Тематические кроссворды с интерактивной поддержкой по дисциплинам «информатика» и «информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов СПО
статья по информатике и икт

Пенькова Маргарита Анатольевна

Авторами статьи создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разработка кроссвордов в интерактивном режиме на базе платформы Online Test Pad» по дисциплинам «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов 1, 2, 3 и 4 курса Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1», обучающихся по специальностям:

  • 31.02.03 Лабораторная диагностика;
  • 34.02.01 Сестринское дело.

Статья опубликована в сборнике по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Современные тенденции развития профессионального образования». Читать сборник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематические кроссворды с интерактивной поддержкой по дисциплинам «информатика» и «информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов СПО

Смирнова Галина Ивановна,

Пенькова Маргарита Анатольевна,

преподаватели ГБПОУ ДЗМ «МК № 1»,

г. Москва

Сегодня информатизации обучения отводится важная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одно из основных направлений дополнительного образования в системе среднего профессионального образования состоит в том, чтобы помочь студентам в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность.

Авторами статьи создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разработка кроссвордов в интерактивном режиме на базе платформы Online Test Pad» по дисциплинам «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов 1, 2, 3 и 4 курса государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы «Медицинский колледж № 1», обучающихся по специальностям:

Программа написана для 2020-2021 учебного года и планируется к реализации в объеме 80 часов, то есть 2 занятия по 45 минут еженедельно.

Основная цель дополнительной программы звучит следующим образом: развить у студентов умения владеть компьютерными технологиями, подготовить их к рубежному, итоговому контролю, дифференцированному зачету по дисциплинам ОУД.09 «Информатика» и ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности» посредством разработки восьми тематических кроссвордов на базе конструктора кроссвордов Online Test Pad, а так же научить их создавать электронную версию учебного пособия с готовыми кроссвордами.

Основные формы проведения занятий: индивидуальные и групповые, так же используются комбинированные занятия. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть. При проведении занятий традиционно используются три формы работы:

  • демонстрационная, когда обучающиеся слушают объяснения преподавателя и наблюдают за демонстрационным экраном или экранами компьютеров на студенческих рабочих местах;
  • фронтальная, когда обучающиеся синхронно работают под управлением преподавателя;
  • самостоятельная, когда обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.

Виды занятий:

  • практическая работа;
  • самостоятельная работа;
  • создание кроссвордов.

Ценность и новизна дополнительной программы состоят в том, что в ней уделяется большое внимание практической деятельности учащихся: освоение базовых понятий и представлений в области информатики и информационных технологий, а также приобретению необходимых навыков и умений при изучении возможностей конструктора кроссвордов Online Test Pad.

В учебный план дополнительной программы «Разработка кроссвордов в интерактивном режиме на базе платформы Online Test Pad» вошло восемь разделов:

Раздел 1. Информационная деятельность человека

Раздел 2. Информация и информационные процессы

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Раздел 4. Технологии создания и преобразования информационных объектов

Раздел 5. Телекоммуникационные технологии

Раздел 6. Информационное обеспечение среднего медицинского персонала

Раздел 7. Использование приложений MS Office в профессиональной деятельности медицинского работника

Раздел 8. Сетевые технологии в здравоохранении

Приведем выдержки из учебного плана дополнительной программы «Разработка кроссвордов в интерактивном режиме на базе платформы Online Test Pad» на примере раздела 3 (таблица 1).

Таблица 1. Выдержка из учебного плана дополнительной программы «Разработка кроссвордов в интерактивном режиме на базе платформы

Online Test Pad»

п.п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы организации занятий

Формы аттестации

(контроля)

Всего

Теория

Практика

Раздел 3. Средства информационных и коммуникационных технологий

Архитектура и основные характеристики компьютеров

1

0.5

0.5

групповая

Выполнение практической работы

Операционная система. Графический интерфейс пользователя

1

0.5

0.5

групповая

Выполнение практической работы

Виды программного обеспечения компьютеров

1

0.5

0.5

групповая

Выполнение практической работы

Подключение внешних устройств к компьютеру и их настройки

1

0.5

0.5

групповая

Выполнение практической работы

Объединение компьютеров в локальную сеть

1

0.5

0.5

групповая

Выполнение практической работы

Разграничение прав доступа в локальной сети, общее дисковое пространство в локальной сети

1

0.5

0.5

групповая

Выполнение практической работы

Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях

1

0.5

0.5

групповая

Выполнение практической работы

Защита информации, антивирусная защита

1

0.5

0.5

групповая

Выполнение практической работы

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение

1

0.5

0.5

групповая

Выполнение практической работы

Студенты на практической части занятий на основе конспектов лекционного и практического материалов по дисциплинам «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» составляют вопросы для кроссвордов. Примерный перечень вопросов по разделу 3 «Средства информационных и коммуникационных технологий» имеет следующий вид (таблица 2):

