Презентация, конспект к уроку информатики в 8 классе: "Условия выбора и сложные логические выражения"
презентация к уроку по информатике и икт (8 класс)

Natalya Sadykova

Презентация, конспект к уроку информатики в 8 классе: "Условия выбора и сложные логические выражения"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Условия выбора и сложные логические выражения ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ БД «ФАКУЛЬТАТИВЫ» 1.РУСАИНОВ ЗАНИМАЕТСЯ ГЕОЛОГИЕЙ. ИСТИНА 2.ШЛЯПИНА ПОСЕЩАЕТ ФАКУЛЬТАТИВЫ ИСТИНА БД «УСПЕВАЕМОСТЬ» 3.У АЛИКИНА ПО ФИЗИКЕ ТО ЛИ 4, ТО ЛИ 5. ИСТИНА 4.У ГАЛКИНОЙ ПО АЛГЕБРЕ НЕ ДВОЙКА. ИСТИНА БД «ПОГОДА» 5.15 МАРТА 2007 ГОДА БЫЛИ ОСАДКИ. ИСТИНА 6.17 МАРТА 2007 ГОДА ВЛАЖНОСТЬ БЫЛА МЕНЬШЕ 100% ЛОЖЬ БД «ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА» 7.В БИБЛИОТЕКЕ ЕСТЬ КНИГИ БЕЛЯЕВА А.Р., ИЗДАННЫЕ НЕ РАНЕЕ 1990 ГОДА. ИСТИНА 8.В БИБЛИОТЕКЕ ЕСТЬ КНИГИ ТОЛСТОГО Л.Н. ИЛИ ТУРГЕНЕВА И.С. ИСТИНА

Слайд 2

Соответствующие логические выражения: ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ БД «ФАКУЛЬТАТИВЫ» 1.РУСАИНОВ ЗАНИМАЕТСЯ ГЕОЛОГИЕЙ. ИСТИНА ФАМИЛИЯ = “ РУСАНОВ ” И ГЕОЛОГИЯ ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ БД «ФАКУЛЬТАТИВЫ» 1.РУСАИНОВ ЗАНИМАЕТСЯ ГЕОЛОГИЕЙ. ИСТИНА 2.ШЛЯПИНА ПОСЕЩАЕТ ФАКУЛЬТАТИВЫ ИСТИНА ФАМИЛИЯ = “ ШЛЯПИНА ” И (ЦВЕТОВОДСТВО ИЛИ ГЕОЛОГИЯ ИЛИ ТАНЦЫ)

Слайд 3

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ БД «УСПЕВАЕМОСТЬ» 3.У АЛИКИНА ПО ФИЗИКЕ ТО ЛИ 4, ТО ЛИ 5. ИСТИНА УЧЕНИК= “ АЛИКИН ПЕТР ” И (ФИЗИКА=4 ИЛИ ФИЗИКА=5) ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ БД «УСПЕВАЕМОСТЬ» 3.У АЛИКИНА ПО ФИЗИКЕ ТО ЛИ 4, ТО ЛИ 5. ИСТИНА 4.У ГАЛКИНОЙ ПО АЛГЕБРЕ НЕ ДВОЙКА. ИСТИНА НЕ АЛГЕБРА =2 И УЧЕНИК= “ ГАЛКИНА НИНА ”

Слайд 4

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ БД «ПОГОДА» 5.15 МАРТА 2007 ГОДА БЫЛИ ОСАДКИ. ИСТИНА ДЕНЬ=15/03/2007 И (ОСАДКИ= “ ДОЖДЬ ” ИЛИ ОСАДКИ= “ СНЕГ ” ) ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ БД «ПОГОДА» 5.15 МАРТА 2007 ГОДА БЫЛИ ОСАДКИ. ИСТИНА 6.17 МАРТА 2007 ГОДА ВЛАЖНОСТЬ БЫЛА МЕНЬШЕ 100% ЛОЖЬ ДЕНЬ=17/03/2007 И ВЛАЖНОСТЬ < 100

