Проблемы информатизации школ России
статья по информатике и икт

Галина Сергеевна Емельянова

Владение информационными техноло­гиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффек­тивно владеющий технологиями и информацией, имеет дру­гой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятель­ности.

Информатизация школы приводит к созданию информационной образовательной среды которая характеризуется следующими компонентами:

  • технической средой (комплекс используемой техники для решения основных задач);
  • программной средой (наборы программных средств для реализации информационных образовательных технологий);
  • предметной средой  (содержание обучения по образовательным областям, воспитательные программы);
  • методической средой (технологии, методики, инструкции, порядок пользования, оценка эффективности);
  • личностная среда (ИКТ компетентность педагогов, учащихся, родителей).

Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное, творческое развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Основной причиной разработки программы информатизации является необходимость роста конкурентоспособности образовательного учреждения, важнейшим фактором успешного и устойчивого развития которой является способность быстро адаптироваться к современным условиям и требованиям. Использование ИКТ призвано не подменять, а дополнять традиционную систему образования, давать возможность любому человеку изучать то, что он хочет.

Новые технические средства являются одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, самообразования. Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обучения позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей. Новейшие технические средства вносят новые возможности в работу школы. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.

ИКТ дают возможность более эффективного обучения, формирования навыков самостоятельной деятельности, позволяют увеличить информативность, интенсивность, результативность образования. Они являются источником еще не раскрытых резервов организации учебного процесса. Активно используется электронная почта для документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc160.5 КБ

Предварительный просмотр:

Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Информатизация школы приводит к созданию информационной образовательной среды которая характеризуется следующими компонентами:

  • технической средой (комплекс используемой техники для решения основных задач);
  • программной средой (наборы программных средств для реализации информационных образовательных технологий);
  • предметной средой  (содержание обучения по образовательным областям, воспитательные программы);
  • методической средой (технологии, методики, инструкции, порядок пользования, оценка эффективности);
  • личностная среда (ИКТ компетентность педагогов, учащихся, родителей).

Использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное, творческое развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

Основной причиной разработки программы информатизации является необходимость роста конкурентоспособности образовательного учреждения, важнейшим фактором успешного и устойчивого развития которой является способность быстро адаптироваться к современным условиям и требованиям. Использование ИКТ призвано не подменять, а дополнять традиционную систему образования, давать возможность любому человеку изучать то, что он хочет.

Новые технические средства являются одной из гарантий успешной модернизации учебного процесса, будучи мощным источником информации, самообразования. Включение новейшей техники в традиционные формы и методы обучения позволяет повысить производительность труда учащихся и учителей. Новейшие технические средства вносят новые возможности в работу школы. Новые технологии увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные занятия, управлять учебным процессом.

ИКТ дают возможность более эффективного обучения, формирования навыков самостоятельной деятельности, позволяют увеличить информативность, интенсивность, результативность образования. Они являются источником еще не раскрытых резервов организации учебного процесса. Активно используется электронная почта для документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информации.

Проблемы внедрения новых технологий не сводятся лишь к их использованию. В центре внимания должен быть школьник, на которого следует ориентироваться при использовании ИКТ как инструмента познания, вписанного в учебный процесс.

Для чего создаются программы информатизации? Ответов может быть несколько:

- для «галочки», для того, чтобы «успокоить» вышестоящие органы;

-для того, чтобы ответив на вопросы «Что мы хотим?» и «Что мы имеем?», задаться вопросом «А что дальше?».

Писать просто для создания «красивого», но неживого проекта, тратить свои силы впустую? Ответим на вопросы:

Что мы хотели? – создав определенный имидж, сделать школу конкурентной на рынке образовательных услуг, а также желание воспитать конкурентоспособных, мыслящих творчески и умеющих использовать новые технические средства для решения ряда проблем учеников. Потребность человека занять свое место в социуме приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Умение находить информацию при наименьших потерях времени – жизненная необходимость общества, где количество информации в течение 5 лет удваивается.

Что мы имеем? - Средняя обеспеченность компьютерной техникой повысилось в несколько раз.

Проработав по Программе информатизации почти 4 года, можно уже подводить итоги ее реализации. Если говорить кратко, то:

- в школе созданы хорошие условия для использования ИКТ в образовательном процессе благодаря бюджета Республики и победе 2 учителей в конкурсе «Нащ новый учитель»: это 2 кабинета: история и химия;

- количество педагогов, владеющих навыками работы на ПК, увеличилось до 96% за счет проведения индивидуальных занятий и семинаров, мастер-классов внутри школы и курсовой переподготовки;

- учителя переходят от использования готовых продуктов к созданию своих творческих презентаций, информационных материалов, тестов для уроков и внеклассной работы;

- учителя школы работают над проектами информационно-технологического направления, размещая разработки на образовательных интернет-порталах, своих сайтах:  http://www.zavuch.info,http://it.ruhttp://festival.1september.ruhttp://www.bigpi.biysk.ru;

- все классные руководители систематически работают с ЭЛ РТ используя на родительских собраниях и классных часах его данные;

- сайт школы постоянно пополняющийся и обновляющийся, отвечающий требованиям к официальному школьному сайту;

- имеются результаты учителей и учащихся школы в конкурсах разного уровня с ИКТ – проектами. 

