Технологическая карта урока информатики «Программное обеспечение компьютера»
методическая разработка по информатике и икт (7 класс)

УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ "ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЬЮТЕРА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrab_kotkina.docx41.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с применением кейс-технологии

Технологическая карта урока информатики «Программное обеспечение компьютера»

Класс: 7 (базовый курс, авторская рабочая программа Босова Л.Л. Босова А.Ю. Информатика: программа для основной школы.7-9 классы)

Раздел программы: Компьютер как универсальное устройство обработки информации.

Тема урока: Программное обеспечение компьютера.

Методическая цель: показать наглядно использование кейс-технологии при изучении новой темы; показать рациональность использования работы в группах при изучении темы.

Цели урока:

Образовательные: сформировать понятие системного, прикладного программного обеспечения и систем программирования.

Развивающие: развивать речь, мышление, память, формировать логическое мышление.

Воспитательные: воспитание информационной культуры, привитие учащимся навыка самостоятельности в работе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные – понятие программного обеспечения персонального компьютера и основных его групп.

Метапредметные – понимание назначения системного программного обеспечения персонального компьютера.

Личностные – понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности.

Тип урока: усвоение новых знаний, практическая работа.

Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран, ПК учащихся с выходом в интернет.

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент (инициация)

Создание благоприятного климата на уроке

Приветствует учащихся, проверяет готовность к учебному занятию, организует внимание детей

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организует свое рабочее место

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

Актуализация знаний и формулирование темы и целей урока

Актуализация опорных знаний и способов действий

Выявляет уровень знаний, определяет типичные недостатки.

Предлагает ответить на вопросы теста по теме прошлого урока (Приложение 1.)

Ввод темы урока:

активизирует знания учащихся, создает проблемную ситуацию.

Описание ситуации: на Новый год члены семьи решили обновить компьютерную технику - купили два ноутбука. Один ноутбук для пользования детей, а второй для пользования родителей. Но, придя домой, обнаружилось, что ноутбуки, на данный момент времени, оказались бесполезны.

Почему?

Попробуйте назвать тему урока? («Программное обеспечение компьютера»)

Сегодня урок будет необычным. Мы с вами станем сотрудниками компаний, предлагающими услугу по подбору и установке  программного обеспечения на компьютеры. Для этого разделим класс на группы по 3-4 человека. Вам необходимо придумать название вашей компании. Еще три человека будет выполнять роли клиентов. Конечным продуктом вашей совместной деятельности должно стать коммерческое предложение клиентам.

Дети отвечают на вопросы учителя:

  • вспоминают материал прошлого урока;
  • отвечают на вопросы теста;
  • самопроверка теста по ключу учителя и выставление баллов в оценочной карте (Приложение 2.);
  • определяют тему урока;
  • ставят цели урока;
  • фиксируют для себя задачи;
  • делятся на группы.

Познавательные: структурирование знаний, рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

-развитие умения формулировать тему и цель урока в соответствии с задачами и нормами русского языка

Коммуникативные:

Ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника, умение аргументировать свое мнение, убеждать и уступать

Личностные:

развитие логического мышления, знание основных моральных норм

Усвоение новых знаний.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания учащимися темы;

обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

Учитель выдает кейс каждой группе. Кейс выполнен в двух вариантах – бумажном и электронном, который находится на ПК учащегося. Учащимся предлагается ознакомиться с теоретическим материалом, который содержится в текстовом файле и презентации к учебнику. (Приложение 3, Приложение 4)

Каждая группа должна составить кластер по данной теме и предоставить устный отчет.

Изучают материал кейса, определяют понятие ПО, узнают виды ПО.

Составляют кластер по данной теме в тетрадях.

Познавательные:

Извлечение необходимой информации из прочитанного текста и просмотренной презентации.

Регулятивные:

планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата

Личностные:

развитие внимания, зрительной и слуховой памяти, возможность самостоятельно осуществлять деятельность обучения

Коммуникативные:

умение работать в группах, развитие диалогической

Закрепление материала. Практическая работа на ПК.

