«Облачные технологии на уроках информатики и ИКТ»
учебно-методический материал по информатике и икт

В современной системе образования использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента, повышающего эффективность обучения, неоспорима. При этом информационные технологии повсеместно используются для поддержки традиционной системы образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon oblachnye_tehnologii.doc71.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  гимназия №7

         

Доклад на тему:

«Облачные технологии на уроках информатики и ИКТ»

                                                       

                

                Автор: Автандилян Н.Ю.

                учитель информатики и ИКТ

                                           

                                           

2019г.

В современной системе образования использование информационно-коммуникационных технологий как инструмента, повышающего эффективность обучения, неоспорима. При этом информационные технологии повсеместно используются для поддержки традиционной системы образования.

Все ОУ уже несколько лет занимаются внедрением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс. За это время приобретен полезный опыт, выработан системный подход. Информационные технологии настолько прочно вошли в образование, что уже не приходится никого убеждать в необходимости, а тем более преимуществе их применения. Главное – своевременное информирование о новинках и дальнейшая разработка методики применения новых технологий. Новое оборудование требует новую методику использования.

Одна из задач системы образования в современном обществе - обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни, с учетом его интересов, способностей и потребностей.

Компьютерные технологии, обеспечивая оптимизацию таких видов деятельности, как сбор, систематизация, хранение, поиск, обработка и представление информации, имеют общеучебное значение и могут применяться при изучении всех учебных дисциплин. Большая ценность информатизации заключается в том, что с помощью них можно увеличить время для обучения, не меняя при этом учебные планы образовательных учреждений. Здесь важно осуществлять постоянный «диалог» с пользователем. Кроме того, использование современных ИКТ в образовательной сфере вполне способно обеспечить доступность образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, особыми образовательными нуждами и лиц, которые по каким-то причинам не могут  присутствовать в образовательном учреждении на уроках.  

Таким образом, качество обучения при использовании информационных технологий может повысится за счет:

  • большей адаптации обучаемого к учебному материалу с учетом собственных возможностей и способностей;
  • возможности выбора более подходящего для обучаемого метода усвоения предмета;
  • регулирования интенсивности обучения на различных этапах учебного процесса;
  • самоконтроля;
  • поддержки активных методов обучения;
  • образной наглядной формы представления изучаемого материала;
  • модульного принципа построения, позволяющего тиражировать отдельные составные части информационной технологии;
  • развития самостоятельного обучения.

Образование и обучение могут рассматриваться как уникальный тип коммуникации: с общей целью и с преподавателем, который помогает участникам достигать их цели. В этом замечательным помощником могут послужить облачные технологии.

Облачные технологии — это технологии обработки данных, в которых компьютерные ресурсы предоставляются интернет-пользователю как онлайн-сервис.

Технология работы в мини-группах с использованием «облачного» сервиса Google Docs (Далее Технология) может быть использована для обучения учащихся, начиная со среднего звена.

Педагогическая ценность:  использование системно-деятельностного подхода в обучении в ходе работы над совместными проектами при использовании информационных ресурсов и средств коммуникации «облачных» технологий сервиса Google Docs.

Цель использования технолоогии — способствовать формированию информационно-коммуникационной компетентности школьников, их успешной социальной адаптации, сотрудничеству со сверстниками, умению самостоятельно планировать пути достижения цели, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Технология использует современные информационно-коммуникационные возможности Интернет.

Успешное овладение Технологией предполагает добросовестное отношение школьников к предмету, самостоятельное изучение рекомендованных источников.

Особенностью изучения Технологии является то, что на уроках  информатики и ИКТ количество учеников в классе составляет обычно  12–13 человек, что позволяет более эффективно руководить учителю проектной деятельностью (3–4 мини-группы), а полученные учениками знания и опыт по использованию «облачных» сервисов использовать всеми участниками образовательного процесса, включая учителей-предметников.

К основным видам облачных технологий относят:

  1. Программное обеспечение как сервис (SaaS).  
  2. Платформа как сервис (PaaS).
  3. Инфраструктура как сервис (IaaS).

В числе популярных «облачных» сервисов рассмотрим веб-приложение для создания и демонстрации презентаций Google Docs от поисковой системы Google применительно к работе над проектом группой учащихся. Данный сервис позволяет:

  • создавать в Интернете презентации, а затем  просматривать, редактировать и экспортировать созданные презентации на свой компьютер;
  • предоставить общий доступ и возможность совместной работы в режиме реального времени (сразу видны изменения всем, кому предоставлен доступ, можно видеть, кто и  что в данный момент изменяет - изменяемый объект выделяется цветом соответствующего пользователя). Во время работы над презентацией в правой панели можно видеть, кто сейчас работает над презентацией, общаться с ними в чате. Учитель может давать советы, контролировать, просматривать ход работы в удобное для себя время;
  • продолжить работу над презентацией учащимися или группой учащихся в качестве домашней работы
  • загружать уже готовые файлы со своего компьютера и размещать их в хранилище документов Google;
  • размещать презентации в своем блоге.

Технология состоит из следующих этапов:

1. Предварительная работа учителя. Работа учителя начинается с объяснения и демонстрации возможностей использования «облачных» технологий сервиса  Google Docs. Далее учитель объявляет тему / темы предстоящих учебных проектов и указывает на критерии оценки работ. Например, такими критериями могут быть:

  • информация, представленная в проекте должна быть понятной, полезной, полной, актуальной, должна вызывать интерес у учащихся (используется дополнительный материал);
  • презентация не перегружена текстом;
  • в презентации есть интернет-ссылки, позволяющие углубить знания по теме;
  • в ходе защиты проекта участниками мини-группы материал не читается, а рассказывается. При этом полезно использовать обратную связь с аудиторией в виде вопросов, комментариев;
  • использование видеоматериалов из Интернета или собственных, визуально подкрепляющих выступления,
  • использование качественной графики в презентации.

