Доклад на тему: «Проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике»
статья по информатике и икт (11 класс)

Дмитрий Николаевич Андреев

Не первый год в Московской области проходит ЕГЭ  по  информатике и ИКТ. ЕГЭ 2018   по   информатике   и   ИКТ   выявил   определённые   проблемы   в   качестве подготовки   выпускников   по   информатике.   В   частности,   следует   обратить внимание на малое количество выпускников, которые приняли участие в ЕГЭ и достаточно   низкое   качество   результатов.   Для   такой   ситуации   был   целый комплекс   объективных   и   субъективных   причин   информационного, организационного, кадрового и методического характера. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_infa.docx17.15 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Проблемы подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике»

Не первый год в Московской области проходит ЕГЭ  по  информатике и ИКТ. ЕГЭ 2018   по   информатике   и   ИКТ   выявил   определённые   проблемы   в   качестве подготовки   выпускников   по   информатике.   В   частности,   следует   обратить внимание на малое количество выпускников, которые приняли участие в ЕГЭ и достаточно   низкое   качество   результатов.   Для   такой   ситуации   был   целый комплекс   объективных   и   субъективных   причин   информационного, организационного, кадрового и методического характера. Проблема   малого  выбора  экзамена  по   информатике  в форме  ЕГЭ  не в одном Воскресенском районе. Статистика говорит о том, что это очень малый процент по оюласти. А давайте спросим: нужен ли выпускнику результат экзамена   по   информатике   для   поступления   в   ВУЗ?   Насколько   я   знаю, Российские ВУЗы в 2014 и 2015гг. не объявляли этот экзамен обязательным при   поступлении,   кроме   специальности   «Прикладная   математика   и информатика»,   «Математика   и   компьютерные   науки»   и   «Фундаментальные информатика и информационные технологии». Тогда зачем ученику выбирать этот   экзамен,   испытывать   дополнительный   стресс,   тратить   время   на подготовку? Я думаю, это ответ на вопрос о малом выборе. Говорить о высоком балле в 2018 г. тоже нет смысла. Более того наши учебники по информатике не могут подготовить выпускника к сдаче ЕГЭ на высокий балл. Рассмотрим   структуру   и   содержание   экзаменационной   работы.   Задания базового   уровня   сложности,   проверяющие   знания   и   умения   инвариантной составляющей   курса   информатики,   преподающегося   в   классах   и   учебных заведениях   всех   профилей,   составляют   всего   50%   от   всех   заданий экзаменационной работы. Задания повышенного и высокого уровня сложности 4 связаны  с содержанием  профильных  курсов информатики, требующих  более углубленного изучения предмета. Содержание   экзамена   включает   основные   темы   курса   информатики, объединенные   в   следующие   тематические   блоки:   «Информация   и   её кодирование»,   «Моделирование   и   компьютерный   эксперимент»,     «Системы счисления»,   «Логика   и   алгоритмы»,   «Элементы   теории   алгоритмов», «Программирование»,     «архитектура   компьютеров   и   компьютерных   сетей», «Обработка   числовой   информации»,   «Технология   поиска   и   хранения информации» . Распределение заданий экзаменационной работы по основным разделам курса информатики, представлены в таблице. № Название Число Процент максимального первичного заданий балла за задания данного вида деятельности от максимального первичного балла за всю работу 1. Информация и ее кодирование 2. Моделирование и компьютерный  эксперимент 3. Системы счисления 4. Логика и алгоритмы 5. Элементы теории алгоритмов 6. Программирование 7. Архитектура компьютеров и  компьютерных сетей 8. Обработка числовой информации 9. Технология поиска и хранения  информации 4 2 2 6 5 4 1 1 2 11% 6% 6% 23% 17% 25% 3% 3% 6% В экзаменационной работе разделы «Логика и алгоритмы», «Элементы теории   алгоритмов»   и   «Программирование»   представлены   наибольшим количеством заданий  15 (11 заданий первой  части и 4 задания второй части) 5 и   позволяют   набрать   почти   половину   от   максимального   первичного   балла (65%). Теперь обратимся к учебным программам. Программы основного общего образования предусматривают изучение информатики в 8 и 9 классах, разделу «Алгоритмизация   и   программирования»   отводится   всего   19   часов   (18% учебного   времени).   Программа   среднего   (общего)   образования   на   базовом уровне (10 и 11 классы) вообще не предусматривает изучение этого раздела. В программе изучения информатики на профильном уровне «Алгоритмизация и программирование» не является основной содержательной линией   курса,   программирование   рассматривается   как   одно   из   средств построения информационной модели объекта. Таким   образом,   очевидно,   что   требования   ЕГЭ   не   соответствуют существующим школьным учебным программам базового, и даже профильного уровня   обучения.   Общеизвестно,   что   существующие   в   последние   годы тенденции в преподавании информатики оставляю! все меньше возможностей для   изучения   алгоритмизации   и   программирования   на   должном   уровне, позволяющим учащимся успешно сдавать ЕГЭ. Необходимо   проводить   специальную   работу   с   учителями   информатики.   К сожалению,   не   все   учителя   могут   успешно   решать   задания   ЕГЭ,   особенно задания второй части. Целесообразно включить методику подготовки учащихся к ЕГЭ в программу повышения квалификации учителей. По результатам ЕГЭ информатика, по сравнению с другими предметами, имеет один из самых высоких процент учащихся, не сдавших ЕГЭ.  В качестве совета при подготовки к ЕГЭ по информатике и ИКТ (да и в прочем   по   другим   предметам),   хотелось   бы   сказать,   что   действеннее   всего 6 будет   подготовка   на   специально   организованных   дополнительных   занятиях (например   факультатив,  кружок  "Готовимся   к   ЕГЭ   по   информатике   и   ИКТ вместе"). Важным, при подготовки к ЕГЭ, является, как уже говорили выше, раннее   выявление   учащихся   сдающих   экзамен.   После   чего   можно   смело приступать к занятиям. При   подготовке   учащихся   к   ЕГЭ   следует   использовать   не   только демоверсию текущего года, ко и демонстрационные версии экзамена прошлых лет   и   опубликованные   задания   открытого   сегмента   Федерального   банка тестовых заданий. Необходимо учитывать, что формулировки заданий могут различаться   довольно   значительно   при   одном   и   том   же   проверяемом содержании. В   настоящее   время   существует   проблема   с   выбором   и   качеством опубликованных   дидактических   материалов   для   подготовки   к  ЕГЭ  по информатике.   рекомендованные   или допущенные ФИППИ.   Следует   использовать   издания, Введение   экзаменов   по   информатике   в   форме   ЕГЭ   вызывает   массу вопросов,   однозначного   ответа   на   которые   нет.   С   одной   стороны,   это способствует   созданию   определенной   системы   подготовки   учащихся,  поиску новых   методов   работы   с   учениками,   интересующимися   информатикой.   С другой, при  отведенном  количестве часов (я говорю о базовом  уровне), это становится затруднительно. Также, одной из проблем является то, что дети, которые выбирают ЕГЭ, не осознают   то,   что   большую   часть   в   подготовке   они   должны   взять   на   себя, добывать знания самим, а не получать готовые. Проблемы есть (ниже,) путей решения нет. 1. Недостаточная подготовка учителей; 2. Несоответствие к требованиям ЕГЭ учебных программ базового  уровня; 3. Учебных часов по информатики мало; 7 4. Учитель информатики несет на себе большое количество  дополнительных обязанностей. Литература 1. А.Г.Г'ейн. Информатика 79 кл.: Методическое пособие к учебнику А.Г.Гейна и др. «Информатика 79». М.: Дрофа 2003г. 2. 3.  И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, Информатика   и   ИКТ.   Базовый   курс.   Учебник   для   8   класса.   М.: Бином. Лаборатория знаний. 2007г Л.В.Шестакова С.В.Русаков,  И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, Информатика   и   ИК'ГГБазовый   курс.   Учебник   для   9   класс;   .   М.: Бином. Лаборатория знаний. 2007г Л.В.Шееiгкова С.В.Русаков, 4. И.Г.Семакин,   Е.К.Хеннер.   Информатика   10   класс.   М.:   Бином. Лаборатория знаний. 2007г 5. И.Г.Семакин,   Е.К.Хеннер.   Информатика   11   класс.   М.:   Бином. Лаборатория знаний. 2007г 6. И.В.Макарова.   Информатика.   79   класс.   Базовый   курс.   Теория. СПб.: Питер. 2004г. 7. М.В.Зорин, Е.М.Зорина. Тестирование по информатике в формате ЕГЭ: рекомендации по решению заданий. Волгоград: Учтель, 2009г. 8. ЕГЭ   по   информатике.   Демонстрационный   вариант   контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2015 г ода по информатике. 9. ЕГЭ   по   информатике.   Демонстрационный   варианг   контрольных измерительных материалов ЕГЭ 2015 года по информатике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Качественная подготовка учащихся к ЕГЭ по информатике: проблемы и решения

