Рабочая программа по информатике и ИКТ
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_7-9_klass.docx | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Хужирская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей математического цикла Руководитель МО: _____________ /Р,Д.Убушеева/ Протокол № ___ от «____»_______________20__ г. | Согласовано Зам. дир. по УВР: __________ /Т.Н. Ангархаева / Протокол № ___ от «____»______________20__ г. | «Утверждаю» Приказ № ___ от «___» _____________ 20__ г. Директор: ____________ /О.Д.Таряшинова/ |
. |
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
7 - 9 классы
2020 - 2021 учебный год.
Количество часов по программе:
в год – 35 часов
в неделю – 1 час
Шаронова О.В.
Учитель информатики и ИКТ
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 7-9 классов составлена с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, Программой основного общего образования по информатике (7-9 класс) авторы: Семакин И. Г.,Цветкова М.Ц.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016..
Информатика - это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения. Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом.
Рабочая программа базового курса информатики ориентирована на использование учебно-методического комплекса авторов Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В., который включает в себя учебники завершенной предметной линии для 7-9 классов.
Учебники являются ядром целостного УМК. Помимо учебников в УМК входят: программа по информатике, методическое пособие для учителя, практикум для учащихся, учебные пособия для подготовки к итоговой аттестации. Консультации, видеолекции и другая полезная для учителя информация доступны в авторской мастерской на сайте методической службы издательства: (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/);
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных. Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
Общая характеристика предмета
Поскольку курс информатики для основной школы носит общеобразовательный характер, то его содержание должно обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования. В соответствии с авторской концепцией в содержании предмета должны быть сбалансировано отражены три составляющие предметной (и образовательной) области информатики: теоретическая информатика, прикладная информатика (средства информатизации и информационные технологии) и социальная информатика.
Поэтому, авторский курс информатики основного общего образования включает в себя следующие содержательные линии:
- информация и информационные процессы;
- представление информации;
- компьютер: устройство и ПО;
- формализация и моделирование;
- системная линия;
- логическая линия;
- алгоритмизация и программирование;
- информационные технологии;
- компьютерные телекоммуникации;
- историческая и социальная линия.
Важной составляющей УМК является комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный на портале Единой коллекции ЦОР. Комплект включает в себя: демонстрационные материалы по теоретическому содержанию, раздаточные материалы для домашних и практических работ, контрольные материалы (тесты, интерактивный задачник); интерактивный справочник по ИКТ; исполнителей алгоритмов, модели, тренажеры и пр.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета в 7, 8, 9 классах отводится по 1 часу в неделю, 35 часа в год.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей. Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно, смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной,учебно-исследовательской, творческой деятельности.
При выполнении заданий проектного характера требуется взаимодействие между учениками - исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жсизни.
Для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». В некоторых обучающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного значения, определяемого СанПИНами, происходит прерывание работы программы и ученикам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После окончания «физкульт-паузы» продолжается работа с программой.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией. Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов (исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ, ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных линии «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме - знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с правилами преобразования в двоичную знаковую форму.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
(ИКТ-компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» и «Компьютерные телекоммуникации».
Содержание учебного предмета
7 класс (34 часов)
1. Введение в предмет — 1 ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей.
Содержание курса информатики основной школы.
2. Человек и информация - 4 ч (3+1)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы. Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
1.Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
Контрольная практическая работа «Вычисление количества информации с
помощью калькулятора»
В результате изучения раздела
учащиеся должны знать:
- правила техники безопасности при работе на компьютере;
- связь между информацией и знаниями человека;
- что такое информационные процессы;
- какие существуют носители информации;
- как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
- что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
- учащиеся должны уметь:
- приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
- определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
- приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
- измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
- пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах,
- Кб, Мб, Гб);
- пользоваться клавиатурой компьютера для ввода данных.
учащиеся получат возможность научиться:
- различать естественные и формальные зыки
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для эффективного выполнения работ.
3. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 6 ч (4+2)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
2. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
3. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой систе-
мой
Проекты и исследования
Использование антивирусных программ.
В результате изучения раздела
учащиеся должны знать:
- состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
- основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
- структуру внутренней памяти компьютера, понятие адреса памяти;
- типы и свойства устройств внешней памяти;
- типы и назначение устройств ввода/вывода;
- сущность программного управления работой компьютера;
- принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
- назначение программного обеспечения и его состав.
учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
- инициализировать выполнение программ из программных файлов;
- просматривать на экране директорию диска;
- выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
- использовать антивирусные программы.
