Рабочая программа по информатике 8 класс (Семакин И.Г.)
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)
Рабочая программа по информатики для 8 класса разработана в соответствии с:
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.,
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»,
- письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»,
- Положением «О рабочей программе» ГБОУ СОШ №221 Кировского района Санкт-Петербурга,
- Учебного плана ГБОУ СОШ № 221 на 2020-2021 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_informatika_2020-2021.docx | 52.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатики для 8 класса разработана в соответствии с:
- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29.12.2012 г.,
- письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»,
- письмом Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.05.2016 №03-20-1587/16-0-0 «О направлении методических рекомендаций по разработке рабочих программ учебных предметов, курсов»,
- Положением «О рабочей программе» ГБОУ СОШ №221 Кировского района Санкт-Петербурга,
- Учебного плана ГБОУ СОШ № 221 на 2020-2021 учебный год.
Основные цели и задачи изучения информатики в основной школе
В соответствии с ФГОС основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу. Ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приёмами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать.
Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность изучения курса заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении.
Изучение информатики в основной школе обусловливает достижение следующих личностных результатов:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения информатики в основной школе должны отражать:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, схемы, графики, таблицы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- умение применять поисковые системы учебных и познавательных задач;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по информатике являются:
- умение использовать термины из курса и понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение использовать прикладные компьютерные программы;
- умение выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
Характеристика класса
8 классы - классы делятся на две группы. 8а класс очень дружный. Учащиеся умеют работать совместно. На уроках дети активны, хорошо воспринимают материал. При решении коллективных задач быстро ориентируются, находят общий язык. Общий уровень детей по восприятию информации хороший. Учебная мотивация носит разнообразный характер. 8б класс с очень хорошим потенциалом. Дети заинтересованы в получении знаний и получении хороших отметок, к урокам готовятся. 8с – спортивный класс. Дети организованы, собраны и энергичны, серьезно относятся к учебному процессу, атмосфера в классе очень дружелюбная. На уроках желательно развивать интерес детей к предмету, поощрять их самостоятельные занятия дома. Работа с детьми проводится по системно-деятельностному подходу согласно ФГОС, при подготовке и проведении уроков учитываются индивидуальные особенности.
Общая характеристика программы
Данная программа детализирует и раскрывает содержание образовательного стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения предмета, которые определены стандартом для базового уровня, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов информатики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор опытов, демонстрируемых учителем в классе, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
При проведении занятий осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 25 и более человек при соблюдении всех норм СанПиН. В связи с этим отметим, что выделять целый урок информатики на проведение практикума нельзя, следовательно, каждый урок информатики является комбинированным и содержит теоретическую и практическую часть. Большинство методик преподавания предмета предполагает деление урока на этапы, один из которых – компьютерный практикум.
Кабинет информатики удовлетворяет Санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) и Гигиеническим требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03).
Требования к результатам освоения программы по информатике
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- компьютерная сеть; в чем различие между локальными и глобальными сетями; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др.; что такое Интернет; возможности «Всемирной паутины» — WWW;
- обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети; прием/передача электронной почты с помощью почтовой клиент-программы; просмотр Web-страниц с помощью браузера; поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; программы-архиваторы;
- формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические);
- натурные и информационные модели; описание объекта (процесса) в табличной форме для простых случаев; что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
- хранение и обработка информации в базах данных;
- база данных, СУБД, информационная система; что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей; структура команд поиска и сортировки информации в базах данных; логическая величина, логическое выражение, логические операции;
- работа в готовой БД в одной из СУБД реляционного типа; поиск информации в БД; редактирование содержимого полей БД; сортировка записи в БД по ключу; добавление и удаление записи в БД; создание и заполнение однотабличной БД в среде СУБД;
- электронная таблица и табличный процессор; основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации; какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами; основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в ЭТ; графические возможности табличного процессора;
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в компьютерном классе и основ здорового образа жизни.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете информатики;
- соблюдение правил работы с персональными компьютерами.
Содержание учебного предмета
Введение
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов. Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
П.р. №1 «Обмен информацией по локальной сети. Архиваторы».
П.р. №2 «Работа в Интернете с электронной почтой, с поисковыми системами».
П.р. №3 «Осуществление поиска и обмена информацией».
П.р. №4 «Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы)».
К.р. №1 «Поиск информации в компьютерных сетях».
Информационное моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования. Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
П.р. №5 «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей».
