Программа по курсу дополнительного образования «Основы мультипликации»
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детейю
Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения.
Содержание курса «Основы мультипликации» для учащихся 5 классов рассчитано на обучение в объеме 75 часов.
Инструменты которые предлагаются для организации такой деятельности: PowerPoint, Scratch.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_osnovy_multiplikatsii.doc | 145.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации
городского округа города Райчихинска Амурской области
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 15
городского округа города Райчихинска Амурской области
СОГЛАСОВАНО. Руководитель Центра «Точка Роста» _____________И.Ю.Азимова 25.08.2020. | УТВЕРЖДАЮ. Директор МОАУ СОШ № 15 __________В.В.Неценстрик 26.08.2020. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу дополнительного образования
«Основы мультипликации»
для 5 классов
Составитель: учитель информатики
высшей категории
Ю.В.Андреева
г. Райчихинск
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Мультипликация как вид детского творчества существует уже, по крайней мере, два десятка лет - как в нашей стране, так и во многих странах мира. Проводимые на различных уровнях смотры, конкурсы, фестивали поэтому, увлекательному виду деятельности вызывают большой интерес детей и взрослых. Благодаря новым компьютерным технологиям искусство мультипликации стало делом, доступным для многих. Мультфильмы теперь с успехом делают и дети.
Мультипликация предоставляет большие возможности для развития творческих способностей, сочетая теоретические и практические занятия, результатом которых является реальный продукт самостоятельного творческого труда детей. В процессе создания мультипликационного фильма у детей развиваются сенсомоторные качества, связанные с действиями рук ребенка, обеспечивающие быстрое и точное усвоение технических приемов в различных видах деятельности, восприятие пропорций, особенностей объемной и плоской формы, характера линий, пространственных отношений; цвета, ритма, движения.
Творческие способности, направленные на создание нового, формируются только на нестандартном материале, который делает невозможным работу по существующему шаблону, анимация - искусство, разрушающее все стереотипы изображения, движения, создания образов, чьи «границы совпадают только с границами воображения». Все дети любят смотреть мультики. Мультфильмы помогают им узнавать мир, развивают воображение, пространственное мышление, логику, расширяют кругозор. Сделать мультик самому – это невероятно интересно! Именно для детей, желающих делать мультики, разработана данная программа в рамках технической направленности.
Содержание курса «Основы мультипликации» для учащихся 5 классов рассчитано на обучение в объеме 75 часов.
Самым подходящим инструментом для организации такой деятельности является среда Scratch, которая есть серьезное и современное направление компьютерного дизайна и анимации. Овладев даже минимальным набором операций, самый неискушённый пользователь может создавать законченные проекты. Scratch - это самая новая среда, которая позволяет детям создавать собственные анимированные и интерактивные истории, презентации, модели, игры и другие произведения. Работа в среде Scratch позволяет, с одной стороны, организовать среду для самореализации и самоутверждения учащихся, и, с другой стороны, сформировать у них тягу к творчеству и знаниям и дать подходящие средства её реализации. Быть успешным в такой среде становится проще.
Scratch можно рассматривать как инструмент для творчества, оставив программирование на втором плане. Школьники могут сочинять истории, рисовать и оживлять на экране придуманных ими персонажей, учиться работать с графикой и звуком. Применений возможностям Scratch можно найти множество: в этой среде легко создавать анимированные открытки, мини-игры, мультфильмы. В результате выполнения простых команд может складываться сложная модель, в которой будут взаимодействовать множество объектов, наделенных различными свойствами. Начальный уровень программирования настолько прост и доступен, что Scratch рассматривается в качестве средства обучения не только старших, но и младших школьников.
Когда ученики создают проекты используя различные программы, они осваивают множество навыков 21 века, которые будут необходимы для успеха:
- творческое мышление,
- ясное общение,
- системный анализ,
- беглое использование технологий,
- эффективное взаимодействие,
- проектирование,
- умение обучатся и самообучаться,
- самостоятельное принятие решений.
