Урок-игра по информатике для 8-х классов "Умники и умницы"
план-конспект урока по информатике и икт (8 класс)

Мацнева Татьяна Сергеевна

Урок-игра «Умники и умницы» построен по принципу известной одноименной телеигры и включает в себя три равнозначных тура и проведение суперигры. Цель игры: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных обучающимися при изучении темы «Операционная система Windows» и её отдельных программ. В ходе игры используется компьютерная презентация с изображением трёх дорожек, для каждой из которых подобраны вопросы различной сложности, а также предусмотрена возможность перехода с дорожки на соответствующий вопрос и обратно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon umniki_i_umnitsy.zip1.9 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-игра по информатике и ИКТ для 8-х классов

 «Умники и умницы»

по теме: «Операционная система Windows»

Учитель информатики и ИКТ Мацнева Татьяна Сергеевна

Цели урока:

обучающая – обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных учащимися при изучении темы «Операционная система Windows» и её отдельных программ;
развивающая – формирование логического мышления;

воспитательная – воспитание у учащихся чувства уверенности в себе, воспитание культуры умственного труда.

Продолжительность: 1 урок 

Оборудование:
- электронная презентация (Приложение1) с вопросами для трех дорожек;
- мультимедийный проектор;

- песочные часы;

- жетоны (рисунок1).

Оформление доски :
название и тема игры, логотип ОС Window

Описание урока-игры

Урок построен по принципу телеигры «Умники и умницы» и включает в себя три равнозначных тура и суперигру.

Каждый из трех туров начинается с того, что отбираются три участника данного тура. Для их отбора учитель задает классу поочередно три вопроса. Ученик, первым ответивший на первый вопрос, становится первым участником данного тура; ученик, первым ответивший на второй вопрос, становится вторым участником тура; ученик, первым ответивший на третий вопрос, становится третьим участником.

В презентации на слайде изображены три дорожки: зеленая состоит из пяти клеток, желтая — из четырех, розовая — из трех. Каждой клетке соответствует один вопрос. Участники тура по жребию выбирают дорожку, т. е., тот набор вопросов, на которые им предстоит ответить. За каждый правильный ответ участник тура получает 1 жетон. Следует иметь в виду, что вопросы розовой дорожки — самые сложные, вопросы зеленой дорожки — самые простые. Поэтому участники могут набрать 3 жетона, как ответив правильно на все вопросы розовой дорожки, так и дважды дав неправильный ответ на зеленой дорожке. Подбор вопросов разной сложности позволяет уравнять шансы участников на набор определенного количества жетонов. Но, конечно, многое зависит и от жребия. Время, которое отводится на 1 вопрос – 1 минута. В качестве счетчика времени можно использовать песочные часы.

Если игрок не отвечает на вопрос или дает неправильный ответ, то вопрос переходит к классу. Зритель, давший правильный ответ, также получает жетон. В конце игры эти жетоны учитываются при подведении итогов в индивидуальном первенстве.

Победитель тура становится участником суперигры.

Таким образом, по результатам трех туров определяются три участника суперигры, которая проводится по тем же правилам, что и каждый из трех туров.

Победитель и участники суперигры, а также зритель, набравший большее количество призов, награждаются грамотами (Приложение2).

Вопросы

для отбора участников I тура

  1. Как перенести объект в папку, используя буфер обмена?
    (Для переноса объекта в папку нужно выделить его, затем выбрать команду Вырезать меню Правка, открыть нужную папку и выбрать команду Вставить меню Правка)
  2. Каким образом можно переместить окно?
    (Для этого нужно указатель мыши поместить на заголовок окна и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместить окно)
  3. Как вызвать главное меню Windows? (Назвать все возможные варианты)
    (С помощью клавиши на клавиатуре с изображением логотипа Windows или щелчком на кнопке Пуск, расположенной на панели задач)

Вопросы

для отбора участников II тура

  1. Что является элементом оформления Рабочего стола?
    (Фоновый рисунок или фоновый узор)
  2. Что означает знак галочки, расположенный в меню перед командой?
    (Галочка означает, что указанный в пункте меню режим включен (действует) в данный момент)
  3. Как выбрать произвольную группу файлов?
    (Щелчок на значке ещё не выделенного файла при нажатой клавише Ctrl добавляет файл к выделенной группе)

