Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ для 10 класса "Социальная информатика"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему
Рабочая тетрадь предназначена в помощь учителю, работающему в 10-х классах по учебно-методическому компету для 10-х класов И.Г. Семакина и может быть использована в системе общего образования на параллели учащихся 10-х кассов средней общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_2.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная информатика
Рабочая тетрадь
- Информационные революции и информационное общество
История человечества прошла через четыре информационные революции. Четвертая революция связана с появлением и развитием микропроцессорной техники и компьютерных телекоммуникаций.
В настоящее время в цивилизованном мире происходит процесс движения к информационному обществу. Формирование информационного общества изменяет структуру экономики государств и структуру рынка труда.
Информационный кризис общества связан с тем обстоятельством, что обрушившийся на человека поток информации оказался недоступным обработке в приемлемое время.
Научно-информационные технологии помогают разрешить информационный кризис. Однако в полной мере это возможно в комплексе с другими мерами: экономическими, юридическими и др.
Задание 1
Заполните таблицу «Информационные революции»
Информационная революция | Связана с… | Временной период | Описание |
Первая | Изобретением письменности | Более 6 тысяч лет тому назад | Цивилизации, освоившие письменность развивались быстрее, достигали более высокого культурного и экономического уровня |
Задание 2
Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество». Опишите, по предложенной схеме, что такое «информационное общество»:
- Впервые возникло – _______________________________________________________________________________
- Определение – _______________________________________________________________________________
- Какие государства находятся в стадии развитого информационного общества – _______________________________________________________________________________
- Существующие критерии оценки полномасштабного информационного общества – _______________________________________________________________________________
Задание 3
Заполните схему «Развитый рынок информационных продуктов и услуг»
Задание 4
Опишите важнейшие этапы пути в информационное общество:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Опишите настоящее состояние и перспективы развития информационные и коммуникационных технологий. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
Опишите, в чем заключатся информационный кризис, пути его преодоления. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Рынок информационной культуры
Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при движении по пути к информационному обществу. Информационная культура – часть общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию, понимать ее полезность, достоверность и т.п.
Задание 1
Приведите примеры:
- достоверной, но необъективной информации;
- объективной, но недостоверной информации;
- полной, достоверной, но бесполезной информации;
- неактуальной информации;
- актуальной, но непонятной информации.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Существенный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми – важный признак человека информационного общества.
Задание 2
Что такое «информационная культура»?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Как соотносится информационная культура с общечеловеческой культурой?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
На данном этапе ваша первостепенная задача – учиться, но не просто получать определенные знания, умения и навыки, а учиться их мобилизовать при определенных обстоятельствах – учиться основным компетентностям, которые вам будут совершенно необходимы в дальнейшей жизни.
Опишите, как вы понимаете каждое из перечисленных умений, способствующих развитию операционного мышления?
- Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Умение строить информационные модели для описания объектов и систем.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима. Такие способности необходимы любому современному образованному человеку. |
Задание 5
Заполните схему «Формирование информационной культуры»
Задание 6
Что такое «информационная война»? попробуйте привести конкретные примеры ведения информационной войны.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Особенности формирования информационного общества в России
В нашей стране формирование элементов информационного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу исторических обстоятельств, в которых находится Россия.
Задание 1
В 1999 году по инициативе профильных комитетов Государственной Думы была разработана Концепция формирования информационного общества в России. Запишите ее основную цель.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Запишите предпосылки перехода к информационному обществу в России, записанные в констатирующей части концепции:
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Запишите базовые положения концепции информатизации общества.
1. Стратегическая цель – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Переход к информационному обществу – необходимое условие выхода страны из экономического кризиса – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Концепция устойчивого развития – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Пути перехода к информационному обществу – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Доступ к общественной информации – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Связь с мировым информационным сообществом – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Запишите особенности перехода России к информационному обществу, отмеченные в концепции.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
Что является основой российского пути к информатизации общества?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6
Приведите известные вам примеры, с которыми вы сталкивались, отражающие наличие процесса национального движения к информационному обществу.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Проблема информационной безопасности личности, общества, государства
По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защита права личности, общества и государства на конфиденциальность.
В России в 2000 году была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.