Изучение программы Scratch может серьезно помочь школьникам освоить азы алгоритмизации и программирования, а полученные знания пригодятся для дальнейшего и более серьезного изучения программирования. Работа в среде Scratch ведется так же как средство подготовки учащихся к всевозможным конкурсам и выставкам по данной тематике, которые в настоящее время набирают большие обороты.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое изучение понятий основного курса школьной информатики;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
- развитие способности к решению творческих задач,
- развитие самостоятельности.
Ключевым в программе является понятие «проектная научно-познавательная деятельность школьника», как совместная (с другими субъектами), так и самостоятельная деятельность с использованием методов научного исследования, ведущим мотивом которой является познавательный интерес. Проектная научно-познавательная деятельность не является самоцелью, но рассматривается как среда, в которой наиболее естественным образом раскрывается личностный потенциал школьника.
В этой связи целями проектной научно-познавательной деятельности школьника являются:
- развитие интеллектуальных, познавательных и творческих способностей школьника;
- развитие метапредметных умений (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных);
- развитие способов мыслительной деятельности;
- формирование целостной картины мира и системного мышления на основе межпредметных связей.
Следует иметь в виду, что возрастные особенности младшего школьника не позволяют в полной мере реализовать проведение полноценных научных исследований. В то же время раннее включение в организованную специальным образом проектную деятельность творческого характера позволяет сформировать у школьника познавательный интерес и исследовательские навыки, которые в старшем возрасте пригодятся им для выполнения научно-познавательных проектов.
Основная задача курса – способствовать формированию у школьников информационной и функциональной компетентности, развитие алгоритмического мышления. Назначение курса – помочь детям узнать основные возможности компьютера и научиться им пользоваться в повседневной жизни. А так же:
- дать учащимся представление о современном подходе к изучению реального мира, о широком использовании алгоритмов и вычислительной техники в научных исследованиях;
- сформировать у учащихся умения владеть компьютером как средством решения практических задач;
- подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях технологически развитого общества;
- создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы;
- реализовать в наиболее полной мере возрастающий интерес учащихся к углубленному изучению программирования через совершенствование их алгоритмического и логического мышления;
- формирование знаний о роли информационных процессов в живой природе, технике, обществе;
- формирование знаний о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении характера труда человека;
- формирование знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации;
- формирование знаний об основных этапах информационной технологии решения задач в широком смысле;
- формирование умений моделирования и применения его в разных предметных областях;
- формирование умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.
Реализация этих задач будет способствовать дальнейшему формированию взгляда школьников на мир, раскрытию роли информатики в формировании естественнонаучной картины мира, развитию мышления, в том числе формированию алгоритмического стиля мышления, подготовке учеников к жизни в информационном обществе.
Требования к подготовке учащихся
Учащиеся должны:
знать:
- отдельные способы планирования деятельности;
- составление плана предстоящего проекта в виде рисунка, схемы;
- составление плана предстоящего проекта в виде таблицы объектов, их свойств и взаимодействий;
- разбиение задачи на подзадачи;
- о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- устройства компьютера;
- примеры информационных носителей.
уметь:
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню Пуск;
- изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- составлять план проекта, включая:
- выбор темы;
- анализ предметной области;
- разбиение задачи на подзадачи;
- проанализировать результат и сделать выводы;
- найти и исправить ошибки;
- подготовить небольшой отчет о работе;
- публично выступить с докладом;
- наметить дальнейшие пути развития проекта.
