Рабочая программа по информатике 9 класс (Семакин И.Г.)
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа по информатики для 9 класса разработана в соответствии с:
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.,
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»,
- письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»,
- Положением «О рабочей программе» ГБОУ СОШ №221 Кировского района Санкт-Петербурга,
- Учебного плана ГБОУ СОШ № 221 на 2020-2021 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass_informatika_2020-2021.docx | 51.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатики для 9 класса разработана в соответствии с:
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.,
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»,
- письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»,
- Положением «О рабочей программе» ГБОУ СОШ №221 Кировского района Санкт-Петербурга,
- Учебного плана ГБОУ СОШ № 221 на 2020-2021 учебный год.
Основные цели и задачи изучения информатики в основной школе
В соответствии с ФГОС основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу. Ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приёмами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Изучение информатики в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения информатики в основной школе должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по информатике являются:
- умение использовать термины из курса и понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение использовать прикладные компьютерные программы;
- умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Характеристика класса
Классы делятся на две группы. Многие из детей будут готовиться к сдаче ОГЭ.
9А – класс мотивированный на получение знаний и хорошие отметки, дети очень дружны между собой и хорошо общаются. 9Б класс – класс разноуровневый по восприятию информации. Детям нравится решать задачи, у некоторых из детей имеются проблемы с дисциплиной. 9С класс - класс сборный, все дети из разных школ города. Некоторые учащиеся много лет занимаются спортом, ездят на соревнования и пропускают уроки, поэтому много тем уходит на самостоятельное изучение. Работа с детьми проводится по системно-деятельностному подходу согласно ФГОС, при подготовке и проведении уроков учитываются индивидуальные особенности.
Общая характеристика программы
Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов информатики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
При проведении занятий осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек при соблюдении всех норм СанПиН. В связи с этим отметим, что выделять целый урок информатики на проведение практикума нельзя, следовательно, каждый урок информатики является комбинированным и содержит теоретическую и практическую часть. Большинство методик преподавания предмета предполагает деление урока на этапы, один из которых – компьютерный практикум.
Кабинет информатики удовлетворяет Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) и Гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Требования к результатам освоения программы по информатике
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.; что такое Интернет; возможности «Всемирной паутины» — WWW;
- обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; прием/передача электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; просмотр Web-страниц с помощью браузера; поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; программы-архиваторы;
- формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
- натурные и информационные модели; описание объекта (процесса) в табличной форме для простых случаев; что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- хранение и обработка информации в базах данных;
- база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структура команд поиска и сортировки информации в базах данных; логическая величина, логическое выражение, логические операции;
- работа в готовой БД в одной из СУБД реляционного типа; поиск информации в БД; редактирование содержимого полей БД; сортировка записи в БД по ключу; добавление и удаление записи в БД; создание и заполнение однотабличной БД в среде СУБД;
- электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора;
- Кибернетика; кибернетическая модель управления; понятие алгоритма и его свойства;
исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы; языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык); линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы; структурная методика алгоритмизации; вспомогательные алгоритмы; метод пошаговой детализации;
- алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных; языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация; структура программы на языке Паскаль; представление данных в программе; правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов; структурный тип данных — массив; способы описания и обработки массивов; этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование;
- предыстория информационных технологий; история ЭВМ и ИКТ; понятие информационных ресурсов; информационные ресурсы современного общества; понятие об информационном обществе; проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в компьютерном классе и основ здорового образа жизни.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете информатики;
- соблюдение правил работы с персональными компьютерами.
Содержание учебного предмета
Повторение изученного в 8 классе
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса, поиск информации в интернете, архивирование файлов.
П.р. №1 «Передача информации в компьютерных сетях».
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
П.р. №2 «Работа с компьютерными информационными моделями».
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с СУБД Microsoft Acsess.
П.р. №3 «Хранение и обработка информации в базах данных»
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с электронными таблицами Microsoft Excel.
П.р. №4 «Работа с ЭТ».
К.р. №1 «Повторение изученного в 8 классе».
