РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для 10«А», 10 «В» классов на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)
Рабочая программа по информатике составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы для 10-11 классов «Информатика и информационные технологии» Семакина И.Г.
Учебник: СЕМАКИН И.Г., «Информатика и ИКТ», базовый курс, 2015 год, 10 класс.
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программе основного общего образования МАОУ Домодедовского лицея №3 им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова и учебному плану МАОУ Домодедовского лицея №3 им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова на 2020-2021 уч.г.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dol_10kl.docx | 52.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовский лицей №3 им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ Домодедовского лицея №3
_________________(Н.Н. Киселёва)
Приказ от 26.08.2020 № 152 ОД
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
для 10«А», 10 «В» классов
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Доль Е.Я.,
учитель информатики и ИКТ
первой категории
г. Домодедово 2020
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по информатике составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы для 10-11 классов «Информатика и информационные технологии» Семакина И.Г.
Учебник: СЕМАКИН И.Г., «Информатика и ИКТ», базовый курс, 2015 год, 10 класс.
Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программе основного общего образования МАОУ Домодедовского лицея №3 им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова и учебному плану МАОУ Домодедовского лицея №3 им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова на 2020-2021 уч.г.
Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса.
Программа рассчитана на 34 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые предметные результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
- эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
- осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные результаты
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.
Предметные результаты
- сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
- владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
- сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
- систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
- сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
- сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
- сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
- понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
- владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
- сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
- владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
- овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
- владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
- владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
- владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
- владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать:
- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
- назначение и функции операционных систем;
уметь:
- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
- эффективной организации индивидуального информационного пространства.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Введение. Структура информатики.
Цели и задачи курса информатики 10-11 класса. Из каких частей состоит предметная область информатики.
- Информация. Представление информации.
Три философские концепции информации. Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Что такое язык представления информации; какие бывают языки. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации. Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо. Понятия «шифрование», «дешифрование».
- Измерение информации.
Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации. Определение бита с алфавитной т.з. Связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов). Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения.
Практика на компьютере: решение задач на измерение информации заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов), а также заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении), выполнение пересчета количества информации в разные единицы.
- Введение в теорию систем.
Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем: целесообразность, целостность. «Системный подход» в науке и практике. Отличие естественных и искусственных системы. Материальные и информационные типы связей действующие в системах. Роль информационных процессов в системах. Состав и структура систем управления.
- Процессы хранения и передачи информации.
История развития носителей информации. Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики. Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность. Понятие «шум» и способы защиты от шума.
- Обработка информации.
Основные типы задач обработки информации. Понятие исполнителя обработки информации. Понятие алгоритма обработки информации. Что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Устройство и система команд алгоритмической машины Поста .
Практика на компьютере: автоматическая обработка данных с помощью алгоритмической машины Поста.
- Поиск данных.
Атрибуты поиска: «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска». Понятие «структура данных»; виды структур. Алгоритм последовательного поиска. Алгоритм поиска половинным делением. Блочный поиск. Осуществление поиска в иерархической структуре данных.
- Защита информации.
Какая информация требует защиты. Виды угроз для числовой информации. Физические способы защиты информации. Программные средства защиты информации. Что такое криптография. Понятие цифровой подписи и цифрового сертификата.
Практика на компьютере: шифрование и дешифрование текстовой информации.
- Информационные модели и структуры данных.
Определение модели. Информационная модель. Этапы информационного моделирования на компьютере. Граф, дерево, сеть. Структура таблицы; основные типы табличных моделей. Многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы.
Практика на компьютере: построение граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; построение табличных моделей по вербальному описанию системы.
- Алгоритм — модель деятельности
Понятие алгоритмической модели. Способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык. Трассировка алгоритма.
Практика на компьютере: программное управление алгоритмическим исполнителем.
- Компьютер: аппаратное и программное обеспечение.
Архитектура персонального компьютера. Контроллер внешнего устройства ПК. Назначение шины. Принцип открытой архитектуры ПК. Основные виды памяти ПК. Системная плата, порты ввода-вывода. Назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. Программное обеспечение ПК. Структура ПО ПК. Прикладные программы и их назначение. Системное ПО; функции операционной системы. Системы программирования.
