Разработка урока "Графические информационные модели"
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)

В разработке урока содержится план проведения урока, материалы для решения задач по теме, информационная карта урока для учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл graficheskie_informatsionnye_modeli.docx476.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Понятие модели. Графические информационные модели 

Цели:  сформировать  у  учащихся  понятие  «графическая  модель»,

рассмотреть виды графических моделей 

Результаты: 

Тема: Понятие модели. Графические информационные модели 

Цели:  сформировать  у  учащихся  понятие  «графическая  модель»,

рассмотреть виды графических моделей

Тема «Графические информационные модели (2 урока)

Класс 9

Цели: сформировать у учащихся понятие «графическая модель», виды графических моделей.

Решаемые учебные задачи:

1) обобщение и систематизация представлений учащихся о графических информационных моделях;

2) рассмотрение примеров использования графов при решении задач

Планируемые образовательные результаты:
— предметные – представление о сущности и разнообразии графических информационных моделей;
— метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;
— личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.

Основные понятия, изучаемые на уроке:

- словесная модель,

- схема,

- карта,

- чертеж,

- график;

- диаграмма,

- граф,

- сеть,

- дерево.

Используемые на уроке средства ИКТ:

- персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, карточки с QR-кодами, информационные листы для учащихся.

  выделять существенные признаки объектов;

  анализировать объекты;

  сравнивать объекты по выделенным признакам.

Тип урока: урок повторения, сообщения и усвоения нового учебного материала

Формы  работы  учащихся:  фронтальная,  индивидуальная  и  групповая

работа с ЭОР

проектор.

Ход урока:

1. Организационный момент (1 минута)

Приветствие учащихся, сообщение темы и целей урока.

2. Повторение

(фронтальный опрос – информационная карта пункт 1 – 3 минуты)

1. Дать определение понятия «модель». Привести примеры.

2. Виды моделей (Задание: Из предложенных карточек (виды моделей) отобрать материальные и информационные модели, знаковые, табличные, графические, …

3. Информационное моделирование.

4. Формализация

5. Решение табличных задач (информационная карта - приложение 1 – 15 минут), проверка решений и ответов

6. Выполнение вопросов on-line теста, используя QR-код (информационная карта – задание 2-  10 минут) – результат записываем в информационную карту.

3. Изучение нового материала (20 минут)

Новый материал излагается по материалам учебника в сопровождении презентации «Графические информационные модели» lbz.ru/metodist/authors/informatika/3/eor9.php

(Основные определения и понятия записать в тетрадь).

4. Решение задач по теме «Графические информационные модели – приложение 3 – 10 минут),  проверка решений и ответов.

(Объяснение учителя  решения задач на доске)

5. Выполнение вопросов on-line теста, используя QR-код (информационная карта – задание 5 -  10 минут) - результат записываем в информационную карту

6. Самостоятельная работа по теме (приложение 4 – 15 минут)

7. Итог урока – 2 минуты

8. Объявление оценок (работа с тестами, решение задач, работа с карточками, ответы с места, самооценка)- 5 минут

9. Рефлексия – 1 минута

10. Домашнее задание – 1 минута

Приложение 1

1 вариант

  1. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:

 

A

B

C

D

E

A

2

6

4

B

2

3

C

6

3

3

2

D

4

3

E

2

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

  1. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:

 

A

B

C

D

E

A

2

4

B

2

5

1

C

5

3

2

D

4

1

3

E

2

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

  1. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е построены дороги, протяжённость которых (в километрах) приведена в таблице:

 

A

B

C

D

E

A

3

3

B

3

5

6

C

3

4

D

5

4

1

E

6

1

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и E. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

Приложение 2

Вариант 1

  1. В этом фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите фамилию и инициалы внука Коваль Ю.С.

1)  Коваль О.Д.        2) Король К.К.        3) Король П.И.        4) Турянчик П.А.

  1. В этом фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите фамилию и инициалы внучки Ильченко В.И.

1) Басис В.В.        2) Ильченко С.И.        3)Ильченко Т.В.        4)Ромашко Н.П.

  1. В этом фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите фамилию и инициалы внука Петровой С.М.

1) Басис В.В.        2) Черняк А.П.        3) Павлыш Н.П.        4) Ильченко С.И.

