Использование технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

Бережная Наталья Павловна

Методическая разработка по теме "Использование технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_2.doc240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бережная Н.П.

Методическая разработка по теме:

«Использование технологии организации

самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики»

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

Для формирования целостной и гармоничной личности необходимо систематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая в процессе особого вида учебных заданий – самостоятельных работ – приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Цель данной работы: изучение технологии организации самостоятельной деятельности учащихся и применение ее на уроках информатики для развития навыков самостоятельной учебной деятельности учащихся.

Долгое время в педагогической литературе отождествлялись понятия «самостоятельная деятельность» и «самостоятельная работа».  Попытку разделить эти понятия   сделал П.И. Пидкасистый [12]. Он отмечает, что под самостоятельной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.

Как дидактическое явление, самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое, в конечном счете, приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Конечной целью формирования самостоятельной учебной деятельности является становление школьника как ее субъекта, достижение такого уровня развития учащихся, когда они оказываются в силах самостоятельно ставить цель деятельности, актуализировать для решения задачи знания и способы деятельности, когда они могут планировать и корректировать свои действия, соотносить полученный результат с поставленной целью, т.е. самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Таким образом, П.И. Пидкасистый считает, что самостоятельная работа - это не форма организации учебных знаний и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической и психологической организации. Средство обучения, которое в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче:

  • формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;
  • вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации при решении новых познавательных задач;
  • является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения.

В исследованиях П.И. Пидкасистого эффективность урока ставится, прежде всего, в зависимость от активизации самостоятельной деятельности учащихся, от правильной взаимосвязи деятельности учащихся на уроке. В своих экспериментальных исследованиях он исходит из того положения, что ученики за время обучения в школе должны не только усвоить определенную сумму научных знаний, но и научиться самостоятельно их приобретать. Данные две стороны процесса обучения органически взаимосвязаны. Познавательная самостоятельность формируется при глубоком и осмысленном усвоении школьниками основ наук, овладении навыками работы с книгой, работы в лаборатории, а также путем применения полученных знаний на практике. Среди средств развития познавательной активности и самостоятельности учащихся большое значение придается и таким, которые непосредственно связаны с формами и методами обучения. А также выяснением их сравнительной эффективности: сочетание изложения знаний учителем и самостоятельной работы учащихся; сравнительная эффективность и пути сочетания воспроизводящих и творческих, самостоятельных работ, фронтальных и индивидуальных видов занятий учащихся на уроке, индивидуальных творческих работ.

Таким образом, основной целью организации самостоятельной работы учащихся выступает самостоятельная деятельность.

Используемые УМК:

  • УМК «Информатика» для 5-6 классов, авторы Босова Л. Л.,

Босова А.Ю.

  • УМК «Информатика» 7 - 9 класс, автор Угринович Н. Д.
  • УМК «Информатика» 10 - 11 класс, автор Угринович Н. Д.

ГЛАВА I. Технология организации самостоятельной деятельности учащихся

1.1. Описание технологии организации самостоятельной деятельности учащихся

Самостоятельную деятельность О.Б. Даутова [7] определяет как вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах деятельности – от постановки проблемы до осуществления контроля, самоконтроля и коррекции с диалектическим переходом от выполнения простых видов работ к более сложным, носящим поисковый характер, с постоянной трансформацией руководящей роли педагогического управления в сторону ее перехода в формы ориентации и коррекции с передачей всех функций самому обучающемуся, но лишь по мере овладения методикой самостоятельной работы.

        Помимо основной цели самостоятельная работа направлена на решение следующих дидактических задач:

  • мотивировать обучающихся  к освоению учебных программ;
  • повысить ответственность обучающихся за свою учебу;
  • научить обучающихся самостоятельно добывать знания из различных источников;
  • способствовать развитию навыков и умений самообразовательной, исследовательской и творческой деятельности старшеклассников;
  • формировать у обучающихся системное мышление на основе самостоятельной работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по учебным дисциплинам и т.п.

        Развивающий эффект самостоятельных работ достигается при условии использования системы взаимосвязанных репродуктивных и продуктивных видов работ. Она требует от обучающихся принятия цели самостоятельной работы как личностно значимой, анализа условий познавательной задачи, моделирования способов ее решения, исполнения, контроля и обсуждения полученных результатов. В концепции развивающего обучения профессора Г. Д. Кирилловой [9] проблеме самостоятельной работы и самостоятельной познавательной деятельности обучающихся отводится особая роль. В качестве главного признака самостоятельной деятельности рассматривается не то, что обучающийся работает без помощи педагога, а то, что каждое действие, выполняемое обучающимся, им осознается, подчинено цели, которую он себе поставил.