К.р. №2 «Передача информации в компьютерных сетях. Информационное моделирование»
Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей. Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей. Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем.
П.р. №6 «Работа с готовой БД».
П.р. №7 «Создание и заполнение базы данных».
П.р. №8 «Составление условий выбора информации с простыми логическими выражениями».
П.р. №9 «Составление сложных логических выражения для поиска информации в БД».
П.р. №10 «Составление команд на сортировку, удаление и добавление записей».
К.р. №3 «Хранение и обработка информации в БД».
Табличные вычисления на компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц. Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
П.р. №11 «Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул. Создание ЭТ для решения расчетной задачи».
П.р. №12 «Манипулирование фрагментами ЭТ, решение расчетных задач».
П.р. №13 «Использование встроенных графических средств».
П.р. №14 «Решение задач с использованием условной и логической функций».
К.р. №4 «Табличные вычисления на компьютере».
Итоговое повторение и контроль.
Описание учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | в том числе на: | |
Лабораторные и практические работы | Обобщение и контрольные работы | |||
1 | Введение | 2 | - | - |
2 | Передача информации в компьютерных сетях | 14 | 4 | 1 |
3 | Информационное моделирование | 8 | 1 | 1 |
4 | Хранение и обработка информации в базах данных | 20 | 5 | 1 |
5 | Табличные вычисления на компьютере | 22 | 4 | 1 |
6 | Подведение итогов, обобщение | 2 | - | - |
Итого | 68 | 14 | 4 |
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема | Час | Планируемые результаты | Дата | Домашнее задание | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | План | Факт | ||||
Введение (2 ч) | ||||||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. Повторение материала за 7 класс. | 1 | Учится соблюдению трудовой и технологической дисциплины, соблюдению норм и правил безопасного труда, пожарной безопасности, санитарии и гигиены. | Р – корректирует свои знания; П – отбирает необходимую информацию, соотносит свой способ питания с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Формирует целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявляет познавательную активность в области предметной технологической деятельности к саморазвитию и самообразованию. | Записи в тетрадях | ||
2 | Повторение материала за 7 класс. | 1 | Развивает умения применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Р – планирует свою работу в группе, контролирует работу других, ищет необходимую информацию; П – исследует различные методы, моделирует, анализирует полученные знания; К – сотрудничество. | Формирует ответственное отношение к учению, готовность к работе и способности. | Записи в тетрадях | ||
Передача информации в компьютерных сетях (14 ч) | ||||||||
3 | Как устроена компьютерная сеть. Структура, принципы функционирования. | 1 | Осознает роль техники и технологий для прогрессивного развития общества, роль техники в техносфере. | Р – корректирует свои знания и допущенные ошибки; П – выбирает способы решения задач, ищет необходимую информацию; К – выражает в ответах свои мысли, ставит свои вопросы на обсуждение. | Проявляет познавательную активность в области предметной технологической деятельности к саморазвитию и самообразованию. | §1 | ||
4 | Аппаратное и программное обеспечение сети. | 1 | Умение использовать и ориентироваться в обеспечениях сети. | Р - организует выполнение заданий учителя; П – отбирает необходимую информацию, соотносит свой способ ее получения с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Формирование ответственного отношения к учению. | §3 | ||
5 | Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена. | 1 | Развивает умения применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Р – целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, опенка и самооценка; П – строит цепи рассуждений, определение понятий, смысловое чтение; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Развивает трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности. | Записи в тетрадях | ||
6 | Пр.1 «Обмен информацией по локальной сети. Архиваторы». | 1 | Осознает роль техники и технологий для прогрессивного развития общества, роль техники в техносфере. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, преобразует информацию; К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе. | Осознает единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Дополнение к главе I – 1.2. | ||
7 | Интернет и Всемирная паутина. | 1 | Развивает умения применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – сопоставление, анализ, построение цепи рассуждении поиск информации; К – диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. | Постепенно выстраивает собственное целостное мировоззрение. | §4 | ||
8 | Способы поиска в Интернете. | 1 | Формирует целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни. | Р – корректирует свои знания; П – отбирает необходимую информацию, соотносит свой способ получения информации с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | §5 | ||
9 | Электронная почта и другие информационные услуги сетей. | 1 | Формирует умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию, соотносит свой способ ее получения с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Планирует образовательную профессиональную карьеру, осознает необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной социализации. | §2 | ||
10 | Пр.2 «Работа в Интернете с электронной почтой, с поисковыми системами». | 1 | Оценивает возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Планирует образовательную профессиональную карьеру, осознает необходимость общественно-полезного труда как условия безопасной социализации. | Записи в тетрадях | ||