Планируемые результаты
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные УУД:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные УУД:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметными результатами изучения курса в 5-м классе являются формирование следующих знаний и умений:
УЧАЩИЕСЯ | |
ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ | ДОЛЖНЫ УМЕТЬ |
Что такое анимация. Принцип создания анимации в программе PowerPoint | Создавать различные виды анимации в программе PowerPoint. |
Что такое Scratch и его назначение. Основные базовые алгоритмические конструкции. Исполнитель и его система команд. Самодостаточные и открытые скрипты. Принцип создания анимации и движения объектов. | Размещать объекты на сцене. Поворачивать их и масштабировать. |
Сцена. Текущие координаты объекта. Спрайт. Интерфейс программы Scratch. | Вставлять стандартный фон из библиотечного модуля среды. Рисовать фон в графическом редакторе. Добавлять фон из файла. Создавать спрайты с помощью графического редактора среды Scratch. Загружать на сцену спрайты из стандартной коллекции Scratch. Вставлять спрайты из файлов. Центрировать костюм. Масштабировать спрайт. Удалять спрайты. |
Команды из ящиков движения, внешности, звука, рисования, контроля, сенсоров, операторов и переменных. События в проектах Scratch | Создавать программы для движения спрайтов по сцене, для рисования различных фигур, имитации естественного движения героев в различных направлениях. Озвучивать как полностью проект, так и отдельные события внутри проекта. Создавать программы - с изменением последовательного выполнения скриптов при наличии условий, с использованием циклов с фиксированным числом повторений, с предусловием и постусловием. Использовать в программах операции сравнения данных, арифметические и логические действия над данными, сравнение данных из нескольких списков, глобальные и локальные переменные. Обрабатывать данные с выводом на экран конечного результата |
Принцип взаимодействия спрайтов через обмен сообщениями. Последовательные и параллельные потоки в программах Scratch | Создавать Scratch-истории с взаимодействием нескольких исполнителей и неподвижных объектов, а так же с одновременной и попеременной работой нескольких исполнителей. |
Техника «перекладка». Съёмочный процесс. | Выполнить совместный творческий проект в технике перекладка |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ | Кол-во часов | Дата |
Введение | |||
1 | Понятие мультипликации. Способы создания мультипликации. | 1 | 1.10 |
2 | Применение анимации. Профессии, задействованные на различных этапах создания анимации. Этапы создания мультфильма | 1 | 1.10 |
| |||
3-4 | Создание анимационного объекта с помощью стандартных возможностей программы PowerPoint | 2 | 8.10 8.10 |
5-6 | Покадровое создание анимации | 2 | 8.10 15.10 |
7 | Работа над сценарием мультипликационного фильма | 1 | 15.10 |
8-10 | Проектная работа «Маленькие мультики своими руками». | 5 | 15.10 22.10 22.10 29.10 29.10 |
2. Работа в программе Scratch | |||
11-12 | Введение. Что такое Scratch. Основные алгоритмические конструкции. Знакомство с интерфейсом программы Scratch. | 2 | 29.10 5.11 |
13-14 | Сцена. Редактирование фона. Добавление фона из файла. | 2 | 5.11 5.11 |
15-16 | Понятие спрайтов. Добавление новых спрайтов. Рисование новых объектов. | 2 | 12.11 12.11 |
17-18 | Синий ящик – команды движения. Темно-зеленый ящик – команды рисования. | 2 | 26.11 26.11 |
19-20 | Фиолетовый ящик – внешний вид объекта. Оживление объекта с помощью добавления костюмов. | 2 | 26.11 3.12 |
21-22 | Желтый ящик – контроль. Лиловый ящик – добавление звуков. | 2 | 3.12 10.12 |
23-24 | Использование в программах условных операторов. | 2 | 10.12 10.12 |
25-26 | Функциональность работы циклов. Цикличность выполнения действий в зависимости от поставленных условий. | 2 | 17.12 17.12 |
27-28 | Зеленый ящик – операторы. Использование арифметических и логических блоков вместе с блоками управления. | 2 | 24.12 24.12 |
29-30 | Голубой ящик – сенсоры. Ввод-вывод данных. | 2 | 29.12 29.12 |
31-32 | Последовательность и параллельность выполнения скриптов. | 2 | 14.01 14.01 |
33-36 | Взаимодействие между спрайтами. Управление через обмен сообщениями. | 4 | 14.01 21.01 21.01 21.01 |