        В условиях развивающего обучения усвоение системы научно-теоретических знаний и обобщенных способов деятельности становится возможным в результате выполнения учащимися самостоятельных работ разных уровней: репродуктивного, реконструктивного и творческого. При этом развитие системы самостоятельных работ, обусловленное развитием содержания изучаемого материала, обеспечивает продвижение учащихся в умении анализировать, проектировать и осуществлять способы деятельности от репродуктивного уровня к творческому, создает основу для усвоения знаний на уровне общих принципов и закономерностей и дальнейшего их использования в качестве способа деятельности. Это позволяет говорить о самостоятельной работе как факторе активизации познавательной деятельности обучающихся.

Особенности организации самостоятельной работы в научной школе Г. Д. Кирилловой определяются следующими концептуальными положениями:

— развитие содержания изучаемого материала в логике предмета и постоянный рост уровня обобщения и систематизации материала требуют организации самостоятельной деятельности реконструктивного и творческого уровней как в ходе работы под руководством преподавателя, так и в процессе выполнения самостоятельных работ;

— самостоятельные работы являются логическим продолжением самостоятельной деятельности, осуществляемой под руководством педагога. В ходе такой деятельности обучающиеся подводятся к осознанию свойственных материалу зависимостей, и их осознание позволяет в дальнейшем планировать, проектировать и использовать определенные способы деятельности при выполнении самостоятельных работ;

— усложнение операционного компонента самостоятельной деятельности в ходе выполнения самостоятельных работ достигается за счет представления обучающимся все большей свободы в анализе проблемной ситуации, постановке познавательной задачи, конструировании способов ее решения, осуществлении решения, проверке результатов;

— усложнение операционного компонента самостоятельной познавательной деятельности осуществляется в единстве с усложнением содержания: в ходе выполнения самостоятельных работ обучающиеся должны идти от наблюдения и анализа частных фактов к выявлению важнейших зависимостей, свойственных изучаемому материалу, поэтому в качестве показателей развития познавательной самостоятельности рассматривается не только усложнение структуры операционного компонента самостоятельной деятельности, но и усложнение ее содержательной стороны;

— усвоение материала на уровне общих принципов и закономерностей, обеспечивая возможность их применения для решения, новых познавательных задач, является условием развития внутренних стимулов учения;

— педагогическое руководство самостоятельной деятельностью, обучающихся в ходе выполнения самостоятельных работ наряду с четкой формулировкой задания должно обеспечивать установку на самоконтроль и рефлексию.

1.2. Приемы, этапы, стратегии

        

        Технология организации самостоятельной работы может, быть рассмотрена в широком и в узком смысле. В широком смысле технология включает описание этапов деятельности как педагога, так и обучающегося.

        В узком смысле — это технология деятельности ученика. Учащийся самостоятельно (или с помощью педагога) выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, самоконтроля, учета достижений и осуществляет коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии.

        Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов: подготовительный, этап целеполагания (осуществляется совместно с обучающимся), деятельностный — собственно этап самостоятельной работы обучающимся (при опосредованном руководстве, осуществляемом на основе педагогической поддержки и консультирования), контрольно-оценочный и рефлексивный (осуществляются совместно с обучающимся), аналитический.

        Графически технологию организации самостоятельной работы в широком смысле можно представить следующим образом.

        Самостоятельная работа школьников требует упорядочения и системной организации взаимодействия учителя и обучающегося. Основная задача педагога в соответствии со Стандартом сводится к организации учебно-познавательной деятельности школьника и конструированию информационно-образовательной среды. Деятельность преподавания и деятельность учения взаимосвязаны, что отражено на схеме.

Схема. Взаимосвязь преподавания и учения при организации
самостоятельной деятельности школьника

        

        Данная схема отражает этапы технологии организации и сопровождения самостоятельной работы учащегося.

        На подготовительном этапе задачами выступают моделирование и проектирование деятельности обучающегося и конструирование методических и программных материалов для организации самостоятельной работы.

Подготовительный этап

Шаг 1. Корректировка учебных программ с добавлением дополнительных разделов: определение тем для самостоятельной работы, сопровождение самостоятельной работы и контроль за ее выполнением (с указанием организационных форм самостоятельной работы), примеры типовых заданий для самостоятельной работы.

