Обработка числовой информации в электронных таблицах. 9 класс
план-конспект занятия по информатике и икт (9 класс)
Данное пособие знакомит с приёмами работы в прикладной программе MS Excel. Здесь рассмотрены основные способы решения прикладных задач средствами табличного процессора. Приведены варианты практических работ с подробным описанием вычисления данных по заданным формулам и алгоритм построения диаграмм. При подборе задач учитывалась военная составляющая.
Практические работы апробированы на уроках информатики.
Пособие адресовано школьникам, желающему изучить программу MS Excel.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.docx | 63.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Данное пособие знакомит с приёмами работы в прикладной программе MS Excel. Здесь рассмотрены основные способы решения прикладных задач средствами табличного процессора. Приведены варианты практических работ с подробным описанием вычисления данных по заданным формулам и алгоритм построения диаграмм. При подборе задач учитывалась военная составляющая.
Практические работы апробированы на уроках информатики.
Пособие адресовано школьникам, желающему изучить программу MS Excel.
Содержание
Электронные таблицы | 4 |
Технические характеристики | 4 |
Практическая работа №1. Ввод и редактирование текста | 7 |
Типы и форматы данных | 8 |
Практическая работа №2. Вычисления по формулам. Использование функций. | 10 |
Практическая работа №3. Работа с диаграммой | 13 |
Практическая работа №4. Абсолютные и относительные ссылки. Построение диаграмм. Сортировка данных и использование фильтров | 17 |
Практическая работа №5. Решение уравнений средствами MS Excel | 19 |
Практическая работа №6. Обработка числовой информации | 22 |
Электронные таблицы
Электронные таблицы позволяют автоматизировано обрабатывать большие массивы числовых данных, например, результаты экспериментов, статистических данных и так далее. Наибольшее распространение получили электронные таблицы Microsoft Excel и StarCalc. Так, что же такое электронная таблица, как с ней работать и какие она даёт возможности пользователю? Всё это вы узнаете, поработав с данным пособием и программой Microsoft Excel.
Электронная таблица – это прикладная программа, предназначенная для хранения и обработки данных в прямоугольных таблицах.
Рассмотрим среду электронной таблицы MS Excel (см. рис 1).
Заголовок окна
Элементы управления
Строка меню
Панель инструментов
Рабочая область
Ярлычки рабочих листов
Строка формул
Рис. 1
Основные технические характеристики
Характеристика | Значение |
Число пользовательских панелей инструментов | Ограничивается только объемом памяти |
Число пользовательских кнопок | Ограничивается только объемом памяти |
Число открытых документов | Ограничивается только объемом памяти и системными ресурсами |
Максимальный размер листа | 16384 строк на 256 столбцов |
Ширина столбца | от 0 до 255 символов |
Высота строки | от 0 до 409 пунктов |
Длина текста в ячейке | не более 255 символов |
Длина формулы | не более 1024 символов |
Число листов в книге | Ограничивается только объемом памяти (максимальное число листов книги, открываемой по умолчанию - 255) |
Технические характеристики листов и книг
Характеристика | Значение |
Число сценариев | Ограничивается только объемом памяти, хотя в итоговый отчет включаются первые 251 сценарий |
Число видов | Ограничивается только объемом памяти, хотя в окне диалога Диспетчер видов выводится список первых 256 видов |
Количество значащих десятичных разрядов | 15 |
Максимальное положительное число | 9.99999999999999E307 |
Минимальное отрицательное число | -9.99999999999999E307 |
Минимальное положительное число | 1E-307 |
Максимальное отрицательное число | -1E-307 |
Предельное число итераций | 32767 |
Размер массивов | не более 6553 элементов |
Число сводных таблиц на листе | Ограничивается только объемом памяти |
Число элементов в сводной таблицы | не более 256 |
Число страниц в сводной таблице | не более 8000 |
Число цветов в книге | 56 |
Число стилей ячейки в книге | не более 4000 |
Число пользовательских числовых форматов | Ограничивается только объемом памяти |
Число выделенных диапазонов | не более 2048 |
Число имен в книге | Ограничивается только объемом памяти |
Число аргументов функции | не более 30 |
Число вложений функций | не более 7 |
Число стандартных функций | 320 |
Число пользовательских функций | Ограничивается только объемом памяти |
Число окон книги | Ограничивается только системными ресурсами |
Число подокон окна | не более 4 |
Число связанных листов | Ограничивается только объемом памяти |
Интервал масштабирования | от 10% до 400% |
Число поименованных видов | Ограничивается только объемом памяти |
Число отчетов | Ограничивается только объемом памяти |
Число сценариев | Ограничивается только объемом памяти |
Число уровней сортировки | 3 для однократной сортировки; неограниченно для последовательных сортировок |
Технические характеристики диаграмм
Характеристика | Значение |
Число диаграмм, использующих данные листа | Ограничивается только объемом памяти |
Число листов, используемых диаграммой | не более 255 |
Число рядов данных в диаграмме | не более 255 |
Число элементов в ряду данных | не более 4000 |
Суммарное число элементов во всех рядах данных диаграммы | не более 32000 |
Число шрифтов диаграммы | не более 255 |
Число стилей линии | не более 8 |
Число весовых коэффициентов линии | не более 4 |
Число узоров для заливки плоских фигур | 18 |
Число возможных сочетаний узора и цвета (цветной монитор) | 56448 |
Число возможных сочетаний узора и цвета (цветной принтер) | 56448 (Зависит от марки принтера и его программного обеспечения.) |
Практическая работа №1 Ввод и редактирование текста. Цель: познакомиться со средой Excel, научиться вводить данные в ячейки, использовать маркер заполнения для копирования и автозаполнения ячеек.