Управление и алгоритмы
Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Циклические алгоритмы. Ветвление и последовательная детализация алгоритма. Автоматизированные и автоматические системы управления. Использование рекурсивных процедур. Практика на компьютере: работа с алгоритмами.
П.р. №5 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов».
П.р. №6 «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем».
П.р. №7 «Составление алгоритмов со сложной структурой».
П.р. №8 «Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм)».
К.р. №2 «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем».
Программное управление работой компьютера
Что такое программирование. Алгоритмы работы с величинами. Линейные вычислительные алгоритмы. Знакомство с языком Паскаль. Алгоритмы с ветвящейся структурой. Программирование ветвлений на Паскале. Программирование диалога с компьютером. Программирование циклов. Алгоритм Евклида. Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. Программирование диалога с компьютером. Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Программирование перевода чисел из одной системы счисления в другую. Сложность алгоритмов. О языках программирования и трансляторах. История языков программирования. Практика на компьютере: программирование в системе «Паскаль».
П.р. №9 «Знакомство с системой программирования «Паскаль».
П.р. №10 «Ввод, трансляция и исполнение данной программы».
П.р. №11 «Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ».
П.р. №12 «Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ».
П.р. №13 «Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ».
П.р. №14 «Программирование обработки массивов».
П.р. №15 «Программирование обработки массивов».
К.р. №3 «Программное управление компьютера».
Информационные технологии и общество
Предыстория информатики. История ЭВМ. История программного обеспечения и ИКТ. Информационные ресурсы современного общества. Проблемы формирования информационного общества. Информационная безопасность.
К.р. №4 «Информационные технологии и общество».
Повторение изученного в 7-9 классах. Подготовка к ОГЭ.
Описание учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | в том числе на: | |
Лабораторные и практические работы | Обобщение и контрольные работы | |||
1 | Повторение изученного в 8 классе | 16 | 4 | 1 |
2 | Управление и алгоритмы | 21 | 4 | 1 |
3 | Программное управление работой компьютера | 15 | 7 | 1 |
4 | Информационные технологии и общество | 8 | - | 1 |
5 | Повторение изученного в 7-9 классах. Подготовка к ЕГЭ | 8 | - | - |
Итого | 68 | 15 | 4 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Час | Планируемые результаты | Дата | Домашнее задание | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | ||||
Повторение изученного в 8 классе (16 часов) | ||||||||
1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Как устроена компьютерная сеть. | 1 | Учится соблюдению трудовой и технологической дисциплины, соблюдению норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, санитарии и гигиены. | Р – корректирует свои знания; П – отбирает необходимую информацию, соотносит свой способ питания с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Формирует целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявляет познавательную активность в области предметной технологической деятельности к саморазвитию и самообразованию. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
2 | Информационные услуги компьютерных сетей. Аппаратное и программное обеспечение сетей. | 1 | Осознает роль техники и технологий для прогрессивного развития общества, роль техники в техносфере. | Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки; П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию; К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение. | Проявляет познавательную активность в области предметной технологической деятельности к саморазвитию и самообразованию. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
3 | Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска в Интернете. | 1 | Развивает умения применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Р – целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, опенка и самооценка; П – ведет исследовательскую и проектную деятельность, строит цепи рассуждений, определение понятий, смысловое чтение; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Развивает трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
4 | Пр.1 «Передача информации в компьютерных сетях». | 1 | Развивает умения применять технологии представления, преобразования и передачи информации. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – сопоставление, анализ, построение цепи рассуждении поиск информации; К – диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. | Постепенно выстраивает собственное целостное мировоззрение. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
5 | Что такое моделирование. | 1 | Развивает умения применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Р - организует выполнение заданий учителя. Развивает навыки самооценки и самоанализа. П - работает с различными источниками информации, преобразовывает ее из одной формы в другую, выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал К - строит эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Формирует коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
6 | Виды информационных моделей. | 1 | Отрабатывает навыки работы с компьютером. | П - выделяет главное в тексте, готовит сообщения и презентации, представляет результаты работы классу; Р - организует выполнение заданий учителя. Развивает навыки самооценки и самоанализа; К - работает в составе творческих групп. | Проявляет техники технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