учащиеся получат возможность научиться:
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания принципов работы различного программного обеспечения.
4 . Текстовая информация и компьютер - 10 ч (4+6).
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере
- Кодирование текстовой информации
- Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
- Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
- Таблицы в текстовом документе
- Нумерованные и маркированные списки
- Объекты в текстовом документе
Контрольная практическая работа «Вставка объектов в текст (рисунков, фор-
мул)».
В результате изучения раздела
учащиеся должны знать:
- способы представления символьной информации в памяти компьютера;
- назначение текстовых редакторов (процессоров);
• основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
учащиеся должны уметь:
- набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
- выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
- сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выполнения работ на компьютере по подготовке, поиску, обработке информации.
5. Графическая информация и компьютер - 6 ч (4+2)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере
- Кодирование графической информации
- Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Проекты и исследования
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
В результате изучения раздела
учащиеся должны знать:
• способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
- области применения компьютерной графики;
- назначение графических редакторов;
• назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа
учащиеся должны уметь:
- строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
- сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
учащиеся получат возможность научиться:
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для решения технологических, конструкторских, экономических задач.
6. Мультимедиа и компьютерные презентации - 7 ч ( 3+4)
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
- Создание презентаций в Power Point
- Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
- Гиперссылки в презентациях.
Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point».
- Создание презентации на заданную тему.
Проекты и исследования
Способы презентации проекта
В результате изучения раздела
учащиеся должны знать:
• что такое мультимедиа;
• принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
• основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях. учащиеся должны уметь:
• Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
учащиеся получат возможность научиться:
определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для планирования и организации деятельности; представления информации для обработки на компьютере.
8 класс
Общее число часов: 34 ч.
Передача информации в компьютерных сетях — 9 ч (4 + 5)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW — «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; работа в Интерне те (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами; работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (с использованием отечественных учебных порталов). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Учащиеся должны знать:
- что такое компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями;
- назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
- назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
- что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина» — WWW.
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять обмен информацией с файл сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
- осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
- осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
- осуществлять по иск информации в Интерне те, используя поисковые системы; работать с одной из программ-архиваторов.
2. Информационное моделирование — 5 ч (3 + 2)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Учащиеся должны знать:
- что такое модель;
- в чем разница между натурной и информационной моделями;
- какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры натурных и информационных моделей;
- ориентироваться в таблично организованной информации;
- описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев;
3. Хранение и обработка информации в базах данных — 10 ч (5 + 5)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с од ной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Учащиеся должны знать:
- что такое база данных, СУБД, информационная система;
- что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
- структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
- что такое логическая величина, логическое выражение; == что такое логические операции, как они выполняются.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
- организовывать поиск информации в БД;
- редактировать содержимое полей БД;
- сортировать за пи си в БД по ключу;
- добавлять и удалять записи в БД;
- создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
4. Табличные вычисления на компьютере — 10 ч (5 + 5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: текст, число, формула. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронных таблиц.
Учащиеся должны знать:
- что такое электронная таблица и табличный процессор;
- основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
- какие типы данных заносятся в электронную таблицу;
- как табличный процессор работает с формулами;
- основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ;
- графические возможности табличного процессора.
Учащиеся должны уметь:
- открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
- редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
- выполнять основные операции манипулирования с фрагментами ЭТ: копирование, удаление, вставку, сортировку;
- получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
- создавать электронную таблицу для несложных расчетов.
9 класс
Общее число часов: 34 ч.
1. Управление и алгоритмы — 14 ч (6 + 8)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Учащиеся должны знать:
- что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки;
- сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в
- этой схеме;
- что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления;
- в чем состоят основные свойства алгоритма;
- способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык;
- основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов;
- назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод.
Учащиеся должны уметь:
- при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи;
- пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке;
- выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя;
- составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей;
- выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы.
2. Введение в программирование — 16 ч (6 + 10)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Учащиеся должны знать:
- основные виды и типы величин;
- назначение языков программирования;
- что такое трансляция;
- назначение систем программирования;
- правила оформления программы на Паскале;
- правила представления данных и операторов на Паскале;
- последовательность выполнения программы в системе программирования.
Учащиеся должны уметь:
- работать с готовой программой на Паскале;
- составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
- составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
- отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
- Информационные технологии и общество — 4 ч
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Учащиеся должны знать:
- основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества;
- основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения;
- в чем состоит проблема безопасности информации;
- какие правовые нормы обязан соблюдать пользователь информационных ресурсов.