- Загрузите EXCEL (Алгоритм: ПУСК – ПРОГРАММЫ –Microsoft Office- Microsoft Excel). Созданную по умолчанию рабочую книгу 1 сохраните в своей папке под именем файла: "lab_1.xls".
- Переименуйте первый лист рабочей книги, назвав его "Лаб.№1" (Алгоритм: щелчок правой кнопкой мыши по ярлыку листа – Переименовать – написать имя).
- В ячейке В2 напишите свою фамилию для идентификации работы.
- В ячейку А1 введите текст: "Копия".
- Скопируйте содержимое ячейки А1 в интервалы А2-А8, В1-E1 (Алгоритм: выделить А1, в правом нижнем углу активной ячейки находится маркер заполнения, левой кнопкой мыши выделить маркер и не отпуская кнопку задать требуемый диапазон).
- К ячейке А1 примените следующий формат:
- Шрифт Times New Roman Cyr;
- Размер символов - 13, начертание – полужирное;
- Ячейка имеет внешнюю красную границу с четырех сторон.
- Скопируйте формат ячейки А1 во все ячейки с текстом (Алгоритм: выделить А1, выбрать инструмент Копировать формат и провести по ячейкам).
- Выполните автоподбор ширины столбцов А-Е (Алгоритм: выделить заголовки столбцов, Формат – Столбцы –Автоподбор ширины).
- Заполните таблицу 1.
Таблица 1.
Выручка от реализации продукции за 1 полугодие 2009 года (в рублях) | |||||||
январь | февраль | март | апрель | май | июнь | Итого | |
12456 | 33125 | 85100 | 412500 | 12300 | 45000 |
|
Итоговую сумму получите автосуммированием (Алгоритм: выделить ячейки с выручкой за все месяцы и ячейку, в которой будет записана сумма, двойной щелчок по инструменту автосуммирование)
- Вставьте примечание в ячейку с текстом "Итого": "Данные в таблице предварительные и требуют проверки" (Алгоритм: выделить ячейку – Вид – Примечание – ввести текст)
- Ячейкам с числами (вторая строка таблицы), хранящим данные для января и июня, присвойте имена "Январь" и "Июнь".
- В формуле для итоговой суммы подмените адреса ячеек их именами.
- Диапазону ячеек с числами (вторая строка таблицы) присвойте имя: "I_полугодие"
- В формуле для итоговой суммы используйте это имя.
- Примените к числам в ячейках числовой формат "Денежный", количество знаков после запятой - 2.
- Выполните автоподбор ширины столбцов А-G.
- Смените ориентацию слов в интервале А1-Е1 на вертикальную.
- Отмените, а затем повторите последнее действие.
- Выделите одновременно ячейки B1, D1, A2, A4, A6, A8.
- Одной командой очистите их содержимое.
- Сохраните содержимое рабочей книги в файле на диске (файл находится в Вашем собственном каталоге).
Типы и форматы данных В работе с электронными таблицами можно выделить три основных типа данных: число, текст и формула. Числа Д10⋅ля представления чисел по умолчанию электронные таблицы используют числовой формат, который отображает два десятичных знака после запятой (например, 255,99). Количество цифр после запятой можно добавить, изменив параметр вывода числа ( Формат – Ячейка – Число –Числовой…). Иногда, при вычислении формулы информация в ячейке может принять вид #####. Это значит, что всё число целиком не входит по ширине в ячейку, нужно просто увеличить ширину ячейки (см. рис.2) Для работы с числами, имеющими большое количество разрядов удобно использовать экспоненциальный формат записи чисел. Например, число 256000000000000000000=2,5620 10-14 запишем так: 1,25Е-14. Текст Под текстом подразумевается набор символов. При записи текста в ячейку допускается не более 255 символов. Текст можно переносить построчно, менять его ориентацию, выравнивать и т.п. Все операции по форматированию текста выполняются с помощью вкладки Выравнивание (Алгоритм: выделить ячейку - Формат – Ячейки – Формат ячеек – Выравнивание). Аналогично форматируется шрифт (Алгоритм: выделить ячейку - Формат – Ячейки – Формат ячеек – Шрифт). Обратите внимание, числа по умолчанию выравниваются по левому полю ячейки, а текст по правому. Для форматирования информации в ячейке используйте диалоговое окно Формат ячеек (Формат – Ячейки – выбор вкладки – выбор параметра, см. рис.3)⋅можно записать так 2,56Е+20, число 0,000000000000125=1,25
Рис.3
Формула
Запись формулы выполняется в английском режиме по строгим правилам: сначала ставится знак «=», затем записывается формула, она может включать в себя знаки математических операций, функции и ссылки на ячейки. Рассмотрим все виды ссылок.