Шаг 2. Разработка УМК по предмету.

Шаг 3. Отбор видов учебной работы, соответствующих основным

целям и задачам учебной программы.

Шаг 4. Разработка заданий для самостоятельной работы.

Шаг 5. Расчет количества часов и суммы баллов, которые должен

набрать обучающийся в ходе выполнения самостоятельной работы.

Шаг 6. Разработка технологической карты самостоятельной работы ученика с указанием избыточных форм, методов и средств учения для предоставления учащемуся возможности выбора.

        Первый этап — этап целеполагания, в задачу которого входит совместное определение цели и составление технологической карты самостоятельной работы. Обучающийся знакомится с требованиями, предъявляемыми к изучаемому предмету в целом и к выполнению заданий по самостоятельной работе в частности, выбирает виды учебной работы.

Этап целеполагания

Шаг 1. Предъявление обучающемуся технологической карты самостоятельной работы с целью выработки плана.

        Второй этап — деятельностный. Особенность данного этапа-изменение роли учителя и учащегося. Учащийся осуществляет учебно-познавательную деятельность, занимая активную деятельностную позицию. Педагог выполняет роль консультанта по образовательному запросу ученика, он отвечает учащемуся только на те вопросы, которые у него вызывают затруднения.

        Образовательный запрос — это запрос педагогу от обучающегося по поводу того, что он самостоятельно не может решить учебную задачу или проблему. Типы образовательного запроса:

  • информационный (не хватает источников информации для решения проблемы);
  • ресурсный (не хватает ресурсов для решения проблемы);
  • технологический (нет технологии, тактики, стратегии для решения проблемы);
  • учебный — имеется затруднение в решении учебной задачи (от педагога требуется коррекция деятельности обучающегося);
  • психологический (неадекватная самооценка, неверие в свои силы, пессимизм, отчуждение от учебной работы, снижение или отсутствие мотивации, дидактогения и т. д.). В данной ситуации он нуждается в психолого-педагогической поддержке;
  • временной (не хватает времени и энергии для решения задачи).

Согласно запросу обучающегося выстраивается консультационные работа.

Деятельностный этап

        Шаг 1. Осуществление самостоятельной учебно-познавательной деятельности.

        Шаг 2. Оценивание выполненной работы. Сравнение деятельности с эталоном или с критериями. В случае несовпадения — шаг 3.

        Шаг 3. Коррекция деятельности.

        Шаг 4. Самостоятельное оценивание выполненной работы, полученного образовательного результата

        Третий этап — контрольно-оценочный. Контрольно-оценочный этап включает не только оценивание учебно-познавательной деятельности школьника со стороны педагога, но и взаимооценивание и самооценивание деятельности. Оценивание деятельности школьников может проходить в разных форматах: комплексное оценивание заданий на основе технологической карты, ведение рефлексивного дневника, защита проектных и исследовательских работ, защита портфолио, другое

Четвертый этап — рефлексивный. Задача этого этапа — оценивание учебных достижений обучающегося и себя как субъекта учебно-познавательной деятельности. Рефлексию рекомендуется проводить на основе следующих вопросов:

  • Что получилось, что нет при осуществлении учебной деятельности? Если не получилось, то почему, что помешало?
  • Какие компетенции, УУД удалось развить? В чем проявляется моя некомпетентность? Можно ли это исправить?
  • Какие учебные и личностные достижения сопутствовали этому курсу? Что еще необходимо сделать в рамках самообразования?

Следующий этап только для педагога — аналитический. Педагог анализирует полученные результаты, делает выводы и вносит коррективы в учебные задания и т. д.

Таким образом, преподаватель выходит на сопровождение самостоятельной работы школьника, которое включает в себя следующие направления:

  • конструирование информационно-образовательной среды, включающее в себя необходимые ресурсы;
  • согласование индивидуальных планов самостоятельной работы школьников (виды и темы заданий, сроки представления результатов, критерии выполнения заданий, разработка технологической карты);
  • консультирование по образовательному запросу школьника;
  • создание педагогических условий для оценивания и рефлексии самостоятельной работы школьников;
  • осуществление индивидуальной педагогической поддержки школьника в его самостоятельной работе.


