Линейные вычислительные алгоритмы
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Конспект урока: "Линейные вычислительные алгоритмы" + Презентация к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 126.04 КБ |
Презентация | 425.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Линейные вычислительные алгоритмы».
Цели урока:
- научить разрабатывать линейные вычислительные алгоритмы.
Задачи урока:
Образовательные:
- усвоение учащимися понятий линейный вычислительный алгоритм, блок-схема;
- совершенствовать умения и навыки в использовании операторов ввода, вывода присваивания.
2. Развивающие:
- развитие мышления учащихся, умений применять знания на практике;
- развитие самостоятельности, научно-практических навыков.
3. Воспитательные:
- воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.
Оборудование:
- мультимедийное оборудование (ПК + проектор + экран);
- программное обеспечение: приложение Microsoft PowerPoint;
- компьютерная презентация для объяснения нового материала «Линейные алгоритмы»
Ход урока:
1.Орг.момент
2.Проверка д/з посредством выполнения тестовой работы
3.Изучение нового материала с опорой на презентацию.
Поскольку присваивание является важнейшей операцией в алгоритмах, работающих с величинами, поговорим о ней более подробно.
Переменная величина получает значение в результате присваивания.
Присваивание производится компьютером при выполнении одной из двух команд из представленной выше системы команд: команды присваивания или команды ввода.
Рассмотрим последовательность выполнения четырех команд присваивания, в которых участвуют две переменные: а и b. В приведенной ниже таблице против каждой команды указываются значения переменных, которые устанавливаются после ее выполнения. Такая таблица называется трассировочной таблицей, а процесс ее заполнения называется трассировкой алгоритма.
Прочерк в таблице означает неопределенное значение переменной. Конечные значения, которые получают переменные а и b, соответственно равны 2 и 4.
Этот пример иллюстрирует три основных свойства присваивания. Вот эти свойства:
1) пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной;
2) значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения;
3) новое значение, присвоенное переменной, заменяет ее предыдущее значение.
Обмен значениями двух переменных
Рассмотрим еще один очень полезный алгоритм, с которым при программировании часто приходится встречаться. Даны две переменные величины: X и Y. Требуется произвести между ними обмен значениями. Например, если первоначально было: X = 1; Y = 2, то после обмена должно стать: X = 2, Y = 1.
Хорошим аналогом для решения такой задачи является следующая: даны два стакана, в первом — молоко, во втором — вода; требуется произвести обмен их содержимым. Всякому ясно, что в этом случае нужен дополнительный, третий, пустой стакан. Последовательность действий будет следующей:
1) перелить из 1-го стакана в 3-й;
2) перелить из 2-го стакана в 1-й;
3) перелить из 3-го стакана во 2-й.
Цель достигнута!
По аналогии для обмена значениями двух переменных нужна третья дополнительная переменная. Назовем ее Z. Тогда задача решается последовательным выполнением трех операторов присваивания (пусть начальные значения 1 и 2 для переменных X и Y задаются вводом):
Действительно, в итоге переменные X и Y поменялись значениями. На экран будут выведены значения X и Y: 2,1. В трассировочной таблице выводимые значения выделены жирным шрифтом.
Аналогия со стаканами не совсем точна в том смысле, что при переливании из одного стакана в другой первый становится пустым. В результате же присваивания (Х:=Y) переменная, стоящая справа (Y), сохраняет свое значение.
Описание линейного вычислительного алгоритма
Алгоритмы, результатами выполнения которых являются числовые величины, будем называть вычислительными алгоритмами. Рассмотрим пример решения следующей математической задачи:
даны две простые дроби; получить дробь, являющуюся результатом деления одной на другую.
В школьном учебнике математики правила деления обыкновенных дробей описаны так:
1. Числитель первой дроби умножить на знаменатель второй.
2. Знаменатель первой дроби умножить на числитель второй.
3. Записать дробь, числителем которой является результат выполнения пункта 1, а знаменателем — результат выполнения пункта 2.
В алгебраической форме это выглядит следующим образом:
Теперь построим алгоритм деления дробей для компьютера. В этом алгоритме сохраним те же обозначения для переменных, которые использованы в записанной выше формуле. Исходными данными являются целочисленные переменные а, b, с, d. Результатом — также целые величины m и n.
Ниже алгоритм представлен в двух формах: в виде блок-схемы и на Алгоритмическом языке (АЯ).
Раньше прямоугольник в схемах алгоритмов управления мы называли блоком простой команды. Для вычислительных алгоритмов такой простой командой является команда присваивания. Прямоугольник будем называть блоком присваивания, или вычислительным блоком. В форме параллелограмма рисуется блок ввода/вывода. Полученный алгоритм имеет линейную структуру (рис. 2.1).
