Рабочая тетрадь по информатике и ИКТ для 10 класса "Социальная информатика"
методическая разработка по информатике и икт (10 класс) на тему

Петрова Татьяна Валентиновна

Рабочая тетрадь предназначена в помощь учителю, работающему в 10-х классах по учебно-методическому компету для 10-х класов И.Г. Семакина и может быть использована в системе общего образования на параллели учащихся 10-х кассов средней общеобразовательной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_2.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Социальная информатика

Рабочая тетрадь

  1. Информационные революции и информационное общество

История человечества прошла через четыре информационные революции. Четвертая революция связана с появлением и развитием микропроцессорной техники и компьютерных телекоммуникаций.

В настоящее время в цивилизованном мире происходит процесс движения к информационному обществу. Формирование информационного общества изменяет структуру экономики государств и структуру рынка труда.

Информационный кризис общества связан с тем обстоятельством, что обрушившийся на человека поток информации оказался недоступным обработке в приемлемое время.

Научно-информационные технологии помогают разрешить информационный кризис. Однако в полной мере это возможно в комплексе с другими мерами: экономическими, юридическими и др.

Задание 1

Заполните таблицу «Информационные революции»

Информационная революция

Связана с…

Временной период

Описание

Первая

Изобретением письменности

Более 6 тысяч лет тому назад

Цивилизации, освоившие письменность развивались быстрее, достигали более высокого культурного и экономического уровня

Задание 2

 Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информационное общество». Опишите, по предложенной схеме, что такое «информационное общество»:

  1. Впервые возникло –  _______________________________________________________________________________
  2. Определение –  _______________________________________________________________________________
  3. Какие государства находятся в стадии развитого информационного общества – _______________________________________________________________________________
  4. Существующие критерии оценки полномасштабного информационного общества – _______________________________________________________________________________

Задание 3

Заполните схему «Развитый рынок информационных продуктов и услуг»

Задание 4

Опишите важнейшие этапы пути в информационное общество:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

Опишите настоящее состояние и перспективы развития информационные и коммуникационных технологий. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6

Опишите, в чем заключатся информационный кризис, пути его преодоления. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Рынок информационной культуры

Целенаправленные усилия общества и государства по развитию информационной культуры населения являются обязательными при движении по пути к информационному обществу. Информационная культура – часть общечеловеческой культуры. Культурный (в широком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию, понимать ее полезность, достоверность и т.п.

Задание 1

Приведите примеры:

  1. достоверной, но необъективной информации;
  2. объективной, но недостоверной информации;
  3. полной, достоверной, но бесполезной информации;
  4. неактуальной информации;
  5. актуальной, но непонятной информации.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Существенный элемент информационной культуры – владение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людьми – важный признак человека информационного общества.

Задание 2

Что такое «информационная культура»?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Как соотносится информационная культура с общечеловеческой культурой?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

На данном этапе ваша первостепенная задача – учиться, но не просто получать определенные знания, умения и навыки, а учиться их мобилизовать при определенных обстоятельствах – учиться основным компетентностям, которые вам будут совершенно необходимы в дальнейшей жизни.

Опишите, как вы понимаете каждое из перечисленных умений, способствующих развитию операционного мышления?

  1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения поставленной цели.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Умение организовывать поиск информации, нужный для решения поставленной задачи.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Дисциплина и структурированность языковых средств коммуникации.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Навык своевременного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать клавиатурой и мышью.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Роль перечисленных выше умений и навыков на современном этапе очень значима.  Такие способности необходимы любому современному образованному человеку.

Задание 5

Заполните схему «Формирование информационной культуры»

Задание 6

Что такое «информационная война»? попробуйте привести конкретные примеры ведения информационной войны.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Особенности формирования информационного общества в России

В нашей стране формирование элементов информационного общества является задачей актуальной и чрезвычайно сложной в силу исторических обстоятельств, в которых находится Россия.

Задание 1

В 1999 году по инициативе профильных комитетов Государственной Думы была разработана Концепция формирования информационного общества в России. Запишите ее основную цель.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Запишите предпосылки перехода к информационному обществу в России, записанные в констатирующей части концепции:

  1. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  5. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  6. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Запишите базовые положения концепции информатизации общества.

1. Стратегическая цель – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Переход к информационному обществу – необходимое условие выхода страны из экономического кризиса – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3. Концепция устойчивого развития – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Пути перехода к информационному обществу – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Доступ к общественной информации – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Связь с  мировым информационным сообществом – ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Запишите особенности перехода России к информационному обществу, отмеченные в концепции.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

Что является основой российского пути к информатизации общества?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6

Приведите известные вам примеры, с которыми вы сталкивались, отражающие наличие процесса национального движения к информационному обществу.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Проблема информационной безопасности личности, общества, государства

По мере продвижения к информационному обществу все более острой становится проблема защита права личности, общества и государства на конфиденциальность.

В России в 2000 году была принята Доктрина информационной безопасности Российской Федерации.

Задание 1

Что относится к объектам информационной безопасности РФ?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

Перечислите национальные интересы РФ.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

Какую информацию вы считаете конфиденциальной для государства, для вашей школы, для себя лично?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Сталкивались ли вы в своей жизни с проявлением информационного неравенства? Как проявляется информационное неравенство в системе школьного образования?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Уже на раннем этапе продвижения к информационному обществу необходимы меры правового регулирования вновь возникающих отношений.

