Рабочая программа 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С.ОКТЯБРЬСКОЕ
Принято на педсовете Протокол № ___ от __________ | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ с. Октябрьское _____________И.Я.Кямяков Приказ № _______ от _______________ |
ПРОГРАММА ОТДЕЛЬНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
(РАБОЧАЯ ПРОГРАММА)
ИНФОРМАТИКА
5 КЛАСС
с.Октябрьское
2020г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Личностные результаты:
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
регулятивные ууд:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
познавательные ууд:
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
коммуникативные ууд:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
- умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
- умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
- умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
- умение использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин;
- умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования;
- умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
- навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Информация вокруг нас
Информация и информатика. Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера и технические средства, с помощью которых может быть реализован ввод информации (текста, звука, изображения ) в компьютер.
Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Компьютерные объекты, их имена и графические обозначения. Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач.
Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши.
Компьютерные меню. Главное меню.
Запуск программ. Окно программы и его структура.
Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Информационные технологии
Текстовый редактор.
Правила ввода текста. Слово, предложение, абзац.
Приёмы редактирования (вставка, удаление и замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов.
Проверка правописания, расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.).
Создание и форматирование списков.
Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.
Компьютерная графика.
Простейший графический редактор.
Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов.
Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов.
Устройства ввода графической информации
Информационное моделирование
Модели объектов и их назначение. Информационные модели. Словесные информационные модели. Простейшие математические модели.
Табличные информационные модели. Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач.
Электронные таблицы. Графики и диаграммы. Наглядное представление о соотношении величин. Визуализация многорядных данных.
Многообразие схем. Информационные модели на графах. Деревья.
Элементы алгоритмизации
Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Управление исполнителями с помощью команд и их последовательностей.
Что такое алгоритм. Различные формы записи алгоритмов (нумерованный список, таблица, блок-схема). Примеры линейных алгоритмов, алгоритмов с ветвлениями и повторениями (в повседневной жизни, в литературных произведениях, на уроках математики и т.д.).
Составление алгоритмов для управления исполнителями Робот, Чертёжник, Черепаха и др.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | В том числе | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Информация вокруг нас. | 9 | 4 | 1 |
2 | Информационные технологии. | 17 | 12 | 2 |
3 | Информационное моделирование | 3 | 0 | 0 |
4 | Элементы алгоритмизации | 4 | 2 | 1 |
5 | Резерв | 1 | 0 | 0 |
ИТОГО: | 34 | 18 | 4 |
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Планируемые результаты обучения | Деятельность учащихся | ||
По плану | Фактическая | Предметные | УУД | ||||
1. | Цели изучения курса информатики. ТБ и организация рабочего места. Информация вокруг нас. | 1 | общие представления о целях изучения курса информатики; общие представления об информации и информационных процессах | навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе; умение работать с учебником; умение работать с электронным приложением к учебнику | |||
2. | Компьютер - универсальная машина для работы с информацией | 1 | знание основных устройств компьютера и их функций | представление о роли компьютеров в жизни современного человека; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ); основы ИКТ- компетентности | |||
3. | Ввод информации в память компьютера. Практическая работа№1 «Вспоминаем клавиатуру» | 1 | представление об основных устройствах ввода информации в память компьютера | понимание важности для современного человека владения навыком слепой десятипальцевой печати; основы ИКТ- компетентности; умение ввода информации с клавиатуры | |||
4. | Управление компьютером. Практическая работа №2 «Вспоминаем приёмы управления компьютером» | 1 | общие представления о пользовательском интерфейсе; представление о приёмах управления компьютером | понимание важности для современного человека владения навыками работы на компьютере; основы ИКТ- компетентности; навыки управления компьютером | |||
5. | Хранение информации. Практическая работа №3 «Создаём и сохраняем файлы». | 1 | общие представления о хранении информации как информационном процессе; представления о многообразии носителей информации | понимание значения хранения информации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики; понимание единой сущности процесса хранения информации человеком и технической системой; основы ИКТ- компетентности; умения работы с файлами; умения упорядочивания информации в личном информационном пространстве | |||
6. | Передача информации Контрольная работа № 1 по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса» | 1 | общие представления о передаче информации как информационном процессе; представления об источниках информации, информационных каналах, приёмниках информации | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики; понимание единой сущности процесса передачи информации | |||
7. | Электронная почта. Практическая работа №4 «Работаем с электронной почтой». | 1 | общие представления об электронной почте, об электронном адресе и электронном письме | понимание значения коммуникации для жизни человека и человечества; интерес к изучению информатики; основы ИКТ -компетентности; умение отправлять и получать электронные письма | |||
8. | В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 | общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования; | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики; умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую; | |||
9. | Метод координат | 1 | представление о методе координат | понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики; понимание необходимости выбора той или иной формы представления (кодирования) информации в зависимости от стоящей задачи | |||
10. | Текст как форма представления информации. Компьютер — основной инструмент подготовки текстов | 1 | общее представление о тексте как форме представления информации; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке; сформировать у школьников представление о компьютере как инструменте обработки текстовой информации | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; основы ИКТ-компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | |||
