"Дистанционное обучение. Учить нельзя сдаваться"
статья по информатике и икт
Эссе "Дистанционное обучение. Учить нельзя сдаваться"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_rotanova_e.v._mbousosh2_barysh_ulyanovskaya_obl.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
"Дистанционное обучение. Учить нельзя сдаваться"
учителя физики и информатики высшей категории
МБОУ СОШ №2 МО "Барышский район"
Ульяновской области
Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Дистанционное обучение – это получение образовательных услуг без посещения учебного заведения с помощью современных информационных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет.
Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль усвоения материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. Формат обучения на расстоянии зародился ещё несколько веков назад. История дистанционного образования берёт свои корни из Европы XVIII века — правда, тогда вместо цифровых технологий использовались почтовые письма.
Дистанционное обучение в связи с пандемией получила новое развитие. Цель его дать учащимся элементы универсального образования, позволяющее им адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в системе мировой и национальной культур. Это обучение строится на основе современных информационных технологий, которые позволяют быстро и гибко координировать меняющиеся потребности обучаемого.
Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать:
- потребность в интерактивном взаимодействии учеников и преподавателей;
- работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
- при заочной (экстернатной) форме обучения;
- выполнение проектов и исследовательских работ;
- работа с одаренными детьми (индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
- увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).
Технологии дистанционного обучения позволяют решать ряд существенных педагогических задач:
- создания образовательного пространства;
- формирования у учащихся познавательной самостоятельности и активности;
- развития критического мышления, толерантности, готовности конструктивно обсуждать различные точки зрения.
Разработка и реализация информационных образовательных технологий и методов обучения, в том числе дистанционных, обозначено одним из основных мероприятий в Федеральной программе развития образования, обеспечивающих развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Считается, что распространение дистанционных образовательных технологий в результате реализации вышеназванной программы позволит обеспечить вхождение в международное информационное и коммуникационное пространство.
Для меня дистанционное обучение стало неотъемлемой частью моего педагогического опыта. Это позволило не только, отработать с учащимися базовые вопросы обучения, но и пробудить интерес к самостоятельному творчеству, расширить кругозор учащихся.
Задача учителя на этом этапе организовать познавательную деятельность ученика, настроить его на самостоятельную работу по усвоению знаний. Для этого в каждом материале дистанционного урока перед учениками должна быть четко определена цель, которую они должны достичь.
Главную роль играют личные качества обучающихся, их способности, стремление к получению знаний. Вследствие этого включение такого ребенка в виртуальное сообщество способствует формированию у него адекватного отношения к действительности, потребности в сотрудничестве, преодолению замкнутости, развитию коммуникативного потенциала.
В своей работе я стараюсь очень подробно прописать ход урока в ресурсе, учесть все вопросы, которые могут возникнуть у дистанционных учеников, предусмотреть и ответы на них. Иначе у удаленного ученика возникнут трудности организационном порядке.
С другой стороны, одного ресурса для аккумулирования знаний удаленным учеником мало, ему необходимо непосредственное общение с учителем.
Важно продумать, какие коммуникации будут использоваться в процессе обучения. В каждом уроке они могут быть различны, хотя в арсенале их не так уж и много. Однако, если использовать их дифференцированно, то эффект качества урока достигается.
Предлагаемая мной методика построения дистанционного урока с применением ресурсов сети Интернет заключается в следующем:
1. Учитель определяет тему предполагаемого урока, при изучении материала которого Интернет-ресурсы органичнее всего впишутся в образовательный процесс.
2. Учитель планирует урок с применением интернет технологий и ресурсов.
3. Учитель отбирает ресурсы сети Интернет по выбранной теме урока, составляет список ссылок на эти ресурсы, отбирает материалы, которые помогут учащимся при выполнении домашнего задания.
4. Список ссылок располагается в соответствии с планом изучения учебного материала и выполнения домашнего задания. Так, могут быть созданы карты урока, благодаря которым изучение учебного материала будет проходить последовательно.
5. В конце урока проводится мониторинг усвоения учебного материала.
8. Домашнее задание здесь носит творческий характер (главное – продуктивная деятельность учащихся).
Требования к дистанционному уроку:
1. При подготовке дистанционного урока необходимо предусмотреть его форму проведения - в режиме off-line или в режиме on-line.
2. В зависимости от выбранного режима предусмотреть все способы взаимодействия с обучаемыми:
- Доставку учебного материала обучаемым (HTML-страница с URL-адресом, отправка письма в любом формате по E-mail, используя технологию гостевой книги или др.),
- Непосредственное общение с обучаемыми во время выполнения практических и зачетных заданий (по E-mail, используя технологию гостевой книги, беседу (чат) и др.),
- Способ приема контрольных работ.
3. При планировании дистанционного урока необходимо предусмотреть включение эвристических методов в ход урока.
4. Необходимо соблюдать длительность непрерывной работы за компьютером для обучающихся:
- 1-х классов - 10 мин,
- 2-5-х классов - 15 мин,
- 6-7-х классов - 20 мин,
- 8-9-х классов - 25 мин,
- 10-11-х классов - 30 мин.
Распределение времени урока (для он-лайн режима):
- Ознакомление с инструкцией – 5 минут;
- Работа в соответствии со сценарием – 20 минут;
- Выполнение индивидуальных заданий – 10 минут;
- Обсуждение результатов урока – 10 минут.
Главное — не бояться экспериментировать и пробовать новые форматы и инструменты. Учить нельзя сдаваться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Дистанционное обучение. Русский язык. Развитие речи. "Учимся говорить о музыке" 5 класс
Тематическое планирование....
Советы родителям «Как помочь ребенку учиться дистанционно» 10 правил дистанционного обучения
Советы родителям «Как помочь ребенку учиться дистанционно» 10 правил дистанционного обучения ...
Статья: «Чему мы учились во время дистанционного обучения: опыт учителя центра образования».
В конце 2019-2020 учебного года дистанционное обучение перестало быть широко рекламируемой инновационной формой и получило статус одной из форм обучения в образовательных учреждениях РФ (наряду с очно...
сертификат за участие 26 ноября 2020 года в онлайн-семинаре «Как научить студентов учиться» с докладом «Как заинтересовать студентов на дистанционном обучении?»
Сертификат за участие 26 ноября 2020 года в онлайн-семинаре «Как научить студентов учиться» с докладом «Как заинтересовать студентов на дистанционном обучении?»...
Сообщение на педагогическом совете «Совершенствование работы педагогап в условиях модернизации системы образования. «Учиться самому, чтобы учить других». Первые шаги дистанционного обучения» на тему: «Выполнение практических работ в период дистанционного
Современный этап развития образования подошел вплотную к такому уровню когда дистанционное образование востребовано. У дистанционного образования есть плюсы и минусы....
Родительское собрание: «Как помочь ребёнку учиться лучше в условиях дистанционного обучения?»
В условиях дистанционного обучения действительно сложно реализовывать учебную деятельность, но есть способы облегчить усвоение материала обучающимися. Учителю на классном часе необходимо дать поддержк...