Брейн-ринг "В мире информатики"
методическая разработка по информатике и икт (10, 11 класс)

Марченко Татьяна Петровна

Игра Брейн-ринг "В мире информатики" направлена на формирование научно-познавательного интереса учащихся к учебному предмету «Информатика». Основными задачами игры являются повторение и обобщение знаний по информатике; развитие логического мышления, сообразительности, внимательности, быстроты реакции, находчивости; воспитание навыков коллективной деятельности обучающихся, уважения к сопернику, воли к победе, ответственности за себя и команду. Игра состоит из 5 туров. Игра апробирована на учащихся 10-11 классов. Время проведения брейн-ринга составляет около 60 минут. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon breyn-ring_v_mire_informatiki.zip2.17 МБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по информатике

Брейн-ринг «В мире информатики»

для учащихся 10-11 классов

Разработано учителем информатики и ИКТ

МБОУ СОШ № 7 г.Сургута

Марченко Татьяной Петровной

Цель: формирование научно-познавательного интереса учащихся к учебному предмету «Информатика».

Задачи:

  1. повторение и обобщение знаний по информатике (определения, основные понятия и их свойства);
  2. развитие логического мышления, сообразительности, внимательности, быстроты реакции, находчивости;
  3. развитие творческих способностей, любознательности, расширение кругозора обучающихся;
  4. воспитание навыков коллективной деятельности обучающихся, уважения к сопернику, воли к победе, ответственности за себя и команду;
  5. формирование связи с другими учебными предметами.

Оборудование:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- экран;

- компьютерная программа MS PowerPoint;

- файл с презентацией, демонстрирующий тексты вопросов и заданий;

- карточки с заданиями;

- протоколы для членов жюри;

- 2 «сигнальные» карточки.

Продолжительность: 60 мин

Классы: 10, 11

Ход игры

Век двадцать первый … Компьютер — не чудо!
И информатика служит всем людям.
Нам без компьютеров прямо беда,
Без информатики мы — никуда!

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Приветствую гостей нашего мероприятия!

Сегодня вы приглашены принять участие в интеллектуальной игре Брейн-ринг «В мире информатики». Между собой будут соревноваться 2 команды участников во главе с капитанами. А оценивать результаты мы попросим наше многоуважаемое жюри. Прошу представителей судейского состава занять почётные места.

Всем ли участникам известны правила игры? Давайте напомню!

Правила игры: задача каждой команды - набрать наибольшее количество баллов за правильно решенные задания/задачи. В игре 5 туров. У вас на столе есть специальные карточки, поднимая которые вы заявляете о том, что готовы отвечать. Обращаю внимание на то, что чья команда первой поднимет карточку – первой же и отвечает. Если ответ неверный, то отвечает вторая команда, которая за правильный ответ получает баллы. Выкрикивать с места нельзя! Представители жюри могут аннулировать ответ «вне очереди», даже если он является верным.

Все готовы? Тогда давайте начнём нашу игру.

Начнём с представления команд. Участники команд должны придумать название и девиз. Также вам необходимо выбрать капитана вашей команды.

1 тур. «Весёлая разминка»

Вам будут предложены вопросы, на которые вы должны дать правильный ответ. За каждый ответ начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов в этом туре – 15. Отвечает команда, которая первой подняла специальную «сигнальную» карточку. В случае неправильного ответа – отвечает вторая команда.

Вопросы:

  1. Как называется гибкий магнитный диск?
  2. Вычислительное устройство у древних греков и римлян, похожее на счёты?
  3. Самая главная микросхема на материнской плате?
  4. Текст, содержащий связи с текстом других документов?
  5. Неправильная запись в программе?
  6. Многократно повторяющаяся часть алгоритма (программы)?
  7. Что общего между папирусом, берестяной грамотой, книгой и диском?
  8. Как называется ноль или единица в информатике?
  9. Сколько байт в 40 битах?
  10. Графический способ представления информации?
  11. Взломщик компьютерных программ?
  12. Указание/приказ исполнителю?
  13. Специальная программа, выполняющая нежелательные для пользователя действия на компьютере?
  14. Строго определенная последовательность действий при решении задачи?
  15. Человек - фанат компьютерных игр?

Ведущий: Наше жюри подсчитывает баллы, набранные каждой командой. А мы переходим ко 2 туру нашей игры.

2 тур. «Анаграмма»

Ведущий: Ребята, кто из вас знает, что такое анаграмма? Давайте рассмотрим, что же это за термин.

АНАГРАММА (от греч. «вновь» и «запись») — литературный приём, состоящий в перестановке букв или звуков определённого слова. Например, мошкара – ромашка, атлас – салат.

Задание 2 тура заключается в следующем: с помощью перестановки букв нужно расшифровать слова, которые имеют отношение к учебному предмету «информатика». После того как слова будут расшифрованы, необходимо определить «лишнее» слово в каждой строке. За каждый правильный ответ начисляется – 2 балла. Команда, которая первая справится с заданием, также получает дополнительный - 1 балл. В результате максимальное количество баллов за 2 тур составляет 11 баллов.

