РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА И ИКТ» В 8 классе
рабочая программа по информатике и икт (8 класс)

Шишканов Михаил Васильевич

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatika_8_kl.docx36.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Медаевская основная общеобразовательная школа»

Чамзинского муниципального района Республики  Мордовия

Рассмотрена                                                                                                          Утверждаю:

на заседании                                                                                                          директор школы:

педагогического совета                                                                                         ________/Зудина Н.Б./

протокол №1 от 28.08.2020 г.                                                                               Приказ №  56  от 28.08.2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА И ИКТ»

В 8 КЛАССЕ

                                                                                              Автор программы: Шишканов М.В.

                                                                                              Должность: учитель математики и

                                                                                                                   информатики

                                                                                              Категория: нет

2020-2021 уч. год

Нормативная база (ФГОС)

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса предмета являются:

1.  Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 г.).

2.. Учебный план МБОУ «Медаевская OОIII» с. Медаево РМ.
Приказ № 75 от 30.08.2018        

3. Письмо Министерства образования и науки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28.10.2015 № 08 - 1786

4. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 21.04.2016 № 459

5. Локальный акт № 76 от 30.08.2018 МБОУ «Медаевская ООШ» «О рабочих программах учебных предметов и курсов внеурочной деятельности».

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике для 8 класса разработана в соответствии с

- федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012,

 - приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»,

-приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. №1644«О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

- приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17.12.2010 г. № 1897»,

- федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования;

- учебным планом МБОУ «Медаевская OОIII»;

на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; примерной программы по предмету «Информатика»; стандартов второго поколения, М., «Просвещение», 2010; программы И.Г.Семакина «Информатика 8 класс»; с учетом гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях».

Место учебного предмета

Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Всего часов в год – 34 ч. (1 час в неделю).

Программа реализуется с помощью УМК:

1. Семакин И.Г., Залогова Л.А, Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика. Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2016.

3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика. 8 класс».

Планируемые результаты освоения информатики в 8 классе

Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в 8 классе, являются:

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.

Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в 8 классе, являются:

  • умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции).

  1. Передача информации в компьютерных сетях

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  •  определять, что такое компьютерная сеть, в чем различие между локальными и глобальными сетями;
  •  определять назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;
  •  определять назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов и др;
  •  определять, что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю Всемирная паутина — WWW.

Ученик 8 класса научится:

  •  осуществлять обмен информацией с файл-сервером локальной сети или с рабочими станциями одноранговой сети;
  •  осуществлять прием/передачу электронной почты с помощью почтовой клиент-программы;
  •  осуществлять просмотр Web-страниц с помощью браузера;
  •  работать с одной из программ-архиваторов.
  1. Информационное моделирование

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  • определять, что такое модель; в чем разница между натурной и информационной моделями;
  •  определять, какие существуют формы представления информационных моделей (графические, табличные, вербальные, математические).

Ученик 8 класса научится:

  • приводить примеры натурных и информационных моделей;
  • ориентироваться в таблично организованной информации;
  • описывать объект (процесс) в табличной форме для простых случаев.
  1. Хранение и обработка информации в базах данных

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  • определять, что такое база данных, система управления базами данных (СУБД), информационная система;
  • определять, что такое реляционная база данных, ее элементы (записи, поля, ключи); типы и форматы полей;
  • определять структуру команд поиска и сортировки информации в базах данных;
  • определять, что такое логическая величина, логическое выражение;
  • определять, что такое логические операции, как они выполняются.

Ученик 8 класса научится:

  • открывать готовую БД в одной из СУБД реляционного типа;
  •  организовывать поиск информации в БД;
  •  редактировать содержимое полей БД,
  •  сортировать записи в БД по ключу, добавлять и удалять записи в БД;
  •  создавать и заполнять однотабличную БД в среде СУБД.
  1. Табличные вычисления на компьютере

Ученик 8 класса получит возможность научиться:

  • определять, что такое электронная таблица и табличный процессор;
  •  определять основные информационные единицы электронной таблицы: ячейки, строки, столбцы, блоки и способы их идентификации;
  •  определять, какие типы данных заносятся в электронную таблицу; как табличный процессор работает с формулами;
  •  определять основные функции (математические, статистические), используемые при записи формул в электронную таблицу;
  •  исследовать графические возможности табличного процессора.