Установление правильности и осознанности изучения темы;

выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, коррекция выявленных пробелов.

Ваша задача - подготовить список программ для разных заказчиков

1-й заказчик. Студент физик. Любит слушать музыку. Играть в игры.

2-й заказчик. Секретарь крупного предприятия, часто выполняет работу на дому.

3-й заказчик. Девушка, увлекающаяся фотографией.

Для работы вы можете использовать список программ (Приложение 5.) и бланк коммерческого предложения (Приложение 6.). При необходимости воспользуйтесь информацией из Интернета.

Разговоры представителей компаний команд с заказчиками происходят по очереди, друг с другом. Другие команды могут вносить свои предложения или замечания после окончания беседы заказчика с фирмой. Далее команды предлагают вариант конфигурации программного обеспечения в виде коммерческого предложения для каждого клиента и убеждают клиента установить на компьютер именно такую программную конфигурацию.

Регулятивные:

контроль, оценка, коррекция;

Познавательные:

-выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание,

Коммуникативные:

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера

- слушать и понимать речь других;

- умение участвовать в групповой работе, руководить и подчиняться, распределять роли

- излагать свое мнение

Личностные

- понимание роли компьютеров в жизни современного человека; понимание значимости антивирусной защиты как важного направления информационной безопасности.

Итоги урока, рефлексия. Запись домашнего задания.

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков;

качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых.

Проверяет  и оценивает  качество знаний  групп по результату формирования коммерческих предложений.  

Задает вопросы:

 Какие цели были поставлены?

Как они были достигнуты?

Что не получилось? Какие затруднения были у вас при решении поставленной задачи.

«Компании» представляют коммерческие предложения. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. С помощью учителя дают качественную оценку уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявляют недостатки в знаниях и способах действий, устанавливают причины выявленных недостатков и способы их преодоления. Заполняют оценочную карту. (Приложение 2.)

Познавательные:

Построение речевого высказывания в устной форме, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные:

контроль и оценка своей деятельности в рамках урока

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог, формулирование и аргументация своего мнения

Личностные:

рефлексия способов  и условий

действия, контроль и оценка процесса

и результатов деятельности

Приложение 1

Тест по теме: «Устройство компьютера»

1 вариант.

  1. Компьютер — это:
  1. устройство для работы с текстами;
  2. лектронное вычислительное устройство для обработки чисел;
  3. устройство для хранения информации любого вида;
  4. многофункциональное электронное устройство для работы с информацией;
  1. Скорость работы компьютера зависит от:
  1. тактовой частоты обработки информации в процессоре;
  2. наличия или отсутствия подключенного принтера;
  3. объема внешнего запоминающего устройства;
  4.  объема обрабатываемой информации.
  1. Тактовая частота процессора — это:
  1. число двоичных операций, совершаемых процессором в единицу времени;
  2. число возможных обращений процессора к оперативной памяти в единицу времени;
  3. скорость обмена информацией между процессором и устройствами ввода/вывода;
  4. скорость обмена информацией между процессором и ПЗУ.
  1. Укажите наиболее полный перечень основных устройств персонального компьютера:
  1. микропроцессор, сопроцессор, монитор;
  2. центральный процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода;
  3. монитор, винчестер, принтер;
  4. сканер, мышь монитор, принтер.
  1. Персональный компьютер не будет функционировать, если отключить:
  1. дисковод;
  2. оперативную память;
  3. мышь;
  4. принтер;
  1. Для долговременного хранения информации служит:
  1. оперативная память;
  2. процессор;
  3. внешний носитель;
  4. дисковод;
  1. Дисковод — это устройство для:
  1. обработки команд исполняемой программы;
  2. чтения/записи данных с внешнего носителя;
  3. долговременного хранения информации;
  4. вывода информации на бумагу.
  1. Манипулятор “мышь” — это устройство:
  1. модуляции и демодуляции;
  2. считывания информации;
  3. долговременного хранения информации;
  4. ввода информации;
  1. Для подключения компьютера к телефонной сети используется:
  1. модем;
  2. факс;
  3. сканер;
  4. принтер;
  1. Какое устройство может оказывать вредное воздействие на здоровье человека?
  1. принтер;
  2. монитор;
  3. системный блок;
  4. модем.
  1. Процесс хранения информации на внешних носителях принципиально отличается от процесса хранения информации в оперативной памяти:
  1. тем, что на внешних носителях информация может храниться после отключения питания компьютера;
  2. объемом хранимой информации;
  3. возможностью защиты информации;
  4. способами доступа к хранимой информации.
  1. При выключении компьютера вся информация стирается:
  1. на гибком диске;
  2. на CD-R диске;
  3. на жестком диске;
  4. в оперативной памяти.
  1. Вместо многоточия вставить соответствующее слово  «……- это устройство ввода»
  1. дисплей;
  2. процессор;
  3. память;
  4. клавиатура.
  1. Какой из перечисленных ниже вариантов ответа наиболее точно объединяет термины: плоттер, дисплей, наушники ?
  1. оперативная память;
  2. устройства вывода;
  3. устройства ввода;
  4. внешняя память.
  1. Модем – это…..
  1. устройство, преобразующее цифровой сигнал в аналоговый и обратно;
  2. программа, обеспечивающая связь между компьютерами;
  3. устройства ввода-вывода информации;
  4. верно 1 и 3.