- Относительная ссылка – это ссылка на местоположение ячейки относительно данной ячейки. При перемещении или копировании формулы ссылки автоматически обновляются в зависимости от нового положения формулы. Например, в ячейке C2 записана формула «=2*B2», её скопировали в ячейку С3 и С4. В результате копирования формулы C3=2*B3, C4= 2*B4.
Рис.4
- Абсолютная ссылка – это ссылка на конкретную ячейку (столбец, строку). В записи абсолютной ссылки используется знак $. Например, $Е$2 – абсолютная ссылка на ячейку Е2 (см. рис. 5), $A1- абсолютная ссылка на столбец А.
Рис.5
- Диапазонная ссылка – это ссылка на блок ячеек. Например, (А1:С3).
Задание 1.
Переведите числа в экспоненциальный формат: -0,123; 0,0000001458; 25100000000000000000000; -84500000000000; 0, 0000000126.
Переведите числа из экспоненциального формата в числовой с тремя десятичными знаками после запятой: 1,50Е+08; -3,62Е-05; 7,41Е-06.
Задание 2.
1. В ячейке F15 записана формула =A12*5. Ее скопировали в ячейку F16. Какой вид будет иметь формула в ячейке F16?
2. В ячейке H5 записана формула =$C$5*5. Ее скопировали в ячейку E7. Какой вид будет иметь формула в ячейке E7?
3. В ячейку E3 ввели формулу 3*D3+C3. Затем эту формулу скопировали в ячейку E7. Какая формула будет в ячейке E7?
4. При копировании клетки А2 в клетки В2 и А3 в них были занесены формулы $А1+С1 и $А2+В2 соответственно. Что было записано в клетке А2?
5. При копировании формулы из ячейки B3 в ячейку C4 в последнюю была занесена формула =D5*5. Что было записано в ячейке B3?
Практическая работа №2 Вычисления по формулам. Использование функций.
Цель: научиться записывать формулы и пользоваться стандартными функциями.
- В собственном каталоге создайте файл с именем "lab_2.xls"
- Первый лист рабочей книги назовите "Лаб.№2 Задача1"
- С помощью встроенной в EXCEL справки получите и прочтите информацию о том, как вводятся формулы и как выбрать из списка мастера функций нужные функции.
- В ячейке А1 напишите свою фамилию для идентификации работы.
- Решите предложенные задачи, каждую на своем листе рабочей книги.
- Сохраните содержимое рабочей книги в файле на диске.
Задача 1.
Стоимость проживания в одной из гостиниц города Сочи 1550 р. в сутки. Создайте заготовку для подсчета стоимости проживания гостя города на несколько дней.
Порядок действий.
- В ячейки А1, А3, А5 введите соответствующий текст.
- Выделите ячейку А1, выполните команду Формат-Ячейки, откройте вкладку выравнивание и выберите горизонтальное выравнивание - По правому краю, а вертикальное – По центру и активизируйте переключатель Переносить по словам. Установите полужирное, курсив начертание.
- Скопируйте формат на ячейки А3, А5.
- Выделите ячейку В1. Задайте двойные границы с помощью команды Формат-Ячейки, вкладки Границы.
- Скопируйте формат на ячейки В3, В5.
- В ячейку В5 запишите формулу для вычисления стоимости проживания.
- Выделите ячейку В5(ячейку, в которой будет размещен результат вычислений по формуле)
- Введите с клавиатуры знак равенства «=»
- Щелкните по ячейке В1(первый множитель), в формуле появиться ссылка на эту ячейку.
- Введите с клавиатуры знак умножения «*».
- Щелкните по ячейке В3.
- Зафиксируйте формулу.
- К ячейкам, в которых указывается стоимость, примените денежный формат.
- Введите произвольные данные в ячейки В1 и В3.
Задача 2.
Наташа Михайлова мечтает съездить в Париж. Туристические фирмы предлагают различные туры. Подготовьте таблицу для рекламного проспекта.
- Для форматирования заголовка таблицы подберите ширину каждого столбца, примените горизонтальное и вертикальное выравнивание по центру и разрешите перенос по словам.