Вопросы

для отбора участников III тура

  1. Как сохранить файл под старым именем?
    (Использовать команду Файл, Сохранить или щелкнуть на значке «дискета» на стандартной панели)
  2. Когда необходимо нажать Enter при вводе текста?
    (В конце абзаца)
  3. Как создать ярлык на Рабочем столе?
    (1способ: перетащить объект правой кнопкой мыши на Рабочий стол и в появившемся меню выбрать пункт Создать ярлык. 2 способ: щелкнуть правой кнопкой мыши на Рабочем столе и выбрать в появившемся меню пункты Создать, Ярлык)

Вопросы «Зеленой дорожки»

I тур

  1. Чем отличается операционная система Windows от операционной системы  MS-DOS?
    (Windows является многозадачной операционной системой, которая позволяет решать разные задачи одновременно и обладает графическим интерфейсом, а MS-DOS – это однозадачная операционная система, обладающая интерфейсом командной строки).
  2. Как вызвать программу Проводник?
    (Для вызова программы Проводник нужно щелкнуть правой кнопкой мыши на любом обязательном значке Рабочего стола, папки или кнопке Пуск)
  3. Как посмотреть наличие свободного места на диске?
    (Произвести щелчок правой кнопкой мыши на значке дисковода и в контекстном меню выбрать команду Свойства)
  4. Будет ли удален объект, если удалить его ярлык?
    (При удалении ярлыка объект не удаляется, так как ярлык – это только ссылка на объект)
  5. Перечислить приемы работы с мышью?
    (Щелчок, двойной щелчок, перетаскивание, протягивание, зависание, щелчок правой кнопкой мыши, специальное перетаскивание)

II тур

  1. Какое расширение дает файлам программа Paint по умолчанию?
    (Paint дает файлам расширение .bmp)
  2. Что такое Главное меню?
    (Главное меню – это элемент управления Рабочего стола, предназначенный для быстрого доступа к программам, документам, средствам настройки и поиска, избранным папкам и документам. Завершение работы с Windows выполняется только с помощью Главного меню.)
  3. Как называется структура расположения объектов в Windows?
    (Древовидной или иерархической)
  4. Перечислить составные части окна.
    (Строка заголовка, строка меню, панель инструментов, рабочая область, полосы прокрутки, строка состояния)
  5. Что такое буфер обмена?
    (Это специальная область памяти компьютера для временного хранения информации. Используется для переноса данных между приложениями и документами)

III тур

  1. Как отличить активное окно папки от неактивного?
    (В программе может быть открыто несколько окон, но активным считается одно окно, его кнопка на панели задач выглядит нажатой, а строка заголовка имеет более яркий фон)
  2. Как выделить группу файлов. Расположенных в окне папки подряд друг за другом?
    (Щелкнуть на значке первого файла выделяемой группы, перевести указатель мыши на значок последнего файла группы, нажать клавишу Shift и, держа её нажатой, щелкнуть)
  3. Как настроить свойства Рабочего стола?
    (Щелкнуть правой кнопкой мыши на свободном месте рабочего стола, выбрать в появившемся меню команду Свойства, используя вкладки, настроить фон, заставку, оформление рабочего стола. Настройка каждой вкладки заканчивается командой Применить)
  4. Что отображается на каждой из панелей программы Проводник?
    (На правой панели Проводника отображается содержимое открытой папки, а на левой панели – файловая структура)
  5. Как нарисовать правильную геометрическую фигуру?
    (Надо рисовать фигуру, удерживая клавишу Shift)

Суперигра

  1. Назвать виды окон?
    (Диалоговое окно, окно папок, окно приложений, окно справочной системы)
  2. Для чего нужна панель задач?
    (В первую очередь для отображения состава скрытых в данный момент окон и организации удобного переключения между ними)
  3. Перечислить признаки «зависания» операционной системы.
    ( Отсутствие реакции на какие-либо команды; необратимая порча изображения на экране; отсутствие реакции на нажатие комбинации клавиш CTRL+ALT+DELET; сохранение состояния соответствующей лампочки на клавиатуре при нажатии клавиши NUM LOCK )
  4. Что означает узел папки?
    (Узел папки означает, что папка свернута, если перед папкой стоит знак «+», или что папка развернута, если перед папкой стоит знак « - »)
  5. Как убрать панель инструментов из окна?
    (ВидПанель инструментовотключить данную панель инструментов)

