РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для 10«А», 10 «В» классов на 2020-2021 учебный год
рабочая программа по информатике и икт (10 класс)

Доль Елена Яковлевна

Рабочая программа по информатике составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы  для 10-11 классов «Информатика и информационные технологии» Семакина И.Г.

Учебник: СЕМАКИН И.Г., «Информатика и ИКТ», базовый курс, 2015 год, 10 класс.

            Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программе основного общего образования МАОУ Домодедовского лицея №3 им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова и учебному плану МАОУ Домодедовского лицея №3 им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова на 2020-2021 уч.г.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, даёт распределение учебных часов по разделам  и темам курса. 

Программа рассчитана на 34 часа.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dol_10kl.docx52.98 КБ

Предварительный просмотр:

GERB DOM 2

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовский лицей №3  им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова

«УТВЕРЖДАЮ»

                                Директор МАОУ Домодедовского лицея №3

                                                          _________________(Н.Н. Киселёва)

                                     Приказ  от  26.08.2020  №  152  ОД                                    

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  информатике и ИКТ

для 10«А», 10 «В» классов

на 2020-2021 учебный год

Составитель: Доль Е.Я.,

учитель информатики и ИКТ

первой категории

г. Домодедово 2020

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Рабочая программа по информатике составлена на основании федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, а также программы  для 10-11 классов «Информатика и информационные технологии» Семакина И.Г.

Учебник: СЕМАКИН И.Г., «Информатика и ИКТ», базовый курс, 2015 год, 10 класс.

        Программа соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, основной образовательной программе основного общего образования МАОУ Домодедовского лицея №3 им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова и учебному плану МАОУ Домодедовского лицея №3 им. Героя Советского Союза Ю.П. Максимова на 2020-2021 уч.г.

Данная рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем авторской программы, даёт распределение учебных часов по разделам  и темам курса.  

Программа рассчитана на 34 часа.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

II.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые предметные результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета

Личностные результаты

  1. сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и техники;
  2. готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
  3. навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
  4. эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
  5. осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

Метапредметные результаты

  1. умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
  2. умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
  3. владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  4. готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  5. умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты

  1. сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире;
  2. владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
  3. сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
  4. систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
  5. сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
  6. сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
  7. сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;
  8. понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
  9. владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
  10. сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
  11. владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
  12. овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;        
  13. владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;
  14. владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору), представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
  15. владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием таблиц;
  16. владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем;

уметь:

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Введение. Структура информатики.

Цели и задачи курса информатики 10-11 класса. Из каких частей состоит предметная область информатики.

  1. Информация. Представление информации.

Три философские концепции информации. Понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации. Что такое язык представления информации; какие бывают языки. Понятия «кодирование» и «декодирование» информации. Примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо. Понятия «шифрование», «дешифрование».

  1. Измерение информации.

Сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации. Определение бита с алфавитной т.з. Связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов). Связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб. Сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации. Определение бита с позиции содержания сообщения.

Практика на компьютере: решение задач на измерение информации заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов), а также заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении), выполнение пересчета количества информации в разные единицы.

  1. Введение в теорию систем.

Основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема. Основные свойства систем: целесообразность, целостность. «Системный подход» в науке и практике.  Отличие естественных и искусственных системы. Материальные и информационные типы связей действующие в системах. Роль информационных процессов в системах. Состав и структура систем управления.

  1. Процессы хранения и передачи информации.

История развития носителей информации. Современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики. Модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи. Основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность. Понятие «шум» и способы защиты от шума.

  1. Обработка информации.

Основные типы задач обработки информации. Понятие исполнителя обработки информации. Понятие алгоритма обработки информации. Что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов. Определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной. Устройство и система команд алгоритмической машины Поста .

Практика на компьютере: автоматическая обработка данных с помощью алгоритмической машины Поста.

  1. Поиск данных.

Атрибуты поиска: «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска». Понятие  «структура данных»; виды структур. Алгоритм последовательного поиска. Алгоритм поиска половинным делением. Блочный поиск. Осуществление поиска в иерархической структуре данных.

  1. Защита информации.

Какая информация требует защиты. Виды угроз для числовой информации. Физические способы защиты информации. Программные средства защиты информации. Что такое криптография. Понятие цифровой подписи и цифрового сертификата.

Практика на компьютере: шифрование и дешифрование текстовой информации.

  1. Информационные модели и структуры данных.

Определение модели. Информационная модель. Этапы информационного моделирования на компьютере. Граф, дерево, сеть. Структура таблицы; основные типы табличных моделей. Многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы.