Учащиеся должны уметь:
- регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества.
Тематическое планирование
№ п/п | Разделы | Количество часов | Универсальные учебные действия (УУД): виды деятельности, предметные, метапредметные, личные результаты, ИКТ-компетентность | ||
Рабочая программа по классам | |||||
7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | |||
Введение в предмет | 1 |
| |||
Человек и информация | 4 | ||||
Компьютер: устройство и программное обеспечение | 6 |
| |||
№ п/п | Разделы | Количество часов | Универсальные учебные действия (УУД): виды деятельности, предметные, метапредметные, личные результаты, ИКТ-компетентность | ||
Рабочая программа по классам | |||||
7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | |||
Текстовая информация и компьютер | 10 |
| |||
Графическая информация и компьютер | 6 |
| |||
6. | Мультимедиа и компьютерные презентации | 7 |
| ||
№ п/п | Разделы | Количество часов | Универсальные учебные действия (УУД): виды деятельности, предметные, метапредметные, личные результаты, ИКТ-компетентность | ||
Рабочая программа по классам | |||||
7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | |||
7 | Передача информации в компьютерных сетях | 9 |
| ||
8 | Информационное моделирование | 5 |
| ||
№ п/п | Разделы | Количество часов | Универсальные учебные действия (УУД): виды деятельности, предметные, метапредметные, личные результаты, ИКТ-компетентность | ||
7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | |||
9 | Хранение и обработка информации в базах данных | 10 |
| ||
10 | Табличные вычисления на компьютере | 10 |
| ||
11 | Управление и алгоритмы | 14 |
| ||
№ п/п | Разделы | Количество часов | Универсальные учебные действия (УУД): виды деятельности, предметные, метапредметные, личные результаты, ИКТ-компетентность | ||
7 кл. | 8 кл. | 9 кл. | |||
12 | Введение в программирование | 16 |
| ||
13 | Информационные технологии и общество | 4 |
| ||
ИТОГО | 34 | 34 | 34 |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
7 класс
(учебный курс 34 часа)
8 класс
(учебный курс 35 часов)
№ урока | Тема урока | Параграф учебника | Компьютерный практикум ЦОР к урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК) [1]* http://school-collection.edu.ru |
1 | Компьютерные сети. | § 1. Как устроена компьютерная сеть § 3. Аппаратное и программное обеспечение сети | 9 класс. Глава 1, § 1 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 1, ЦОР № 8. Практическое задание № 1 9 класс. Глава 1, § 3 ЦОР № 1; ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. Кроссворд по теме: "Компьютерные сети" |
2 | Работа в локальной сети компьютерного класса. | ||
3 | Работа с электронной почтой. | § 2. Электронная почта и другие услуги сетей | 9 класс. Глава 1, § 2 ЦОР № 1; ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 13 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 2, ЦОР № 7. Практическое задание № 2 |
4 | Интернет Служба World Wide Web. | § 4. Интернет и Всемирная паутина | 9 класс. Глава 1, § 4 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 13 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 3, ЦОР № 10. Практическое задание № 3 ЦОР № 11. Практическое задание № 6, 9 класс. Глава 1, § 5 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР№ 9 ЦОР № 11 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. Практическое задание № 4 ЦОР № 7. Практическое задание № 5 ЦОР № 8. Практическое задание № 8 |
5 | Работа с WWW | § 5. Способы поиска в Интернете | |
6 | Создание простейшей Web-страницы | ||
7 | Итоговое тестирование по теме Передача информации в компьютерных сетях | ||
8 | Понятие модели. Назначение и свойства моделей. | § 6. Что такое моделирование § 7. Графические информационные модели | 9 класс. Глава 2, § 6 ЦОР № 2 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 9 класс. Глава 2, § 7 ЦОР № 5 ЦОР № 6 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 4 |
9 | Табличные модели. | § 8. Табличные модели | 9 класс. Глава 2, § 8 ЦОР № 5 ЦОР № 6 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 5, ЦОР № 2. Интерактивный задачник, раздел «Табличные модели» |
10 | Информационное моделирование на компьютере Проведение компьютерных экспериментов. | § 9. Информационное моделирование на компьютере | 9 класс. Глава 2, § 9 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 6 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. Домашнее задание № 6, ЦОР № 7. Практическое задание № 7 |
11 | Итоговое тестирование по теме Информационное моделирование. | 9 класс. Глава 2, § 9 ЦОР № 9 ЦОР № 4 | |