1.3. Матрица согласования приeмов технологии и УУД

для основной школы

Прием

Деятельность учащихся
в терминах технологии

Деятельность учащихся
в терминах УУД (ФГОС)

Составление умственной карты

(Авторы: Т. и Б. Бьюзены.)

Интеллект-карта — это графическое выражение процесса радиантного мышления. Авторы: Т. и Б. Бьюзены. Отличительные черты приема: объект изучения кристаллизован в центральном образе; основные темы, связанные с объектом изучения, расходятся от центрального образа в виде ветвей; ветви, принимающие форму плавных линий, обозначаются и поясняются ключевыми словами или образами.

Обучающиеся на основе чтения

текста выделяют образы и понятия и структурируют их в

определенную систему, используя рисунок цветными карандашами.

Ученик научится:

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

(Познавательные УУД)

Фокусированные диалектические заметки

До чтения текста или литературного произведения дается список вопросов, на которые должен ответить обучающийся.

Желательно использовать текст, где приводятся различные точки зрения, чтобы обучающиеся познакомились с разной аргументацией и объяснили чья аргументация весомее и почему.

Ученик научится:

  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

(Познавательные УУД)

Составление опорной схемы-коллажа по учебным материалам

Коллаж — это схематически фиксированное отображение некоторой части предметного содержания, объединенное ключевым понятием или проблемой.

Ученик научится:

  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;
  • давать определение понятиям.

(Познавательные УУД)

Обучающимся предлагается написать название одной из изученных тем (проблем), описать цель работы и составить основные вопросы, на которые нужно ответить, чтобы всесторонне осветить тему.

Затем в группах обсуждаются проспекты, отбираются наиболее интересные и обучающимся предлагается ответить на вопросы и кратко изложить суть

проблемы.

Ученик научится:

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

(Познавательные УУД);

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

(Коммуникативные УУД)

Написание проспектов

Прием

Деятельность учащихся
в терминах технологии

Деятельность учащихся
в терминах УУД (ФГОС)

Эссе

Обучающимся предлагается самостоятельно изучить и расширить предложенные литературные источники, посвященные современным проблемам науки.

Эссе состоит из четырех частей, отвечающих следующим требованиям:

1. Краткое содержание, в котором:

определяется тема и предмет исследования или приводятся основные тезисы (один тезис); дается краткое описание структуры и логики развития материала; формулируются основ-

ные выводы.

2. Основная часть эссе. Эта часть эссе содержит основные положения и аргументацию.
3.
 Заключение. В заключении представляются результаты исследования и полученные выводы, могут быть обозначены

вопросы, которые не были решены, и новые вопросы, появившиеся в процессе исследования.

4. Библиография.

Рекомендуемый объем для расширенного эссе 4000 — 5000 слов.

Ученик научится:

  • объяснять явления, процесс связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, глав идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

(Познавательные УУД)

Прием

Деятельность учащихся
в терминах технологии

Деятельность учащихся
в терминах УУД (ФГОС)

Составление самодиагностирующих заметок обучающихся

Обучающимся предлагается вести дневник по каждой теме либо проблеме, где отмечать, что они поняли, запомнили, и что им не ясно.

К достоинствам данного приема относится развитие навыка самооценки.

Ученик научится:

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

(Познавательные УУД);

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.

(Регулятивные УУД)


ГЛАВА II. Применение технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках

2.1. Методические комментарии

 

        Выполнение любого вида самостоятельной работы предполагает прохождение учеником следующих этапов.

Этапы выполнения самостоятельной работы

Шаг 1. Определение цели самостоятельной работы.

Шаг 2. Конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи.

Шаг 3. Самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или выбранной задачи.

Шаг 4. Выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств для ее решения).

Шаг 5. Планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы по решению задачи.

Шаг 6. Реализация программы выполнения самостоятельной работы.

Шаг 7. Самоконтроль выполнения самостоятельной работы, оценивание полученных результатов.

        Для того чтобы самостоятельная работа была эффективной, необходимо соблюдать требования, предъявляемые к организации самостоятельной работы:

1. Обеспечение правильного сочетания объемов урочной и внеурочной самостоятельной работы.

2. Методически правильная организация работы обучающегося.

3. Обеспечение обучающегося необходимыми методическими материалами с целью превращения процесса самостоятельной работы в процесс творческий.

4. Наличие ресурсного обеспечения, позволяющего обучающемуся выполнить задание на высоком уровне.

5. Осуществление учета учебных и личностных достижений старшеклассников.