Практика на компьютере: построение граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы; построение табличных моделей по вербальному описанию системы.

  1. Алгоритм — модель деятельности

Понятие алгоритмической модели. Способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык. Трассировка алгоритма.

Практика на компьютере: программное управление алгоритмическим исполнителем.

  1. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение.

Архитектура персонального компьютера. Контроллер внешнего устройства ПК. Назначение шины. Принцип открытой архитектуры ПК. Основные виды памяти ПК. Системная плата, порты ввода-вывода. Назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др. Программное обеспечение ПК. Структура ПО ПК. Прикладные программы и их назначение. Системное ПО; функции операционной системы. Системы программирования.

Практика на компьютере: знакомство с принципами комплектации компьютера и получение навыков в оценке стоимости комплекта устройств ПК; знакомство с основными приемами настройки BIOS.

  1. Дискретные модели данных в компьютере.

Основные принципы представления данных в памяти компьютера. Представление целых чисел. Диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком. Принципы представления вещественных чисел. Представление текста. Представление изображения; цветовые модели. Различие растровой и векторной графики. Дискретное (цифровое) представление звука.

Практика на компьютере: представление чисел в памяти компьютера; представление текстов в памяти компьютера, сжатие текстов; представление изображения и звука в памяти компьютера.

  1. Многопроцессорные системы и сети.

Идея  распараллеливания вычислений. Многопроцессорные вычислительные комплексы; варианты их реализации. Назначение и топологии локальных сетей. Технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции). Основные функции сетевой операционной системы. История возникновения и развития глобальных сетей. Интернет. Система адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен). Способы организации связи в Интернете. Принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP.

Практика на компьютере: закрепление навыков создания мультимедийных презентаций; изучение, систематизация и наглядное представление учебного материала на тему «Компьютерные сети».

Тематическое планирование

Тема

Всего часов

Теории

Практики

Контрольных работ

Введение.  Структура информатики.

1

1

0

0

Информация. Представление информации

4

3

1

0

Измерение информации

3

2

1

1

Введение в  теорию систем

2

1

1

1

Процессы хранения и передачи информации

3

2

1

0

Обработка информации

3

2

1

1

Поиск  данных

1

1

0

Защита информации  

2

1

1

1

Информационные модели и структуры данных

4

2

2

1

Алгоритм – модель деятельности  

2

1

1

0

Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

4

2

2

0

Дискретные модели данных в компьютере

5

2

3

1

Многопроцессорные системы и сети

1

0,5

0,5

0

Всего:

34

20,5

14,5

6

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 «А» КЛАСС

урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

Охрана труда и техника безопасности в кабинете информатики. Введение.

01.09-04.09                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Понятие информации.

7.09-11.09

Представление информации, языки, кодирование

14.09-18.09

Решение задач по теме «Представление информации»

21.09-25.09

Измерение информации. Объемный подход.

28.09-02.10

Измерение информации. Содержательный подход в равновероятном приближении.

05.10-09.10

Практическая работа: Измерение информации

12.10-16.10

Контрольная работа по теме: «Информация. Измерение информации.» Что такое система

19.10-23.10

Анализ контрольной работы. Информационные процессы в естественных и искусственных системах

02.11-06.11

Зачетная работа по теме «Введение в теорию систем» Хранение информации.

09.13-13.11

Решение задач по теме «Хранение информации»

16.11-20.11

Передача информации.

23.11-27.11

Обработка информации и алгоритмы

30.11-04.12

Автоматическая обработка информации

7.12-11.12

Практическая работа: «Автоматическая обработка данных»

14.12-18.12

Контрольная работа по теме «Информационные процессы хранения передачи и обработки информации» Поиск данных

21.12-25.12

09.01-11.01

Анализ контрольной работы. Защита информации.

14.01-18.01

Практическая работа: «Шифрование данных»

21.01-25.01

Проверочная работа по теме «Защита информации»

Компьютерное информационное моделирование

28.01-01.02

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Пример структуры данных – модели предметной области

04.02-08.02

Практическая работа: «Структуры данных: графы»

11.02-15.02

Практическая работа: «Структуры данных: таблицы»

18.02-22.02

Контрольная работа по теме «Информационные модели и структуры данных» Алгоритм как модель деятельности

25.02-01.03

Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем»

04.03-08.03

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации

11.03-15.03

Практическая работа: «Выбор конфигурации компьютера»

18.03-22.03

Программное обеспечение компьютера

01.04-05.04

Практическая работа: «Настройка BIOS»

08.04-12.04

Контрольная работа по теме «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение» Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.

15.04-19.04

Анализ контрольной работы. Практическая работа: «Представление чисел»

22.04-26.04

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука.

