Урок-игра по информатике для 8-х классов "Умники и умницы"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)
Урок-игра «Умники и умницы» построен по принципу известной одноименной телеигры и включает в себя три равнозначных тура и проведение суперигры. Цель игры: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных обучающимися при изучении темы «Операционная система Windows» и её отдельных программ. В ходе игры используется компьютерная презентация с изображением трёх дорожек, для каждой из которых подобраны вопросы различной сложности, а также предусмотрена возможность перехода с дорожки на соответствующий вопрос и обратно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnitsy.zip | 1.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок-игра по информатике и ИКТ для 8-х классов
«Умники и умницы»
по теме: «Операционная система Windows»
Учитель информатики и ИКТ Мацнева Татьяна Сергеевна
Цели урока:
обучающая – обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении темы «Операционная система Windows» и её отдельных программ;
развивающая – формирование логического мышления;
воспитательная – воспитание у учащихся чувства уверенности в себе, воспитание культуры умственного труда.
Продолжительность: 1 урок
Оборудование:
- электронная презентация (Приложение1) с вопросами для трех дорожек;
- мультимедийный проектор;
- песочные часы;
- жетоны (рисунок1).
Оформление доски :
название и тема игры, логотип ОС Window
Описание урока-игры
Урок построен по принципу телеигры «Умники и умницы» и включает в себя три равнозначных тура и суперигру.
Каждый из трех туров начинается с того, что отбираются три участника данного тура. Для их отбора учитель задает классу поочередно три вопроса. Ученик, первым ответивший на первый вопрос, становится первым участником данного тура; ученик, первым ответивший на второй вопрос, становится вторым участником тура; ученик, первым ответивший на третий вопрос, становится третьим участником.
В презентации на слайде изображены три дорожки: зеленая состоит из пяти клеток, желтая — из четырех, розовая — из трех. Каждой клетке соответствует один вопрос. Участники тура по жребию выбирают дорожку, т. е., тот набор вопросов, на которые им предстоит ответить. За каждый правильный ответ участник тура получает 1 жетон. Следует иметь в виду, что вопросы розовой дорожки — самые сложные, вопросы зеленой дорожки — самые простые. Поэтому участники могут набрать 3 жетона, как ответив правильно на все вопросы розовой дорожки, так и дважды дав неправильный ответ на зеленой дорожке. Подбор вопросов разной сложности позволяет уравнять шансы участников на набор определенного количества жетонов. Но, конечно, многое зависит и от жребия. Время, которое отводится на 1 вопрос – 1 минута. В качестве счетчика времени можно использовать песочные часы.
Если игрок не отвечает на вопрос или дает неправильный ответ, то вопрос переходит к классу. Зритель, давший правильный ответ, также получает жетон. В конце игры эти жетоны учитываются при подведении итогов в индивидуальном первенстве.
Победитель тура становится участником суперигры.
Таким образом, по результатам трех туров определяются три участника суперигры, которая проводится по тем же правилам, что и каждый из трех туров.
Победитель и участники суперигры, а также зритель, набравший большее количество призов, награждаются грамотами (Приложение2).
Вопросы
для отбора участников I тура
- Как перенести объект в папку, используя буфер обмена?
(Для переноса объекта в папку нужно выделить его, затем выбрать команду Вырезать меню Правка, открыть нужную папку и выбрать команду Вставить меню Правка) - Каким образом можно переместить окно?
(Для этого нужно указатель мыши поместить на заголовок окна и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместить окно) - Как вызвать главное меню Windows? (Назвать все возможные варианты)
(С помощью клавиши на клавиатуре с изображением логотипа Windows или щелчком на кнопке Пуск, расположенной на панели задач)
Вопросы
для отбора участников II тура
- Что является элементом оформления Рабочего стола?
(Фоновый рисунок или фоновый узор) - Что означает знак галочки, расположенный в меню перед командой?
(Галочка означает, что указанный в пункте меню режим включен (действует) в данный момент) - Как выбрать произвольную группу файлов?