11 | Обмен информацией. | 1 | Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию для обмена, соотносит свои способы с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Общается при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива. | Записи в тетрадях | ||
12 | Пр.3 «Осуществление поиска и обмена информацией». | 1 | Развивает умения применять технологии представления, преобразования и использования информации. | Р - организует выполнение заданий учителя. Развивает навыки самооценки и самоанализа. П - работает с различными источниками информации, выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал К - строит эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Формирует коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Записи в тетрадях | ||
13 | Передача информации в компьютерных сетях. | 1 | Отрабатывает навыки работы с компьютером. | П - выделяет главное в тексте, готовит сообщения и презентации, представляет результаты работы классу; Р - организует выполнение заданий учителя. Развивает навыки самооценки и самоанализа; К - умеет работать в составе творческих групп. | Проявляет техники технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Дополнение к главе I – 1.1. | ||
14 | Контрольная работа №1 «Передача информации в компьютерных сетях». | 1 | Получает способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - строит эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Развивает трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности. | Записи в тетрадях | ||
15 | Энциклопедии и справочники учебного содержания в Интернете. | 1 | Отрабатывает навыки работы с компьютером. | П -выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - слушает учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Проводит самооценку готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий. | Записи в тетрадях | ||
16 | Пр.4 «Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете». | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - грамотно формулирует вопросы, готовит сообщения и презентации, представляет результаты работы классу; Р - организует выполнение заданий учителя. Развивает навыки самооценки и самоанализа; К - работа в составе творческих групп. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | Записи в тетрадях | ||
Информационное моделирование (8 ч) | ||||||||
17 | Что такое моделирование. | 1 | Овладевает умениями к осуществлению контрольной функции (контроль и самоконтроль изученных понятий, умений ими оперировать, умения оценивать по обоснованным критериям). | П - выделяет главное в тексте, структурировать учебный материал; Р - определяет цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения; К - слушает учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | §6 | ||
18 | Графические информационные модели. | 1 | Подбирает приспособления и оборудование, овладевает методами учебно- исследовательской и проектной деятельности. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Формирует и развивает компетентность в области использования ИКТ. | §7 | ||
19 | Табличные модели. | 1 | Овладевает элементами научной организации труда, формами деятельности, планирует технологический процесс. | П - выбирает наиболее эффективные способы решения задач, делает выводы на основе полученной информации; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для её достижения; К - строит эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Осознанно выбирает наиболее эффективные способы решения задач. | §8 | ||
20 | Информационное моделирование на компьютере. | 1 | Формирует умение к осуществлению контрольной функции (контроль и самоконтроль изученных понятий, умений ими оперировать, умений оценивать по обоснованным критериям). | П - преобразует информацию из одной формы в другую; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для её достижения; К - слушает учителя, отвечает на вопросы. | Осознает единство и целостность окружающего мира. | §9 | ||
21 | Системы, модели, графы. Объектно-информационные модели. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию об обмене информацией, соотносит свой способ с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Использовать общие приёмы; моделировать условие, строить логическую цепочку рассуждений. | Дополнение к главе II | ||
22 | Пр.5 «Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей». | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - воспроизводит информацию по памяти, сравнивать и анализировать объекты природы; Р - определяет цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представляют результаты работы; К - овладевает навыками выступлений перед аудиторией. | Тренируется ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | Записи в тетрадях | ||
23 | Подготовка к контрольной работе №2. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П – выделяет главное, работает с различными источниками информации; Р - организует выполнение заданий учителя согласно установленным навыкам самооценки и самоанализа; К - работает в составе творческих групп по правилам работы в кабинете. | Развивает трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности. | Записи в тетрадях | ||
24 | Контрольная работа №2 «Информационное моделирование». | 1 | Формирует способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - работает с текстом, выделяет в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям. Преобразует информацию из одной формы в другую; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для её достижения; К - слушает учителя и отвечает на вопросы. | Актуализирует сведения. | |||
Хранение и обработка информации в базах данных (20 ч) | ||||||||
