Рабочая программа по информатике 7 класс
рабочая программа по информатике и икт

Рабочая программа по информатике 7 класс. ФГОС И.Г. Семакин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_informatike_7_kl.docx41.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Крупецкая средняя  общеобразовательная школа

«Утверждаю» Директор школы

______Лобанова М.А.

Приказ от_______№____

«Согласовано»                          Зам. директора по УВР

______Ковалева М.В.

_______августа 2017г.          

«Рассмотрено»              

на заседании ШМО Протокол от ___ №___

                                                                                         

учитель  информатики                                  

Трофимова О.В.

1-я квалификационная

категория

2017 – 2018 уч. год

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов и  научно-методических  рекомендаций:

  • Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011..
  • Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. // Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.)

Цели, на достижение которых направлено изучение информатики в школе, определены исходя из целей общего образования, сформулированных в концепции Федерального государственного стандарта общего образования. Они учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения необходимыми умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных

     для каждого человека и общества в целом.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников.

     Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая частькурса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Большое место в курсе занимает технологическая составляющая, решающая метапредметную задачу информатики, определенную в ФГОС: формирование ИКТ-компетентности учащихся. Упор делается на понимание идей и принципов, заложенных в информационных технологиях, а не на последовательности манипуляций в средах конкретных программных продуктов. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественно-научного мировоззрения.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение информатики в 7 классе согласно базисному (образовательному) учебному плану отводится 1 час в неделю (всего 35часов).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

В соответствии с ФГОС, курс нацелен на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Важнейшей задачей изучения информатики в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. В частности, одним из таких качеств является приобретение учащимися информационно-коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТ-компетентности входят в комплекс универсальных учебных действий. Таким образом, часть метапредметных результатов образования в курсе информатики входят в структуру предметных результатов, т.е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в содержании изучаемого материала. Поэтому курс несет в себе значительное межпредметное, интегративное содержание в системе основного общего образования.

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие личностные результаты:

1. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному

уровню развития науки и общественной практики.

Информатика формирует представления учащихся о науках, развивающих информационную картину мира, вводит их в область информационной деятельности людей.

Ученики знакомятся с историей развития средств ИКТ, с важнейшими научными открытиями и изобретениями, повлиявшими на прогресс в этой области, с именами крупнейших ученых и изобретателей. Ученики получают представление о современном уровне и

перспективах развития ИКТ-отрасли, в реализации которых в будущем они, возможно,

смогут принять участие.

2. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве

со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учеб-

но-исследовательской, творческой деятельности.

При выполнении заданий проектного характера требуется взаимодействие между

учениками – исполнителями проекта, а также между учениками и учителем, формулирующим задание для проектирования, контролирующим ход его выполнения, принимающим результаты работы. В завершении работы предусматривается процедура зашиты проекта перед коллективом класса, которая также направлена на формирование коммуникативных навыков учащихся.

3. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Для сохранения здоровья очень важно знакомить учеников с правилами безопасной

работы за компьютером, с компьютерной эргономикой. Учебник для 7 класса начинается

с раздела «Техника безопасности и санитарные нормы работы за ПК». В некоторых обу-

чающих программах, входящих в коллекцию ЦОР, автоматически контролируется время

непрерывной работы учеников за компьютером. Когда время достигает предельного зна-

чения, определяемого СанПИНами, происходит прерывание работы программы и учени-

кам предлагается выполнить комплекс упражнений для тренировки зрения. После оконча-

ния «физкульт-паузы» продолжается работа с программой.

При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие метапредметные результаты:

1. Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе

альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных

и познавательных задач.

В курсе информатики данная компетенция обеспечивается алгоритмической линией. Алгоритм можно назвать планом достижения цели исходя из ограниченных ресурсов

(исходных данных) и ограниченных возможностей исполнителя (системы команд исполнителя).

2. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные

возможности ее решения.