Практика на компьютере: знакомство с принципами комплектации компьютера и получение навыков в оценке стоимости комплекта устройств ПК; знакомство с основными приемами настройки BIOS.
- Дискретные модели данных в компьютере.
Основные принципы представления данных в памяти компьютера. Представление целых чисел. Диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком. Принципы представления вещественных чисел. Представление текста. Представление изображения; цветовые модели. Различие растровой и векторной графики. Дискретное (цифровое) представление звука.
Практика на компьютере: представление чисел в памяти компьютера; представление текстов в памяти компьютера, сжатие текстов; представление изображения и звука в памяти компьютера.
- Многопроцессорные системы и сети.
Идея распараллеливания вычислений. Многопроцессорные вычислительные комплексы; варианты их реализации. Назначение и топологии локальных сетей. Технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции). Основные функции сетевой операционной системы. История возникновения и развития глобальных сетей. Интернет. Система адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен). Способы организации связи в Интернете. Принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.
Практика на компьютере: закрепление навыков создания мультимедийных презентаций; изучение, систематизация и наглядное представление учебного материала на тему «Компьютерные сети».
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Теории | Практики | Контрольных работ |
Введение. Структура информатики. | 1 | 1 | 0 | 0 | |
Информация. Представление информации | 4 | 3 | 1 | 0 | |
Измерение информации | 3 | 2 | 1 | 1 | |
Введение в теорию систем | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Процессы хранения и передачи информации | 3 | 2 | 1 | 0 | |
Обработка информации | 3 | 2 | 1 | 1 | |
Поиск данных | 1 | 1 | 0 | ||
Защита информации | 2 | 1 | 1 | 1 | |
Информационные модели и структуры данных | 4 | 2 | 2 | 1 | |
Алгоритм – модель деятельности | 2 | 1 | 1 | 0 | |
Компьютер: аппаратное и программное обеспечение | 4 | 2 | 2 | 0 | |
Дискретные модели данных в компьютере | 5 | 2 | 3 | 1 | |
Многопроцессорные системы и сети | 1 | 0,5 | 0,5 | 0 | |
Всего: | 34 | 20,5 | 14,5 | 6 |
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 «А» КЛАСС
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
Охрана труда и техника безопасности в кабинете информатики. Введение. | 01.09-04.09 | ||
Понятие информации. | 7.09-11.09 | ||
Представление информации, языки, кодирование | 14.09-18.09 | ||
Решение задач по теме «Представление информации» | 21.09-25.09 | ||
Измерение информации. Объемный подход. | 28.09-02.10 | ||
Измерение информации. Содержательный подход в равновероятном приближении. | 05.10-09.10 | ||
Практическая работа: Измерение информации | 12.10-16.10 | ||
Контрольная работа по теме: «Информация. Измерение информации.» Что такое система | 19.10-23.10 | ||
Анализ контрольной работы. Информационные процессы в естественных и искусственных системах | 02.11-06.11 | ||
Зачетная работа по теме «Введение в теорию систем» Хранение информации. | 09.13-13.11 | ||
Решение задач по теме «Хранение информации» | 16.11-20.11 | ||
Передача информации. | 23.11-27.11 | ||
Обработка информации и алгоритмы | 30.11-04.12 | ||
Автоматическая обработка информации | 7.12-11.12 | ||
Практическая работа: «Автоматическая обработка данных» | 14.12-18.12 | ||
Контрольная работа по теме «Информационные процессы хранения передачи и обработки информации» Поиск данных | 21.12-25.12 09.01-11.01 | ||
Анализ контрольной работы. Защита информации. | 14.01-18.01 | ||
Практическая работа: «Шифрование данных» | 21.01-25.01 | ||
Проверочная работа по теме «Защита информации» Компьютерное информационное моделирование | 28.01-01.02 | ||
Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Пример структуры данных – модели предметной области | 04.02-08.02 | ||
Практическая работа: «Структуры данных: графы» | 11.02-15.02 | ||
Практическая работа: «Структуры данных: таблицы» | 18.02-22.02 | ||
Контрольная работа по теме «Информационные модели и структуры данных» Алгоритм как модель деятельности | 25.02-01.03 | ||
Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем» | 04.03-08.03 | ||
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации | 11.03-15.03 | ||
Практическая работа: «Выбор конфигурации компьютера» | 18.03-22.03 | ||
Программное обеспечение компьютера | 01.04-05.04 | ||
Практическая работа: «Настройка BIOS» | 08.04-12.04 | ||
Контрольная работа по теме «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение» Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. | 15.04-19.04 | ||