12 | Реляционные базы данных. | § 10. Основные понятия | 9 класс. Глава 3, § 10 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 7, ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Реляционные структуры» |
13 | Назначение СУБД. Работа с готовой базой данных. | § 11. Что такое система управления базами данных | 9 класс. Глава 3, § 11 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Кроссворд «СУБД и базы данных» ЦОР № 8. Практическое задание № 8 |
14 | Проектирование однотабличной базы данных. | § 12. Создание и заполнение баз данных | 9 класс. Глава 3, § 12 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. Домашнее задание № 8 ЦОР № 8. Практическое задание № 9 |
15 | Условия поиска информации, простые логические выражения | § 13. Условия поиска и простые логические выражения | 9 класс. Глава 3, § 13 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 9 ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Поиск данных в БД» ЦОР № 8. Практическое задание № 10 |
16 | Формирование простых запросов к готовой базе данных. | ||
17 | Логические операции. Сложные условия поиска | § 14. Условия поиска и сложные логические выражения | 9 класс. Глава 3, § 14 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 ЦОР № 11 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 10 ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Логические выражения в запросах» ЦОР № 8. Практическое задание № 11 |
18 | Формирование сложных запросов к готовой базе данных | ||
19 | Сортировка записей, простые и составные ключи сортировки | § 15. Сортировка, удаление и добавление записей | 9 класс. Глава 3, § 15 ЦОР № 4 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР №1. Домашнее задание № 11 ЦОР № 5. Практическое задание № 12 ЦОР № 6. Практическое задание № 13 |
20 | Использование сортировки, создание запросов на удаление и изменение | ||
21 | Итоговый тест по теме «Хранение и обработка информации в базах данных» | 9 класс. Глава 3, § 15 ЦОР № 10 ЦОР № 2 | |
22 | Системы счисления. Двоичная система счисления. | § 16. Двоичная система счисления | 9 класс. Глава 4, § 16 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 14 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 12 ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Системы счисления» |
23 | Представление чисел в памяти компьютера | § 17. Числа в памяти компьютера | 9 класс. Глава 4, § 17 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР№ 9 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 13 ЦОР № 2. Интерактивный задачник, раздел «Представление чисел» |
24 | Табличные расчёты и электронные таблицы. | §18. Что такое электронная таблица § 19. Правила заполнения таблицы | 9 класс. Глава 4, § 18 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР №4 . Кроссворд по теме «Электронные таблицы» ЦОР № 8. Практическое задание № 14 9 класс. Глава 4, § 19 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 13 ЦОР № 14 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. Домашнее задание № 14 ЦОР № 4. Интерактивный задачник, раздел «ЭТ. Запись формул» |
25 | Работа с готовой электронной таблицей. | ||
26 | Абсолютная и относительная адресация. | § 20. Работа с диапазонами. Относительная адресация | 9 класс. Глава 4, § 20 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 13 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 15 ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Статистические функции в ЭТ» ЦОР № 8. Практическое задание № 15 |
27 | Использование встроенных математических и статистических функций. | ||
28 | Деловая графика. Логические операции и условная функция. | § 21. Деловая графика. Условная функция | 9 класс. Глава 4, § 21 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР№ 9 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8. Тренировочный тест № 5 |
9 класс. Глава 4, § 22 ЦОР № 1; ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 10 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Домашнее задание № 16 ЦОР № 3. Интерактивный задачник, раздел «Логические формулы в ЭТ» ЦОР № 9. Практическое задание № 16 | |||
29 | Логические функции и абсолютные адреса | § 22. Логические функции и абсолютные адреса | |
30 | Построение графиков и диаграмм. | ||
31 | Математическое моделирование с использованием электронных таблиц. | § 23. Электронные таблицы и математическое моделирование | 9 класс. Глава 4, § 23 ЦОР № 1; ЦОР № 5 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. Практическое задание № 17 |
32 | Имитационные модели | § 24. Пример имитационной модели | 9 класс. Глава 4, § 24 ЦОР № 2 ЦОР № 6 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. Домашнее задание № 17 ЦОР № 3. Практическое задание № 18 |
33 | Итоговый тест по теме «Табличные вычисления на компьютере» | 9 класс. Глава 4, § 24 ЦОР № 7 ЦОР № 4 | |
