
a := 10; b := 5;
if (a > 1) or (a < b) then a := a - 5;
if ( a > 1) and (a = b) then a := a – 5;
Ответ: _______________________
4. Определите значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы:
a := 10; b := 5;
if (a > 1) and (a < b) then a := a - 5;
if ( a > 1) and (a = b) then a := a – 5;
Ответ: _______________________
5. Какую логическую операцию нужно добавить в программу вместо многоточия, чтобы значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы стало равно 17?
a := 10; b := 5;
if (a > 1) … (a < b) then a := a – 7
else a := a+7;
Ответ: _______________________
6. Какую логическую операцию нужно добавить в программу вместо многоточия, чтобы значение переменной «a» после выполнения фрагмента программы стало равно 3?
a := 10; b := 5;
if (a < 1) … (a > b) then a := a – 7
else a := a + 7;
Ответ: _______________________
7. Какую логическую операцию нужно добавить в программу вместо многоточия, чтобы значение переменной «a» после выполнения программы стало равно 15?
a := 10; b := 5;
if (a < 1) … (a > b) then a := a – 5
else a := a + 5;
Ответ: _______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок+дидактические средства по теме "Условный оператор языка программирования PASCAL (сложные условия)".
Представлен материал по теме "Условный оператор языка программирования PASCAL (сложные условия)". Рассмотрены основные принципы построения сложного условия в ЯП Паскаль. Тип урока: комбинированный. Ме...
Урок информатики в 8 классе по теме "Условный оператор. Сложные условия"
Урок информатики в 8 классе по теме "Условный оператор. Сложные условия"...
Презентация, конспект к уроку информатики в 8 классе: "Условия выбора и сложные логические выражения"
Презентация, конспект к уроку информатики в 8 классе: "Условия выбора и сложные логические выражения"...
Сложные условия в Паскале_урок 1
Презентация к уроку: "Сложныеусловия в Паскале"...
Урок информатика 8 класс «Логические операции.Сложные условия поиска
Урок информатика 8 класс «Логические операции.Сложные условия поиска...
Уроки Python 3 - Сложные условия
Уроки Python 3 - Сложные условия...
Открытый урок по информатике по теме "Сложные условия", 8 класс
Открытый урок по информатике по теме "Сложные условия", 8 класс. Исполнитель Робот...