- Для ввода одинаковых данных воспользуйтесь маркером заполнения.
- В следующем столбце введите формулу, чтобы Наташа смогла увидеть стоимость каждого тура в рублях. (Курс выберите произвольно)
- Скидка на ребенка, размещенного третьим в номере с двумя взрослыми, составляет приблизительно 10%. В следующем столбце введите формулу для подсчета стоимости тура для Наташиного сына Андрея по каждому туру (в $).
- Еще в одном столбце вычислите общую стоимость Наташиной поездки, если она собирается ехать с мужем и сыном(в$).
- И в последнем столбце помогите сориентироваться Наташе, рассчитав, во сколько ее семье обойдется один день проживания для каждого из вариантов (в$).
Задача 3.
Подготовьте таблицу значений функций у = 4х3-5 на участке [-3,3].
Используйте Мастер функций и Автозаполнение.
- Выберите в Мастере функций категорию Математические и далее Степень
- В следующем окне диалога текстовый курсор установлен в поле ввода Число. Выделите нужный диапазон и в поле ввода Степень введите показатель степени (3).
- В сроке Формул дописать 4* СТЕПЕНЬ(C3;4)-5. Нажать Enter.
- С помощью Автозаполнения заполнить ячейки.
Сравните ваши результаты с приведенными ниже
x | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 |
y | 319 | 59 | -1 | -5 | -1 | 59 | 319 |
Задача 4.
Создайте таблицу в соответствии с образцом.
Порядок действий.
- Наберите все заголовки, не обращая внимание на то, что заголовки столбцов не помещаются в ячейках.
- Данные по округам скопируйте из файла Приложение к лр2.xls, который находится там же, где и файл с заданием к лабораторной работе.
- Для заголовков столбцов таблицы выберите размер шрифта 8 пт, полужирное начертание. Выделите все заголовки, текст которых должен быть повернут на 900, выполните команду Формат-Ячейки , выберите вкладку выравнивание и определите соответствующую ориентацию текста. А также выберите горизонтальное выравнивание По центру, а вертикальное – По нижнему краю и активизируйте переключатель Переносить по словам. После этого по необходимости измените высоту строки.
- Для ячейки, содержащей заголовок «Административный округ», примените горизонтальное выравнивание По центру, вертикальное – По центру и активизируйте переключатель Переносить по словам.
- Оформите заголовок таблицы «Экологическая ситуация в Москве: загрязнение воздуха от стационарных источников»
- Для всех чисел примените формат числовой с разделением на разряды и 0 десятичных знаков.
- Создайте границу к таблице: внутренние линии - тонкие, внешние – двойные.
- Подсчитайте общие показатели по Москве по каждому из столбцов данных. В ячейку, расположенную ниже ячейки с текстом «г.Зеленоград», введите текст «Всего по Москве».
- Для того чтобы подсчитать суммарное число выбросов вредных веществ в атмосферу, воспользуйтесь кнопкой Автосуммирование на стандартной панели инструментов.
- Самостоятельно заполните строки «Средний показатель», «Максимальный показатель». Используйте для вычислений Мастер функций.
- Выделите ячейку, в которую необходимо поместить результат.
- Для того чтобы запустить Мастер функций воспользуйтесь одноименной кнопкой в строке состояния.
- В появившемся окне слева выберите категорию Статистические, справа функцию СРЗНАЧ(), щелкните Далее. В следующем окне диалога введите диапазон ячеек, для которых определяется среднее значение. Достаточно выделить мышью нужные ячейки таблицы. Если диалоговое окно загораживает часть таблицы, его можно временно отодвинуть в сторону.
- Зафиксируйте формулу.
- С помощью маркера заполнения скопируйте формулу в соседние ячейки вправо.
Задача 5.
Известны правила, которыми руководствуется налоговая инспекция при начислении налога. Создайте заготовку для определения величины налога по введенной сумме дохода. При вводе формулы обязательно пользоваться мастером функций. Правила начисления налога представлены в таблице.
Подсказка. Используйте логическую функцию ЕСЛИ().
Доход, $ | Налог, % |
12% | |
20% | |
Иначе | 30% |
Практическая работа № 3. Работа с диаграммами
Цель: изучить возможности MS Excel для построения диаграмм.
Для более наглядного представления табличных данных часто используют графики и диаграммы. Средства программы Excel позволяют создать диаграмму, основанную на данных из электронной таблицы, и разместить её в той же самой рабочей книге.
Перед построением диаграммы следует выбрать диапазон данных, которые будут в ней отображаться. Если включить в диапазон ячейки, содержащие заголовки полей, то эти заголовки будут отображаться на диаграмме как пояснительные надписи.
Задание №1
Подготовьте таблицу по образцу (скопируйте все округа в предыдущих работах).
- Выделите таблицу со строкой заголовка.