25 | Основные понятия баз данных. | 1 | Подбирает приспособления и оборудование, овладевает методами учебно- исследовательской и проектной деятельности, решает задачи. | Р - планирует работу по заданию учителя, делает выводы по результатам работ; П - осуществляет поиск нужной информации, выделяет главное; К - работает в составе творческих групп, высказывает свое мнение. | Выстраивает собственное целостное мировоззрение. | §10 | ||
26 | Что такое система управления базами данных. | 1 | Формирует способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - работает с текстом, выделяет в нем главное, структурируют учебный материал, дают определение понятиям; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для её достижения; К - слушает учителя и отвечает на вопросы. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | §11 | ||
27 | Работа с готовой БД. | 1 | Отрабатывает навыки работы с компьютером. | Р - развивает навыки самооценки и самоанализа; П - работает с различными источниками информации; К - слушает учителя, высказывает и аргументирует свое мнение. | Осознает единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Записи в тетрадях | ||
28 | Пр.6 «Работа с готовой БД». | 1 | Отрабатывает навыки работы с компьютером. | Р - организует выполнение заданий учителя, согласно установленным правилам работы в кабинете; П - работает с текстом, выделяет в нем главное, структурирует учебный материал, классифицирует объекты; К - обсуждает вопросы учителя со сверстниками. | Постепенно выстраивает собственное целостное мировоззрение. | Записи в тетрадях | ||
29 | Создание и заполнение базы данных. | 1 | Выполняет технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов. | Р - развивает навыки оценки и самоанализа. П - работает с различными источниками информации и преобразовывает ее из одной формы в другую; К - овладевает навыками выступлений перед аудиторией. | Осознает единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | §12 | ||
30 | Пр.7 «Создание и заполнение базы данных». | 1 | Проектирование последовательности операций и заполнение БД. | Р – организует выполнение заданий учителя, согласно установленным правилам работы в кабинете; П - классифицирует объекты; К - слушает учителя и отвечает на вопросы, работает в составе творческих групп. | Осуществляет самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. | Записи в тетрадях | ||
31 | Основы логики. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Проводит самооценку готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий. | §13 | ||
32 | Логические выражения и логические операции. | 1 | Формирует способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Р - систематизирует полученную информацию; П – обобщает информацию; К - овладевает навыками выступлений перед аудиторией. | Проявляет техники технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Записи в тетрадях | ||
33 | Составление условий выбора информации с простыми логическими выражениями. | 1 | Овладеет элементами практической организации труда, формами деятельности, планированием технологического процесса. | Р - выполняет задания учителя, согласно установленным правилам работы в кабинете, развивает навыки оценки и самоанализа; П - развивает навыки установления причинно-следственных связей; К - овладевает навыками выступлений перед аудиторией. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | §15 | ||
34 | Пр.8 «Составление условий выбора информации с простыми логическими выражениями». | 1 | Выполняет технологические операции с соблюдением установленных норм, стандартов. | Р – корректирует собственные представления с научным мировоззрением; П - сравнивает и делает выводы на основании сравнений; К - овладевает навыками выступлений перед аудиторией. | Формирует коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | Записи в тетрадях | ||
35 | Условия выбора и сложные логические выражения. | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – систематизирует полученную информацию; П – обобщает информацию; К - аргументирует точку зрения. | Самоопределится в выбранной сфере профессиональной деятельности. | Записи в тетрадях | ||
36 | Примеры сложных логические выражений. | 1 | Формирует способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Р – организует выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развивает навыки самооценки и самоанализа; П - анализирует информацию. | Постепенно выстраивает собственное целостное мировоззрение. | Записи в тетрадях | ||
37 | Составление сложных логических выражений для поиска информации в БД. | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, опенка и самооценка; П – ведет исследовательскую и проектную деятельность; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Проводит самооценку умственных и физических способностей при трудовой деятельности в разных сферах. | Записи в тетрадях | ||
38 | Пр.9 «Составление сложных логических выражений для поиска информации в БД». | 1 | Овладеет элементами практической организации труда, формами деятельности, планированием технологического процесса. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию; К –планирует свою работу в группе со сверстниками. | Осознает единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Записи в тетрадях | ||
39 | Сортировка записей. | 1 | Овладеет алгоритмами и методами решения организационных и технологических задач. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – сопоставление, анализ, построение цепи рассуждении поиск информации; К – диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. | Развивает трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности. | §16 | ||