6. Разработка и внедрение в образовательный процесс мер, стимулирующих качественное выполнение самостоятельной работы.

Таким образом, повышение роли самостоятельной работы предполагает:

  • коррекцию учебных программ с целью увеличения доли самостоятельной работы обучающегося над изучаемым материалом, включение тем, выносимых для самостоятельного изучения, в том . числе и с помощью компьютерных методических средств;
  • оптимизацию методов обучения, внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий обучения, активное использование информационных технологий, позволяющих обучающемуся в удобное для него время осваивать учебный материал;
  • совершенствование системы текущего контроля работы обучающихся, введение балльно-рейтинговой системы и широкое внедрение компьютеризированного тестирования;
  • совершенствование методик проведения проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся.

        Одной из самых трудных проблем при организации самостоятельной работы выступает проблема разработки заданий.

        При разработке заданий для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать дидактические требования:

  • примерные нормы времени для выполнения задания;
  • логику и структуру учебного материала;
  • практическое назначение задания; характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;
  • постепенное нарастание сложности и проблемности.

        Для разработки заданий для самостоятельной работы необходимо изучить различные подходы к классификации.

        По частнодидактической цели можно выделить три типа самостоятельных работ:

  • формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане, что от них требуется, на основе данного им алгоритма деятельности и направления на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания работа с учебником конспектом, лекцией и др.
  • формирование знаний-копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. К самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты и т. д.
  • создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий учебно-исследовательского характера.

Классификация самостоятельной работы:

  • по дидактической цели их применения: познавательные, практические, обобщающие;
  • по уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие);
  • по методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику;
  • по типам решаемых задач (здесь возможны разные классификации, например типы задач: познавательные, творческие, исследовательские).

Классификация учебных задач Д. Толлингеровой

1. Задачи на воспроизведение знаний:

  • на узнавание;
  • воспроизведение отдельных фактов, данных, понятий;
  • воспроизведение определений, норм правил, воспроизведение текста.

2. Задачи, предполагающие простые мыслительные операции:

  • определение фактов (измерение);
  • перечисление и описание фактов;
  • перечисление и описание процессов и приемов деятельности
  • анализ и синтез;
  • упорядочивание (классификация, категоризация);
  • определение отношений (причина, следствие, цель, средств влияние, функция, польза и т. д.);
  • абстракция, конкретизация, обобщение;
  • манипуляция с неизвестными параметрами и их поиск п правилу, алгоритму, формуле.

3. Задачи, предполагающие сложные мыслительные операции

  • трансформация (объяснение смысла, значения);
  • индукция;
  • дедукция;
  • аргументация;
  • оценка.

4. Задачи на порождение речевых высказываний

  • сочинение, обозрения (конспекты, проспекты);
  • написание доклада, отчета;
  • самостоятельные письменные работы, проекты.

5. Задачи, предполагающие продуктивное мышление:

  • применение на практике;
  • решение проблемных ситуаций;
  • целеполагание и постановка вопросов;
  • эвристический поиск на базе наблюдений и конкретных эмпирических данных;
  • эвристический поиск на базе логического мышления.

6. Задачи, предполагающие рефлексию:

  • позволяющие освоить рефлексивные процедуры по отношению к структурам действий опознания, запоминания;
  • рефлексивные действия, связанные с построением текста;
  • построение стратегий совместного и индивидуального решения;
  • выбор способов межличностного взаимодействия и общения в ходе совместного решения задач.

2.2. Использование технологии организации самостоятельной деятельности учащихся при изучении темы "Создание мультимедийных объектов"

        В своей педагогической практике я чаще использую технологию организации самостоятельной деятельности учащихся при проведения практических работ. Например, в рамках изучения темы "Создание мультимедийных объектов" в 6 классе я предлагаю учащимся следующий набор заданий с возрастающим уровнем сложности.

Задание 1. Создание линейной презентации. Вставка объектов на слайд.

  1. Запустить Power Point.
  2. Выбрать разметку слайда.
  3. Приступить к созданию презентации «Времена года».

Презентация должна содержать слайды:

  • титульный слайд (тема презентации, автор);
  • зима (заголовок слайда, краткая характеристика или стихотворение, рисунок);
  • весна (заголовок слайда, краткая характеристика или стихотворение, рисунок);
  • лето (заголовок слайда, краткая характеристика или стихотворение, рисунок);
  • осень (заголовок слайда, краткая характеристика или стихотворение, рисунок).
  1. Сохранить презентацию в личной папке.