В
меню Вставка выберите команду Диаграмма или выберите кнопку Диаграмма
- В мастере диаграмм выберите тип диаграммы - круговую объемную и нажмите кнопку Далее.
- На следующем шаге убедитесь, что первый выделенный столбец (названия округов) считается меткой секторов, а первая выделенная строка - названием диаграммы. Нажмите Далее.
- Выберите кнопку Готово.
Д
иаграмма построена. На экране одновременно должны быть видны и таблица и диаграмма (можно мышкой "растянуть", сжать" или перетащить её в нужное место).
Задание №2
Редактирование диаграммы.
- Щелкните по области диаграммы.
- В меню Диаграмма - Параметры диаграммы – Подписи данных выберите подписи данных в процентных долях. Посмотрите, как изменились пояснительные надписи.
- Создайте легенду. (Легенда – пояснение к обозначениям на диаграмме.)
- Щелкнув на маркере правой кнопкой мышки и выбрав в контекстном меню пункт Формат, можно изменить содержание или оформление элемента диаграммы.
Повороты и наклоны диаграммы.
Круговую диаграмму можно поворачивать и располагать оптимально все метки.
Для этого:
- Щелкните в области диаграммы правой кнопкой.
- В контекстном меню выберите объемный вид.
- Форматируйте объемный вид по своему усмотрению.
- С
делайте вывод.
Каждый сектор круговой диаграммы можно отделять и перемещать. Для этого:
- Щелкните непосредственно по кругу диаграммы , чтобы появились квадратные метки на каждом секторе.
- Удерживая нажатой клавишу мыши, перетащите любой сектор от центра в необходимое положение.
И
зменение данных.
Созданную диаграмму можно рассматривать как формулу. Если внести изменения в данные, используемые при её создании, то диаграмма изменится.
- Войдите в область электронной таблицы (щелкните кнопкой мыши вне области диаграммы.)
- Измените любые данные, которые влияют на диаграмму.
- Посмотрите на вид диаграммы и сделайте вывод.
Задание №3
- Пролистайте свой дневник с начала года и оформите в виде таблицы данные по количеству оценок "5", "4", "3", "2".
- С
оздайте, опираясь на данные таблицы, круговую диаграмму. - Измените цвета секторов в соответствии со следующей раскладкой:
"5" - красный цвет,
"4" - синий цвет,
"3" - зеленый цвет,
"2" - желтый цвет.
Для смены цветов щелкните по нужной области диаграммы и в меню Формат - Выделенный элемент данных - Вид выберите нужный цвет.
- Выберите метки таким образом, чтобы отображались значения в процентах от общего числа оценок.
Задание №4.
Представьте себя менеджером фирмы по продаже фотопленки. Ежедневно вы подводите итоги продаж и планируете объем заказа на складе.
- Подготовьте таблицу по приведенному ниже образцу и заполните её по своему усмотрению (внесите количество проданных пленок каждого вида). Постарайтесь не допускать большого разрыва в данных.
- В
ыделите свою таблицу и в мастере диаграмм выберите Объемную гистограмму.
- Е
сли метки размещены не очень удачно, увеличьте общую высоту диаграммы (растяните её), чтобы метки помещались в одну строку. - Если и это не поможет, то измените шрифт в режиме диаграммы (щелкните в области диаграммы на нужной оси и поработайте со шрифтом).
Смена цвета диаграммы.
- Для смены цвета столбиков диаграммы можно щелкнуть по одному из столбиков (таким образом выделится весь ряд значений) и выберите нужный цвет.
- Для смены цвета фона щелкните в рамке диаграммы вне самой области диаграммы.
- Для смены цвета стенки - щелкните в области стенки диаграммы.
- Обратите внимание, что набор команд меню меняется в зависимости от того, какую область диаграммы вы выделили.
Добавление нового ряда значений.
- В исходную таблицу добавьте столбец с данными под заголовком Фотопленка "Фуджи".
- Войдите в режим редактирования диаграммы и в меню Диаграмма выберите команду Добавить данные.
- В
окне диапазона новых данных выделите нужный диапазон.
Создание легенды.
- Для того, чтобы различать диаграммы и режиме Диаграмма - Параметры диаграммы поставьте флажок для создания Легенды и выберите место для неё.
Практическая работа №4. Абсолютные и относительные ссылки. Построение диаграмм и графиков. Сортировка данных и использование фильтров.
Цель: изучив возможности MS Excel научиться строить графики математических функций, вычислять значения выражений, сортировать данные.
- В собственном каталоге создайте файл с именем "lab_4.xls"
- Первый лист рабочей книги назовите " Задача1"
Задача №1.
Дана функция F(x)=ax2+bx+c. Вычислить F(1),F(2),...,F(10). Постройте график квадратичной функции с помощью внедренной диаграммы.