29.04-03.05

Практическая работа: «Представление текстов. Сжатие текстов»

06.05-10.05

Практическая работа: «Представление изображения и звука»

13.05-17.05

Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей

20.05-24.05

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 «В» КЛАСС

урока

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректиро-ванные сроки прохождения

Охрана труда и техника безопасности в кабинете информатики. Введение.

01.09-04.09                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Понятие информации.

7.09-11.09

Представление информации, языки, кодирование

14.09-18.09

Решение задач по теме «Представление информации»

21.09-25.09

Измерение информации. Объемный подход.

28.09-02.10

Измерение информации. Содержательный подход в равновероятном приближении.

05.10-09.10

Практическая работа: Измерение информации

12.10-16.10

Контрольная работа по теме: «Информация. Измерение информации.» Что такое система

19.10-23.10

Анализ контрольной работы. Информационные процессы в естественных и искусственных системах

02.11-06.11

Зачетная работа по теме «Введение в теорию систем» Хранение информации.

09.13-13.11

Решение задач по теме «Хранение информации»

16.11-20.11

Передача информации.

23.11-27.11

Обработка информации и алгоритмы

30.11-04.12

Автоматическая обработка информации

7.12-11.12

Практическая работа: «Автоматическая обработка данных»

14.12-18.12

Контрольная работа по теме «Информационные процессы хранения передачи и обработки информации» Поиск данных

21.12-25.12

09.01-11.01

Анализ контрольной работы. Защита информации.

14.01-18.01

Практическая работа: «Шифрование данных»

21.01-25.01

Проверочная работа по теме «Защита информации»

Компьютерное информационное моделирование

28.01-01.02

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Пример структуры данных – модели предметной области

04.02-08.02

Практическая работа: «Структуры данных: графы»

11.02-15.02

Практическая работа: «Структуры данных: таблицы»

18.02-22.02

Контрольная работа по теме «Информационные модели и структуры данных» Алгоритм как модель деятельности

25.02-01.03

Практическая работа «Управление алгоритмическим исполнителем»

04.03-08.03

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации

11.03-15.03

Практическая работа: «Выбор конфигурации компьютера»

18.03-22.03

Программное обеспечение компьютера

01.04-05.04

Практическая работа: «Настройка BIOS»

08.04-12.04

Контрольная работа по теме «Компьютер: аппаратное и программное обеспечение» Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.

15.04-19.04

Анализ контрольной работы. Практическая работа: «Представление чисел»

22.04-26.04

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука.

29.04-03.05

Практическая работа: «Представление текстов. Сжатие текстов»

06.05-10.05

Практическая работа: «Представление изображения и звука»

13.05-17.05

Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных и глобальных сетей

20.05-24.05

«Рассмотрено»    

 на заседании кафедры

физико – математических наук ШМО          

 протокол № 1 от  25  августа 2020 г                                                                                        

 руководитель ШМО ____________ И.А. Забозлаева                                                                                                                                                    

«Согласовано»                                                                                                              

 зам.директора по УМР

 ________________ С.В. Кодацкая

 « 26 »  августа   2020 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа педагога по русскому языку в 7 «Б» классе на 2013- 2012 учебный год

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов (М. ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «История» (базовый уровень) для 10 класса на 2012-2013 учебный год

Составлена в соответствии с программой для общеобразовательных учреждений «Всеобщая история. История России» 10 – 11 классы. Автор составитель: Алексашкина Л.Н....

Рабочая программа кружка “Живая химия” для учащихся 8-10 классов на 2012-2013 учебный год

Мир растений чрезвычайно разнообразен. Растения обладают рядом специфических особенностей строения, и поэтому их выделяют в отдельное царство организмов. К настоящему времени в мире...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Двигательное развитие» для 9б класса на 2020-2021 учебный год.

Содержание. 1.Паспорт рабочей программы.2.Введение.3.Пояснительная записка.4.Планируемые предметные и личностные результаты.5.Базовые учебные действия.6.Содержание рабочей программы.7.Учебно-тема...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике и ИКТ для 10«Б» класса на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 10 класса составлена на основе примерной программы основного общего образования и авторской учебной программе по информатике и ИКТ для...

Рабочая учебная программа по родному языку (чувашскому) в 5-9 классах на 2020-2021 учебный год

Рабочая программа по родному языку (чувашскому) в 5 классе рассчитана на 35 учебных часа (1 час в неделю); из них на развитие речи отводится 6 часов, на контрольные работы – 4 часа....

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс

Адаптированная рабочая программа  для обучающихся с задержкой психического развития по литературе на 2020-2021 учебный год 5 Б класс...