Карточка №1 для 1 команды (см. Приложение 1)

Карточка №2 для 2 команды (см. Приложение 1)

Ведущий: Уважаемое жюри, прошу вас огласить текущие результаты игры. Участники команд должны знать, кто же из них лидирует!

3 тур. «Конкурс капитанов»

Ведущий: Быть капитаном – почётная должность! И вам, дорогие капитаны, предстоит доказать свою значимость! Но вы не пугайтесь! Задание несложное. Уверена, что вы с ним обязательно справитесь!

Конкурс называется «Компьютерные жаргонизмы». Вам представлена фраза, которую можно услышать на языке программиста. Ваша задача – перевести фразу на обычный язык, который понятен нам, простым пользователям компьютера. За правильный перевод одного слова вы получаете 2 балла. Максимальное количество баллов за конкурс – 12.

Карточка №3 для 1 команды (см. Приложение 2)

Карточка №4 для 2 команды (см. Приложение 2)

Ведущий: Наши капитаны – самые лучшие! Они справились с заданием! А теперь посмотрим как со своими обязанностями справляется наше жюри! Вам слово …

Жюри объявляет результаты 2 и 3 туров.

Ведущий: Ребята, пора объявлять 4 тур нашей игры! Он называется «занимательные ребусы».

4 тур. «Занимательные ребусы»

Вашему вниманию представлены ребусы на слайдах презентации. Ваша задача – разгадать каждый ребус. Команда, которая нашла правильный ответ, поднимает «сигнальную» карточку. За каждый верный ответ начисляется 3 балла. Если же команда ответила неправильно, то вторая команда также может представить свой ответ. Но за верный ответ будет начисляться 2 балла.

Ведущий: Ребята, вы большие молодцы! Сообразительность, смекалка, эрудиция, логическое мышление – у вас есть все качества, чтобы стать программистами! А теперь давайте проверим как же вы справитесь со следующим заданием, название которого «Перевёртыши».

5 тур. «Перевёртыши»

Вашему вниманию представлены словосочетания, связанные с компьютерной техникой или понятиями по информатике. Слова в них заменены на противоположные по смыслу. Например, «функциональная клавиша» по этим правилам должна быть записана как «бесполезная кнопка». Необходимо правильно определить исходные словосочетания. Каждый верный ответ составляет 4 балла. Команды отвечают по очереди. Если команда не смогла дать правильный ответ, то отвечает другая команда. Стоимость ответа тогда составляет 2 балла.

  1. Беззвучный микрофон
  2. Глобальный одиночный компьютер
  3. Долговременный склероз
  4. Отцовский транзистор
  5. Пиратский Алгоритм
  6. Естественное отсутствие ума

Ведущий: Ребята, понравилась ли вам игра «В мире информатики»? Узнали ли вы для себя что-то новое? Или, наоборот, усовершенствовали свои знания? Как вы думаете – кто же из вас стал Победителем? Об этом мы сейчас узнаем у нашего жюри. Предоставляем слово представителям команды жюри!

Жюри объявляет результаты игры и озвучивает команду, которая победила.

Ведущий: Всех благодарю за участие в игре «Брейн-ринг». Большое спасибо за внимание! 

 Приложение 1

Карточка №1 «Анаграммы»

Задание: с помощью перестановки букв необходимо расшифровать слова, которые имеют отношение к учебному предмету «информатика». После того как слова будут расшифрованы, нужно определить «лишнее» слово в каждой строке.

  1. КЕТСТ, ОЛИСЧ, ФРГИАК, МАБАГУ. 
  2. ВИКЛУРАТА, СТКИДОЖЙ, НЕРСКА, ТЕРПНИР.  
  3. ТОРНИМО, ТЕРТПЛО, ТЕРИНПР, ЬШЫМ. 
  4. ТЕРЧЕСВИН, ТАКЕДИС, АКТПКОМ КСДИ, СОРЦЕСПРО. 
  5. ТАНЛЕПЕРОФ, ТАКЕДИС, ТАКРАРОФПЕ, НИМОРОТ. 

Карточка №2 «Анаграммы»

Задание: с помощью перестановки букв необходимо расшифровать слова, которые имеют отношение к учебному предмету «информатика». После того как слова будут расшифрованы, нужно определить «лишнее» слово в каждой строке.

  1. НОФЕЛТЕ, ММЕДО, ТФЕЕЛКСА, ТЬАЯПМ.   
  2. УХЛС, УСКВ, ИЕНЯНООБ, ГОМЗ. 
  3. КАБОТРАОБ, ИЕНЕХРНА, ТОРЛЯКУКАЛЬ, ЕЕААПРДЧ.  
  4. КАЧТО, АОНТ, КВАУБ, РАЦФИ.  
  5. МЕТРАРИФОМ, ТЫЕСЧ, ТОРКАЛЯЛЬКУ, ДОВОСКИД. 