7 | Пр.2 «Работа с компьютерными информационными моделями». | 1 | Овладевает практическими умениями (применение изученных понятий, умение ими оперировать). | П - выделяет главное, структурирует учебный материал; Р - представляет результаты работы; К - слушает учителя. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
8 | Понятие базы данных (БД), СУБД. | 1 | Подбирает приспособления и оборудование, овладевает методами учебно- исследовательской и проектной деятельности, решает задачи. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. Аргументирует свою точку зрения. | Формирует и развивает компетентность в области использования ИКТ. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
9 | Создание и заполнение баз данных. Условия выбора и простые логические выражения. | 1 | Формирует способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - работает с текстом, выделяет в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Преобразует информацию из одной формы в другую; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для её достижения; К - слушает учителя и отвечает на вопросы. | Актуализирует сведения. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
10 | Условия выбора и сложные логические выражения. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П – выделяет главное, работает с различными источниками информации; Р - организует выполнение заданий учителя согласно установленным навыкам самооценки и самоанализа; К - работает в составе творческих групп. | Развивает трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
11 | Сортировка, удаление и добавление записей. Пр.3 «Хранение и обработка информации в базах данных». | 1 | Формирует способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - работает с техникой, структурируют учебный материал, отбирает информацию. Преобразует информацию из одной формы в другую; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для её достижения; К - слушает учителя и отвечает на поставленные вопросы. | Актуализирует сведения. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
12 | Двоичная система счисления. Числа в памяти компьютера. | 1 | Формирует способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Р - систематизирует полученную информацию; П – обобщает информацию; К - выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками. | Проявляет техники технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
13 | Что такое электронная таблица. Правила заполнения таблицы. | 1 | Овладеет элементами практической организации труда, формами деятельности, планированием технологического процесса. | Р – целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование; К – овладевает навыками выступлений перед аудиторией. | Осознает единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
14 | Работа с диапазонами. Относительная адресация. Деловая графика. Пр.4 «Работа с электронными таблицами». | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – ведет исследовательскую и проектную деятельность, строит цепи рассуждений, определение понятий, смысловое чтение; К – диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. | Развивает трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
15 | Логические функции и абсолютные адреса. Математическое моделирование. Имитационные модели. | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Проводит самооценку умственных и физических способностей при трудовой деятельности в разных сферах. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
16 | Контрольная работа №1 по теме: «Повторение изученного в 8 классе». | 1 | Овладевает элементами научной организации труда, формами деятельности, планирует технологический процесс. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - слушает учителя, учится аргументировать свою точку зрения. | Осознает единство и целостность окружающего мира. | |||
Управление и алгоритмы (21 час) | ||||||||
17 | Управление и кибернетика. | 1 | Овладеет элементами практической организации труда. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Выстраивает аргументацию, приводит примеры и контрпримеры. | §1 | ||
18 | Управление с обратной связью. | 1 | §2 | |||||
19 | Определение и свойства алгоритма. | 1 | Овладеет элементами научной организации труда, формами деятельности, планирование технологического процесса. | Р – целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование; К – овладевает навыками выступлений перед аудиторией. | Планирует образовательную профессиональную карьеру, осознает необходимость общественно-полезного труда как условия безопасной социализации. | §3 | ||
20 | Графический учебный исполнитель. Пр.5 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов». | 1 | §4 | |||||
21 | Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. | 1 | Овладеет средствами и формами графического отображения объектов или процессов. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Актуализация сведений | §5 | ||
22 | Циклические алгоритмы. | §6 | ||||||
23 | Ветвление и последовательная детализация алгоритма. | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Проводит самооценку умственных и физических способностей при трудовой деятельности в разных сферах. | §7 | ||
24 | Структурная методика алгоритмизации. | 1 | Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал, представляет результаты работы классу; Р - организует выполнение заданий учителя; К - работает в составе творческих групп. | Проявляет техники технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Дополнение к главе I | ||
25 | Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем. | 1 | Овладеет элементами научной организации труда, формами деятельности, планирование технологического процесса. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - строит эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Общается при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
