РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В 9 классе
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
informatika_9_kl.docx | 33.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Медаевская основная общеобразовательная школа»
Чамзинского муниципального района Республики Мордовия
Рассмотрена Утверждаю:
на заседании директор школы:
педагогического совета ________/Зудина Н.Б./
протокол №1 от 28.08.2020 г. Приказ № 56 от 28.08.2020 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
В 9 КЛАССЕ
Автор программы: Шишканов М.В.
Должность: учитель математики и
информатики
Категория: нет
2020-2021 уч. год
Нормативная база (ФГОС)
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса предмета являются:
1. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.).
2.. Учебный план МБОУ «Медаевская OОIII» с. Медаево РМ.
Приказ № 75 от 30.08.2018
3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08 - 1786
4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016 № 459
5. Локальный акт № 76 от 30.08.2018 МБОУ «Медаевская ООШ» «О рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности».
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 9 класса разработана в соответствии с
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012,
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,
-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,
- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;
- учебным планом МБОУ «Медаевская OОIII»;
на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; примерной программы по предмету «Информатика»; стандартов второго поколения, М., «Просвещение», 2010; программы И.Г.Семакина «Информатика 9 класс»; с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».
Место учебного предмета
Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. Всего часов в год – 34 ч. (1 час в неделю).
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Программа реализуется с помощью УМК:
1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2011.
3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика. 9 класс».
Планируемые результаты освоения информатики в 9 классе
Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в 9 классе, являются:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в 9 классе, являются:
- умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).
1. Управление и алгоритмы
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
определять, что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме;
определять, что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; в чем состоят основные свойства алгоритма; способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Ученик 9 класса научится:
при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
- Введение в программирование
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
определять основные виды и типы величин; назначение языков программирования;
определять, что такое трансляция; назначение систем программирования; правила оформления программы на Паскале; правила представления данных и операторов на Паскале; последовательность выполнения программы в системе программирования.
Ученик 9 класса научится:
работать с готовой программой на Паскале; составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; составлять несложные программы обработки одномерных массивов; отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
- Информационные технологии и общество
Ученик 9 класса получит возможность научиться:
определять основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
определять основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и
программного обеспечения;
определять, в чем состоит проблема безопасности информации, какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Ученик 9 класса научится:
регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Содержание учебного предмета
- класс (34 ч.)
- Управление и алгоритмы – 12 час.
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Выполнение итоговой самостоятельной работы по составлению алгоритма управления исполнителем со сложной структурой (заполнение графического поля квадратами или линией типа «меандр»)
Основные термины по разделу:
Алгоритм (определение). Алгоритм управления. Алгоритмический язык (АЯ) (учебный). Блок-схема. Вспомогательный алгоритм. ГРИС. Дискретность алгоритма. Зацикливание. Исполнитель алгоритма управления. Кибернетика. Команда ветвления (развилка). Команда цикла (повторение). Конечность (или результативность) алгоритма. Модель управления в кибернетике. Обратная связь. Подпрограмма (процедура). Понятность алгоритма. Последовательная (пошаговая) детализация алгоритма. Программа. Программное управление. Прямая связь. Система команд исполнителя (СКИ). Среда исполнителя. Структура алгоритма управления. Точность алгоритма. Управление.
- Введение в программирование – 18 час.
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Основные термины по разделу:
Алгоритм Евклида. Ввод данных. Величина. Вывод данных. Датчик случайных чисел. Команда присваивания. Константа. Массив. Оператор. Паскаль. Переменная. Прикладные программисты. Программирование. Система программирования. Системные программисты. Свойства присваивания. Случайные числа. Сценарий работы, программы. Счетчик. Тест. Тестирование. Тип величины. Этапы решения задачи путем программирования. Язык программирования.
- Информационные технологии и общество – 4 час.
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ.
Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества.
Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Основные термины по разделу:
Автоматизированные системы управления (АСУ). Ада Лавлейс. Азбука Морзе. Аналитическая машина Бэббиджа. Арабские числа. Библиотеки стандартных программ. Второе поколение ЭВМ. Геоинформационные системы (ГИС). Защита от информационных преступлений. Защищенная система. ИКТ в образовании. Информационная безопасность. Информационная технология. Информационное общество. Информационные преступления. Информационные ресурсы. Кластерные системы. Машина Паскаля. Национальные информационные ресурсы. Непозиционная система счисления. Основание позиционной системы счисления. Первая в мире ЭВМ. Первое поколение ЭВМ. Персональный компьютер (ПК). Печатный станок. Позиционная система счисления. Прикладное программное обеспечение. Система счисления. Системное программное обеспечение. Системы автоматизированного проектирования (САПР). Системы программирования. Системы счисления, используемые для представления компьютерной информации. Телефон. Транслятор. Третье поколение ЭВМ. Фонограф. Четвертое поколение ЭВМ. Электрический телеграф. Электронный офис.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | |||
Теоретическое обучение, ч. | Практичес-кие работы, ч. | Контроль-ная работа, ч. | Решение задач, ч. | |||
1 | Управление и алгоритмы | 12 | 8 | 3 | 1 | |
2 | Введение в программирование | 18 | 11 | 1 | 2 | 4 |
3 | Информационные технологии и общество | 4 | 4 | |||
Итого | 34 | 23 | 4 | 3 | 4 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Всего часов | Виды самостоятельной работы | Дата проведения занятия | |
План | Факт | |||||
1 | Управление и алгоритмы | 12 | ||||
1/1 | Управление и кибернетика | Теоретическое обучение | 1 | |||
2/2 | Управление с обратной связью | Теоретическое обучение | 1 | |||
3/3 | Определение и свойства алгоритма | Теоретическое обучение | 1 | |||
4/4 | Графический учебный исполнитель | Теоретическое обучение | 1 | |||
5/5 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов | 1 | Практическая работа №1 | |||
6/6 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | Теоретическое обучение | 1 | |||
7/7 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | 1 | Практическая работа №2 | |||
8/8 | Циклические алгоритмы | Теоретическое обучение | 1 | |||
9/9 | Работа с циклами | Теоретич. обучение | 1 | |||
10/10 | Ветвление и последовательная детализация алгоритма | Теоретическое обучение | 1 | |||
11/11 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма | 1 | Практическая работа №3 | |||
12/12 | Контрольная работа №1 «Управление и алгоритмы» | 1 | Контрольная работа | |||
2 | Введение в программирование | 18 | ||||
13/1 | Что такое программирование | Теоретическое обучение | 1 | |||
14/2 | Алгоритмы работы с величинами | Теоретическое обучение | 1 | |||
15/3 | Линейные вычислительные алгоритмы | Теоретическое обучение | 1 | |||
16/4 | Знакомство с языком Паскаль | Теоретическое обучение | 1 | |||
17/5 | Разработка линейных алгоритмов | 1 | Решение задач | |||
18/6 | Алгоритмы с ветвящейся структурой. | Теоретическое обучение | 1 | |||
19/7 | Программирование ветвлений на Паскале | Теоретическое обучение | 1 | |||
20/8 | Программирование ветвлений на Паскале | 1 | Решение задач | |||
21/9 | Контрольная работа №2 «Программирование линейных и ветвящихся алгоритмов» | 1 | Контрольная работа | |||
22/10 | Логические операции на Паскале. | 1 | Решение задач | |||
23/11 | Программирование диалога с компьютером | 1 | Практическая работа №4 | |||
24/12 | Программирование циклов | Теоретическое обучение | 1 | |||
25/13 | Программирование циклов | 1 | Решение задач | |||
26/14 | Алгоритм Евклида | Теоретическое обучение | 1 | |||
27/15 | Таблицы и массивы | Теоретическое обучение | 1 | |||
28/16 | Массивы в Паскале | Теоретическое обучение | 1 | |||
29/17 | Одна задача обработки массива | Теоретическое обучение | 1 | |||
30/18 | Контрольная работа №3 «Введение в программирование» | 1 | Контрольная работа | |||
3 | Информационные технологии и общество | 4 | ||||
1 | Предыстория информатики История ЭВМ | Теоретическое обучение | 1 | |||
2 | История программного обеспечения и ИКТ | Теоретическое обучение | 1 | |||
3 | Информационные ресурсы современного общества | Теоретическое обучение | 1 | |||
4 | Проблемы формирования информационного общества | Теоретическое обучение | 1 | |||
Информационная безопасность | ||||||
Итого | 34 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., учитель информатики
Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И. учитель информатики...
Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....
Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)
Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов (базовый уровень)
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов (базовый уровень)...
Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__» _10-11_ класс, базовый уровень (2 часа в неделю)
Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__»...
Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов
Рабочая программа...