Слайд 5

ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ БД «ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА» 7.В БИБЛИОТЕКЕ ЕСТЬ КНИГИ БЕЛЯЕВА А.Р., ИЗДАННЫЕ НЕ РАНЕЕ 1990 ГОДА. ИСТИНА АВТОР = “ БЕЛЯЕВ А.Р. ” И ГОД > = 1990 ВЫСКАЗЫВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ БД «ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА» 7.В БИБЛИОТЕКЕ ЕСТЬ КНИГИ БЕЛЯЕВА А.Р., ИЗДАННЫЕ НЕ РАНЕЕ 1990 ГОДА. ИСТИНА 8.В БИБЛИОТЕКЕ ЕСТЬ КНИГИ ТОЛСТОГО Л.Н. ИЛИ ТУРГЕНЕВА И.С. ИСТИНА АВТОР = “ ТОЛСТОЙ Л.Н. ” ИЛИ АВТОР = “ ТУРГЕНЕВ И.С. ”

Слайд 6

И – логическое умножение (конъюнкция) ИЛИ – логическое сложение (дизъюнкция) НЕ – отрицание (инверсия) Выражение, содержащее логические операции, будем называть сложным логическим выражением.

Слайд 7

ФАМИЛИЯ = “ ШЛЯПИНА ” И (ЦВЕТОВОДСТВО ИЛИ ГЕОЛОГИЯ ИЛИ ТАНЦЫ) УЧЕНИК= “ АЛИКИН ПЕТР ” И (ФИЗИКА=4 ИЛИ ФИЗИКА=5) НЕ АЛГЕБРА =2 И УЧЕНИК= “ ГАЛКИНА НИНА ” ДЕНЬ=15/03/2007 И (ОСАДКИ= “ ДОЖДЬ ” ИЛИ ОСАДКИ= “ СНЕГ ” ) ПО УБЫВАНИЮ СТАРШИНСТВА: НЕ – отрицание (инверсия) И – логическое умножение (конъюнкция) ИЛИ – логическое сложение (дизъюнкция)



Предварительный просмотр:

  1. Тема: Условия выбора и сложные логические выражения

Предмет:  Информатика и ИКТ

Класс: 8

Литература:  1. Информатика и ИКТ:  учебник для 8  класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова,  С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.   М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

2. И. Г. Семакин. Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики. Дистанционный курс повышения квалификации. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005.

3. А. Х. Шелепаева. Поурочные разработки по информатике. 8-9 кл. М.: ВАКО, 2008.

Цель  урока: Научиться выполнять запросы к базам данных с использованием сложных логических выражений; освоить способы построения сложных запросов с использованием сложных  логических выражений; научиться осуществлять выбор оптимальных  параметров условий отбора для неформализованных задач.

Задачи:

- обучающие

  • закрепить понятие «простое логическое выражение» и знаки отношений;
  • cформировать у учащихся понятие «сложное логическое выражение»;
  • cформировать представление об основных логических операциях и их результатах.

- развивающие

  • развивать у учащихся логическое мышление;
  • развивать познавательный интерес;

- воспитательные

  • формирование ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения.

Тип урока:  комбинированный

Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная.

Необходимое техническое оборудование:  компьютерный класс, персональные компьютеры на каждого ученика, мультимедийный проектор.

Этапы урока

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация опорных знаний .
  3. Изучение нового материала.
  4. Закрепление нового материала.
  5. Домашнее задание
  6. Итоги урока.

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Актуализация опорных знаний

Таблица 2.1. Домашняя библиотека

Номер

Автор

Название

Год

Полка

0001

Беляев А.Р.

Человек-амфибия

1987

5

0002

КервудД.

Бродяги Севера

1991

7

0003

Тургенев И.С.

Повести и рассказы

1982

1

0004

Олеша Ю.К.

Избранное

1987

5

0005

Беляев А.Р.

Звезда КЭЦ

1990

5

0006

Тынянов Ю.Н.

Кюхля

1979

1

0007

Толстой Л.Н.

Повести и рассказы

1986

1

0008

Беляев А.Р.