Тест по теме: «Устройство компьютера»

2 вариант.

  1. Компьютер — универсальное устройство для работы с……
  1. числами;
  2. символами;
  3. программами;
  4. информацией;
  1. При отключении компьютера информация:
  1. исчезает из оперативной памяти;
  2. исчезает из постоянного запоминающего устройства;
  3. стирается на “жестком диске”;
  4. стирается на гибком диске.
  1. Какое из устройств предназначено для ввода информации:
  1. процессор;
  2. принтер;
  3. клавиатура;
  4. монитор.
  1. Модем — это устройство:
  1. модуляции и демодуляции;
  2. считывания информации;
  3. ввода информации;
  4. для подключения принтера к компьютеру.
  1. Процесс хранения информации на внешних носителях принципиально отличается от процесса хранения информации в оперативной памяти:
  1. тем, что на внешних носителях информация может храниться после отключения питания компьютера;
  2. объемом хранимой информации;
  3. возможностью защиты информации;
  4. способами доступа к хранимой информации.
  1. К аппаратуре ЭВМ не относится:
  1. монитор;
  2. процессор;
  3. ксерокс;
  4. дисковод.
  1. Производительность работы компьютера (быстрота выполнения операций) зависит от:
  1. размера экрана дисплея;
  2. тактовой частоты процессора;
  3. напряжения питания;
  4. быстроты нажатия на клавиши.
  1. Какое из слов в данной последовательности терминов является лишним с точки зрения назначения устройств?
  1. дисплей;
  2. плоттер;
  3. принтер;
  4. клавиатура.
  1. Устройством вывода не является…..
  1. дисковод;
  2. мышь;
  3. принтер;
  4. монитор.
  1. Какой из перечисленных вариантов ответов наиболее точно объединяет все термины: винчестер, дисковод, модем, CD-ROM?
  1. устройства ввода;
  2. внешняя память;
  3. устройства вывода;
  4. устройства ввода - вывода;
  1. Выберите наиболее полный ответ.

Процессор - устройство, предназначенное для……

  1. управления работой ЭВМ и обработки информации;
  2. обработки информации, помещенной в оперативной памяти;
  3. передачи информации между устройствами;
  4. обработки и передачи информации.
  1. Дисковод- это устройство для…
  1. ввода информации;
  2. хранения информации;
  3. вывода информации;
  4. ввода-вывода информации;
  1. Для длительного хранения информации используется…..
  1. оперативная память;
  2. устройства вывода;
  3. процессор;
  4. внешняя память.
  1. Какое устройство позволяет вводить текстовую и графическую информацию?
  1. клавиатура;
  2. мышь;
  3. модем;
  4. сканер.
  1. Что понимается под термином «МЫШЬ» при работе с ПК:
  1. координатное устройство ввода информации;
  2. устройство считывания данных;
  3. устройство установки магнитных головок;
  4. компонент операционной системы.