Таблица 2. Примерный перечень вопросов по разделу 3

«Средства информационных и коммуникационных технологий»

№ п.п

Вопрос

Ответ

Набор электронных линий, связывающих воедино центральный процессор, системную память и периферийные устройства – это:

Системная шина (магистраль)

Устройство, которое связывает периферийное оборудование или каналы связи с центральным процессором, освобождая процессор от непосредственного управления функционированием данного оборудования – это:

Котроллер

Центральный узел в системном блоке ПК, предназначенный для управления работой всех блоков компьютера и для выполнения арифметических и логических операций над информацией – это:

Микропроцессор

Съемный внешний жесткий диск называется:

Винчестер

Выберите режим, когда запись на диск возможна только один раз:

DVD-R, DVD+R

Выберите режим, когда запись на диске доступна только для чтения:

DVD-ROM

Формат оптического носителя, используемый для записи с повышенной плотностью и хранения цифровых данных, включая видео высокой чёткости:

Blu-ray Disc

Совокупность программ компьютера, которые могут выполняться вычислительной системой – это:

Программное обеспечение

Комплекс программ, обеспечивающих пользователю и прикладным программам удобный интерфейс (способ обмена информацией) с аппаратными средствами компьютера – это:

Операционная система

Совокупность программно-технических средств, баз данных и знаний, предназначенных для автоматизации различных процессов, протекающих в лечебно-профилактическом учреждении - это:

МИС (медицинская информационная система)

Плоттер – это:

Устройство печати

Многофункциональное устройство, которое соединяет в себе функции принтера, сканера и копировального аппарата, называется:

МФУ

Обмен информацией через компьютерную сеть называется:

Телекоммуникация

Локальная сеть, работающая в пределах предприятия, учреждения, одной организации, имеет англоязычную аббревиатуру:

LAN - Local Area Network

Способ соединения компьютеров в локальную сеть, который можно представить в виде графа, вершинами которого являются узлы сети, а ребрами – физические или информационные связи между узлами, называется:

Топология сети

Глушители сигнала, расположенные на концах локальной сети шинной топологии, называются:

Терминаторы

По итогам работы с конструктором кроссвордов Online Test Pad на сайте https://onlinetestpad.com генерируется интерактивный кроссворд (рисунок 1), где зашифровываются ответы на приведенные в таблице 2 вопросы.

Рисунок 1. Кроссворд «Средства информационных и коммуникационных технологий»

По мере создания всех восьми кроссвордов на базе конструктора кроссвордов Online Test Pad создается учебное пособие в электронном виде.

Подводя итог изложенного материала, авторы считают, что реализация дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Разработка кроссвордов в интерактивном режиме на базе платформы Online Test Pad» позволит подготовить студентов на более высоком уровне к рубежному, итоговому контролю, дифференцированному зачету по дисциплинам ОУД.09 «Информатика» и ЕН.02 «Информационные технологии в профессиональной деятельности».

Список литературы:

  1. Гейн А.Г., Сенокосов А.И. Информатика 11 кл. М.: Издательство «Просвещение», 2017.
  2. Гейн А. Г., Ливчак А. Б., Сенокосов А. И. и др. Информатика 10 кл. М.: Издательство «Просвещение», 2017.
  3. Омельченко В.П., Демидова А.А. Медицинская информатика: учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.
  4. Омельченко В.П., Демидова А.А. Медицинская информатика: руководство к практическим занятиям. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018.
  5. ??? (Презентация о кроссвордах)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению практического занятия по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов специальности 080110 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Методические указания составлены для проведения практического занятия по учету операций по продаже готовой продукции и финансовых результатов. Вводу и редактированию информации, формированию отч...

Статья "Тематические кроссворды с интерактивной поддержкой по дисциплинам «Информатика» и «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для студентов СПО"

Авторами статьи создана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Разработка кроссвордов в интерактивном режиме на базе платформы Online Test Pad» по дисциплинам «...

Рабочая программа по дисциплине «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» по специальности 40.02.02 Правоохранительная деятельность.

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответств...

Рабочая программа дисциплины "Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности" по специальности: "Рациональное использование природохозяйственных комплексов"

Дисциплина ЕН.02 Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности является обязательной частью профессиональной подготовки (математического и общего естественнонаучного цикла) о...

Фонды оценочных средств по дисциплине:"Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности"

Фонды оценочных средств предназначены для проверки результатов обучения по учебной дисциплине ЕН.02 Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности основной образовательной про...