Указания к решению. абсолютную.−Коэффициенты a, b, c поместите в ячейки B1, B2, B3. Значения аргумента 1,2,...,10 поместите в ячейки D1:D10. Формулы для вычисления значений F(x) поместите в ячейки F1:F10, при этом, для ссылки на ячейки D1:D10 примените относительную адресацию, а для ссылки на B1:B3
Ячейкам B1, B2, B3 присвойте имена a, b, c. Поменяйте в формулах адреса ячеек B1:B3 на их имена. Смените значения коэффициентов a, b, c.
Внимание! Для того чтобы относительную ссылку преобразовать в абсолютную, достаточно после ввода ссылки(щелчка по соответствующей ячейке) нажать клавишу F4 – и знак доллара появиться автоматически.
Для построения графика используйте мастер диаграмм.
Второй лист рабочей книги назовите "Задача 2"
Довольно часто применяют не чисто относительные или абсолютные ссылки, а смешанные ссылки, например, С$1 или $C1. Часть ссылки не содержащая знак “$”, будет обновляться при копировании, а другая часть, со знаком “$”, останется без изменения. В первом случае будет зафиксированным положение строки (при перемещении формулы данные будут браться только из первой строки), а во втором случае зафиксирован столбец, то есть ссылка относиться к столбцу С, а положение строки изменяется относительно перемещения формулы.
Задача №2.
Составьте таблицу степеней для чисел первого десятка.
Указания к решению. Для этого заготовьте таблицу: в ячейках А3:А11 расположите числа с 1 до 9, в ячейках В2:G2 числа с 1 по 6 (степени), объедините ячейки В1 по G1 и в объединенной ячейке запишите заголовок «Степень». В ячейку В3 введите формулу для вычисления степени: воспользуйтесь мастером функций, выберите функцию Степень. Попробуйте распространить эту формулу с помощью маркера заполнения вниз и вправо. Проанализируйте результаты. Измените формулу так, чтобы при распространении в указанных направлениях она давала верный результат и заполните с помощью перетаскивания маркера всю таблицу.
Третий лист рабочей книги назовите "Лаб.№3 Задача3"
Задача №3. Оплата коммунальных услуг 1. Подготовьте таблицу для начисления пеней в соответствии с образцом
2. Проставьте в таблице произвольные суммы оплаты коммунальных платежей и срок задержки оплаты. Введите формулу для вычисления пеней в зависимости от срока задержки. Пеня составляет 3% от начисленной суммы за каждый день задержки.
3. Вычислите значения сумм к оплате.
4. Вычислите общую сумму за оплату коммунальных услуг и процентную долю каждого вида оплаты по отношению к общей сумме.
5. Постройте гистограмму, отображающую оплату за различные виды услуг.
6. Постройте круговую диаграмму, отображающую долю каждого вида оплаты в общей сумме.
Задача №4. Сортировка данных.
- Присвойте четвертому листу рабочей книги имя " Сортировка данных".
- С помощью справки получите и прочтите информацию об автофильтре и расширенном фильтре.
- Создайте базу данных по образцу таблицы расположенной ниже.
- Отсортируйте полученную базу данных по фамилиям в алфавитном порядке.
- время регистрации.−Добавьте при сортировке вторичный ключ
- С помощью автофильтра сделайте выборку клиентов, которые проживают в городе Омске и являются абонентами телефонной станции №14.
- С помощью автофильтра сделайте выборку клиентов, которые зарегистрированы не позднее чем 01.01.91 и одновременно проживают в городе Омске.
- Выполните предыдущее задание с помощью расширенного фильтра.
- 10.10.94.−С помощью расширенного фильтра сделайте выборку клиентов, проживающих либо в Москве, либо в Омске и одновременно зарегистрированных во временном промежутке 10.10.88
Таблица
Клиент | Город | Улица | Дом | Телефон | Клиент с... |
Иванов | Омск | Маяковского | 1 | 313456 | 01/03/89 |
Молотов | Москва | Тверская | 2 | 7654325 | 02/03/90 |
Петров | Уфа | Зеленая | 65 | 786543 | 04/12/90 |
Яковлев | Пермь | Прохладная | 45 | 456378 | 30/09/88 |
Селезнев | Омск | Дмитриева | 44 | 143456 | 12/12/92 |
Кузниченко | Омск | Маяковского | 3 | 312877 | 23/10/93 |
Сидоров | Москва | Вишневая | 45 | 9876574 | 06/06/95 |
Кузнецов | Омск | Дмитриева | 76 | 143467 | 22/10/97 |
Кириченко | Омск | Дмитриева | 88 | 149098 | 15/08/89 |
Ястребов | Москва | Тверская | 76 | 3948574 | 07/03/94 |
Петренко | Уфа | Тенистая | 50 | 453355 | 08/08/88 |
Петров | Пермь | Романова | 87 | 333333 | 29/05/96 |
Иванов | Уфа | Петрова | 6 | 459909 | 05/07/93 |
Кузнецов | Москва | Вернадского | 5 | 2346544 | 08/07/96 |
Практическая работа №5. Решение уравнений средствами программы MS Excel.