В методику создания любого информационного объекта: текстового документа, базы данных, электронной таблицы, программы на языке программирования, входит обучение правилам верификации, т.е. проверки правильности функционирования созданного

объекта. Осваивая создание динамических объектов: баз данных и их приложений, электронных таблиц, программ, ученики обучаются тестированию. Умение оценивать правильность выполненной задачи в этих случаях заключается в умении выстроить систему

тестов, доказывающую работоспособность созданного продукта.

3. Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,

классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Формированию данной компетенции в курсе информатики способствует изучение

системной линии. В информатике системная линия связана с информационным моделированием.

4. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и

схемы для решения учебных и познавательных задач.

Формированию данной компетенции способствует изучение содержательных ли-

нии «Представление информации» и «Формализация и моделирование». Информация

любого типа (текстовая, числовая, графическая, звуковая) в компьютерной памяти представляется в двоичной форме – знаковой форме компьютерного кодирования. Поэтому во всех темах, относящихся к представлению различной информации, ученики знакомятся с

правилами преобразования в двоичную знаковую форму.

5. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ

(ИКТ-компетенции).

Данная компетенция формируется содержательными линиями курса «Информационные технологии» и «Компьютерные телекоммуникации».

При изучении учебного  предмета  «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие предметные результаты:

1.Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

2.Формирование представления об основных изучаемых понятиях и их свойствах;

3.Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе;

4.Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

5.Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

  1. Содержание учебного предмета информатики (7 класс)

1. Человек и информация - 5 ч

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные про-

цессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере:

1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.

2. Компьютер: устройство и программное обеспечение - 7 ч (4+3)

    Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

     Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный

пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере:

1.Комплектация персонального компьютера, подключение устройств

2. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой

3. Работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Проекты и исследования

Использование антивирусных программ.

3. Текстовая информация и компьютер - 9 ч .

            Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с

внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

            Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы

работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода).

Практика на компьютере

1. Кодирование текстовой информации

2. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word

3. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста

4. Таблицы в текстовом документе

5. Нумерованные и маркированные списки;

6. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).

4. Графическая информация и компьютер - 5 ч

              Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические

редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практика на компьютере

1. Кодирование графической информации

2. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

3.Знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Проекты и исследования

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

5. Мультимедиа и компьютерные презентации - 6 ч (2+4)

            Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа.                      Компьютерные презентации.

Практика на компьютере:

1. Cоздание презентаций в Power Point

2. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст

3. Использование гиперссылок, регистров в Power Point

4. Создание презентации на заданную тему

Проекты и исследования

Способы презентации проекта

Тематический план учебного предмета  информатики 7 класса

№ п/п

Учебная тема

Всего

1.

Человек и информация

5

2.

Компьютер: устройство и программное обеспечение

7

3.

Текстовая информация и компьютер  

9

4.

Графическая информация и компьютер

5

5.

Мультимедиа и компьютерные презентации  

6

6.

Резерв

3

Итого

35

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 7 КЛАСС

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

Примечание

Тема 1.Человек и информация 5ч.

1

Роль информации в жизни людей. Информация и знания. Правила техники безопасности.

1

2

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

1

3

Информационные процессы.  Работа с тренажером клавиатуры.

1

4

Измерение информации Единицы измерения информации

1

5

Алфавитный подход к измерению информации.

1

Тема 2.Компьютер: устройство и программное обеспечение 7ч.

6

Неопределенность знаний и количества информации

1

7

Измерение информации . единицы измерения информации.

1

8

Начальные сведения о архитектуре ЭВМ

1

9

Принципы организации внутренней и внешней памяти ПК

1

10

Персональный ПК

1

11

Виды программного обеспечения. Основные функции ОС

1

12

Итоговое тестирование  по темам Человек и информация, Компьютер: устройство и ПО

1

Тема  3.Текстовая информация и компьютер 9ч.

13

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы

1

14

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

1

15

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста

1

16

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста. Орфографическая проверка текст. Печать документа.