40 | Удаление, добавление записей. | 1 | Овладеет средствами и формами графического отображения объектов или процессов. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал, представляет результаты работы классу; Р - организует выполнение заданий учителя; К - умеет работать в группе. | Умеет ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. | §16 | ||
41 | Составление команд на сортировку, удаление и добавление записей. | 1 | Познакомится с выбором средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с задачей. | Р – корректирует свои знания; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | Записи в тетрадях | ||
42 | Пр.10 «Составление команд на сортировку, удаление и добавление записей» | 1 | Овладеет элементами практической организации труда. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Выстраивает аргументацию, приводит примеры и контрпримеры. | Записи в тетрадях | ||
43 | Подготовка к контрольной работе №3. | 1 | Овладеет элементами научной организации труда, формами деятельности, планирование технологического процесса. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Планирует образовательную профессиональную карьеру. | Записи в тетрадях | ||
44 | Контрольная работа №3 «Хранение и обработка информации в БД». | 1 | Овладеет средствами и формами графического отображения объектов или процессов. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Актуализация сведений. | |||
Табличные вычисления на компьютере (22 ч) | ||||||||
45 | История чисел и систем счисления. | 1 | Подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал, представляет результаты работы классу; Р - организует выполнение заданий учителя; К - работает в составе творческих групп. | Проявляет техники технологического и экономического мышления при организации своей деятельности | §17 | ||
46 | Перевод чисел. | 1 | Овладеет элементами научной организации труда, формами деятельности, планирование технологического процесса. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - строит эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Общается при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива. | §18 | ||
47 | Двоичная система счисления. | 1 | Овладеет элементами практической организации труда, формами деятельности, планированием технологического процесса. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения; К - слушает учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | Проводит самооценку готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий. | §18 | ||
48 | Числа в памяти компьютера. | 1 | Выбор способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – сопоставление, анализ, построение цепи рассуждении поиск информации; К – диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. | Формирование ответственного отношения к учению. | §19 | ||
49 | Знакомство с электронными таблицами. | 1 | Узнает о применении общенаучных знаний по предметам естественно- математического цикла при обосновании технологий и проектов. | П - грамотно формулирует вопросы, работает с различными источниками информации, готовит сообщения и презентации; Р - организует выполнение заданий учителя; К - работает в составе творческих групп. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | §20 | ||
50 | Правила заполнения таблицы. | 1 | Овладеет правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы; К - слушает учителя и одноклассников. | Выстраивает аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. | §21 | ||
51 | Ввод информации в электронные таблицы: текстов, чисел, формул. | 1 | Сформирует умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - слушает учителя. | Формирует и развивает компетентность в области использования ИКТ. | Записи в тетрадях | ||
52 | Пр.11 «Работа с готовой ЭТ: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул. Создание ЭТ для решения расчетной задачи» | 1 | Овладевает элементами научной организации труда, формами деятельности, планирует технологический процесс | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - слушает учителя и одноклассников, учится аргументировать свою точку зрения | Осознает единство и целостность окружающего мира | Записи в тетрадях | ||
53 | Понятие диапазона. Относительная адресация. | 1 | Формирует умение к осуществлению контрольной функции (контроль и самоконтроль изученных понятий, умений ими оперировать, умений оценивать по обоснованным критериям). | Р – целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция; П – ведет исследовательскую и проектную деятельность; К – разрешает конфликты, ставит вопросы. | Формирует ответственного отношения к учению. | §22 | ||
54 | Статистические функции. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – предлагает способы решения, анализирует полученные знания, выделяет главное и второстепенное, преобразует информацию; К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе. | Выстраивает собственное целостное мировоззрение. | Записи в тетрадях | ||
55 | Сортировка данных. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – сопоставление, анализ, построение цепи рассуждении поиск информации; К – диалог, монолог, организация учебного сотрудничества. | Проводит самооценку готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий. | Записи в тетрадях | ||
56 | Пр.12 «Манипулирование фрагментами ЭТ, решение расчетных задач». | 1 | Овладевает методами учебно- исследовательской и проектной деятельности, решения задач. | Р – корректирует свои знания; П – отбирает необходимую информацию, соотносит свой способ работы с информацией с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Осознает возможности научного прогресса, его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Записи в тетрадях | ||