Цель: изучив возможности MS Excel, научиться вычислять корни уравнений высших степеней методом подбора параметра.
Анализ данных с использованием метода наименьших квадратов.
1. В собственном каталоге создайте файл с именем "lab_5.xls"
2. Первый лист рабочей книги назовите "Задача1", аналогично назовите следующие листы указывая номер очередной задачи.
Задача №1.
а) Найти решения уравнения x3-3x2+x=-1.
Порядок действий..
- Занесите в ячейку А1 значение 0.
- Занесите в ячейку В1 левую часть уравнения, используя в качестве независимой переменной ссылку на ячейку А1. Соответствующая формула может, например, иметь вид =A1^3-3*A1^2+A1.
- Дайте команду Сервис-Подбор параметра.
- В поле Установить в ячейке укажите В1, а в поле Значение задайте –1, в поле Изменяя значение ячейки укажите А1.
- Щелкните ОК и посмотрите на результат подбора, отображаемый в диалоговом окне Результата подбора параметра. Щелкните на кнопке ОК, чтобы сохранить полученные значения ячеек, участвовавших в операции.
- Повторите расчет, задавая в ячейке А1 другие начальные значения, например 0,5 или 2. Совпали ли результаты вычислений? Чем можно объяснить различия?
- Для того чтобы определить начальные значения аргумента, можно протабулировать функцию и выяснить при каких значениях аргумента функция меняет знак. Например
x | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
f(x)=x3-3x2+x+1 | -329 | -204 | -115 | -56 | -21 | -4 | 1 | 0 | -1 | 4 | 21 | 56 | 115 |
На промежутке от –1 до 0, от 1 до 2 функция меняет знак, поэтому в качестве начального параметра можно взять 0 и 2. При аргументе 1 функция равна 0, т.е. это корень, его приближенное значение мы получили, взяв в качестве начального параметра 0,5.
б) Найдите все действительные корни уравнения x^5+3*x^2-1=0.
Задача №2
Через год Вы хотели бы иметь на счете в банке сумму 3210 рублей. Известно, что банк начисляет 4% процента в конце каждого месяца на сумму лежащую в данный момент на счете. Сколько денег необходимо положить в банк, чтобы в конце года получить нужную сумму (задача решается с помощью подбора параметра)?
Задача №3
Некто решил купить компьютер стоимостью 1000 долларов. На его счете в банке в данный момент числятся 567,82 долларов, при этом банк начисляет каждый месяц 3% на текущую сумму. На сколько месяцев придется отложить покупку, если дополнительных вложений денег не будет, а компьютеры номинально дешевеют на 2% в месяц?
Задача №4
а) Для заданного набора пар значений независимой переменной и функции определить наилучшие линейное приближение в виде прямой с уравнением y=ax+b.
Предположим, что небольшая фирма имела продажи на сумму 3100 руб., 4500 руб., 4400 руб., 5400 руб., 7500 руб. и 8100 руб. за первые шесть месяцев отчетного года. Оценить объем продаж в девятом месяце.
В качестве аргументов возьмем порядковые номера месяца, будем считать объемы продаж значениями некоторой линейной функции y=ax+b. Определим коэффициенты этой функции (a и b), затем, взяв х=9, определим объем продаж соответственно в девятом месяце.
Порядок действий.
- В интервал А1:А6 введите значения с 1 по 6, в ячейку А7 запишите 9.
- В интервал В1:В6 введите объемы продаж.
- Выделите ячейку С1 и щелкните на кнопке Изменить формулу в строке формул. Раскройте список на левом краю строки формул и выберите пункт Другие функции.
- В окне мастера функций выберите категорию Ссылки и массивы и функцию ИНДЕКС. В новом диалоговом окне выберите первый вариант набора параметров.
- Установите текстовый курсор в первое поле для ввода параметров в палитре формул и снова выберите пункт Другие Функции в раскрывающемся списке в строке формул.
- С помощью мастера функций выберите функцию ЛИНЕЙН категории Статистические.
- В качестве первого параметра функции ЛИНЕЙН выберите диапазон, содержащий значения функции (В1:В6).
- В качестве второго параметра функции ЛИНЕЙН выберите диапазон, содержащий значения независимой переменной (А1:А6).
- Переместите текстовый курсор в строке формул, чтобы он стоял на имени функции ИНДЕКС. В качестве второго параметра функции ИНДЕКС задайте число 1. Щелкните ОК на палитре формул.
- Функция ЛИНЕЙН возвращает коэффициенты уравнения прямой в виде массива из двух элементов. С помощью функции ИНДЕКС выбирается нужный элемент.