2. Организационная работа учителя. Необходимо разбить класс на мини-группы, в среднем  по 3–4 человека, и в каждой из них выбрать руководителя.

Первый раз все ученики регистрируются и получают аккаунт в Google, в дальнейшем они используют этот же аккаунт для других работ и проектов. Так как логины и пароли часто забываются пользователями, для учебных целей можно  использовать определенную логику  составления логина и пароля, для логина, например, класс, аббревиатура ФИО, номер школы.

3. Работа над проектом. Руководитель группы создает в своем аккаунте в сервисе Google Docs презентацию и дает право доступа участникам группы и учителю. Он же обсуждает, выбирает оформление слайдов, организует и распределяет работу, в основном по предпочтениям и пожеланиям участников. Работа рассчитана обычно на 2–3 урока и может включать ее продолжение в качестве домашнего задания.

В ходе работы над проектом учитель может просматривать работу каждого участника группы, консультировать учащихся по мере возникновения вопросов  как в школе, так и дома с помощью комментариев в правой панели.

4. Контроль и аттестация. Каждая группа проходит предзащиту, в ходе которой учитель указывает на недочеты и дает рекомендации по усовершенствованию проекта.

В защите принимают участие все участники мини-группы. Оппонентами выступают участники других мини-групп, которые оценивают их работу, в качестве жюри можно пригласить учителей, свободных от занятий — это полезно и ученикам,  так как приобретается опыт и ответственность у выступающих участников группы, и учителям, которые знакомятся с возможностями работы над сетевыми проектами в сервисе Google Docs и возможностями своих учеников для работы в своих будущих проектах по предмету.

Учитель по завершению работы ставит итоговую оценку группе. Работа всей группы оценивается с учетом эффективной работы всех участников. Руководитель группы может ее подкорректировать с учетом вклада каждого участника.

Если тема одна для всех мини-групп, то объявляется конкурс на лучший проект, что способствует повышению конкурентоспособности всех учащихся, что также является одной из задач новой школы.

В процессе работы над проектом даже слабые учащиеся включаются в работу и проявляют заинтересованность, уходят вопросы по технологии,  идет работа собственно над материалом, его поиском, осмыслением,  анализом и подбором.

В заключении хотелось бы отметить, что Технология работы в мини-группах с использованием «облачного» сервиса Google Docs предполагает:

Предметные результаты: приобретение опыта использования информационных ресурсов и средств коммуникации в учебной и практической деятельности в ходе совместной работы участников мини-групп над проектом

Личностные результаты: развитие креативного мышления, приобретение умения создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду и умения работать в группе.

Метапредметные результаты: осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин.

Выводы: Сегодня облачные вычисления – это то, чем почти каждый из нас пользуется ежедневно.

Заинтересованность участников образовательного процесса в некоторых информационных услугах  достаточно высока, а значит, целесообразно вести работу по внедрению облачных технологий в процесс образования.

Информационные и коммуникационные технологии являются мощным средством повышения эффективности обучения путем решения ряда задач:

  1. увеличения учебного времени без внесения изменений в учебный планы;
  2. качественного изменения контроля за деятельностью учащихся;
  3. интенсивного вовлечения родителей в учебно- воспитательный процесс;
  4. повышения информационно-коммуникационной культуры всех участников образовательного процесса;
  5. повышения мотивации учащихся к обучению;
  6. обеспечения гибкости управления учебным процессом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Википедия http://ru.wikipedia.org/wiki/Облачные_вычисления
  2. http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1162192 
  3. Екатерина Баранова, «Концепция Cloud computing» . http://www.itcontent.ru/archives/blog/cloud_computing 
  4. http://www.en.wikipedia.org/wiki/Infrastructure_as_a_service
  5. http://www.www.wikinvest.com/concept/Cloud_Computing
  6. Лешукова О. П. Облачные технологии как сервисы сети Интернет // Методическая копилка учителя информатики. URL: http://www.metod-kopilka.ru/page-2-2-7-7.html (дата обращения: 8 декабря 2012 г.).
  7. Сервисы Веб 2.0. Google. Документы. Google. Презентация // НовоВики. URL: http://wiki.nios.ru/index.php\
  8. Web-технологии WEB 2.0 // Школа успешного учителя. URL: http://edu-lider.ru/web-texnologii-web-2-0 (дата обращения: 8 декабря 2015 г.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии на уроках информатики.

Данный доклад используется на методическом объединении учителей информатики и ИКТ....

Применение облачных технологий на уроке информатики в 5 классе

Уроки с применением облачных технологий...

Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"

Презентация по информатике и ИКТ на тему: "Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики и ИКТ"...

Методические рекомендации по информатике на тему: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках информатики»

Я не знаю большей красоты, чем здоровье.(Г. Гейне)Здоровьесберегающие образовательные технологии – это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у...

Облачные технологии на уроках иностранных языков

Из опыта работы с облачными технологиями на уроках английского языка...

"Использование облачных технологий на уроках информатики в условиях реализации ФГОС"

В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется в первую очередь широким внедрением современных информационных технологий в образовательный процес...

Использование облачных технологий на уроках информатики

При реализации учебного процесса по информатике на современном этапе перед учителем информатики возникает ряд проблем, которые требуют разрешения. Среди них можно выделить две основные – потребн...