Циклы на языке Паскаль
план-конспект урока по информатике и икт (9 класс)
Цель урока:
Учащиеся должны знать: этапы решения расчётной задачи на компьютере; что такое цикл; программирование цикла на Паскале; что такое отладка и тестирование программы; что такое факториал; что такое наибольший общий делитель; понятие «алгоритм Евклида».
Учащиеся должны уметь: разрабатывать программы на языке Паскаль с использованием циклических алгоритмов.
Задачи:
Образовательные – научить учащихся разрабатывать программы на языке Паскаль с использованием циклических алгоритмов; дать понятия «цикл», «алгоритм Евклида», «НОД», «факториал»; ознакомить с этапами решения расчётной задачи на компьютере.
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Циклы на языке Паскаль | 574 КБ |
Циклы на языке Паскаль | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
9 – ___ класс
Урок с применением технологий:
информационно-коммуникационная, здоровьесберегающая,
дифференцированное обучение
Тема урока: «Циклы на языке Паскаль».
Цель урока:
Учащиеся должны знать: этапы решения расчётной задачи на компьютере; что такое цикл; программирование цикла на Паскале; что такое отладка и тестирование программы; что такое факториал; что такое наибольший общий делитель; понятие «алгоритм Евклида».
Учащиеся должны уметь: разрабатывать программы на языке Паскаль с использованием циклических алгоритмов.
Задачи:
Образовательные – научить учащихся разрабатывать программы на языке Паскаль с использованием циклических алгоритмов; дать понятия «цикл», «алгоритм Евклида», «НОД», «факториал»; ознакомить с этапами решения расчётной задачи на компьютере.
Развивающие – развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся на уроке посредством анализа демонстрационных примеров, способность к обобщению, быстрому переключению, способствовать формированию навыков коллективной и самостоятельной работы, умения чётко и ясно излагать свои мысли.
Воспитательные – способствовать развитию смысловой памяти, умений анализировать, сравнивать, отбирать материал, формированию поисковой самостоятельности и коммуникативных качеств учащихся.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Повторение.
Опираясь на раннее полученные знания, при изучении циклических алгоритмов во время работы с алгоритмическим исполнителем, повторить с учениками понятие «цикл».
- Новая тема. «Циклы на языке Паскаль» (1-я часть).
(Информационно-коммуникационная технология)
Этапы решения расчётной задачи: (слайд 2)
- Постановка задачи
- Математическая формализация
- Построение алгоритма
- Составление программы на языке программирования
- Отладка и тестирование программы
- Проведение расчётов и анализа полученных результатов
1 этап. Постановка задачи (слайд 3)
Задание. Дано N кубиков, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N-буквенных слов можно составить из этих кубиков (слова не обязательно должны иметь смысл)?
Обозначим искомую целочисленную величину буквой F.
Тогда постановка задачи выглядит следующим образом:
Дано: N
Найти: F
2 этап. Математическая формализация (слайд 4-6)
Разберём примеры:
- Имеются два кубика с буквами «И» и «К».
Из них можно составить два слова: ИК и КИ
- Добавим третью букву, «С».
Теперь число разных слов будет в три раза больше предыдущего, т.е. 6:
ИКС, КИС, ИСК, КСИ, СКИ, СИК
- Если добавить четвёртую букву, например, «А», то число слов возрастёт в четыре раза и станет равна 24.
и т.д.
Подобные задачи решает раздел математики, который называется комбинаторикой.
Количество разных комбинаций из N предметов, получаемых изменением их порядка, называется числом перестановок. Это число выражается функцией от N, которая называется факториалом и записывается так: N!
1! = 1
2! = 1·2 = 2
3! = 1·2·3 = 6
4! = 1·2·3·4 = 24
5! = 1·2·3·4·5 = 120
и т.д.