В алгоритме на АЯ строка, стоящая после заголовка алгоритма, называется описанием переменных. Служебное слово цел означает целый тип. Величины этого типа могут иметь только целочисленные значения.
Описание переменных имеет вид:
<тип переменных> <список переменных>
Список переменных включает все переменные величины данного типа, обрабатываемые в алгоритме.
В блок-схемах типы переменных не указываются, но подразумеваются. Запись алгоритма на АЯ ближе по форме к языкам программирования, чем блок-схемы.
4.Закрепление нового материала. Составить трассировочную таблицу, алгоритм на АЯ и блок-схему к решению задачи: «Найти куб числа».
5.Рефлексия. Основные свойства присваивания:
• значение переменной не определено, если ей не присвоено никакого значения;
• новое значение, присваиваемое переменной, заменяет ее старое значение;
• присвоенное переменной значение сохраняется в ней вплоть до нового присваивания.
Обмен значениями двух переменных можно производить через третью дополнительную переменную.
Трассировочная таблица используется для «ручного» исполнения алгоритма с целью его проверки.
В алгоритмах на АЯ указываются типы всех переменных. Такое указание называется описанием переменных.
Числовые величины, принимающие только целочисленные значения, описываются с помощью служебного слова цел (целый).
6.Постановка д/з. §10 (вопросы и задания после параграфа: 6, 7, 8, 9 – письменно в тетрадях).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Переменная величина получает значение в результате присваивания. Присваивание производиться компьютером при выполнении одной из двух команд: команды присваивания или команды ввода. команда а b a := 1 1 - b := 2*a 1 2 a := b 2 2 b := a+b 2 4 Трассировочная таблица. Процесс заполнения таблицы называется трассировкой алгоритма
Основные свойства присваивания: Пока переменной не присвоено значение, она остается неопределенной; Значение, присвоенное переменной, сохраняется вплоть до выполнения следующего присваивания этой переменной нового значения; Новое значение, присвоенное переменной, заменяет её предыдущее значение.
Даны две переменные величины: X, Y. Произвести между ними обмен значениями. X=1; Y=2 → X=2; Y = 1 Произвести обмен содержимым стаканов:
Трассировочная таблица: команда X Y Z ВВОД X, Y 1 2 - Z := X 1 2 1 X := Y 2 2 1 Y := Z 2 1 1 ВЫВОД X, Y 2 1 1
Алгоритмы, результаты выполнения которых являются числовые величины, будем называть вычислительными алгоритмами.
Даны две простые дроби. Получить дробь, являющуюся результатом деления одной на другую.
В алгоритме на АЯ строка, стоящая после заголовка алгоритма, называется описанием переменных. Служебное слово цел означает целый тип. Величины этого типа могут иметь только целочисленные значения. Описание переменных имеет вид: <тип переменных> <список переменных> Список переменных включает все переменные величины данного типа, обрабатываемые в алгоритме. В блок-схемах типы переменных не указываются, но подразумеваются. Запись алгоритма на АЯ ближе по форме к языкам программирования, чем блок-схемы.
Практическая работа: Составить трассировочную таблицу, алгоритм на АЯ и блок-схему к решению задачи: «Найти куб числа».
Коротко о главном: Основные свойства присваивания: -значение переменной не определено, если ей не присвоено никакого значения; - новое значение, присваиваемое переменной, заменяет ее старое значение; - присвоенное переменной значение сохраняется в ней вплоть до нового присваивания. Обмен значениями двух переменных можно производить через третью дополнительную переменную. Трассировочная таблица используется для «ручного» исполнения алгоритма с целью его проверки. В алгоритмах на АЯ указываются типы всех переменных. Такое указание называется описанием переменных. Числовые величины, принимающие только целочисленные значения, описываются с помощью служебного слова цел (целый).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме"Линейные вычислительные алгоритмы."
План-конспект урока (с презентацией)....
Презентация к уроку "Знакомство с языком программирования. Линейные вычислительные алгоритмы"
Презентация для учащихся. Содержит начальные основы языка программирования Паскаль....
урок в 9 классе. Информатика. Линейные вычислительные алгоритмы (Pascal)
Урок применения знаний, умений и навыков в 9 классе по теме "Линейные вычислительные алгоритмы". Практическая работа состоящая из 3 вариантов (составление блок-схем и написание программ на я...
Технологическая карта урока информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов
Технологическая карта урока информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов...
Рабочий лист к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов
Рабочий лист является раздаточным материалом к уроку информатики в 8 классе на тему "Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов"...
Презентация к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов
Презентация к уроку информатики в 8 классе на тему Решение задач на составление линейных вычислительных алгоритмов...