        При выполнении задания 1 учащиеся с удовольствием создают свою первую презентацию. При выборе объектов для вставки на слайд я предлагаю учащимся на выбор либо воспользоваться интернет-ресурсами или создать их самостоятельно, используя возможности текстовых и графических редакторов.

Задание 2. Оформление линейной презентации.

  1. Открыть презентацию «Времена года».
  2. Создать фон для каждого из слайдов, используя:
  • сплошную заливку;
  • градиентную заливку;
  • текстуру;
  • рисунок;
  • рисунок из файла.
  1. Оформить заголовки слайдов, используя объекты WordArt.
  2. Измените стили надписей.
  3. Измените стили рисунков.
  4. Сохранить изменения в презентации.

        При выполнении задания 2 учащиеся по своему вкусу оформляют презентацию, осваивая основные способы оформления презентации.

Задание 3. Создание эффектов анимации для объектов и настройка смены слайдов.

  1. Открыть презентацию «Времена года».
  2. Добавить эффекты анимации на появление заголовков и надписей.
  3. Выделить рисунки на слайдах, используя эффекты анимации.
  4. Настроить автоматическую смену слайдов, предусмотрев эффекты анимации.
  5. Сохранить изменения в презентации.

При выполнении задания 3 учащиеся осваивают основные способы создания и настройки эффектов анимации как для отдельных объектов, так и для смены слайдов.

Задание 4. Создание презентации с гиперссылками.

  1. Открыть презентацию «Времена года».
  2. Добавить слайд №2 «Содержание», на который вынести заголовки всех последующих слайдов:
  • зима;
  • весна;
  • лето;
  • осень.
  1. На слайде «Содержание» выделить надпись «зима» и настроить гиперссылку на соответствующий слайд.
  2. Аналогичным образом настроить ссылки на надписи «весна»,  «лето» и «осень».
  3. На слайды «зима», «весна»,  «лето» и «осень» добавить управляющие кнопки для перехода на слайд «Содержание».
  4. На слайде «Содержание» создать управляющую кнопку для завершения показа слайдов.
  5. Сохранить изменения в презентации.

При выполнении задания 4 учащиеся осваивают основные способы создания нелинейных презентаций с использованием гиперссылок и управляющих кнопок.

        Задания 1-4 дают учащимся возможность самостоятельно освоить основные способы создания и оформления презентаций. При поиске необходимой для их выполнения информации обучающимся предлагается использовать учебник, справочную систему программы Microsoft Power Point, необходимые интернет-ресурсы и консультации преподавателя, если они необходимы. В процессе этой работы обучающиеся продолжат формирование целого ряда познавательных УУД:

  • извлечение необходимой информации из текстов;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;
  • самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.

Задание 5. Создание нелинейной презентации «Компьютер».

  1. Запустить Power Point.
  2. Самостоятельно создать презентацию по теме «Компьютер».
  3. Для оформления презентации использовать Дизайн.
  4. Сохранить презентацию.

        Задание 5 позволяет не только продолжить формирование навыков создания и оформления презентаций, но и дает возможность учащимся обобщить и систематизировать знания по теме "Компьютер". Причем при выполнения этого задания у обучающихся появляется необходимость составления собственного плана презентации, так как он не составлен преподавателем, как это было сделано в предыдущих задания. В процессе этой работы обучающиеся продолжат формирование целого ряда УУД:

        Познавательные УУД:

  • рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • анализ, синтез, извлечение необходимой информации из текстов;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
  • установление причинно-следственных связей;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

        Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий);
  • предвосхищение результата;
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Задание 6. Создание итогового проекта «Мой родной город».

  1. Запустить Power Point.
  2. Самостоятельно создать презентацию по теме «Мой родной город».
  3. Сохранить презентацию.
  4. Подготовиться к защите итогового проекта.

        Задание 6 - это уже итоговый проект по теме, который предполагает работу над ним не только во время урока, но и во внеурочное время. Завершается работа над проектом его защитой во время урока. Оценивание проекта осуществляется учащимися всей группы по критериям, представленным в таблице (Приложение 2). В процессе этой работы обучающиеся продолжат формирование целого ряда УУД:

        Познавательные УУД:

  • смысловое чтение, анализ, синтез, извлечение необходимой информации из текстов;
  • определение основной и второстепенной информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • сравнение объектов по выделенным признакам;
  • построение логической цепи рассуждений;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • рефлексия способов и условий действия,  контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

        Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи;
  • определение последовательности промежуточных целей (план, последовательность действий);
  • внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

        Коммуникативные УУД:

  • умение учитывать компетентность и позицию других людей;
  • умение слушать и вступать в диалог;
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической речью.