Ответы к тесту: «Устройство компьютера»

Вариант 1

1) г

6) в

11) а

2) а

7) б

12) г

3) б

8) г

13) г

4) б

9) а

14) б

5) б

10) б

15) а

Вариант 2

1) г

6) в

11) а

2) а

7) б

12) г

3) в

8) г

13) г

4) а

9) б

14) г

5) а

10) г

15) а


Приложение 2

Оценочная карта учащегося

Фамилия_______________

Имя___________________

Учебные элементы

Количество баллов

Самооценка

Оценка учителя

Тестовое задание

Практическое задание

(работа в группе)

Итоговое количество баллов

Приложение 3

Программное обеспечение компьютера

Вся совокупность программ, хранящихся на всех устройствах долговременной памяти компьютера, составляет его программное обеспечение (software).

Программное обеспечение компьютера постоянно пополняется, развивается, совершенствуется.

Программа — это описание на формальном языке, «понятном» компьютеру, последовательности действий, которые необходимо выполнить над данными для решения поставленной задачи.

Процесс создания или написания программ называется программированием, а люди, которые специализируются на этом виде деятельности — программистами. Разработка современного ПО требует очень высокой квалификации от программистов.

Стоимость установленных программ на современном ПК зачастую превышает стоимость его технических устройств.

В программном обеспечении компьютера есть необходимая часть, без которой на нём просто ничего не сделать.

Она называется системным ПО.

Покупатель приобретает компьютер, оснащённый системным программным обеспечением, которое не менее важно для работы компьютера, чем память или процессор.

Кроме системного ПО в состав программного обеспечения компьютера входят ещё прикладные программы и системы программирования.

1.PNG

Системное ПО — это совокупность программ для обеспечения работы компьютера. Системное ПО подразделяется на базовое и сервисное.

Системные программы предназначены для управления работой вычислительной системы, выполняют различные вспомогательные функции (копирования, выдачи справок, тестирования, форматирования и т. д).

Базовое ПО включает в себя:

1) операционные системы;

2) оболочки;

3) сетевые операционные системы.

Сервисное ПО включает в себя программы (утилиты):

1) диагностики;

2) антивирусные;

3) обслуживания носителей;

4) архивирования;

5) обслуживания сети.

Прикладное ПО — это комплекс программ для решения задач определённого класса конкретной предметной области. Прикладное ПО работает только при наличии системного ПО.

Прикладные программы называют приложениями.

Они включает в себя:

1) текстовые процессоры;

2) табличные процессоры;

3) базы данных;

4) интегрированные пакеты;

5) системы иллюстративной и деловой графики (графические процессоры);
6) экспертные системы;

7) обучающие программы;

8) программы математических расчётов, моделирования и анализа;

9) игры;

10) коммуникационные программы.

Особую группу составляют системы программирования (инструментальные системы), которые являются частью системного ПО, но носят прикладной характер.

Системы программирования — это совокупность программ для разработки, отладки и внедрения новых программных продуктов.

Системы программирования обычно содержат:

1) трансляторы;

2) среду разработки программ;

3) библиотеки справочных программ (функций, процедур);

4) отладчики;

5) редакторы связей и др.