(Щелчок на значке ещё не выделенного файла при нажатой клавише Ctrl добавляет файл к выделенной группе)
Вопросы
для отбора участников III тура
- Как сохранить файл под старым именем?
(Использовать команду Файл, Сохранить или щелкнуть на значке «дискета» на стандартной панели) - Когда необходимо нажать Enter при вводе текста?
(В конце абзаца) - Как создать ярлык на Рабочем столе?
(1способ: перетащить объект правой кнопкой мыши на Рабочий стол и в появившемся меню выбрать пункт Создать ярлык. 2 способ: щелкнуть правой кнопкой мыши на Рабочем столе и выбрать в появившемся меню пункты Создать, Ярлык)
Вопросы «Зеленой дорожки»
I тур
- Чем отличается операционная система Windows от операционной системы MS-DOS?
(Windows является многозадачной операционной системой, которая позволяет решать разные задачи одновременно и обладает графическим интерфейсом, а MS-DOS – это однозадачная операционная система, обладающая интерфейсом командной строки). - Как вызвать программу Проводник?
(Для вызова программы Проводник нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на любом обязательном значке Рабочего стола, папки или кнопке Пуск) - Как посмотреть наличие свободного места на диске?
(Произвести щелчок правой кнопкой мыши на значке дисковода и в контекстном меню выбрать команду Свойства) - Будет ли удален объект, если удалить его ярлык?
(При удалении ярлыка объект не удаляется, так как ярлык – это только ссылка на объект) - Перечислить приемы работы с мышью?
(Щелчок, двойной щелчок, перетаскивание, протягивание, зависание, щелчок правой кнопкой мыши, специальное перетаскивание)
II тур
- Какое расширение дает файлам программа Paint по умолчанию?
(Paint дает файлам расширение .bmp) - Что такое Главное меню?
(Главное меню – это элемент управления Рабочего стола, предназначенный для быстрого доступа к программам, документам, средствам настройки и поиска, избранным папкам и документам. Завершение работы с Windows выполняется только с помощью Главного меню.) - Как называется структура расположения объектов в Windows?
(Древовидной или иерархической) - Перечислить составные части окна.
(Строка заголовка, строка меню, панель инструментов, рабочая область, полосы прокрутки, строка состояния) - Что такое буфер обмена?
(Это специальная область памяти компьютера для временного хранения информации. Используется для переноса данных между приложениями и документами)
III тур
- Как отличить активное окно папки от неактивного?
(В программе может быть открыто несколько окон, но активным считается одно окно, его кнопка на панели задач выглядит нажатой, а строка заголовка имеет более яркий фон) - Как выделить группу файлов. Расположенных в окне папки подряд друг за другом?
(Щелкнуть на значке первого файла выделяемой группы, перевести указатель мыши на значок последнего файла группы, нажать клавишу Shift и, держа её нажатой, щелкнуть) - Как настроить свойства Рабочего стола?
(Щелкнуть правой кнопкой мыши на свободном месте рабочего стола, выбрать в появившемся меню команду Свойства, используя вкладки, настроить фон, заставку, оформление рабочего стола. Настройка каждой вкладки заканчивается командой Применить) - Что отображается на каждой из панелей программы Проводник?
(На правой панели Проводника отображается содержимое открытой папки, а на левой панели – файловая структура) - Как нарисовать правильную геометрическую фигуру?
(Надо рисовать фигуру, удерживая клавишу Shift)
Суперигра
- Назвать виды окон?
(Диалоговое окно, окно папок, окно приложений, окно справочной системы) - Для чего нужна панель задач?
(В первую очередь для отображения состава скрытых в данный момент окон и организации удобного переключения между ними) - Перечислить признаки «зависания» операционной системы.
( Отсутствие реакции на какие-либо команды; необратимая порча изображения на экране; отсутствие реакции на нажатие комбинации клавиш CTRL+ALT+DELET; сохранение состояния соответствующей лампочки на клавиатуре при нажатии клавиши NUM LOCK ) - Что означает узел папки?