1

17

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста. Режим поиска и замены

1

18

Работа с таблицами

1

19

Дополнительные возможности текстового процессора: орфографический контроль,  стили и шаблоны, списки, графика, формулы в текстовых документах, перевод и распознавание текстов

1

20

Итоговое практическое задание на создание и обработку текстовых документов

1

21

Итоговое тестирование по теме Текстовая информация и компьютер

1

Тема 4.Графическая информация и компьютер5ч.

22

Компьютерная графика и области её применения. Понятие растровой и векторной графики.

1

23

Графические редакторы растрового типа  

Работа с растровым графическим редактором

1

24

Кодирование изображения

Работа с растровым графическим редактором

1

25

Работа с векторным графическим редактором

1

26

Технические средства компьютерной графики

Сканирование изображения и его обработка в графическом редакторе

1

Тема 5.Мультимедиа и компьютерные презентации 6ч.

27

Понятие о мультимедиа. Компьютерные презентации

1

28

Создание презентации с использованием текста, графики и звука.

1

29

Представление звука в памяти компьютера. Технические средства мультимедиа.

1

30

Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного звука и изображения (либо с созданием гиперссылок).

1

31

Тестирование по темам «Компьютерная графика» и «Мультимедиа»

1

32

Итоговое тестирование по курсу 7 класса

1

33-35

Резерв

3

Планируемые результаты изучения информатики в 7 классе

Тема 1. Человек  и информация.

Обучающийся научится:

  • декодировать и кодировать информацию при заданных правилах кодирования;
  • оперировать единицами измерения количества информации;
  • оценивать количественные  параметры информационных объектов и процессов (объём памяти, необходимый для хранения информации; время передачи информации и др.);
  • составлять запросы для поиска информации в Интернете;

Обучающийся получит возможность:

  • углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
  • научиться определять мощность алфавита, используемого для записи сообщения;
  • научиться оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
  • познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука;
  • научиться оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам.
  • познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);

Тема 2Компьютер: устройство и программное обеспечение

Обучающийся научится:

  • называть функции и характеристики основных устройств компьютера;
  • описывать виды и состав программного обеспечения современных компьютеров;
  • подбирать программное обеспечение, соответствующее решаемой задаче;
  • оперировать объектами файловой системы;

Обучающийся получит возможность:

  • научиться систематизировать знания о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • научиться систематизировать знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применение средств информационных технологий;
  • закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

Тема 3. Текстовая информация и компьютер

Обучающийся научится:

  • применять основные правила создания текстовых документов;
  • использовать средства автоматизации информационной деятельности при создании текстовых документов;
  • применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • использовать простые способы форматирования (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта) текстов;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать формулы;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;

Обучающийся получит возможность:

  • создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, формулы, рисунки;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста.

Тема 4. Графическая информация и компьютер

Обучающийся научится:

  • применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков.

Обучающийся получит возможность:

  • видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
  • научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и /или преобразованными фрагментами.

Тема 5. Мультимедиа

Обучающийся научится:

  • использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
  • создавать презентации с графическими и звуковыми объектами;
  • создавать интерактивные презентации с управляющими кнопками, гиперссылками;

Обучающийся получит возможность:

  • научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Литература:

  1. Учебник «Информатика и ИКТ» для 7 класса. Авторы: И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
  2. Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.
  3. Методическое пособие для учителя. Авторы: И.Г. Семакин, Т.Ю. Шеина. – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011.

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Комплект цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
  2. Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И.Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И.Г.Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru

Техническое оборудование:

  • Компьютер
  • Принтер
  • Локальная компьютерная сеть

Компьютерные программы:

  • Операционная система Windows
  • Программа-архиватор 7-Zip
  • Пакет программ МSOffice 2016
  • Браузер Google Chrome
  • Система программирования PascalABC
  • Среда КуМИР


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"

Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике

Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...

Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)

Рабочая программа по информатике и ИКТ  в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...

Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017

Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии:  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...