        Личностные УУД:

  • установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;
  • осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам.


Приложение

Критерии  оценивания итоговых проектов

        Учащиеся получают по одной таблице, которую заполняет в процессе защиты итоговых проектов каждого из своих товарищей.

        Заполнение осуществляется по следующим правилам: по каждому из указанных критериев может быть поставлен максимум - 1 балл. Таким образом общее максимальное количество баллов за работу - 10.

Критерии оценивания

Ф.И. учащегося (1)

Ф.И. учащегося (2)

Ф.И. учащегося (3)

Ф.И. учащегося (4)

Ф.И. учащегося (5)

Ф.И. учащегося (6)

Ф.И. учащегося (7)

Ф.И. учащегося (8)

Ф.И. учащегося (9)

Ф.И. учащегося (10)

Содержание

Раскрыты все аспекты темы

Материал изложен в доступной форме

Слайды расположены в логической последовательности

Заключительный слайд с выводами

Библиография с перечислением всех использованных ресурсов

Элементы оформления

Использованы графики, диаграммы, картинки

Дизайн

Использована анимация для входа, выхода и выделения объектов

Использована анимация для смены слайдов

Использованы гиперссылки и управляющие кнопки

Среднее значение

        

        После заполнения таблиц всеми учащимися преподаватель вычисляет средний балл, полученный за каждый итоговый проект. Узнав свой результат, обучающиеся могут самостоятельно сделать вывод об уровне своей работы, руководствуясь следующей таблицей.

Отличная работа

9-10 баллов

Хорошая работа

7-8 баллов

Удовлетворительная работа

5-6 баллов

Работа, нуждающаяся в доработке

менее 5 баллов


Список литературы и интернет-ресурсов

  1. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 5 класса.
    М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
  2. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 6 класса.
    М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
  3. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: учебник для 7 класса.
    М.: Бином. Лаборатория знаний, 2013.
  4. Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика: методическое пособие для 5–6 классов. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014.
  5. Бурак В.К. Самостоятельная работа учащихся. — М.: Просвещение, 1984.
  6. Горностаева З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности  // Открытая школа, 1998. №2.
  7. Даутова О.Б., Иваньшина Е.В., Ивашедкина О.А. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС. — СПб.: КАРО, 2013.
  8. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. — Л., 1982.
  9. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: учебное пособие / Г.Д. Кириллова. — М.: Просвещение, 1980.
  10. Крылова О.Н., Муштавинская И.В. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО. Методическое пособие. — СПб.: КАРО, 2013.
  11. Митрюхина Л.Н. Самостоятельная работа как фактор развития познавательной деятельности учащихся // Народная асвета. 2005. №5.
  12. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная квалификационная работа "Использование информационных технологий при организации проектной деятельности учащихся на уроках информатики"

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Его можно использовать в любой школьной дисциплине, где решаются большие по объему задачи, желательно для учащихся с...

Использование технологии организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках информатики и ИКТ

В предлагаемой методической разработке дано описание технологии организации самостоятельной деятельности учащихся и рассмотрен один из вариантов ее использования на уроках информатики и ИКТ по те...

ДОКЛАД на РМО учителей информатики по теме «Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики»

laquo;Проектно-исследовательская деятельность учащихся на уроках информатики»...

Использование технологии развития критического мышления на уроках информатики и математики

В презентации представлены приемы развития критического мышления на уроке информатики...

Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и во внеурочной деятельности

Метод проектов в преподавании информатики. Из личного опыта....

Мастер-класс «Использование кейс-технологии в проектной деятельности учащихся на уроках информатики»

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ и ПРАКТИЧЕСКАЯЧАСТЬ МАСТЕР-КЛАССА.Буклет «Программа празднования 75-летия Дня Победы в г. Данков»....

«Мастер-класс по теме «Использование технологии проблемно-диалогического обучения на уроках информатики»

Автор: Леоненко Юлия Петровна, учитель математики и информатики МБОУ СОШ №187 г. НовосибирскАудитория: учителя предметники по предмету «Информатика»Оборудование: проектор, экран, компьютер...