Избранное

1994

7

Таблица 2.2. Погода

День

Осадки

Температура,

°С

Давление,

мм рт. ст.

Влажность,

%

15.03.2007

снег

-3,5

746

67

16.03.2007

без осадков

0

750

62

17.03.2007

туман

1,0

740

100

18.03.2007

дождь

3,4

745

96

19.03.2007

без осадков

5,2

760

87

Таблица 2.3. Успеваемость

Ученик

Русский

Алгебра

Химия

Физика

История

Музыка

Аликин Петр

4

5

5

4

4

5

Ботов Иван

3

3

3

3

3

4

Волков Илья

5

5

5

5

5

5

Галкина Нина

4

4

5

2

4

4

Запишите следующие высказывания в форме логических выражений (по вышеприведенным таблицам БД):

а) фамилия ученика — не Семенов;

б) ученик занимается геологией;

в) день — раньше 5 мая 1989 года;

г) день — не позже 23 сентября 1996 года;

д) по алгебре — не отлично;

е) автор книги — Беляев А.Р.;

ж) книга издана до 1990 года;

з) книга находится не ниже третьей полки.

  1. Изучение нового материала (10 – 15 мин.)

Определение. Выражение, содержащее логические операции, называется  сложным логическим выражением.

     Существуют три основные логические операции:

логическое умножение – конъюнкция (и), логическое сложение – дизъюнкция (или), отрицание (не);

     Логическая величина может принимать только 2 значения – истина (1) или ложь (0).

При создании запроса необходимо определить критерии, относительно которых будет осуществляться отбор нужных записей. Для ввода условий в Конструкторе запросов выделены строки Условие отбора и ИЛИ. Параметры условия должны задаваться в кавычках. Если критерии заданы правильно, то программа сама автоматически заключает условия в кавычки.

В качестве простых запросов выделялись лишь поля без использования каких - либо условий. Использование сложных запросов позволяет отбирать записи по определенным условиям. Для создания запроса с несколькими критериями используются различные операторы с использованием логических операций: И, ИЛИ, НЕ.

Логическая  операция ИЛИ позволяет выбрать записи, удовлетворяющих  одному из двух и более условий. Задается двумя способами: Можно ввести все условия в одну ячейку строки Условие отбора, соединив их логическим оператором или (or). В этом случае будут выбраны данные, удовлетворяющие хотя бы одному из условий. Ввести второе условие в отдельную ячейку строки или. И если используется несколько строк или, то чтобы запись была выбрана, достаточно выполнения условий хотя бы в одной из строк или.

 Логическая операция И отбирает лишь те записи, которые удовлетворяют одновременно всем заданным условиям.

Логическая  операция НЕ позволяет исключить группу данных из состава анализируемых запросом записей. Для записи условия используется op OR либо знак «не равно» - <>

 Логическое умножение (AND)

     В результате логического умножения получается истина только в том случае, если обе логические величины истинны.

Логическое сложение (OR)   

 В результате логического сложения получается истина, если значение хотя бы одной логической величины истинно.

Отрицание (NOT)

 изменяет значение логической величины на противоположное: не истина = ложь,

не ложь = истина.

В логическом выражении можно использовать круглые скобки. Так же как и в математических формулах, скобки влияют на последовательность выполнения операций. Если нет скобок, то операции выполняются в порядке их старшинства.

     Приоритеты: отрицание, умножение, сложение

Использование логических операций в условиях выборки

Вот как записываются соответствующие логические выражения:

1.  ФАМИЛИЯ="Русанов" и ГЕОЛОГИЯ

2.  ФАМИЛИЯ="Шляпина" и (ЦВЕТОВОДСТВО или ГЕОЛОГИЯ или ТАНЦЫ)

3.  УЧЕНИК="Аликин Петр" и (ФИЗИКА=4 или ФИЗИКА=5)

4.  не АЛГЕБРА=2 и УЧЕНИК=" Галкина Нина"

5.  ДЕНЬ=15/03/2007 и (ОСАДКИ="дождь" или ОСАДКИ= "снег")

6.  ДЕНЬ= 17/03/200 7 и ВЛАЖНОСТЬ< 100

7.  АВТОР="Беляев А.Р." и ГОД>=1990

8.  АВТОР="Толстой Л.Н." или АВТОР="Тургенев И.С."