37-38 | Сообщество Scratch в Интернете. Просмотр и публикация проектов. | 2 | 28.01 28.01 |
39-42 | Разработка творческого проекта | 4 | 5.02 5.02 5.02 12.02 |
43-44 | Защита творческого проекта | 2 | 12.02 12.02 |
Анимация перекладки | |||
45 | Просмотр и обсуждение мультфильма созданного в технике перекладки | 1 | 19.02 |
46 | Работа над обсуждением сюжета и сценария для нового мультфильма | 1 | 19.02 |
47 | Написания сценария. Распределение ролей. Изготовление героев и декораций | 1 | 4.03 |
48-49 | Покадровая съемка сюжета | 2 | 4.03 11.03 |
50 | Озвучивание и создание мультфильма | 1 | 11.03 |
51-52 | Монтаж мультфильма | 2 | 18.03 18.03 |
53-56 | Наложение титров, музыки. Подготовка фильма к демонстрации. | 4 | 25.03 25.03 1.04 1.04 |
57-58 | Демонстрация фильма. Обсуждение | 2 | 15.04 15.04 |
Творческая мастерская (работа над индивидуальными проектами) | |||
59-60 | Работа в творческих группах над сценарием, обсуждение сюжета | 2 | 22.04 22.04 |
61-63 | Выбор способа создания анимации, распределение ролей в группах. | 3 | 29.04 29.04 29.04 |
64-69 | Создание мультфильма | 6 | 6.05 6.05 6.05 13.05 13.05 13.05 |
70-71 | Подготовка к защите проекта | 2 | 13.05 20.05 |
72-73 | Защита проектов | 2 | 20.05 20.05 |
74-75 | Итоговое занятие. Подведение итогов | 2 | 27.05 27.05 |
Список используемой литературы
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. М.: Просвещение, 2008. 25 с. (Стандарты второго поколения).
- Герасимова Т. Б. Организация проектной деятельности в школе. // Преподавание истории в школе. 2007. № 5. С. 17–21.
- Краля Н. А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учеб-но-методическое пособие / Под ред. Ю. П. Дубенского. Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. 59 с.
- Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ. 3 класс: методическое пособие / Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. 420 с.
- Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с.
- Скретч [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Скретч
- Хохлова М. В. Проектно-преобразовательная деятельность младших школьников. // Педагогика. 2004. № 5. С. 51–56.
- Школа Scratch [Электронный ресурс] // Материал с Wiki-ресурса Letopisi.Ru — «Время вернуться домой». URL: http://letopisi.ru/index.php/Школа_Scratch
- Scratch | Home | imagine, program, share [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu
Scratch | Галерея | Gymnasium №3 [cайт]. URL: http://scratch.mit.edu/galleries/view/54042
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Основы дизайна с использованием компьютерной графики»
Компьютерный дизайн, компьютерная графика – это искусство и его можно постигать. Программа «Основы дизайна с использованием компьютерной графики» научит видеть красоту, поможет обрести диз...
Программа дополнительного образования "Основы управления транспортным средством и безопасность дорожного движения"
Программа программа направлена на приобретение учащимися знаний по программе подготовки водителей категории "А"...
Программа дополнительного образования "Основы юриспруденции".
Программа разработана в рамках системы дополнительного образования. Целью данной программы является развитие познавательного интереса учащихся к общесвенным дисциплинам, расширение и углубление знаний...
Программа дополнительного образования «Основы сайтостроения»
Авторская программаЦель реализации программы:Создание условий на развитие творческого начала по созданию собственного информационного пространства в форме Web-сайта.Данная программа адаптирована для з...
Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы"
Программа интегрированного курса технологии образования "Основы педагогики, психологии и методики воспитательной работы" предназначена для учителей, работающих в профильных педагогических классах....
Поурочные планы к предметам по курсу дополнительного образования "Основы психологии и педагогики".
В рамках программы дополнительной подготовки по курсу "Основы психологии и педагогики" представлены следующие поурочные планы:- по предмету "Основы психологии". 2 поурочных плана по темам: "Хара...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Основы живописи»
Развитие творческого потенциала, разнообразных способностей детей – актуальные проблемы современной педагогики. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и...