34 | Итоговый тест по курсу 8 класса | Все содержание учебника |
9 класс
(учебный курс 34 часа)
№ урока | Тема урока | Параграф учебника | Компьютерный практикум ЦОР к урокам из Единой коллекции ЦОР (ЕК) [2]* http://school-collection.edu.ru |
1 | Кибернетическая модель управления. Управление без обратной связи и с обратной связью | § 1. Управление и кибернетика § 2. Управление с обратной связью | 9 класс. Глава 5 , § 25 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 5 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 4. 9 класс. Глава 5, § 26 ЦОР № 3 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1. |
2 | Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режимы работы. | § 3. Определение и свойства алгоритма | 9 класс. Глава 5, § 27 ЦОР № 2 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1 . |
3 | Графический учебный исполнитель Работа с учебным исполнителем алгоритмов: построение линейных алгоритмов. | § 4. Графический учебный исполнитель | 9 класс. Глава 5 , § 28 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 17 ЦОР № 18 ЦОР № 19 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5. ЦОР № 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 13 ЦОР № 14 ЦОР № 15 |
4 | Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод. | § 5. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы | 9 класс. Глава 5, § 29 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 17 ЦОР № 18 ЦОР № 19 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6 . ЦОР № 9. ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 14 ЦОР № 15 |
5 | Работа с учебным исполнителем алгоритмов: использование вспомогательных алгоритмов | ||
6 | Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | § 6. Циклические алгоритмы | 9 класс. Глава 5, § 30 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5. ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 13 ЦОР № 15 ЦОР № 16 ЦОР № 17 ЦОР № 18 |
7 | Разработка циклических алгоритмов | ||
8 | Ветвления. Использование двухшаговой детализации | § 7. Ветвление и последовательная детализация алгоритма | 9 класс. Глава 5, § 31 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 18 ЦОР № 19 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5. ЦОР № 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 15 ЦОР № 16 |
9 | Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | ||
10 | Зачётное задание по алгоритмизации | ||
11 | Тест по теме Управление и алгоритмы | 9 класс. Глава 5, § 31 ЦОР № 13 | |
12 | Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных. | § 8. Что такое программирование § 9. Алгоритмы работы с величинами | 9 класс. Глава 6, § 32 ЦОР № 3 ЦОР № 4 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2 9 класс. Глава 6, § 33 ЦОР № 1; ЦОР № 3 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. ЦОР № 7 |
13 | Линейные вычислительные алгоритмы | § 10. Линейные вычислительные алгоритмы | 9 класс. Глава 6, § 34 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР № 11 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 9 ЦОР № 10 |
14 | Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов (на учебной программе) | ||
15 | Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. | § 11. Знакомство с языком Паскаль | 9 класс. Глава 6, § 35 ЦОР № 1; ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2 ЦОР № 7
|
16 | Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Программирование на Паскале линейных алгоритмов. | ||
17 | Оператор ветвления. Логические операции на Паскале | § 12. Алгоритмы с ветвящейся структурой § 13. Программирование ветвлений на Паскале § 14. Программирование диалога с компьютером | 9 класс. Глава 6, §36 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 11 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. ЦОР № 12 ЦОР № 13 ЦОР № 14 9 класс. Глава 6, § 37 ЦОР № 1; ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР № 10 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. 9 класс. Глава 6, § 38 ЦОР № 1; ЦОР № 5 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 2. ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 |
18 | Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. | ||
19 | Циклы на языке Паскаль | § 15. Программирование циклов | 9 класс. Глава 6, § 39 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 8 ЦОР № 11 ЦОР № 12 ЦОР № 17 ЦОР № 19 ЦОР № 20 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 7. ЦОР № 13 ЦОР № 14 ЦОР № 15 ЦОР № 16 |
20 | Разработка программ c использованием цикла с предусловием | ||