Анализ контрольной работы. Практическая работа: «Представление чисел» | 22.04-26.04 | ||
Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука. | 29.04-03.05 | ||
Практическая работа: «Представление текстов. Сжатие текстов» | 06.05-10.05 | ||
Практическая работа: «Представление изображения и звука» | 13.05-17.05 | ||
Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей | 20.05-24.05 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 «В» КЛАСС
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректиро-ванные сроки прохождения |
Охрана труда и техника безопасности в кабинете информатики. Введение. | 01.09-04.09 | ||
Понятие информации. | 7.09-11.09 | ||
Представление информации, языки, кодирование | 14.09-18.09 | ||
Решение задач по теме «Представление информации» | 21.09-25.09 | ||
Измерение информации. Объемный подход. | 28.09-02.10 | ||
Измерение информации. Содержательный подход в равновероятном приближении. | 05.10-09.10 | ||
Практическая работа: Измерение информации | 12.10-16.10 | ||
Контрольная работа по теме: «Информация. Измерение информации.» Что такое система | 19.10-23.10 | ||
Анализ контрольной работы. Информационные процессы в естественных и искусственных системах | 02.11-06.11 | ||
Зачетная работа по теме «Введение в теорию систем» Хранение информации. | 09.13-13.11 | ||
Решение задач по теме «Хранение информации» | 16.11-20.11 | ||
Передача информации. | 23.11-27.11 | ||
Обработка информации и алгоритмы | 30.11-04.12 | ||
Автоматическая обработка информации | 7.12-11.12 | ||
Практическая работа: «Автоматическая обработка данных» | 14.12-18.12 | ||
Контрольная работа по теме «Информационные процессы хранения передачи и обработки информации» Поиск данных | 21.12-25.12 09.01-11.01 | ||
Анализ контрольной работы. Защита информации. | 14.01-18.01 | ||
Практическая работа: «Шифрование данных» | 21.01-25.01 | ||
Проверочная работа по теме «Защита информации» Компьютерное информационное моделирование | 28.01-01.02 | ||
Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Пример структуры данных – модели предметной области | 04.02-08.02 | ||
Практическая работа: «Структуры данных: графы» | 11.02-15.02 | ||
Практическая работа: «Структуры данных: таблицы» | 18.02-22.02 | ||
Контрольная работа по теме «Информационные модели и структуры данных» Алгоритм как модель деятельности | 25.02-01.03 | ||
Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем» | 04.03-08.03 | ||
Компьютер – универсальная техническая система обработки информации | 11.03-15.03 | ||
Практическая работа: «Выбор конфигурации компьютера» | 18.03-22.03 | ||
Программное обеспечение компьютера | 01.04-05.04 | ||
Практическая работа: «Настройка BIOS» | 08.04-12.04 | ||
Контрольная работа по теме «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение» Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. | 15.04-19.04 | ||
Анализ контрольной работы. Практическая работа: «Представление чисел» | 22.04-26.04 | ||
Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука. | 29.04-03.05 | ||
Практическая работа: «Представление текстов. Сжатие текстов» | 06.05-10.05 | ||
Практическая работа: «Представление изображения и звука» | 13.05-17.05 | ||
Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей | 20.05-24.05 |
«Рассмотрено»
на заседании кафедры
физико – математических наук ШМО
протокол № 1 от 25 августа 2020 г
руководитель ШМО ____________ И.А. Забозлаева
«Согласовано»
зам.директора по УМР
________________ С.В. Кодацкая
« 26 » августа 2020 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа педагога по русскому языку в 7 «Б» классе на 2013- 2012 учебный год
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (М. ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год
Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....
Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год
Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...
Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» для 9б класса на 2020-2021 учебный год.
Содержание. 1.Паспорт рабочей программы.2.Введение.3.Пояснительная записка.4.Планируемые предметные и личностные результаты.5.Базовые учебные действия.6.Содержание рабочей программы.7.Учебно-тема...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для 10«Б» класса на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 10 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской учебной программе по информатике и ИКТ для...
Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2020-2021 учебный год
Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа....
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс
Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...