А что дальше? – в силах педагогического коллектива развить информационную культуру и компьютерную грамотность учащихся по всем направлениям. Поэтому создание и реализация проектов и программ с применением/внедрением ИКТ просто необходимы.

Можно назвать 3 основных направления   информатизации школ:

- в управлении,

- в обучении,

- повседневной жизни школы.

Все должно быть направлено на улучшение условий для работы коллектива, на активное вовлечение учащихся в образовательный процесс.

Активно нужно использовать знания и стремления детей использовать во всем ИКТ инструменты. При дополнительных занятиях и дополнительной работе активно использовать ресурсы и возможности соц. сетей, использовать по своему предмету (форумы, переписки, размышления по открытому вопросу).

В основе этого лежит формирование у каждого школьника способности решать новые, незнакомые ранее задачи, успешно сотрудничать и работать в коллективе, владеть умственными навыками высокого уровня. Одна из главных задач школы XXI века – научить своих выпускников хотеть и уметь осваивать новое, учиться на протяжении всей жизни. Главные отличительные особенности работы этой школы – индивидуальный подход к каждому учащемуся, использование вариативных учебных материалов и программ, которые предоставляют возможность каждому школьнику приобрести опыт самостоятельного решения реальных проблем, коллективной исследовательской деятельности, самообучения.

Шесть шагов в свое будущее.

Процедура педагогических инноваций, состоящая из шести шагов, лежит в основе программы ISP (рис. 1). Она организует процесс трансформации  школы и помогает находить оптимальные решения специфических проблем, которые стоят перед каждым образовательным учреждением.

Рис.1. Шесть шагов процесса изменений в программе ISP корпорации Microsoft

1. Видение. В школе формируется общее видение возможных и желаемых изменений. Вырабатывается совместное представление о том, в чем состоят образовательные результаты и что такое учение в школе XXI века. Для этого всесторонне рассматриваются процессы образовательных инноваций и лидерства, необходимые, чтобы успешно инициировать и обеспечить устойчивость процесса изменений. Определяются отправные точки в области школьной культуры, педагогики и проектной работы, а также формируется представление о том, как будет оцениваться успешность проводимой работы. Эти положения будут развиваться и уточняться на протяжении всего проекта, по мере прохождения через каждый из шести выделенных шагов.

2. Изучение. Выявляется и изучается опыт других школ (реальные  педагогические практики и инновации). При этом рассматриваются все возможные, а не только близкие по типу образовательные учреждения, где получены заслуживающие внимания результаты. Упор делается на рассмотрение учебных программ и учебно-методических материалов, организацию образовательного процесса и руководство изменениями. Для осуществления этой работы формируется экспертная  поддержка с привлечением местных, региональных и международных экспертов. Их задача – помочь найти источники такого опыта и ранжировать их с точки зрения интересов конкретного образовательного учреждения.

3. Вовлечение. Формируются отношения сотрудничества, складывается организационный механизм поддержки со стороны внешней среды школы (родителей, местных и региональных руководителей, представителей бизнеса, других образовательных учреждений и т. д.). Вырабатывается более широкое видение предполагаемых в школе изменений. Определяется объем потенциально доступных школе ресурсов, и на этой основе оцениваются реалистичность и устойчивость предполагаемых нововведений.

4. Планирование. Проводится оценка всего собранного материала для определения содержания и масштабов осуществляемой инновации. Выясняется, что будет достигнуто в результате реализации разрабатываемых планов. В первую очередь рассматриваются возможности использования наилучших учебно-методических материалов, методов и организационных форм учебной работы, новых педагогических и информационных технологий; возможности оптимальной организации физического пространства для проведения учебного процесса, возможности оптимального решения проблем управления нововведениями.

5. Реализация. Идеи и планы воплощаются в жизнь. Состав и продолжительность отдельных мероприятий в различных школах могут заметно различаться и включать в себя, например, строительство и перепланировку учебных помещений, переподготовку педагогического и вспомогательного персонала, развитие технологической инфраструктуры, освоение новых педагогических практик.