(Узел папки означает, что папка свернута, если перед папкой стоит знак «+», или что папка развернута, если перед папкой стоит знак « - ») - Как убрать панель инструментов из окна?
(Вид→Панель инструментов→отключить данную панель инструментов)
Вопросы «Желтой дорожки»
I тур
- Назвать элементы управления рабочего стола.
(Панель задач, значки и ярлыки) - Как называется расположение окон, когда видны все окна, прикрывая друг друга?
(расположение каскадом) - Чем флажок отличается от переключателя?
(Флажок имеет вид квадратика, в котором ставится галочка, если флажок установлен, в обратном случае – квадратик пуст. Используется флажок, когда надо разрешить или запретить какое-то действие, включить или отключить какую-то возможность.
Переключатель представляет собой кружок, внутри которого располагается черный, если переключатель включен, в обратном случае – кружок пуст. Переключатели используют для выбора одной возможности из некоторого набора вариантов.) - Что такое инсталляция и деинсталляция?
(Инсталляция – установка программ и приложений. Деинсталляция – удаление программ и приложений)
II тур
- Какие программы входят в состав стандартных программ общего назначения?
(Стандартные программы общего назначения – это программы, входящие в состав операционной системы и предназначенные для практической работы. Наличие таких программ в ОС позволяет с пользой применять компьютер, даже в том случае, если на нем нет ничего, кроме ОС. Таких программ 5: Блокнот, WordPad, Калькулятор, Imaging, Paint) - При диалоге с программой появилась надпись: «PRESS ANY KEY». Это означает просьбу…?
(Нажать любую клавишу клавиатуры) - Почему некоторые пункты меню изображаются более бледным, серым цветом?
(Не все команды, имеющиеся в меню. Могут использоваться в любой ситуации при работе с приложением. Если определенная команда в данной ситуации неприменима, она в меню временно отключается) - Можно ли создать документ на основе существующего?
(Можно. Для этого нужно выполнить следующие команды: Файл, Сохранить как. Таким образом, нужно сохранить файл с новым именем)
III тур
- Перечислите все возможные способы перезагрузки компьютера.
(1 способ- Пуск→Завершение работы→Перезагрузка; 2 способ – с помощью кнопки Reset на корпусе системного блока; 3 способ- с помощью комбинации клавиш Ctrl + Alt + Delete, выбрав в открывшемся диалоговом окне выбрать кнопку Завершить → Перезагрузка; 4 способ – с помощью меню окна Диспетчер задач: Завершение работы →Перезагрузка) - После установки игры на вашем Рабочем столе появилось следующее изображение (смотри рисунок). Что оно означает и для чего используется?
(Появившееся изображение – ярлык установленной игры, который применятся для быстрого доступа к соответствующей игре)
- Как называется строка, в которой указывается количество объектов окна?
(Строка состояния) - Чем копирование отличается от вырезания?
(При копировании данные заносятся в буфер обмена, но сохраняются в текущем документе, а при вырезании данные также заносятся в буфер обмена, но одновременно удаляются из текущего документа)
Суперигра
- Как с помощью клавиатуры в среде Windows можно скопировать содержимое экрана в буфер обмена?
(с помощью клавиши Print Screen) - В каком месте окна находится системный значок?
(В левом верхнем углу заголовка окна) - Что такое дефрагментация диска?
(Дефрагментация – это процесс обратный фрагментации диска, который заключается в том, что все файлы, имеющиеся на диске, перезаписываются в последовательных кластерах. После дефрагментации диска процесс считывания информации происходит намного быстрее, повышается эффективность использования компьютерной системы.) - В чем отличие программы Проводник от программы Мой компьютер?
(Программа Проводник позволяет увидеть всю структуру расположения объектов Windows и быстро переместиться к нужному объекту. Программа Мой компьютер не позволяет этого сделать; она обеспечивает навигацию по физической структуре дисков и предоставляет немедленный доступ к дисководам)
Вопросы «Розовой дорожки»
I тур
- Что такое технология OLE?