Выступление на районном семинаре учителей информатики. Рассмотрены основные проблемы подготовки к ЕГЭ по информатики и некоторые предложения об их устранении. К сообщению  имеется презентация. Ви...

доклад на тему: "Организация подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по обществознанию"

Выступление на школьном методическом объединении по теме: "Организация подготовки учащихся 11-х классов к ЕГЭ по обществознанию" содержит опыт организации данной подготовки в школе....

Доклад на тему: «Проблемы подготовки выпускников к ГИА по русскому языку».

Основная задача моей работы как учителя русского языка – максимально успешно подготовить учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку.Анализируя итоги ГИА за 2009 – 2010  учебный год, пр...

Доклад на тему « Проблема тревожности обучающихся в современной школе. Адаптация учащихся при переходе из младшего звена в среднее»

Современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности. Тревожность – распространённый психологический феномен нашего времени,который является частым симпт...

Обобщение опытом на тему: "Особенности подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике"

Сегодня формой аттестации ученика является единый государственный экза­мен. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится  с 2008 года. Его назначение — оценить обще­образовательную...

Проектная работа Тема «Особенности и технологии подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике»

Цель: разработка оптимальной методики подготовки учащихся к ЕГЭ по информатике на примере задания 21 по теме «Анализ программы с подпрограммами», вызывающей определенные затруднения.Задачи...