26 | Пр.6 «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов». | 1 | Овладеет элементами практической организации труда, формами деятельности, планированием технологического процесса. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - слушает учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Проводит самооценку готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
27 | Решение задач. | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Проводит самооценку умственных и физических способностей при трудовой деятельности в разных сферах. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
28 | Вспомогательные алгоритмы. | 1 | Выбор способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – сопоставление, анализ, построение цепи рассуждении поиск информации; К – диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. | Формирование ответственного отношения к учению. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
29 | Метод пошаговой детализации. | 1 | Овладеет средствами и формами графического отображения объектов или процессов. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Актуализация сведений. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
30 | Решение задач. | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П –преобразует информацию; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Проводит самооценку умственных и физических способностей при трудовой деятельности в разных сферах. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
31 | Контрольная работа №2 по теме: «Составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов». | 1 | Овладевает элементами научной организации труда, формами деятельности, планирует технологический процесс. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - слушает учителя и одноклассников, учится аргументировать свою точку зрения. | Осознает единство и целостность окружающего мира. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
32 | Составление алгоритмов со сложной структурой. | 1 | Узнает о применении общенаучных знаний по предметам естественно- математического цикла при обосновании технологий и проектов. | П - грамотно формулирует вопросы, работает с различными источниками информации, готовит сообщения и презентации; Р - организует выполнение заданий учителя. Развивает навыки самооценки и самоанализа; К - работа в составе творческих групп. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
33 | Пр.7 «Составление алгоритмов со сложной структурой». | 1 | Овладеет правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; К - слушает учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения. | Выстраивает аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
34 | Решение задач. | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Проводит самооценку умственных и физических способностей при трудовой деятельности в разных сферах. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
35 | Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). | 1 | Узнает о применении общенаучных знаний по предметам естественно- математического цикла при обосновании технологий и проектов. | П - грамотно формулирует вопросы, работает с различными источниками информации, готовит сообщения и презентации; Р - организует выполнение заданий учителя. Развивает навыки самооценки и самоанализа; К - работа в составе творческих групп. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
36 | Пр.8 «Использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм)». | 1 | Сформирует умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - слушает учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения. | Формирует и развивает компетентность в области использования ИКТ. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
37 | Решение задач. | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Проводит самооценку умственных и физических способностей при трудовой деятельности в разных сферах. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
Программное управление работой компьютера (12 часов) | ||||||||
38 | Что такое программирование. | 1 | Формирует умение к осуществлению контрольной функции (контроль и самоконтроль изученных понятий, умений ими оперировать, умений оценивать по обоснованным критериям). | Р – целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, опенка и самооценка; П – ведет исследовательскую и проектную деятельность, строит цепи рассуждений, определение понятий, смысловое чтение; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Формирует ответственного отношения к учению. | §8 | ||
39 | Алгоритмы работы с величинами. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию; К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе. | Выстраивает собственное целостное мировоззрение | §9 | ||
40 | Линейные вычислительные алгоритмы. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – сопоставление, анализ, построение цепи рассуждении поиск информации; К – диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. | Проводит самооценку готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий. | §10 | ||
41 | Пр.9 «Знакомство с системой программирования «Паскаль». | 1 | Овладевает методами учебно- исследовательской и проектной деятельности, решения задач. | Р – корректирует свои знания; П – отбирает необходимую информацию, соотносит свой способ работы с информацией с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Осознает возможности научного прогресса, его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | §11 | ||