(Технология OLE представляет собой стандарт компании Microsoft для создания комбинированных документов.) - Какие из символов не могут содержать имена файлов?
1 : ? ! _ , + / ~ ”
(: ? / ”) - Как найти файл, расположенный на локальном диске С, зная только первые 2 буквы его имени?
(Выполнить следующие команды: Пуск→Найти→Файлы и папки, в поле Искать имена файлов и папок ввести маску ввода: известные 2 буквы.*, а в поле Где искать из списка выбрать Локальный диск (С).)
II тур
- Вы нашли красивую картинку и сохранили её на каком-либо съёмном носителе. Что нужно сделать, чтобы рисунок попал в список фоновых рисунков Рабочего стола?
( Чтобы рисунок попал в список фоновых рисунков Рабочего стола, его нужно поместить в папку С:\Windows, а формат рисунка должен быть .bmp. Поэтому, если рисунок имеет другой формат, то сначала стоит вручную произвести преобразование формата, а затем поместить в указанную папку. - Как при удалении файла избежать его помещения в Корзину?
(Чтобы файл был сразу удален окончательно и бесповоротно, следует при его удалении удерживать нажатой клавишу Shift, независимо от выбранного способа удаления) - Что такое заставка и в чем состоит цель её использования?
(Заставка – это специальная программа, назначение которой состоит в отображении на экране переменного динамического изображения при бездействии компьютера. Цель использования заставки состоит в уменьшении нагрузки на монитор и скрытии «рабочего» изображения на экране от посторонних)
III тур
- Что такое Plug and Play?
(Plug and Play – это стандарт, которому соответствует большинство современных устройств, входящих в состав компьютера. Если устройство соответствует этому стандарту, то при его установке ОС сама проводит автоматическое обнаружение нового устройства и добавление необходимых для его работы драйверов) - Как правильно удалить приложение Windows?
(Пуск→Настройка→Панель управления→Установка и удаление программ, в диалоговом окне Установка и удаление программ на вкладке Замена или удаление программ из списка установленных программ выбрать ту, которую нужно удалить и нажать кнопку Удалить) - Какая комбинация клавиш позволяет принудительно завершить работу приложения, вызвавшего «зависание» компьютера?
( левые (Ctrl + Alt) + Delete, в появившемся диалоговом окне выбрать кнопку Диспетчер задач, на вкладке Приложения выбрать программу, состояние которой соответствует сообщению Не отвечает и нажать на кнопку Снять задачу)
Суперигра
- Как одновременно изменить размеры и положение открытых окон на Рабочем столе?
(Произвести щелчок правой кнопкой мыши на панели задач и выбрать нужное расположение окон: окна каскадом, окна сверху вниз, окна слева направо) - Чем отличаются первые версии Windows от её более поздних версий?
(Первые версии Windows не могли работать без MS-DOS) - Что такое контекстная чувствительность?
(Это способность указателя мыши изменять свой вид при наведении на различные объекты)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок игра "Умники и умницы"
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 10 классе .Зачёт в форме игры "Умники и умницы" по творчеству Н.А.Некрасова...
Урок - игра "Умники и умницы"
Урок обобщения знаний по южным материкам с использованием игровых и компьютерных технологий....
Урок-игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина (9 класс)
Урок-игра «Умники и умницы»по творчеству А. С. Пушкина(9 класс)...
Урок-игра "Умники и Умницы"
Игра состоит из трех агонов. В каждом агоне участвуют три человека. Из девяти трое выйдут в финал, в котором определится победитель. Зри тели называются "теоретиками" и тоже участвуют в игре, они могу...
Обобщающий урок-игра "Умники и умницы"
Это первый обобщающий нетрадиционный урок по страноведению. Учащиеся узнают много нового о Великобритании, Америке....
Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.
8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...
Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»
Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...