Вопросы «Желтой дорожки»

I тур

  1. Назвать элементы управления рабочего стола.
    (Панель задач, значки и ярлыки)
  2. Как называется расположение окон, когда видны все окна, прикрывая друг друга?
    (расположение каскадом)
  3. Чем флажок отличается от переключателя?
    (Флажок имеет вид квадратика, в котором ставится галочка, если флажок установлен, в обратном случае – квадратик пуст. Используется флажок, когда надо разрешить или запретить какое-то действие, включить или отключить какую-то возможность.
    Переключатель представляет собой кружок, внутри которого располагается черный, если переключатель включен, в обратном случае – кружок пуст. Переключатели используют для выбора одной возможности из некоторого набора вариантов.)
  4. Что такое инсталляция и деинсталляция?
    (Инсталляция – установка программ и приложений. Деинсталляция – удаление программ и приложений)

II тур

  1. Какие программы входят в состав стандартных программ общего назначения?
    (Стандартные программы общего назначения – это программы, входящие в состав операционной системы и предназначенные для практической работы. Наличие таких программ в ОС позволяет с пользой применять компьютер, даже в том случае, если на нем нет ничего, кроме ОС. Таких программ 5: Блокнот, WordPad, Калькулятор, Imaging, Paint)
  2. При диалоге с программой появилась надпись: «PRESS ANY KEY». Это означает просьбу…?
    (Нажать любую клавишу клавиатуры)
  3. Почему некоторые пункты меню изображаются более бледным, серым цветом?
    (Не все команды, имеющиеся в меню. Могут использоваться в любой ситуации при работе с приложением. Если определенная команда в данной ситуации неприменима, она в меню временно отключается)
  4. Можно ли создать документ на основе существующего?
    (Можно. Для этого нужно выполнить следующие команды: Файл, Сохранить как. Таким образом, нужно сохранить файл с новым именем)

III тур

  1. Перечислите все возможные способы перезагрузки компьютера.
    (1 способ- ПускЗавершение работыПерезагрузка; 2 способ – с помощью кнопки Reset на корпусе системного блока; 3 способ- с помощью комбинации клавиш Ctrl + Alt + Delete, выбрав  в открывшемся диалоговом окне выбрать кнопку Завершить  Перезагрузка; 4 способ – с помощью меню окна Диспетчер задач: Завершение работы Перезагрузка)
  2. После установки игры на вашем Рабочем столе появилось следующее изображение (смотри рисунок). Что оно означает и для чего используется?

    (Появившееся изображение – ярлык установленной игры, который применятся для быстрого доступа к соответствующей игре)  

  1. Как называется строка, в которой указывается количество объектов окна?
    (Строка состояния)
  2. Чем копирование отличается от вырезания?
    (При копировании данные заносятся в буфер обмена, но сохраняются в текущем документе, а при вырезании данные также заносятся в буфер обмена, но одновременно удаляются из текущего документа)

Суперигра

  1. Как с помощью клавиатуры в среде Windows можно скопировать содержимое экрана в буфер обмена?
    (с помощью клавиши Print Screen)
  2. В каком месте окна находится системный значок?
    (В левом верхнем углу заголовка окна)
  3. Что такое дефрагментация диска?
    (Дефрагментация – это процесс обратный фрагментации диска, который заключается в том, что все файлы, имеющиеся на диске, перезаписываются в последовательных кластерах. После дефрагментации диска процесс считывания информации происходит намного быстрее, повышается эффективность использования компьютерной системы.)
  4. В чем отличие программы Проводник от программы Мой компьютер?
    (Программа Проводник позволяет увидеть всю структуру расположения объектов Windows и быстро переместиться к нужному объекту. Программа Мой компьютер не позволяет этого сделать; она обеспечивает навигацию по физической структуре дисков и предоставляет немедленный доступ к дисководам)

Вопросы «Розовой дорожки»

I тур

  1. Что такое технология OLE?
    (Технология OLE представляет собой стандарт компании Microsoft для создания комбинированных документов.)
  2. Какие из символов не могут содержать имена файлов?
    1 : ? ! _ , + / ~ ”
    (: ? / ”)
  3. Как найти файл, расположенный на локальном диске С, зная только первые 2 буквы его имени?
    (Выполнить следующие команды: ПускНайтиФайлы и папки, в поле Искать имена файлов и папок ввести маску ввода: известные 2 буквы.*, а в поле Где искать из списка выбрать Локальный диск (С).)