Приложение 2

Карточка №3 «Компьютерные жаргонизмы»

Задание: для каждого из представленных компьютерных жаргонизмов необходимо подобрать соответствующее ему определение.

Программист сказал такую фразу: «А не пора ли тебе, юзер, обгрейдить своё железо?  А то винт и камень не фурычат»

Карточка №4 «Компьютерные жаргонизмы»

Задание: для каждого из представленных компьютерных жаргонизмов необходимо подобрать соответствующее ему определение.

Программист сказал такую фразу: «Если ты кликнул на пиктограмме и ничего не произошло, даже спикер твой молчит, ребутнись и сохрани инфу на флопике или болванке»

Приложение 3

Протокол для оценивания результатов участия команд

1 тур – «Весёлая разминка»

За каждый правильный ответ – 1 балл

№ вопроса

1 команда

2 команда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

2 тур – «Анаграмма»

За каждый правильный ответ – 2 балла

№ вопроса

1 команда

2 команда

1

2

3

4

5

3 тур – «Конкурс капитанов»

За каждое правильно переведённое слово – 2 балла

№ слова

1 команда

2 команда

1

2

3

4

5

6

4 тур – «Занимательные ребусы»

За каждый правильный ответ – 3 балла

№ слова

1 команда

2 команда

1

2

3

4

5

6

7

5 тур – «Перевёртыши»

За каждый правильный ответ – 4 балла

№ слова

1 команда

2 команда

1

2

3

4

5

6

7

Итоги:

1 команда набрала:   _________ баллов

2 команда набрала:   _________ баллов

Победитель игры: _____________ команда!!!

Ответы 1 тура «Весёлая разминка»

  1. дискета
  2. абак
  3. процессор
  4. гипертекст
  5. ошибка
  6. цикл
  7. хранение информации
  8. бит
  9. 5
  10. блок-схема
  11. хакер
  12. команда
  13. вирус
  14. алгоритм
  15. геймер

Ответы 2 тура «Анаграмма»

Карточка №1

1) Текст, число, график, бумага. Бумага - носитель информации, всё остальное - виды.

2) Клавиатура, джойстик, сканер, принтер. Принтер - устройство вывода данных, всё остальное - устройства ввода.

3) Монитор, плоттер, принтер, мышь. Мышь - устройство ввода данных, всё остальное - устройства вывода.

4) Винчестер, дискета, компакт диск, процессор. Процессор - устройство обработки информации, всё остальное - внешняя память.

5) Перфолента, дискета, перфокарта, монитор. Монитор - устройство вывода данных, всё остальное - носители информации.

Карточка №2

1) Телефон, модем, телефакс, память. Память - устройство хранения данных, всё остальное - устройства передачи.

2) Слух, вкус, обоняние, мозг. Мозг обрабатывает информацию, всё остальное - органы чувств.

3) Обработка, хранение, калькулятор, передача. Калькулятор - вычислительное устройство, всё остальное - виды работы с информацией.

4) Точка, нота, буква, цифра. Ноту нельзя ввести с клавиатуры, всё остальное - можно.

5) Арифмометр, счеты, калькулятор, дисковод. Дисковод - устройство для записи (считывания) на магнитные диски, всё остальное - виды работы с информацией.

Ответы 3 тура «Компьютерные жаргонизмы»

Карточка №3

Ответ: А не пора ли тебе, пользователь компьютера, модернизировать аппаратные средства компьютера? А то винчестер и процессор не работают.

Карточка №4

Ответ: Если ты щелкнул на нужной тебе пиктограмме (значке) и ничего не произошло, даже колонки молчат, перезагрузи свой компьютер и сохрани данные (информацию) на дискете или диске.

Ответы 4 тура «Занимательные ребусы»

  1. принтер
  2. передача
  3. пиксель
  4. клавиша
  5. курсор
  6. монитор
  7. программист

Ответы 5 тура «Перевёртыши»

  1. Звуковая колонка
  2. Локальная сеть
  3. Оперативная память
  4. Материнская плата
  5. Лицензионная программа
  6. Искусственный интеллект

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В мире информатики

Разработка урока - Интеллектуальная игра...

Рабочая программа кружка по информатике "В мире информатики"

Данная программа имеет выраженную практическую направленность, которая и определяет логику построения материала учебных занятий. Программа дополнительного образования школьников по информатике построе...

В мире информатики

Ответы, решения, разъяснения к заданиям, опубликованным в газете «В мир информатики»...

Внеклассное мероприятие по информатике для 10–11-х классов по теме «В мире информатики»

Внеклассное мероприятие «В мире информатики» относится к серии занятий по воспитанию интереса к предмету информатика учащихся старшего звена.Форма занятия: нетрадиционная – «Игра-конкурс».Такая форма ...

ВИКТОРИНА по информатике и ИКТ для 8 класса «В мире информатики»

Викторина проводится в рамках мероприятий, посвящённых неделе естественно-математических наук. Каждой команде выдаётся задание, которое необходимо выполнить за определённый промежуток времени. Каждый ...