21 | Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида Использование алгоритма Евклида при решении задач | § 16. Алгоритм Евклида | 9 класс. Глава 6, § 40 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8. ЦОР № 9 |
22 | Одномерные массивы в Паскале | § 17. Таблицы и массивы § 18. Массивы в Паскале | 9 класс. Глава 6, § 41 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 ЦОР № 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8. ЦОР № 9 9 класс. Глава 6, § 42 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 10 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 3. ЦОР № 8 |
23 | Разработка программ обработки одномерных массивов | ||
24 | Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве | § 19. Одна задача обработки массива | 9 класс. Глава 6, § 43 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР№ 9 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 10. ЦОР № 11 |
25 | Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. | ||
26 | Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива Составление программы на Паскале поиска минимального и максимального элементов | § 20. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива | 9 класс. Заключение, § 6.1 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6 ЦОР № 7 |
27 | Сортировка массива Составление программы на Паскале сортировки массива | § 21. Сортировка массива | 9 класс. Заключение, § 6.2 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6. ЦОР № 7 |
28 | Тест по теме «Программное управление работой компьютера» | ||
29 | Предыстория информатики. История ЭВМ, программного обеспечения и ИКТ | § 22. Предыстория информатики § 23. История ЭВМ § 24. История программного обеспечения и ИКТ | 9 класс. Глава 7, § 44 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 7 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 8 9 класс. Глава 7, § 46 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 ЦОР№ 9 ЦОР№ 11 ЦОР№ 12 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 5 9 класс. Глава 7, § 47 ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 4 ЦОР № 5 ЦОР № 6 ЦОР № 7 ЦОР № 8 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 1 ЦОР № 10 |
30 | Социальная информатика: информационные ресурсы, информационное общество | § 25. Информационные ресурсы современного общества § 26. Проблемы формирования информационного общества | 9 класс. Глава 7, § 48 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 6 9 класс. Глава 7, § 49 ЦОР № 1; ЦОР № 2 ЦОР № 3 ЦОР № 6 Упражнения для самостоятельной работы: ЦОР № 7 |
31 | Социальная информатика: информационная безопасность | § 27. Информационная безопасность | |
32 | Итоговое тестирование по курсу 9 класса | ||
33-35 | Резерв |
Предметные результаты, формирующиеся при изучении курса «Информатика» согласно требованиям ФГОС (соответствие КИМ ГИА)
Все компетенции, определяемые в данном разделе ФГОС, обеспечены содержанием учебников для 7, 8, 9 классов, а также других компонентов, входящих в УМК. В таблице отражено соответствие меду предметными результатами, определенными ФГОС, и содержанием учебников. В таблице также отражено соответствие между предметными результатами и КИМ ГИА (вариант 2015года), а также обеспечение практической работы учащихся цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР).
В идентификации ЦОР использованы имена файлов. Связь между именами файлов и содержанием ЦОР отражена в тематическом каталоге, представленном в локальной версии комплекта ЦОР, хранящейся на сайте издательства БИНОМ в архиве «Локальная версия ЭОР 8 и 9 класс» (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/)
Предметные результаты ФГОС | Соответствующее содержание учебников | КИМ ГИА | Основные практические работы (из коллекции ЦОР) | |
Домашние задания, задачник, контрольные работы, тесты, кроссворды | Лабораторные работы, тренажеры | |||
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств. | ||||
1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры | Формированию данной компетенции посвящено все содержание учебников и УМК | 1.1, 1.3, 1.5 2.1, 2.2, 3.1, 3.3, 3.4 | Весь комплект ЦОР | Весь комплект ЦОР |
1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации | Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Компьютер», проходящей через весь курс. 7 класс. Глава 2 «Компьютер: устройство и программное обеспечение»; глава 4 «Графическая информация и компьютер» § 19. «Технические средства компьютерной графики», глава 5. «Мультимедиа и компьютерные презентации», § 25. «Технические средства мультимедиа» 8 класс. Глава 1. «Передача информации в компьютерных сетях», § 3. «Аппаратное и программное обеспечение сети» 9 класс. § 23. «История ЭВМ»: рассматривается эволюция архитектуры ЭВМ со меной поколений, развитие возможностей ЭВМ по обработке разных видов информации | 1.4 | Домашние задания 8_052.rtf 8_058.rtf 8_061.ttf 8_073.rtf 8_082.rtf Тесты 8_013 8_014 Кроссворды 8_007.xls | |