Задание 1

О чем говорится в законе «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

О чем говорится в законе «Об информации, информатизации и защите информации»?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3

В 1996 году в Уголовный кодекс был внесен раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он определил меру наказания за некоторые виды преступления. Перечислите самые распространенные виды информационного преступления:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4

Появилось ли у вас, после изучения вышеуказанного законодательства, заняться производством и распространением компьютерных вирусов? Почему «да», почему «нет».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5

С помощью справочной системы MS Word, выясните:

  1. можно ли установить пароль на документы, создаваемые в редакторе;
  2. можно ли изменять атрибуты файлов сделать их доступными только для чтения;

      Задание 6

      Существует определенная классификация антивирусных программ. Опишите принцип работы                      нижеперечисленных антивирусных программ:

  • программы – детекторы – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • программы – ревизоры – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • программы – докторы – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • программы – фильтры – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  • программы – вакцины – ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Контрольный тест

  1. Информационное общество – это:

  1. сообщество людей, в котором информация передается от человека к человеку;
  2. общество людей, в котором деятельность отдельных людей и коллективов не зависит от их информированности и способности эффективно использовать имеющуюся информацию;
  3. общество, в котором большинство работающих людей занятии производством, хранением, переработкой, продажей информации и обменом информацией.

  1. Информационная культура – это:

  1. информационный кризис: ситуация, когда человечество не может в полной мере использовать накопленный информационный потенциал;
  2. потребности любого человека в получении необходимой информации;
  3. внедрение и развитие технической базы;
  4. использование знаний во всех видах человеческой деятельности;
  5. умение и потребность человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.

  1. Информационная система – это:

  1. любой объект, который одновременно рассматривается и как единое целое, и как совокупность разнородных объектов, объединенных для достижения определенного результата;
  2. персональный компьютер;
  3. взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, участвующих в обработке данных.
  1. Информационная технология – это:

  1. совокупность определенных действий, направленных на достижение цели;
  2. процесс, использующий совокупность средств и методов обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления;
  3. совокупность программных продуктов.

  1. За элементарную единицу измерения количества информации принят:

  1. 1 бод;
  2. 1 бит;
  3. 1 байт;
  4. 1 Кбайт.

  1. «Информационная война» - это:

  1. война с применением традиционных видов оружия;
  2. проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ее объеме;
  3. комплексное воздействие на систему государственного и военного управления противостоящей стороны, на ее военно-политическое руководство;
  4. столкновение с виртуальной реальностью.

  1. Документ, определяющий объекты информационной безопасности РФ:  все виды информационных ресурсов, права на распространение и использование информации, информационные ресурсы, информационная инфраструктура, система формирования общественного сознания –

  1. Концепция формирования информационного общества;
  2. Доктрина информационной безопасности РФ;
  3. Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
  4. Закон «Об информации, информатизации и защите информации».

  1. Документ, регламентирующий юридические вопросы, связанные с авторскими правами на программные продукты и базы данных –

  1. Концепция формирования информационного общества;
  2. Доктрина информационной безопасности РФ;
  3. Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
  4. Закон «Об информации, информатизации и защите информации».

  1. В уголовном кодексе РФ имеется раздел «Преступления в сфере компьютерной информации». Он предусматривает наказания за:

  1. недостойное поведение в общественных местах;
  2. неправомерный доступ к компьютерной информации;
  3. создание,  использование и распространение вредоносных программ; неправомерный доступ к компьютерной информации; умышленное нарушение правил эксплуатации ЭВМ и их сетей;
  4. сбор, хранение,  использование и распространение  информации о частной жизни граждан.
  1. Наиболее острой проблемой информационного общества является проблема –

  1. разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующей разницей в ресурсном обеспечении;
  2. информационной безопасности, начиная от отдельного человека до государства;
  3. информационного неравенства;
  4. развития современных информационных технологий отечественной индустрии информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по информатике

Рабочая (авторская) тетрадь по информатике может  использоваться на уроках информатики в начальных классах. Также может изменяться и корректироваться самим учителем. Рабочая тетрадь имеет большое...

Рабочая тетрадь по информатике, часть1

Рабочая тетрадь по информатике предназначена для самостоятельной работы студентов и для закрепления изученного материала по темам:Тема IСистемы счисления, используемые в ПК……………………...Тема IIАлгеб...

Рабочая тетрадь по информатике, часть2

Рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы обучающихся и закрепления изученного материала по темам: Тема I.  EXCEL. Ввод данных в ячейку………………………………...Тема IIEXCEL. Расчетные о...

Рабочая тетрадь по информатике "Основы алгоритмизации"

Методическая разработка уроков и рабочая тетрадь по теме "Основы алгоритмизации" с использованием компьютерной программы "Конструктор блок-схем" является обобщение опыта преподавания курса ОИВТ в 9 кл...

Рабочая тетрадь по информатике

Перед вами одна из тем из рабочей тетради по информатике, разработанной мной для облегчения изучения тем «Системы счисления», «Алгебра логики»....

Учебники и рабочие тетради по информатике

Матвеева Н.В. Информатика ФГОС 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Первые шаги в мире информатики" + рабочие тетради

Рабочая программа составлена для учащихся 3-4 класса .Занятия проводятся по группам, по 1 часу 1 раз  в две недели. Во время занятия обязательными являются физкультурные минутки, гимнастика для г...