11. | Основные объекты текстового документа .Ввод текста. Практическая работа №5 «Вводим текст» | 1 | понятие о документе, об основных объектах текстового документа; знание основных правил ввода текста; умение создавать несложные текстовые документы на родном языке | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | |||
12. | Редактирование текста. Практическая работа №6. «Редактируем текст» | 1 | представление о редактировании как этапе создания текстового документа; умение редактировать несложные текстовые документы на родном языке | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме | |||
13. | Фрагменты текста. Практическая работа №7. «Работаем с фрагментами текста». | 1 | умение работать с фрагментами в процессе редактирования текстовых документов | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды. ; основы ИКТ- компетентности; умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме; умение выполнять основные операции по редактированию текстовых документов | |||
14. | Форматирование текста. Практическая работа №8 «Форматируем текст» | 1 | представление о форматировании как этапе создания текстового документа; умение форматировать несложные текстовые документы | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; основы ИКТ-компетентности; умение оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету | |||
15. | Структура таблицы. Практическая работа №9 «Создаём простые таблицы» | 1 | представление о структуре таблицы; умение создавать простые таблицы | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; основы ИКТ-компетентности; умение применять таблицы для представления разного рода однотипной информации | |||
16. | Табличный способ решения логических задач. Контрольная работа № 2 по теме «Создание текстовых документов» | 1 | умение представлять информацию в табличной форме | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; основы ИКТ-компетентности; умение использовать таблицы для фиксации взаимно однозначного соответствия между объектами двух множеств | |||
17. | Наглядные формы представления информации От текста к рисунку, от рисунка к схеме. | 1 | умение представлять информацию в наглядной форме | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | |||
18. | Диаграммы. Практическая работа №10 «Строим диаграммы». | 1 | умение строить столбиковые и круговые диаграммы | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче; умение визуализировать числовые данные | |||
19. | Компьютерная графика. Графический редактор Paint. Практическая работа №11 «Изучаем инструменты графического редактора». | 1 | умение создавать несложные изображения с помощью графического редактора; развитие представлений о компьютере как универсальном устройстве работы с информацией | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | |||
20. | Устройства ввода графической информации. Практическая работа №12 «Работаем с графическими фрагментами» | 1 | умение создавать и редактировать изображения, используя операции с фрагментами; представления об устройстве ввода графической информации | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; развитие ИКТ-компетентности; умение выбирать форму представления информации, соответствующую решаемой задаче | |||
21. | Графический редактор. Практическая работа №13 «Планируем работу в графическом редакторе» | 1 | умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ- компетентности | |||
22. | Разнообразие задач обработки информации Контрольная работа № 3 по теме «Обработка информации средствами текстового и графического редакторов» | 1 | представление об информационных задачах и их разнообразии; представление о двух типах обработки информации | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; умение выделять общее; представления о подходах к упорядочению (систематизации) информации | |||
23. | Систематизация информации. Практическая работа №14 «Создаём списки» | 1 | представление о списках как способе упорядочивания информации; умение создавать нумерованные и маркированные списки | чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды; представления о подходах к сортировке информации; понимание ситуаций, в которых целесообразно использовать нумерованные или маркированные списки; ИКТ- компетентность | |||
24. | Поиск информации. Практическая работа №15 «Ищем информацию в сети интернет». | 1 | представление о поиске информации как информационной задаче | первичные навыки анализа и критической оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов её использования; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ- компетентность: поиск и организация хранения информации | |||
25. | Кодирование как изменение формы представле-ния информации. | 1 | представление о кодировании как изменении формы представления информации | понимание роли информационных процессов в современном мире; умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи | |||
26. | Преобразование информации по заданным правилам. Практическая работа №16 «Выполняем вычисления с помощью программы калькулятор» | 1 | представление об обработке информации путём её преобразования по заданным правилам | понимание роли информационных процессов в современном мире; умение анализировать и делать выводы; ИКТ- компетентность; умение использовать приложение Калькулятор для решения вычислительных задач | |||
27. | Преобразование информации путём рассуждений | 1 | представление об обработке информации путём логических рассуждений | понимание роли информационных процессов в современном мире; умение анализировать и делать выводы | |||
28. | Разработка плана действий и его запись | 1 | представление об обработке информации путём разработки плана действий | понимание роли информационных процессов в современном мире; умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | |||
29. | Запись плана действий в табличной форме | 1 | представление об обработке информации путём разработки плана действий | понимание роли информационных процессов в современном мире; умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной задачи | |||
30. | Создание движущихся изображений. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 1) | 1 | представление об анимации, как о последовательности событий, разворачивающихся по определённому плану | понимание роли информационных процессов в современном мире; умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения задачи | |||
31. | Анимация. Практическая работа №17 «Создаём анимацию» (задание 2) | 1 | навыки работы с редактором презентаций | понимание роли информационных процессов в современном мире; умение планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения поставленной за дачи; ИКТ- компетентность | |||
32. | Создаём слайд-шоу Практическая работа № 18 «Создаем слайд-шоу» | 1 | навыки работы с редактором презентаций | понимание роли информационных процессов в современном мире; умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность | |||
33. | Годовая контрольная работа за курс 5 класса | 1 | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | понимание роли информационных процессов в современном мире; умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность | |||
34. | Итоговое обобщение за курс 5 класса | 1 | представления об основных понятиях, изученных на уроках информатики в 5 классе | понимание роли информационных процессов в современном мире; умение структурировать знания; умения поиска и выделения необходимой информации; ИКТ-компетентность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...