1.3. Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств | Данная компетенция реализуется в процессе компьютерного практикума. Для ее обеспечения используются следующие элементы УМК: Задачник-практикум, т.1, раздел 4 «Алгоритмизация и программирование» Лабораторный практикум по программированию на компьютере. Задачник-практикум, т.2, раздел 5 «Информационные технологии». Лабораторный практикум по работе на компьютере с различными средствами ИКТ. Комплект ЦОР. Практические работы: «Работа с клавиатурным тренажером», «Подключение внешних устройств к персональному компьютеру», «Файловая система», «Работа со сканером». 25 практических работ на компьютере с различными средствами ИКТ | 2.6 | Домашние задания 8_117.rtf 8_131.rtf 8_137.rtf 8_140.rtf 8_159.rtf 9_054.rtf 9_058.rtf 9_074.rtf 9_100.rtf 9_115.rtf 9_121.rtf 9_125.rtf 9_131.rtf 9_162.rtf 9_169.rtf 9_178.rtf 9_186.rtf Тесты 8_015.swf 8_016.swf 8_017.swf 8_018.swf 9_015.swf 9_016.swf 9_019.swf 9_020.swf 9_171.swf 9_021.swf 9_022.swf Кроссворды 8_008.xls 8_009.xls 8_010.xls 9_008.xls 9_010.xls 9_011.xls | Лабораторные работы 8_057.rtf 8_072.rtf 8_108.pdf 8_109.pdf 8_110.pdf 8_118.pdf 8_119.pdf 8_132.rtf 8_136.rtf 8_154.rtf 8_155.rtf 8_170.rtf 8_171.rtf 9_053.rtf 9_063.rtf 9_073.rtf 9_078.rtf 9_080.rtf 9_107.rtf 9_114.rtf 9_122.rtf 9_126.rtf 9_130.rtf 9_132.rtf 9_153.rtf 9_170.rtf 9_179.rtf Тренажеры 8_048.rtf 8_177.exe 8_051.swf 8_056.swf 8_103.swf |
2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойства | ||||
2.1. Формирование представления о понятии информации и ее свойствах | Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Информация, и информационные процессы». 7 класс. Глава 1. «Человек и информация», все параграфы. Дополнение к главе 1, 1.1. «Неопределенность знания и количество информации» | 1.1, 1.2, 2.3 | Интерактивный задачник 8_042.swf 8_089.swf 8_135.swf 9_140.swf 9_144.swf Домашние задания 8_032.rtf 8_037.rtf 8_043.rtf 8_090.rtf 9_141.rtf 9_145.rtf 8_716.rtf Кроссворды 8_006.xls Тесты 8_011.swf 8_012.swf 9_146.swf | |
2.2. Формирование представления о понятии алгоритма и его свойствах | Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». 9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», § 3. «Определение и свойства алгоритма» | 1.3, 2.1 | Домашние задания 9_192.rtf 9_196.rtf Тесты 9_023.swf 9_024.swf Кроссворды 9_012.xls | |
2.3. Формирование представления о понятии модели и ее свойствах | Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование». 8 класс. Глава 2. «Информационное моделирование», все параграфы. Глава 4, § 23 «Электронные таблицы и математическое моделирование», § 24 «Пример имитационной модели» Дополнение к главе 2, 2.1. Системы, модели, графы 2.2. Объектно-информационные модели | 3.1, 3.2 | Интерактивный задачник 9_085.swf 9_088.swf Домашние задания 9_086.rtf 9_089.rtf 9_093.rtf Тесты 9_017.swf 9_018.swf Кроссворды 9_009.xls | Лабораторные работы 9_094.rtf 9_183.rtf 9_185.rtf 9_335.rtf 9_336.rtf |
3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической | ||||
3.1. Развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя | Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». 9 класс. Глава 1. «Управление и алгоритмы», § 3 «Определение и свойства алгоритма», § 4 «Графический учебный исполнитель». Глава 2, § 9 «Алгоритмы работы с величинами»: для описания алгоритмов используется язык блок-схем и учебный Алгоритмический язык (с русской нотацией). Дополнение к главе 2, 2.2 «Сложность алгоритмов» | 2.1 | Тесты 9_023.swf 9_024.swf Кроссворды 9_012.xls Домашние задания 9_240.rtf 9_259.rtf 9_277.rtf | Лабораторные работы 9_200.exe 9_201.exe 9_202.exe 9_203.exe 9_204.exe 9_209.exe 9_210.exe 9_211.exe 9_212.exe 9_216.exe 9_220.exe 9_221.exe 9_222.exe 9_223.exe 9_224.exe 9_229.exe 9_231.exe 9_232.exe 9_233.exe 9_234.exe 9_244.rtf |
3.2. Формирование знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами – линейной, условной и циклической. | Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». 9 класс. Глава 1, § 5 «Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы», § 6 «Циклические алгоритмы», § 7 «Ветвление и последовательная детализация алгоритма». Глава 2, § 10 «Линейные вычислительные алгоритмы», § 12 «Алгоритмы с ветвящейся структурой» | 1.3, 2.1 | Тесты 9_023.swf 9_024.swf Кроссворды 9_012.xls Домашние задания 9_240.rtf 9_259.rtf 9_277.rtf | Лабораторные работы 9_200.exe 9_201.exe 9_202.exe 9_203.exe 9_204.exe 9_209.exe 9_210.exe 9_211.exe 9_212.exe 9_216.exe 9_220.exe 9_221.exe 9_222.exe 9_223.exe 9_224.exe 9_229.exe 9_231.exe 9_232.exe 9_233.exe 9_234.exe 9_258rtf 9_270.rtf 9_284.rtf |