6. Рефлексия и оценка. Анализируется процесс осуществления разработанных планов. Достигнутые показатели соотносятся с ранее установленными показателями результативности и успешности работ по преобразованию школы. Успехи развития школы сравниваются с успехами развития других аналогичных школ. Разрабатываются предложения по дальнейшему развитию школы, уточняется видение будущего.

Достоинства информатизации образования

Для учителя информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— во время проведения урока;

— в проектной деятельности, при создании материалов к урокам;

— при выступлении на собраниях, педсоветах и т.п.;

— в процессе создания и передачи общешкольной информации;

— в процессе научной деятельности;

— при обмене опытом как внутри школы, так и между школами.

Для учащегося информационно-коммуникационные технологии дают наибольший эффект при их использовании в следующих случаях:

— для более глубокого восприятия учебного материала;

— в проектной деятельности;

— при создании мультимедийных сочинений;

— в презентационной деятельности;

— в локальной и глобальной сети.

Мотивы, побуждающие педагога к использованию ИКТ на уроке, как правило, следующие:

  • повышение уровня профессиональной культуры;
  • снижение трудоемкости процесса контроля и консультирования;
  • развитие плодотворного сотрудничества с учащимися;
  • возможность использования чужого опыта и методических разработок;
  • повышение уровня функциональной грамотности в сфере ИКТ;
  • переход от роли учителя — транслятора знаний к роли учителя-тьютора;
  • возможность самореализации и самоутверждения;
  • возможность тиражирования собственного педагогического опыта;
  • повышение авторитета среди учащихся;
  • повышение авторитета среди коллег;
  • поощрение администрации.

Школа будущего должна обеспечивать приобретение ученикам новой грамотности, подразумевающей освоения языковой, числовой, алгоритмической, пространственной, графической, видео, презентационной грамотности одновременно с взаимной поддержкой и, с учетом индивидуальных потребностей ребенка.

Системы «Электронный учебник»

Это новая модель информационной системы для школ – наборы (система) электронных форм учебников/ УМК для ступени образования  на носителях типа «ридер», планшетный компьютер, ноутбук для учеников и для интерактивной доски для учителей.

Такая информационная система предназначена для решения следующих задач:

- комплексно представить учебник и все материалы к нему по всем предметам для класса/ ступени обучения на одном носителе

- связать все имеющиеся учебные материалы по предмету и между предметами гиперссылками

-  устранить разрозненность или отсутствие у учеников всех материалов по предмету

- создать единый интерфейс электронных учебников

- предоставить возможность учителю и ученикам добавлять на устройство свои тексты, ссылки, заметки по каждой теме изучения предмета

Системы электронных учебников предлагаются пока в качестве апробации (см. сайты издательств), но в ближайшем будущем станут неотъемлемой частью ИОС школы.

Биометрическая система City Cloud основана на технологии идентификации пользователя с помощью отпечатков пальцев и видеоизображения. Специальный сканер считывает отпечатки пальцев и преобразует его в цифровой шаблон, который учащийся затем использует для доступа в школу и оплаты еды в столовой.

Использование генераторов 2D штрих-кода.

2D штрих-код - это графическое изображение, которое хранит уникальную информацию. Появление «второго измерения» позволяет кодировать тысячи символов - гораздо больше, чем 10-20 символов в линейном штрих-коде. Двухмерный штрих-код позволяет восстановить или скорректировать информацию даже в том случае, если его поверхность будет повреждена.

Участие в дистанционных интернет проектах, проектах программы Intel "Обучение для будущего".

Создание видео проектов, использование любых средств в практической деятельности. Нужно заинтересовать любыми идеями по созданию проектов.

Учителя будущего – молодые, перспективные, креативные, зажигающие детей.

http://www.youtube.com/watch?v=M1SWD0qRI8k


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа информатизации школы

Программа информатизации школы на 2010-2015 гг....

Программа информатизации школы

Информатизация  образования является приоритетным направлением развития современной школы, обозначенным в документах Правительства России, РТ. Она необходима для качественного и эффективного обра...

Информатизация школы: проблемы и перспективы

В статье рассматриваются проблемы и перспективы информатизации ГБОУ СОШ №603...

Проблемы информатизации образования на современном этапе

Проблемы информатизации образования на современном этапе...

Сравнительный психолингводидактический анализ учебников русского языка по программам «Начальная школа 21 века» и «Школа России» по изучению проблемы развития саморегуляции учебной деятельности младших школьников

Анализ целей и задач программ начальной школы гласит о том, что необходимо научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, сист...

Системный подход в формировании навыка чтения – важнейшего УУД.Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт

Школы России переходят на новые образовательные стандарты. Проблема чтения не могла не найти своё отражение и в этом нормативном документе. Федеральный государственный образовательный стандарт, в осно...