Ученик 8 класса научится:

  • открывать готовую электронную таблицу в одном из табличных процессоров;
  •  редактировать содержимое ячеек; осуществлять расчеты по готовой электронной таблице;
  •  выполнять основные операции манипулирования с фрагментами электронной таблицы: копирование, удаление, вставку, сортировку;
  •  получать диаграммы с помощью графических средств табличного процессора;
  •  создавать электронную таблицу для несложных расчетов.

Содержание учебного предмета

8 класс (34 ч)

  1. Передача информации в компьютерных сетях – 8 ч

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы и пр. Интернет. WWW – Всемирная паутина. Поисковые системы Интернета. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Выполнение итоговой самостоятельной работы по выполнению поиска в Интернете.

Основные термины по разделу:

Web-браузер. Web-сайт. Web-сервер. Web-страница. Worldwide Web (WWW). Аналоговая связь. Гипермедиа. Глобальная компьютерная сеть. Доменное имя почтового сервера. Домены. Интернет. Каналы передачи данных. Клиент-программа. Компьютерная сеть. Локальная сеть. Локальная сеть одноранговая. Локальная сеть с выделенным узлом. Модем. Поисковая система. Почтовый ящик. Протоколы, работы сети. Сервер локальной сети. Сервер-программа. Телекоммуникация. Телеконференция. Технология «клиент-сервер». Узлы компьютерной сети. Файловые архивы. Хост-компьютер. Цифровая связь. Шлюз. Шум. Электронная почта. Электронное письмо. Электронный адрес.

  1. Информационное моделирование – 4 ч

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей

Основные термины по разделу:

Виды информационных моделей. Вычислительный эксперимент. Информационная модель. Имитационная модель. Компьютерная математическая модель. Материальная (натурная) модель. Модель. Объект моделирования. Система. Структура системы. Формализация. Численные методы.

  1. Хранение и обработка информации в базах данных – 10 ч

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми и составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Выполнение итоговой самостоятельной работы по созданию базы данных «Видеотека».

Основные термины по разделу:

База данных (БД). БД документальная. БД распределенная. БД реляционная. БД фактографическая. БД централизованная. Дизъюнкция (ИЛИ). Запись. Запрос на выборку. Информационная система. Ключ сортировки. Конъюнкция (И). Логические операции (основные). Логическое выражение. Операции отношения (сравнения). Основные типы полей. Открытие базы данных. Отрицание (НЕ). Первичный ключ. Поле записи. Простое логическое выражение. Реляционная СУБД. Система управления базами данных (СУБД). Сложные логические выражения. Создание базы данных. Сортировка базы данных. Старшинство логических операций. Тип поля. Условие выбора. Формат поля.

  1.  Табличные вычисления на компьютере – 10 ч

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами электронной таблицы (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.

Основные термины по разделу:

Абсолютная адресация. Вещественный тип. Внутреннее представление чисел. Деловая графика в электронных таблицах. Диапазон (блок, фрагмент) электронной таблицы. Диапазон значений. Имя (адрес) ячейки ЭТ. Логические функции (И, ИЛИ, НЕ) в электронных таблицах. Операции манипулирования диапазонами электронной таблицы. Переполнение. Погрешность вычислений. Представление вещественных чисел. Принцип относительной адресации. Режимы отображения в электронных таблицах. Содержимое ячейки электронной таблицы. Табличный процессор (ТП). Текст в электронных таблицах. Условная функция в электронных таблицах. Формула в электронных таблицах. Функции обработки диапазона. Целый тип. Электронная таблица (ЭТ). Ячейка электронной таблицы.

  1. Повторение – 2 ч

Повторение, обобщение пройденного материала по темам: «Информационное моделирование», «Хранение и обработка информации в базах данных»


Тематическое планирование

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Всего часов

Из них

Теоретическое обучение,

ч.

Практичес-кие работы,

ч.

Контроль-ная работа, ч.

Самостоя-тельная работа,

ч.