3.3. Формирование знаний о логических значениях и операциях | На формирование данной компетенции направлена логическая линия курса. 8 класс. Глава 3 «Хранение и обработка информации в базах данных», § 10 «Основные понятия»: вводится понятие логической величины, логических значений, логического типа данных. § 13 «Условия поиска и простые логические выражения»: вводится понятие логического выражения; § 14. «Условия поиска и сложные логические выражения»: вводится понятие о логических операциях конъюнкция, дизъюнкция, отрицание; о таблице истинности, о приоритетах логических операций. Глава 4, § 21 «Деловая графика. Условная функция», § 22 «Логические функции и абсолютные адреса» : об использовании логических величин и функций в электронных таблицах 9 класс, глава 2, § 13 «Программирование ветвлений на Паскале»: вводится понятие об использовании логических величин, логических операций, логических выражений в языке программирования Паскаль | 2.5 | Домашние работы 9_121.rtf 9_125,rtf 9_178.rtf Интерактивный задачник 9_124.swf 9_177.swf | 9_122.rtf 9_126.rtf |
3.4. Знакомство с одним из языков программирования | Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Алгоритмизация и программирование». 9 класс. Глава 2 «Введение в программирование», §§ 11–21 (язык программирования Паскаль). Дополнение к главе 2 | Домашние задания 9_249.rtf 9_266.rtf 9_277.rtf 9_290.rtf Тесты 9_025.swf 9_026.swf Кроссворды 9_013.xls | Лабораторные работы 9_250.rtf 9_265.rtf 9_276.rtf 9_280.rtf 9_289.rtf 9_295.rtf 9_340.rtf 9_344.rtf | |
4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. | Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование». 8 класс, Глава 2, § 7 «Графические информационные модели», § 8 «Табличные модели»; глава 4, § 21 «Деловая графика»; Дополнение к главе 2, 2.1. Системы, модели, графы, 2.2. Объектно-информационные модели 9 класс, Глава 2. Введение в программирование, § 17 «Таблицы и массивы» | 2.1, 2.4.1, 2.4.2, 2.4.3, 2.4.4, 2.4.5 | Интерактивный задачник 9_085.swf 9_088.swf 9_099.swf 9_156.swf Домашние задания 9_086.swf 9_089.swf 9_093.swf 9_100.rtf 9_115.rtf 9_162.rtf 9_290.rtf Тесты 9_017.swf 9_018.swf 9_019.swf 9_020.swf 9_021.swf 9_022.swf Кроссворды 9_010.xls 9_011.xls | Лабораторные работы 9_183.rtf 9_185.rtf 9_335.rtf 9_336.rtf 9_114.rtf 9_152.rtf 9_170.rtf 9_284.rtf 9_289.rtf |
5. Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. | Данная компетенция реализуется в исторической и социальной линии курса. 7 класс, Введение, раздел «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». 9 класс, глава 3, § 27 «Информационная безопасность»: понятие об информационных преступлениях, правовая защита информации (законодательство), программно-технические способы защиты, компьютерные вирусы, антивирусные средства, опасности при работе в Интернете и средства защиты. | 3.4 | Домашние задания 8_025.rtf 9_321.swf 9_322.swf Тесты 9_028.swf Кроссворды 9_014.xls |
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изображения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, колонки.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер
Программные средства
Операционная система. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа. Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы, система управления базами данных
Звуковой редактор. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей математики СОШ №6 от _____________2019 №1 ______________/ Масло Е.Н./ подпись руководителя МО Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР _________/_________________ подпись Ф.И.О. _______________2019 года
|
Браузер ,простой редактор Web-страниц.
Перечень учебно-методического обеспечения
- Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.
- Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) (включен в Единую коллекцию ЦОР).
[1]* Путь к ЦОР в ЕК: Портал ЕК http://school-collection.edu.ru 🡪 выбрать раздел «Информатика и ИКТ»🡪выбрать 9 класс 🡪 перейти по ссылке «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. 🡪 выбрать соответствующие главу и параграф учебника.
[2]* Путь к ЦОР в ЕК: Портал ЕК http://school-collection.edu.ru 🡪 выбрать раздел «Информатика и ИКТ»🡪выбрать 9 класс 🡪 перейти по ссылке «Информатика-базовый курс», 9 класс, Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. 🡪 выбрать соответствующие главу и параграф учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике (Программа является ключевым компо¬нентом учебно-методического комплекта по информатике для основной школы (авторы Л. Л. Босова, А. Ю. Босова))
Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к ...