42 | Пр.10 «Ввод, трансляция и исполнение данной программы». | 1 | Узнает о применении общенаучных знаний по предметам естественно- математического цикла при обосновании технологий и проектов. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию, соотносит свой способ обработки информации с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Постепенно выстраивает собственное целостное мировоззрение | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
43 | Пр.11 «Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ». | 1 | Овладевает правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации. | Р – корректирует свои знания, структурирует, оценивает; П – отбирает необходимую информацию для составления программ; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Осознает возможности научного прогресса, его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | §12, 13 | ||
44 | Пр.12 «Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ». | 1 | §14, 15 | |||||
45 | Пр.13 «Разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ». | 1 | §16 | |||||
46 | Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов. | 1 | Формирует умение к осуществлению контрольной функции (контроль и самоконтроль изученных понятий, умений ими оперировать, умений оценивать по обоснованным критериям). | П - выделяет главное в тексте, готовит сообщения и презентации, представляет результаты работы классу; Р - развивает навыки самооценки и самоанализа. К - умеет работать в составе творческих групп. | Постепенно выстраивает собственное целостное мировоззрение. | §17 | ||
47 | Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - строит эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Осознает единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Определение дифференцированного домашнего задания. | ||
48 | Массивы в Паскале. | 1 | Выявление допущенных в процессе труда ошибок и обоснование способов их исправления. | П -выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - слушает учителя и одноклассников. | Планирует образовательную профессиональную карьеру, осознает необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной социализации. | §18, 19 | ||
49 | Пр.14 «Программирование обработки массивов». | 1 | Выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с задачей. | П - грамотно формулирует вопросы, работает с различными источниками информации; Р - организует выполнение заданий учителя. Развивает навыки самооценки и самоанализа; К - работа в составе творческих групп. | Формирует коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | §20 | ||
50 | Пр.15 «Программирование обработки массивов». | 1 | §21 | |||||
51 | Подготовка к контрольной работе №3. | 1 | Овладевает элементами научной организации труда, формами деятельности, планирует технологический процесс. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения; К - слушает учителя и одноклассников, учится аргументировать свою точку зрения | Осознает единство и целостность окружающего мира. | Дополнение к главе II | ||
52 | Контрольная работа №3 по теме: «Программное управление компьютера». | 1 | ||||||
Информационные технологии и общество (8 часов) | ||||||||
53 | Предыстория информатики. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - аргументирует свою точку зрения. | Проявляет техники технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Дополнение к главе II | ||
54 | История чисел и систем счисления. | 1 | §22 | |||||
55 | История ЭВМ. | 1 | Формирует способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, представляет результаты работы; К - слушает учителя и одноклассников. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | §23 | ||
56 | История программного обеспечения и ИКТ. | 1 | §24 | |||||
57 | Информационные ресурсы современного общества. | Выявляет допущенные в процессе труда ошибки и обосновывает способы их исправления. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – преобразует информацию; К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе со сверстниками. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | §25 | |||
58 | Проблемы формирования информационного общества. | 1 | §26 | |||||
59 | Этические и правовые нормы в информационной сфере. | 1 | §27 | |||||
60 | Контрольная работа №4 по теме: «Информационные технологии и общество». | Овладеет элементами практической организации труда, формами деятельности, планированием технологического процесса. | Р – целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, опенка и самооценка; П –определение понятий; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Проводит самооценку готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий. | ||||
Повторение изученного в 7-9 классах (8 часов) | ||||||||
61 | Решение задач. Подготовка к ОГЭ. | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Проводит самооценку умственных и физических способностей при трудовой деятельности в разных сферах. | Материал для углубленного изучения курса для самостоятельного изучения. Записи в тетрадях | ||
62 | 1 | |||||||
63 | 1 | |||||||
64 | 1 | |||||||
65 | 1 | |||||||
66 | 1 | |||||||
67 | 1 | |||||||
68 | 1 |
Список литературы
Для учителя:
- Учебник «Информатика» 9 класс. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.
- Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
- Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
Для учащихся:
- Учебник «Информатика» 9 класс. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...
Рабочая программа 8- 9 класс Семакин И.Г.
Ьазовый курс обучения учащихся 8-9 классов...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....
Рабочая программа по информатике-8 (Семакин), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Программа со...
Рабочая программа по информатике-9 (Семакин), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Программа со...