II тур

  1. Вы нашли красивую картинку и сохранили её на каком-либо съёмном носителе. Что нужно сделать, чтобы рисунок попал в список фоновых рисунков Рабочего стола?
    ( Чтобы рисунок попал в список фоновых рисунков Рабочего стола, его нужно поместить в папку С:\Windows, а формат рисунка должен быть .bmp. Поэтому, если рисунок имеет другой формат, то сначала стоит вручную произвести преобразование формата, а затем поместить в указанную папку.
  2. Как при удалении файла избежать его помещения в Корзину?
    (Чтобы файл был сразу удален окончательно и бесповоротно, следует при его удалении удерживать нажатой клавишу Shift, независимо от выбранного способа удаления)
  3. Что такое заставка и в чем состоит цель её использования?
    (Заставка – это специальная программа, назначение которой состоит в отображении на экране переменного динамического изображения при бездействии компьютера. Цель использования заставки состоит в уменьшении нагрузки на монитор и скрытии «рабочего» изображения на экране от посторонних)

III тур

  1. Что такое Plug and Play?
    (Plug and Play – это стандарт, которому соответствует большинство современных устройств, входящих в состав компьютера. Если устройство соответствует этому стандарту, то при его установке ОС сама проводит автоматическое обнаружение нового устройства и добавление необходимых для его работы драйверов)
  2. Как правильно удалить приложение Windows?
    (ПускНастройкаПанель управленияУстановка и удаление программ, в диалоговом окне Установка и удаление программ на вкладке Замена или удаление программ из списка установленных программ выбрать ту, которую нужно удалить и нажать кнопку Удалить)
  3. Какая комбинация клавиш позволяет принудительно завершить работу приложения, вызвавшего «зависание» компьютера?
    ( левые (Ctrl + Alt) + Delete, в появившемся диалоговом окне выбрать кнопку Диспетчер задач, на вкладке Приложения выбрать программу, состояние которой соответствует сообщению Не отвечает и нажать на кнопку Снять задачу)

Суперигра

  1. Как одновременно изменить размеры и положение открытых окон на Рабочем столе?
    (Произвести щелчок правой кнопкой мыши на панели задач и выбрать нужное расположение окон: окна каскадом, окна сверху вниз, окна слева направо)
  2. Чем отличаются первые версии Windows от её более поздних версий?
    (Первые версии Windows не могли работать без MS-DOS)
  3. Что такое контекстная чувствительность?
    (Это способность указателя мыши изменять свой вид при наведении на различные объекты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок игра "Умники и умницы"

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ в 10 классе .Зачёт в форме игры "Умники и умницы" по творчеству Н.А.Некрасова...

Урок - игра "Умники и умницы"

Урок обобщения знаний по южным материкам с использованием игровых и компьютерных технологий....

Урок-игра «Умники и умницы» по творчеству А. С. Пушкина (9 класс)

Урок-игра  «Умники и умницы»по творчеству А. С. Пушкина(9 класс)...

Урок-игра "Умники и Умницы"

Игра состоит из трех агонов. В каждом агоне участвуют три человека. Из девяти трое выйдут в финал, в котором определится победитель. Зри тели называются "теоретиками" и тоже участвуют в игре, они могу...

Обобщающий урок-игра "Умники и умницы"

Это  первый  обобщающий  нетрадиционный  урок  по  страноведению.  Учащиеся  узнают  много  нового  о  Великобритании,  Америке....

Урок - игра. Турнир - "Умники и умницы". Обобщающий урок по теме: "Тепловые явления". 8 класс.

8 класс. Обобщающий урок по теме:"Тепловые явления". Физику и математику принято относить к точным наукам. И уж если прозвенел звонок на урок по этим предметам, то казалось бы литература, искусство, п...

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...