Значит, возвращаясь к задаче, если N обозначает количество букв, а F – количество слов из этих букв, то расчётная формула такова:
F = N! = 1·2·…·N
3 этап. Построение алгоритма (слайд 7-8)
Алгоритм решения этой задачи будет циклическим.
Цикл – это команда исполнителю многократно повторять указанную последовательность команд.
- Физкультминутка.
(Здоровьезберегающая технология)
- Новая тема. «Циклы на языке Паскаль» (2-я часть).
(Информационно-коммуникационная технология)
4 этап. Составление программы (слайд 9)
Основной циклической структурой является цикл с предусловием:
while <выражение> do <оператор>
Алгоритм решения нашей задачи на языке программирования Pascal:
5 этап. Отладка и тестирование (слайд 10)
Под отладкой программы понимается процесс испытания работы программы и исправления обнаруженных ошибок.
Под тестированием программы понимается поиск алгоритмических ошибок в программе. Тест – это конкретный вариант значений исходных данных, для которого известен ожидаемый результат.
Тестирование нашей программы:
Введите число букв: 6
Из 6 букв можно составить 720 слов
6 этап. Проведение расчётов и анализ полученных результатов (слайд 11)
Этот этап технологической цепочки реализуется при разработке практически полезных (не учебных) программ. В процессе эксплуатации такие программы могут дорабатываться и совершенствоваться.
Алгоритм Евклида (слайд 12-13)
Наибольший общий делитель (НОД) двух натуральных чисел – это самое большое натуральное число, на которое они оба делятся нацело.
Например, у чисел 12 и 18 общие делители следующие: 2, 3, 6. Наибольшим общим делителем является число 6.
НОД (12, 18) = 6
Задание. Требуется составить программу определения наибольшего общего делителя (НОД) для двух натуральных чисел.
Обозначим исходные данные как M и N:
Дано: M, N
Найти: НОД (M, N)
Это задание будем решать с помощью алгоритма Евклида.
Идея алгоритма Евклида сводится к двум свойствам: (слайд 14)
- Если M > N, то
НОД (M, N) = НОД (M – N, N)
НОД двух натуральных чисел равен НОД их положительной разности (модуля их разности) и меньшего числа.
- НОД (M, M) = M
Для «ручного» счёта алгоритм Евклида выглядит так: (слайд 15-16)
- Если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа, в противном случае продолжить выполнение алгоритма
- Заменить большее число разностью большего и меньшего из чисел
- Вернутся в выполнению п.1
Например, M = 32, N = 24
M | 32 | 8 | 8 | 8 |
N | 24 | 24 | 16 | 8 |
Получили: НОД (32, 24) = НОД (8, 8) = 8
Блок-схема алгоритма Евклида: (слайд 17)
Алгоритм на АЯ и программа на Паскале: (слайд 18)
- Подведение итогов урока.
- Домашнее задание.
(Дифференцированное обучение)
Изучить § 15, 16; изучить конспект
1-й уровень: задание 1 (с. 105 учебника)
2-й уровень: задание 7 (с. 101 учебника)
3-й уровень: задание 8 (с. 101 учебника)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1 этап. Постановка задачи Задание. Дано N кубиков, на которых написаны разные буквы. Сколько различных N -буквенных слов можно составить из этих кубиков (слова не обязательно должны иметь смысл)? Обозначим искомую целочисленную величину буквой F . Тогда постановка задачи выглядит следующим образом: Дано: N Найти: F
2 этап. Математическая формализация Разберём примеры: Имеются два кубика с буквами «И» и «К». Из них можно составить два слова (2) : ИК и КИ Добавим третью букву , «С». Теперь число разных слов будет в три раза больше предыдущего, т.е. 6 : ИКС, КИС, ИСК, КСИ, СКИ, СИК Если добавить четвёртую букву , например «А», то число слов возрастёт в четыре раза и станет равна 24 . и т.д.