Задание 1
Что относится к объектам информационной безопасности РФ?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
Перечислите национальные интересы РФ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
Какую информацию вы считаете конфиденциальной для государства, для вашей школы, для себя лично?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлением информационного неравенства? Как проявляется информационное неравенство в системе школьного образования?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений.
Задание 1
О чем говорится в законе «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2
О чем говорится в законе «Об информации, информатизации и защите информации»?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3
В 1996 году в Уголовный кодекс был внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступления. Перечислите самые распространенные виды информационного преступления:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 4
Появилось ли у вас, после изучения вышеуказанного законодательства, заняться производством и распространением компьютерных вирусов? Почему «да», почему «нет».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 5
С помощью справочной системы MS Word, выясните:
- можно ли установить пароль на документы, создаваемые в редакторе;
- можно ли изменять атрибуты файлов сделать их доступными только для чтения;
Задание 6
Существует определенная классификация антивирусных программ. Опишите принцип работы нижеперечисленных антивирусных программ:
- программы – детекторы – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- программы – ревизоры – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- программы – докторы – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- программы – фильтры – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- программы – вакцины – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Контрольный тест
- Информационное общество – это:
- сообщество людей, в котором информация передается от человека к человеку;
- общество людей, в котором деятельность отдельных людей и коллективов не зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию;
- общество, в котором большинство работающих людей занятии производством, хранением, переработкой, продажей информации и обменом информацией.
- Информационная культура – это:
- информационный кризис: ситуация, когда человечество не может в полной мере использовать накопленный информационный потенциал;
- потребности любого человека в получении необходимой информации;
- внедрение и развитие технической базы;
- использование знаний во всех видах человеческой деятельности;
- умение и потребность человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.
- Информационная система – это:
- любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов, объединенных для достижения определенного результата;
- персональный компьютер;
- взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных.
- Информационная технология – это:
- совокупность определенных действий, направленных на достижение цели;
- процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления;
- совокупность программных продуктов.
- За элементарную единицу измерения количества информации принят:
- 1 бод;
- 1 бит;
- 1 байт;
- 1 Кбайт.
- «Информационная война» - это:
- война с применением традиционных видов оружия;
- проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
- комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство;
- столкновение с виртуальной реальностью.
- Документ, определяющий объекты информационной безопасности РФ: все виды информационных ресурсов, права на распространение и использование информации, информационные ресурсы, информационная инфраструктура, система формирования общественного сознания –
- Концепция формирования информационного общества;
- Доктрина информационной безопасности РФ;
- Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- Документ, регламентирующий юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных –
- Концепция формирования информационного общества;
- Доктрина информационной безопасности РФ;
- Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
- Закон «Об информации, информатизации и защите информации».
- В уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказания за:
- недостойное поведение в общественных местах;
- неправомерный доступ к компьютерной информации;
- создание, использование и распространение вредоносных программ; неправомерный доступ к компьютерной информации; умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей;
- сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни граждан.
- Наиболее острой проблемой информационного общества является проблема –
- разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
- информационной безопасности, начиная от отдельного человека до государства;
- информационного неравенства;
- развития современных информационных технологий отечественной индустрии информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая тетрадь по информатике
Рабочая (авторская) тетрадь по информатике может использоваться на уроках информатики в начальных классах. Также может изменяться и корректироваться самим учителем. Рабочая тетрадь имеет большое...
Рабочая тетрадь по информатике, часть1
Рабочая тетрадь по информатике предназначена для самостоятельной работы студентов и для закрепления изученного материала по темам:Тема IСистемы счисления, используемые в ПК……………………...Тема IIАлгеб...
Рабочая тетрадь по информатике, часть2
Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала по темам: Тема I. EXCEL. Ввод данных в ячейку………………………………...Тема IIEXCEL. Расчетные о...
Рабочая тетрадь по информатике "Основы алгоритмизации"
Методическая разработка уроков и рабочая тетрадь по теме "Основы алгоритмизации" с использованием компьютерной программы "Конструктор блок-схем" является обобщение опыта преподавания курса ОИВТ в 9 кл...
Рабочая тетрадь по информатике
Перед вами одна из тем из рабочей тетради по информатике, разработанной мной для облегчения изучения тем «Системы счисления», «Алгебра логики»....
Учебники и рабочие тетради по информатике
Матвеева Н.В. Информатика ФГОС 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради
Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...