57 | Графическая обработка данных, абсолютная адресация. | 1 | Узнает о применении общенаучных знаний по предметам естественно- математического цикла при обосновании технологий и проектов. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию, соотносит свой способ обработки информации с другими; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Постепенно выстраивает собственное целостное мировоззрение. | §23 | ||
58 | Пр.13 «Использование встроенных графических средств». | 1 | Овладевает правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информации. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Выстраивает собственное целостное мировоззрение. | Записи в тетрадях | ||
59 | Логические выражения и условная функция. | 1 | Формирует умения устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач. | Р – корректирует свои знания, оценивает; П – отбирает необходимую информацию; К – ставит вопросы, выражает свои мысли. | Осознает единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Записи в тетрадях | ||
60 | Логические функции. | 1 | Овладевает элементами научной организации труда, формами деятельности, планирует технологический процесс. | Р - организует выполнение заданий учителя. Развивает навыки самооценки и самоанализа; П - преобразовывает информацию из одной формы в другую, структурирует; К -слушает учителя и одноклассников. | Выстраивает собственное целостное мировоззрение. | §24 | ||
61 | Решение задач с использованием условной и логической функций. | 1 | Формирует умение к осуществлению контрольной функции (контроль и самоконтроль изученных понятий, умений ими оперировать, умений оценивать по обоснованным критериям). | П - выделяет главное в тексте, представляет результаты работы классу; Р - развивает навыки самооценки и самоанализа. К - работает в составе творческих групп. | Постепенно выстраивает собственное целостное мировоззрение. | Записи в тетрадях | ||
62 | Пр.14 «Решение задач с использованием условной и логической функций». | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - ставит задачи, представляет результаты работы; К - строит эффективное взаимодействие с одноклассниками. | Осознает единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. | Записи в тетрадях | ||
63 | ЭТ и математическое моделирование. | 1 | Выявление допущенных в процессе труда ошибок и обоснование способов их исправления. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения; К - слушает учителя и одноклассников, аргументирует свою точку зрения. | Планирует образовательную профессиональную карьеру, осознает необходимости общественно-полезного труда как условия безопасной социализации. | §25 | ||
64 | Имитационные модели в ЭТ. | 1 | Выбор средств и видов представления технической и технологической информации в соответствии с задачей. | П -готовит сообщения и презентации, представляет результаты работы классу; Р - организует выполнение заданий учителя; Развивает навыки самооценки и самоанализа; К - работа в составе творческих групп. | Формирует коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками. | §26 | ||
65 | Подготовка к контрольной работе №4. | 1 | Формирует деятельностные способности и способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - слушает учителя. | Проявляет техники технологического и экономического мышления при организации своей деятельности. | Записи в тетрадях | ||
66 | Контрольная работа №4 «Табличные вычисления на компьютере». | 1 | Формирует способности к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания. | П - выделяет главное в тексте, структурирует учебный материал; Р - определяет цель урока и ставит задачи, необходимые для ее достижения, представляет результаты работы; К - слушает учителя и одноклассников. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | |||
Подведение итогов, обобщение (2 ч) | ||||||||
67 | Подведение итогов. | 1 | Овладеет элементами практической организации труда, формами деятельности, планированием технологического процесса. | Р – целеполагание, планирование, рефлексия; П – ведет исследовательскую и проектную деятельность; К –, ставит вопросы и ищет ответы. | Проводит самооценку готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий. | Записи в тетрадях | ||
68 | Обобщающее занятие | 1 | Выявляет допущенные в процессе труда ошибки и обосновывает способы их исправления. | Р – корректирует знания, оценивает собственные результаты; П – преобразует информацию; К – выражает свои мысли, планирует свою работу в группе. | Самоопределяется в выбранной сфере профессиональной деятельности. | Записи в тетрадях |
Список литературы
Для учителя:
- Учебник «Информатика» 8 класс. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2012.
- Методическое пособие для учителя (авторы: Семакин И.Г., Шеина Т.Ю.). Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
- Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
Для учащихся:
- Учебник «Информатика» 8 класс. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...
Рабочая программа 10-11 класс Семакин
Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 70 учебных часов, согласно ФК БУП от 2004 года. Данн...
Рабочая программа 8- 9 класс Семакин И.Г.
Ьазовый курс обучения учащихся 8-9 классов...
Рабочая программа по информатике и ИКТ 8-9 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы по Информатике и ИКТ 8-9 класс, разработанной в соответствии с авторской программой Семакина И.Г. (102 часа)....
Рабочая программа по информатике и ИКТ 10-11 класс по авторской программе Семакина И.Г.
Материал представляет собой полную версию рабочей программы и календарно-тематического планирования на 68 часов 10-11 класс в соответствии с авторской программой Семакина И.Г....
Рабочая программа по информатике-8 (Семакин), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Программа со...
Рабочая программа по информатике-9 (Семакин), 2014 г.
Настоящая рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Программа со...