Приложение 5

Программное обеспечение

  • ОС  Microsoft Windows 10
  • OC Linux
  • Программы тестирования компьютера:  SiSoft Sandra Standart Lite 24.50 SP3, Easy Tune 6, CPU-Z 1.15, SIV
  • Менеджеры загрузки: Acronis OS Selector v8.0.980, Partition Table.
  • Файловые менеджеры:  Total Commander 9.12, FAR Manager 3.0.
  • Архиваторы:  WinRAR, WinZip
  • Антивирусные программы: Kaspersky AntiVirus, DrWeb, Avast!
  • Программы перевода единиц измерения: Versaverter 4.0, Advanced Converter 7.93.
  • Обучающе-контролирующая программа: Системы счисления
  • Инженерные многофункциональные калькуляторы: NumLock Calculator 3.3, Wise Calculator 7.9
  • Текстовые редакторы: Hieroglyph 3.7.
  • Система программирования: Visual Basic 6.0
  • Система программирования: Borland Delphi 7.0.
  • Клавиатурные тренажеры: BabyType 2000, Клавиатурный тренажер 3.1.
  • Интегрированное офисное приложение StarOffice 8 включающее:

текстовый редактор StarOffice Writer;

векторный графический редактор StarOffice Draw;

растровый графический редактор StarOffice Image;

средство разработки презентаций StarOffice Impress;

электронные таблицы StarOffice Calc;  

  • Интегрированное офисное приложение OpenOffice 4.1.5 включающее:

текстовый редактор OpenOffice Writer;

векторный графический редактор OpenOffice Draw;

средство разработки презентаций OpenOffice Impress;

электронные таблицы OpenOffice Calc;  

  • Растровый графический редактор GIMP 2.8.22 
  • Растровая GIF-анимация Active GIF Creator 4.2. 
  • Векторная Flash-анимация Macromedia Flash MX. 
  • Словари-переводчики: Translate Now! 1.7, SV-Translator 1.0, EDictionary  
  • Система оптического распознавания: FineReader 14.0  
  • Системы автоматизированного проектирования (САПР): Компас-3D LT  
  • Звуковой редактор: Audacity
  • Интегрированные приложения для работы в Интернете (WWW, E-mail, FTP, IRC): Mozilla,Opera , Google Chrome.
  • Интернет-утилиты: Calendar Pro 4.6, NeoTrace Pro 3.25,
  • Менеджеры загрузки файлов, FTP-клиенты и  off-line браузеры: FlashGet, Go!Zilla, ReGet 1.7, Web Downloader 2.2.
  • Интерактивное общение в Интернете: Skype
  • Мультимедиа проигрыватели: KMPlayer, VLC Media Player 3.0.1, AIMP, Adobe Flash Player
  • Инструментальные средства разработки Web-страниц и Web-сайтов: Mozilla (Компоновщик), FrontPage Express 2.0, Web Coder 1.6, Easy HTML 2.6, Advanced HTML Optimizer 3.3.  
  • On-line многоязычный переводчик: Magic Translator 8.3
  • Справочник по HTML 5.0

Приложение 6

КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

на установку программного обеспечения

Уважаемый (-ая) ___________________________________________

Компания _____________________предлагает Вам ознакомиться с предложением по установке на Ваш компьютер программного обеспечения :

№ п/п

Наименование ПО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме «Персональный компьютер» Н.Д. Угринович

Определение понятия персональный компьютер, составных частей системного блока, внешних устройств компьютера....

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений"

Презентация к уроку и технологическая карта урока информатики в 7 классе "Создание графических изображений" (учебник Босовой Л.Л., ФГОС)...

Технологическая карта урока информатики в 5 классе Тема урока: Передача информации.

Технологическая карта урока информатики в 5 классеТема урока: Передача информации. p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; line-height: 115%; text-align: left; } ...

Технологическая карта урока информатики в 7 классе на тему "Персональный компьютер"

Урок информатики в 7 классе на тему "Персональный компьютер" с использованием системы интерактивного голосования/тестирования Votum....

Технологическая карта урока для 7 класса КОМПЬЮТЕРЫ

разработка урока по теме Компьютеры в нашей жизни...

Технологическая карта урока информатики по теме "Программное обеспечение компьютера", 7 класс

Технологическая карта урока информатики по теме "Программное обеспечение компьютера"...

Технологическая карта урока на тему "Мир компьютеров" по УМК Вербицкой М.В. FORWARD.

Данный материал представляет собой технологическую ккарту урока по теме "Мир компьютеров" по УМК Вербицков М. В. FORWARD 6 класс....