- Выделите ячейку D1. Повторите операции указанные выше, чтобы в итоге в этой ячейке появилась формула: =ИНДЕКС(ЛИНЕЙН(В1:В6;А1:А6);2). Ее можно ввести вручную. Теперь в ячейках С1 и D1 вычислены, соответственно, коэффициенты a и b уравнения прямой.
- Выделите ячейку В7 и введите формулу для подсчета прогнозируемого результата: =С1*А7+D1.
б) Фирма желает приобрести земельный надел в июле следующего года. Для этого сотрудники собирают информацию о ценах за последние 12 месяцев на типичный земельный надел. Эти значения равны соответственно 133 890 руб., 135 000 руб., 135 790 руб., 137 300 руб., 138 130 руб., 139 100 руб., 139 900 руб., 141 120 руб., 141890 руб., 143 230 руб., 144 000 руб., 145 290 руб. Каков прогноз цены на земельный участок?
Задача №5
Создайте базу данных с информацией о своём взводе с полями: фамилия, имя, год рождения, день рождения, знак зодиака, любимый цвет. Отсортируйте полученный список по знаку зодиака. Выведите на экране информацию только о тех, кто родился летом и при этом любит желтый цвет. Задание выполните сначала с помощью автофильтра, а затем с помощью расширенного фильтра.
Практическая работа №6 Обработка числовой информации
Цель: показать умения автоматизировано обрабатывать числовую информацию.
Задание №1
Составить таблицу Результаты успеваемости кадет 1 курса за 3 четверть. Вычислить абсолютную успеваемость (Кол-во кадет окончивших четверть без «2» умножить на 100 и разделить на количество кадет во взводе). Вычислить качественную успеваемость (Кол-во кадет окончивших четверть на «4» и «5» умножить на 100 и разделить на количество кадет во взводе).
Задание №2
Построить диаграмму успеваемости кадет вашего взвода.
Задание №3
Используя ЭТ Microsoft Excel, вычислить значение функции
y=(2+x)2 на отрезке [-4;4]. Постройте график функции.
Задание №4
Составить таблицу Тактико-технические характеристики ВВС России и США. Найти среднюю скорость вертолетов России и США. Создать дополнительные строки «Максимальная скорость», «Минимальная скорость». Отформатировать название таблицы и заголовки разделов по центру.
Тактико-технические характеристики ВВС России и США | ||||
Страна | Категории вертолетов | Скорость (км/ч) | Дальность,к(км) | Экипаж, (человек) |
Россия | Ми-24 | 330 | 1000 | 3 |
Ми-26 | 295 | 2000 | 2 | |
Ми-28 | 300 | 1100 | 3 | |
Ми-34 | 210 | 305 | 2 | |
Ка-50 | 350 | 1200 | 1 | |
США | Хью-кобра | 315 | 577 | 2 |
Кайова | 222 | 555 | 2 | |
Кайова ОН | 237 | 556 | 2 | |
Ирокез | 204 | 383 | 2 | |
СИ найт | 259 | 1097 | 2 |
Задание №5
Составить гистограмму Сравнительная характеристика вертолетов ВВС России и США
25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Технология обработки числовой информации в электронных таблицах»
Методическая разработка может использоваться для работы на уроке по теме:"Логическая функция в EXCEL" и "Моделирование".Урок разработан на основе задачи №3.6 "Компьютерный магазин" из задачника ...
«История одной обсерватории…» (обобщение и систематизация основных понятий главы «Обработка числовой информации в электронных таблицах») - сценарий урока по информатике для 9 класса (Босова, ФГОС)
Цель урока:обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные при изучении главы «Обработка числовой информации».Задачи урока:Образовательные:систематизировать и обобщить знания об э...
Методическая разработка урока "Обработка числовой информации в электронных таблицах"
Данный урок рассматривается как подготовительный перед проведением контрольной работы по теме «Формализация и моделирование» в 9 классе. УрокРешение задач.Электронные таблицы и вычисл...
Тестирование по теме «Обработка числовой информации в электронных таблицах»
Контрольная работа...
Методическая разработка практического задания по модулю «Обработка числовой информации в электронных таблицах» с учетом регионального компонента по ФГОС
Возрастает интерес ко всему, что связано с прошлым и настоящим Южного Урала. Задачи краеведческого материала реализуются на межпредметном уровне. Происходит непрерывное воспитание у учащихся отв...
Технологическая карта урока_Обработка числовой информации в электронных таблицах_9класс
Технологическая карта урока_Обработка числовой информации в электронных таблицах_9класс...
Обработка числовой информации в электронных таблицах
Информатика ЕГЭ-2024Задание №9(решение в Excel) Откройте файл электронной таблицы, содержащей в каждой строке пять натуральных чисел. Определите количество строк таблицы, содержащих числа, ...