Приложение 1

Вариант 2

  1. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице:

A

B

C

D

E

F

A

2

5

9

B

2

2

1

5

C

5

2

1

D

1

E

1

1

F

9

5

1

 Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и F. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

  1. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице:

A

B

C

D

E

F

A

2

5

7

B

2

2

1

5

C

5

2

1

D

1

E

1

2

F

7

5

2

 Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и F. Передвигаться можно только по дорогам, протяжённость которых указана в таблице.

  1. Между населёнными пунктами А, В, С, D, Е, F построены дороги, протяжённость которых приведена в таблице:

A

B

C

D

E

F

A

7

2

2

5

5

B

7

2

C

2

2

1

D

2

1

1

E

5

1

1

F

5

1

 

Определите длину кратчайшего пути между пунктами А и F (при условии, что передвигаться можно только по построенным дорогам).

Приложение 2

Вариант 2

  1. В этом фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных, сколько всего внуков и внучек было у Голика А.А.

1) 1        2) 2        3) 3        4) 4

  1. В этом фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите фамилию и инициалы внучки Петровой С.М.

1) Басис В.В.        2) Черняк А.П.        3) Павлыш Н.П.        4) Ильченко С.И.

  1. В фрагменте базы данных представлены сведения о родственных отношениях. На основании приведённых данных определите, сколько всего внуков и внучек есть у Карпец Д.К.

1)  2        2) 3        3) 4        4) 5

Приложение 3

Задачи по теме «Решение графических задач»

  1. На рисунке – схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город  Ж?

  1. На рисунке – схема дорог, связывающих города A, B, C, D, E, F, G, H, K, L, M, N, Z. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой. Сколько существует различных путей из города А в город  Z?

Приложение 4

Вариант 1

  1. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, К, Л, М, Н, П. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей из города А в город П, проходящих через город Н?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20797

 

  1. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, К, Л, М, Н, П. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей из города А в город П, проходящих через город Е?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20798

  1. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, К, Л, М, Н, П. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей из города А в город П, проходящих через город В?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20798

  1. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, К, Л, М, Н, П. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей из города А в город П, проходящих через город Л?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20799

Приложение 4

Вариант 2

  1. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, К, Л, М, Н, П. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей из города А в город П, проходящих через город М?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20800

  1. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей из города А в город К, не проходящих через пункт В?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20801

  1. На рисунке — схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, И, К. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей из города А в город К, не проходящих через пункт В?

https://inf-oge.sdamgia.ru/get_file?id=20802

  1. На рисунке представлена схема дорог, связывающих города А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, К, Л, М. По каждой дороге можно двигаться только в одном направлении, указанном стрелкой.

Сколько существует различных путей из города А в город М, проходящих через город Ж, но не проходящих через город К?

https://inf-ege.sdamgia.ru/get_file?id=23050

Тема: Понятие модели. Графические информационные модели 

Цели:  сформировать  у  учащихся  понятие  «графическая  модель»,

рассмотреть виды графических моделей 

Результаты: 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока информатики по теме «Системный подход в моделировании. Типы информационных моделей»

Данный урок можно применять на уроках информатике в любом классе, где изучается тема "Моделирование". К данному уроку также разработана интерактивная  презентация...

Методическая разработка урока "Табличные информационные модели", информатика и ИКТ 7 класс, УМК Босова Л.

Методическая разработка урока включает:конспект урока;персональный лист-заданий ученика;дидактический материал;интерактивные задания для интерактивной доски STAR Board (файл Табличные модели.yar докум...

Информационные модели. Основные понятия.(разработки уроков)

На данных уроках вводятся основные понятия по теме "Моделирование"....

Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы".

Разработка урока по теме: "Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы"....

Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели.

Презентация.Понятие модели. Назначение и свойства моделей. Графические информационные модели....

Информационные модели на графах. Разработка урока с презентациями.

Материал содержит подробную разработку урока на тему "Информационные модели на графах" для 7 класса.Данная тема присутствует в разделе "информационное моделирование" в курсе информатики 7 класса....

Разработка урока «Информационные модели на графах», 6 класс

Урок изучения нового материала «Информационные модели на графах» формирует виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. Умение структурировать и визуализировать информацию с помощью схем ...