Рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт
Рабочая программа по информатике 7 класс. ФГОС И.Г. Семакин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_informatike_7_kl.docx | 41.41 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Крупецкая средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор школы ______Лобанова М.А. Приказ от_______№____ | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______Ковалева М.В. _______августа 2017г. | «Рассмотрено» на заседании ШМО Протокол от ___ №___ |
учитель информатики
Трофимова О.В.
1-я квалификационная
категория
2017 – 2018 уч. год
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
- Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011..
- Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. // Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.)
Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных
для каждого человека и общества в целом.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая частькурса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение информатики в 7 классе согласно базисному (образовательному) учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 35часов).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики
В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:
1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики.
Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.
Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и
перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно,
смогут принять участие.
2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учеб-
но-исследовательской, творческой деятельности.
При выполнении заданий проектного характера требуется взаимодействие между
учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.
3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной
работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается
с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». В некоторых обу-
чающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время
непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного зна-
чения, определяемого СанПИНами, происходит прерывание работы программы и учени-
кам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После оконча-
ния «физкульт-паузы» продолжается работа с программой.
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:
1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач.
В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией. Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов
(исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).
2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного
объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ, ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему
тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.
3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение
системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием.
4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных ли-
нии «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация
любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с
правилами преобразования в двоичную знаковую форму.
5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ
(ИКТ-компетенции).
Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» и «Компьютерные телекоммуникации».
При изучении учебного предмета «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:
1.Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
2.Формирование представления об основных изучаемых понятиях и их свойствах;
3.Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;
4.Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
5.Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
- Содержание учебного предмета информатики (7 класс)
1. Человек и информация - 5 ч
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные про-
цессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч (4+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный
пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
1.Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
3. Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Проекты и исследования
Использование антивирусных программ.
3. Текстовая информация и компьютер - 9 ч .
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с
внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы
работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере
1. Кодирование текстовой информации
2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
4. Таблицы в текстовом документе
5. Нумерованные и маркированные списки;
6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
4. Графическая информация и компьютер - 5 ч
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические
редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере
1. Кодирование графической информации
2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
3.Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Проекты и исследования
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».
5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
1. Cоздание презентаций в Power Point
2. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
3. Использование гиперссылок, регистров в Power Point
4. Создание презентации на заданную тему
Проекты и исследования
Способы презентации проекта
Тематический план учебного предмета информатики 7 класса
№ п/п | Учебная тема | Всего |
1. | Человек и информация | 5 |
2. | Компьютер: устройство и программное обеспечение | 7 |
3. | Текстовая информация и компьютер | 9 |
4. | Графическая информация и компьютер | 5 |
5. | Мультимедиа и компьютерные презентации | 6 |
6. | Резерв | 3 |
Итого | 35 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС
№ | Тема урока | Количество часов | Дата проведения | Примечание |
Тема 1.Человек и информация 5ч. | ||||
1 | Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Правила техники безопасности. | 1 | ||
2 | Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. | 1 | ||
3 | Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры. | 1 | ||
4 | Измерение информации Единицы измерения информации | 1 | ||
5 | Алфавитный подход к измерению информации. | 1 | ||
Тема 2.Компьютер: устройство и программное обеспечение 7ч. | ||||
6 | Неопределенность знаний и количества информации | 1 | ||
7 | Измерение информации . единицы измерения информации. | 1 | ||
8 | Начальные сведения о архитектуре ЭВМ | 1 | ||
9 | Принципы организации внутренней и внешней памяти ПК | 1 | ||
10 | Персональный ПК | 1 | ||
11 | Виды программного обеспечения. Основные функции ОС | 1 | ||
12 | Итоговое тестирование по темам Человек и информация, Компьютер: устройство и ПО | 1 | ||
Тема 3.Текстовая информация и компьютер 9ч. | ||||
13 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы | 1 | ||
14 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры | 1 | ||
15 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | 1 | ||
16 | Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа. | 1 | ||
17 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены | 1 | ||
18 | Работа с таблицами | 1 | ||
19 | Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль, стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов | 1 | ||
20 | Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов | 1 | ||
21 | Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер | 1 | ||
Тема 4.Графическая информация и компьютер5ч. | ||||
22 | Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики. | 1 | ||
23 | Графические редакторы растрового типа Работа с растровым графическим редактором | 1 | ||
24 | Кодирование изображения Работа с растровым графическим редактором | 1 | ||
25 | Работа с векторным графическим редактором | 1 | ||
26 | Технические средства компьютерной графики Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе | 1 | ||
Тема 5.Мультимедиа и компьютерные презентации 6ч. | ||||
27 | Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации | 1 | ||
28 | Создание презентации с использованием текста, графики и звука. | 1 | ||
29 | Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа. | 1 | ||
30 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок). | 1 | ||
31 | Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа» | 1 | ||
32 | Итоговое тестирование по курсу 7 класса | 1 | ||
33-35 | Резерв | 3 |
Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе
Тема 1. Человек и информация.
Обучающийся научится:
- декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
- составлять запросы для поиска информации в Интернете;
Обучающийся получит возможность:
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
- научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
- научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
- познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Тема 2Компьютер: устройство и программное обеспечение
Обучающийся научится:
- называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
- описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
- подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
- оперировать объектами файловой системы;
Обучающийся получит возможность:
- научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
Тема 3. Текстовая информация и компьютер
Обучающийся научится:
- применять основные правила создания текстовых документов;
- использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
- создавать и форматировать списки;
- создавать формулы;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
Обучающийся получит возможность:
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.
Тема 4. Графическая информация и компьютер
Обучающийся научится:
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.
Обучающийся получит возможность:
- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.
Тема 5. Мультимедиа
Обучающийся научится:
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
- создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
- создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;
Обучающийся получит возможность:
- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
- демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Литература:
- Учебник «Информатика и ИКТ» для 7 класса. Авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
- Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
- Методическое пособие для учителя. Авторы: И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
- Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И.Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И.Г.Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru
Техническое оборудование:
- Компьютер
- Принтер
- Локальная компьютерная сеть
Компьютерные программы:
- Операционная система Windows
- Программа-архиватор 7-Zip
- Пакет программ МSOffice 2016
- Браузер Google Chrome
- Система программирования PascalABC
- Среда КуМИР
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...