1

Передача информации в компьютерных сетях

8

5

2

1

2

Информационное моделирование

4

3

1

3

Хранение и обработка информации в базах данных

10

7

2

1

4

Табличные вычисления на компьютере

10

7

1

1

1

5

Повторение

2

2


Календарно-тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Вид занятия

Всего часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения

занятия

План

Факт

1

Передача информации в компьютерных сетях

8

1.1

Техника безопасности. Как устроена компьютерная сеть

Теоретическое обучение

1

1.2

Электронная почта и другие услуги компьютерных сетей

Теоретическое обучение

1

1.3

Аппаратное и программное обеспечение сети

Теоретическое обучение

1

1.4

Работа с электронной почтой

1

Практическая работа №1

1.5

Интернет и Всемирная паутина. 

Теоретическое обучение

1

1.6

Способы поиска в Интернете.

Теоретическое обучение

1

1.7

Поиск информации в Интернете с использованием поисковых систем

1

Практическая работа №2

1.8

Тестирование №1 по теме «Передача информации в компьютерных сетях»

1

Тестирование

2

Информационное моделирование

4

2.1

Что такое моделирование

Теоретическое обучение

1

2.2

Графические информационные модели

Теоретическое обучение

1

2.3

Табличные модели.  Информационное моделирование на компьютере

Теоретическое обучение

1

2.4

Тестирование №2 по теме «Информационное моделирование»

1

Тестирование

3

Хранение и обработка информации в базах данных

10

3.1

Основные понятия

Теоретическое обучение

1

3.2

Что такое система управления базами данных

Теоретическое обучение

1

3.3

Создание и заполнение баз данных

Теоретическое обучение

1

3.4

Создание и заполнение баз данных

1

Практическая работа №3

3.5

Основы логики: логические величины и формулы

Теоретическое обучение

1

3.6

Условия выбора и простые логические выражения

Теоретическое обучение

1

3.7

Условия выбора и сложные логические выражения

Теоретическое обучение

1

3.8

Условия выбора и сложные логические выражения

1

Практическая работа №4 (решение задач)

3.9

Сортировка, удаление и добавление записей

Теоретическое обучение

1

3.10

Тестирование №3 по теме «Хранение и обработка информации в базах данных»

1

Тестирование

4

Табличные вычисления на компьютере

10

4.1

История чисел и систем счисления

Теоретическое обучение

1

4.2

Перевод чисел и двоичная арифметика

Теоретическое обучение

1

4.3

Перевод чисел и двоичная арифметика

1

Самостоятельная работа

4.4

Числа в памяти компьютера

Теоретическое обучение

1

4.5

Что такое электронная таблица

Теоретическое обучение

1

4.6

Правила заполнения таблицы

Теоретическое обучение

1

4.7

Работа с диапазонами. Относительная адресация

Теоретическое обучение

1

4.8

Деловая графика. Условная функция.  Логические функции и абсолютные адреса

Теоретическое обучение

1

4.9

Электронные таблицы и математическое моделирование. Пример имитационной модели

1

Практическая работа №5

4.10

Тестирование №4 по теме «Табличные вычисления на компьютере»

1

Тестирование

5

Повторение

2

5.1

Повторение темы «Информационное моделирование»

Теоретическое обучение

1

5.2

Повторение темы «Хранение и обработка информации в базах данных»

Теоретическое обучение

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 5-9 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 5-9  классов базовый уровень, Малюкова Н. И., Хруцкая Н. А. - учителя информатики...

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов базовый уровень, Малюкова Н. И., учитель информатики

Рабочая программа учебного предмета «Информатика и ИКТ»  для 10-11  классов базовый уровень, Малюкова Н. И.  учитель информатики...

Рабочая программа учебного предмета « Информатика и ИКТ» 8 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия№3» с  учетом УМК Ю.А. Быкадорова по курсу «Информатика и ИКТ» для 8 классов....

Рабочая программа учебного предмета « Информатика» 5 класс, основное общее образование, на 2015-2016 учебный год (ФГОС)

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы основного общего образования МБОУ «Гимназия №3» с  учетом УМК авторов Л.Л. Босова, А.Ю. Босова по информатике для 5 классов....

Рабочая программа учебного предмета «Информатика» для 5-6 классов (базовый уровень)

Рабочая программа учебного предмета «Информатика»  для 5-6 классов (базовый уровень)...

Рабочая программа учебного предмета информатика и информационно-коммуникационные технологии 10-11 класс УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__» _10-11_ класс, базовый уровень (2 часа в неделю)

Рабочая программа учебного предмета  информатика и информационно-коммуникационные технологии   10-11 класс  УМК «__Угринович Н.Д. «Информатика 10-11__»...