2 этап. Математическая формализация Подобные задачи решает раздел математики, который называется комбинаторикой . Количество разных комбинаций из N предметов, получаемых изменением их порядка, называется числом перестановок . Это число выражается функцией от N : N ! 1! = 1 2! = 1·2 = 2 3! = 1·2·3 = 6 4! = 1·2·3·4 = 24 5! = 1·2·3·4·5 = 120 и т.д.
2 этап. Математическая формализация Значит, возвращаясь к задаче, если N обозначает количество букв , а F – количество слов из этих букв, то расчётная формула такова: F = N! = 1·2·…·N
3 этап. Построение алгоритма
3 этап. Построение алгоритма F = N! 1! = 1 2! = 1· 2 = 2 3! = 1·2·3 = 2· 3 = 6 4! = 1·2·3·4 = 6· 4 = 24 5! = 1·2·3·4·5 = 24· 5 = 120
4 этап. Составление программы Основной циклической структурой является цикл с предусловием : while < выражение > do < оператор >
5 этап. Отладка и тестирование Под отладкой программы понимается процесс испытания работы программы и исправления обнаруженных ошибок . Под тестированием программы понимается поиск алгоритмических ошибок в программе. Тест – это конкретный вариант значений исходных данных, для которого известен ожидаемый результат. Тестирование нашей программы: Введите число букв: 6 Из 6 букв можно составить 720 слов
6 этап. Проведение расчётов и анализ полученных результатов Этот этап технологической цепочки реализуется при разработке практически полезных (не учебных) программ . В процессе эксплуатации такие программы могут дорабатываться и совершенствоваться .
Алгоритм Евклида Наибольший общий делитель (НОД) двух натуральных чисел – это самое большое натуральное число, на которое они оба делятся нацело. Например, у чисел 12 и 18 общие делители следующие: 2, 3, 6. Наибольшим общим делителем является число 6. НОД (12, 18) = 6
Алгоритм Евклида Задание. Требуется составить программу определения наибольшего общего делителя (НОД) для двух натуральных чисел. Обозначим исходные данные как M и N : Дано: M , N Найти: НОД ( M , N ) Это задание будем решать с помощью алгоритма Евклида.
Алгоритм Евклида Идея алгоритма Евклида сводится к двум свойствам : Если M > N , то НОД ( M , N ) = НОД ( M – N , N ) НОД двух натуральных чисел равен НОД их положительной разности (модуля их разности) и меньшего числа. НОД ( M , M ) = M
Алгоритм Евклида Для «ручного» счёта алгоритм Евклида выглядит так: Если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа, в противном случае продолжить выполнение алгоритма Заменить большее число разностью большего и меньшего из чисел Вернутся в выполнению п.1
Алгоритм Евклида На пример, M = 32, N = 24 Получили: НОД (32, 24) = НОД (8, 8) = 8 M 32 8 8 8 N 24 24 16 8
Алгоритм Евклида
Алгоритм Евклида
Домашнее задание Изучить § 15, 16 Изучить конспект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
язык паскаль. Практикум по теме "Циклы" для 9 класса
язык паскаль. Практикум по теме "Циклы" для 9 класса...
Язык Паскаль (ветвление,циклы)
Презентации к учебному материалу по теме"Алгоритмизация и программирование" . Язык Паскаль -операторы ветвления, циклические вычисления....
Язык Паскаль (ветвление,циклы)
Задания для самостоятельной работы к учебному материалу по теме"Алгоритмизация и программирование" . (Ветвление, циклы)...
Циклы на языке Паскаль
Данная презентация предназначена для изучения темы "Циклы на языке Паскаль" в 9 классе...
Контрольная работа по теме "Циклы в языке Паскаль"
Контрольная работа содержит 4 варианта проверяет знания "базовая структура Цикл" и "запись циклов на языке Паскаль"...
Программирование циклов на языке Паскаль.
Презентация для 9 класса....
Разработка открытого урока в 9 классе "Программирование циклов на языке Паскаль"
Второй урок по теме программирование циклов. Для наглядности были использованы графические возможности языка PascalABC....