Пример 1.

Пусть требуется получить справку о книгах Беляева А.Р., изданных не раньше 1990 года, с указанием названия книги, года издания и полки, на которой стоит книга. Соответствующая команда имеет вид:

.выбрать НАЗВАНИЕ, ГОД, ПОЛКА где АВТОР= "Беляев А.Р." и ГОД>=1990

Формирование справки происходит в такой последовательности: сначала вырезаются и склеиваются в одну таблицу все строки, удовлетворяющие первому отношению:

АВТОР="Беляев А.Р.". Получается следующее:

НОМЕР

АВТОР

НАЗВАНИЕ

ГОД

ПОЛКА

0001

Беляев А.Р.

Человек-амфибия

1987

5

0005

Беляев А.Р.

Звезда КЭЦ

1990

5

0008

Беляев А.Р.

Избранное

1994

7

Затем из этой таблицы вырезаются строки, удовлетворяющие второму отношению: ГОД>=1990.

Получаем:

НОМЕР

АВТОР

НАЗВАНИЕ

год

ПОЛКА

0005

Беляев А.Р.

Звезда КЭЦ

1990

5

0008

Беляев А.Р.

Избранное

1994

7

И наконец, вырезаются столбцы, указанные в списке полей команды. На экран выведется справка:

НАЗВАНИЕ

ГОД

ПОЛКА

Звезда КЭЦ

1990

5

Избранное

1994

7

Значит, выполнение конъюнкции происходит путем последовательного вырезания строк из таблицы.

  1. Закрепление нового материала.
  1. Практическая работа. Выполнить запросы в СУБД Access

 Напишите команды выборки для получения справки с использованием сложных логических выражений:

•  определить все даты до 17 марта, когда температура была выше нуля;

•  определить фамилии всех учеников, которые посещают танцы, но не посещают факультатив по геологии;

•  получить список всех отличников по гуманитарным дисциплинам;

•  определить полку, на которой стоит книга Толстого Л.Н. «Повести и рассказы»;

•  определить фамилии авторов книге названием « Повести и рассказы », выпущенных до 1985 года;

•  получить инвентарные номера всех книг, стоящих на пятой и седьмой полках;

•  получить фамилии авторов и названия книг, выпущенных в период с 1985 по 1990 год;

  1. Домашнее  задание  п. 14
  2. Итоги урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Простые и сложные логические выражения. Презентация.

В предложенной презентации я знакомлю учащихся с элементами логикик, с простыми и сложными логическими выражениями. Презентация рассчитана на два урока. Помимо краткого изложения теоретического курса,...

Условия выбора и сложные логические выражения

План - конспект урока по информатике по теме "Условие выбора и сложные логические выражения"...

Практическое задание №10 Тема: Условия выбора и сложные логические выражения

Практическое задание №10Тема: Условия выбора и сложные логические выражения...

Урок-презентация по теме "Условия выбора и сложные логические выражения" к учебнику Информатика и ИКТ: 9 класс/Семакин И.Г. и др

Урок-презентация по теме "Условия выбора и сложные логические выражения" к учебнику Информатика и ИКТ: 9 класс/Семакин И.Г. и др...

Конспект урока на тему:"Условия выбора и простые логические выражения".

Материал направлен на изучение условий выбора и простых логических выражений Access....

9 класс. Урок на тему: "Условия выбора и сложные логические выражения"

1. План-конспект урока. /за основу взят конспект с одного из сайтов/2. Повторение. /основа - УМК 9кл, И.Г.Семакин/3. Объяснение нового материала. /основа - УМК 9кл, И.Г.Семакин/4. Закрепление нового м...

Базы данных. Условия выбора. Простые и сложные логические выражения.

Урок по информатике в 8 классе по теме "Базы данных. Условия выбора.  Простые  и сложные логические выражения."...