Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения "Программирование в компьютерных системах"
методическая разработка по информатике и икт
Предварительный просмотр:
БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Комплект контрольно-оценочных средств
для оценки результатов освоения
ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем
основной профессиональной образовательной программы
по специальности
09.02.03 Программирование в компьютерных системах
г. Урай, 2018 г.
Разработчики:
__УПК___ преподаватель___ Газыева Г.А.___________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
__УПК___ преподаватель___ Хатмуллин Р.Н.___________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты от работодателя[1]:
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
____________________ ___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
I. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Комплект контрольно-оценочные средств предназначен для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу профессионального модуля. К экзамену (квалификационному) по профессиональному модулю допускаются обучающиеся, успешно прошедшие промежуточную аттестацию по МДК, учебную и производственную практику в рамках данного профессионального модуля.
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности(ВПД): Разработка программных модулей программного обеспечения компьютерных систем и составляющих его профессиональных компетенций, а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения ОПОП в целом.
Формой аттестации по профессиональному модулю является экзамен (квалификационный).
1. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Элемент модуля | Форма контроля и оценивания | |
Промежуточная аттестация | Текущий контроль | |
МДК 01.01. Системное программирование | Дифференцированный зачет | Оценка выполнения тестового задания |
МДК 01.02. Прикладное программирование | Курсовой проект | Защита курсового проекта |
УП.01 Учебная практика | Дифференцированный зачет | Оценка выполненных работ на учебной практике |
ПП.01 Производственная практика | Дифференцированный зачет | Оценка выполненных работ на производственной практике |
ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения компьютерных систем | Экзамен квалификационный | Анализ и оценка выполнения тестового задания, работ учебной практики, работ производственной практики, выполнения практического задания |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ МОДУЛЯ
2.1. Профессиональные и общие компетенции
В результате контроля и оценки по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих профессиональных компетенций:
Профессиональные компетенции | Показатели оценки результата |
ПК 1. 1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент. | - создание отдельных компонентов - выполнение спецификаций компонентов |
ПК 1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. | - выполнение создания кода программного продукта на уровне модуля в соответствие готовых спецификаций - разработка пользовательского интерфейса |
ПК 1.3 Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. | - использование специализированных программных средств для отладки программных модулей - разработка компонент программных модулей с использованием современных инструментальных средства и технологий |
ПК 1.4 Выполнять тестирование программных модулей. | - выполнение тестирования качества разработки программных модулей с помощью разработанных тестовых наборов и сценариев - определение ошибок в программном коде с использованием тестовых наборов |
ПК 1.5 Осуществлять оптимизацию программного кода модуля. | -выявление избыточности кода программного продукта и его оптимизация - анализ оптимизации программного кода модуля |
ПК 1.6 Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций. | - использование инструментальных средств и графических языков спецификаций для создания компонент проектной и технической документации - оформление проектной и технической документации в соответствии со стандартами |
В результате контроля и оценки по профессиональному модулю осуществляется комплексная проверка следующих общих компетенций:
ОК | Общие компетенции | Показатели оценки результата |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
|
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество |
|
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
|
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
|
ОК 5. | Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационнокоммуникационных технологий |
|
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
|
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий |
|
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации |
|
ОК 9 | Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности |
|
2.2. Требования к портфолио
Тип портфолио (портфолио смешанного типа)
Проверяемые результаты обучения
ПК1.1, ПК1.2, ПК1.3, ПК1.4, ПК 1.5, ПК 1.6, ОК1,ОК2,ОК3,ОК4,ОК5,ОК6,ОК7, ОК8, ОК9.
Состав портфолио:
Обязательные документы:
- Аттестационный лист по производственной практике
- Аттестационный лист по учебной практике
- Характеристика с производства
- Дневник производственной практики
Дополнительные материалы:
- Грамоты, дипломы за спортивные и общественные достижения,
- Сертификаты за участие в колледжных и региональных мероприятиях,
- Приказы о поощрениях и др.
3. ОЦЕНКА ОСВОЕНИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО КУРСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1 Задания в тестовой форме для дифференцированного зачета по МДК 01.01 «Системное программирование»
Комплект материалов для оценки сформированных общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности для поэтапной проверки теоретического курса МДК.01.01.
Вариант 1
- Программа – это…
- Совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ПК.
- Упорядоченная последовательность команд компьютера для решения задачи.
- Совокупность способов обработки данных и документов.
- Программное обеспечение – это…
- Совокупность программ обработки данных и необходимых для эксплуатации документов.
- Совокупность языков и систем программирования.
- Совокупность информационной модели проблемной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы программной системы.
- Технология программирования – это…
- Теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ.
- Совершенствование профессиональной культуры программирования, организация и упорядочение труда самого программиста, независимо от конкретного языка программирования, решаемой задачи и ЭВМ.
- Поддержка работоспособности программного продукта, и переход на его новые версии, внесение изменений, исправление обнаруженных ошибок.
- Программный продукт – это…
- Комплекс взаимосвязанных программ для решения определенной проблемы (задачи) массового спроса, подготовленный к реализации как любой вид промышленной продукции.
- Совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ПК.
- Автоматический генератор кодов и программ.
- Задача – это…
- Проблема, подлежащая решению.
- Упорядоченная последовательность команд (инструкций) компьютера.
- Программная реализация на компьютере решения задачи.
- Предметная (прикладная) область – это…
- Совокупность связанных между собой функций, задач управления, с помощью которых достигается выполнение поставленных целей.
- Совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ПК.
- Совокупность языков и систем программирования.
- Процесс создания программ можно представить как:
- Алгоритмизация решения задачи→Программирование.
- Создание каркаса программ →Создание полного продукта.
- Постановка задачи→Алгоритмизация решения задачи→Программирование.
- Программирование – это…
- Теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ.
- Программная реализация на компьютере решения задачи.
- Формулировка решения задачи на компьютере с описанием входной и выходной информации.
- Что такое утилитарные программы?
- Комплекс программ, обеспечивающих пользователю и программам удобный интерфейс.
- ПО, предназначенные для отладки новых программ.
- Программы, предназначенные для удовлетворения нужд их разработчиков.
- Язык программирования – это…
- Формализованный язык для описания алгоритма решения задачи на компьютере.
- Технология разработки, отладки, верификации и внедрения программного обеспечения.
- Теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ.
- CASE-технология – это…
- Программная реализация на компьютере решения задачи.
- Теоретическая и практическая технология, связанная с созданием программ.
- Программный комплекс, автоматизирующий весь технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем.
- Понятие жизненного цикла ПО:
- Время, которое занимает выполнение каждой процедуры (команды).
- Непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации.
- Период времени от создания продукта и до окончания его функционирования на данном ПК.
- Разработка ПО включает в себя:
- Разработка→Внедрение→Поддержка
- Анализ→Проектирование→Реализация
- Проектирование→Разработка→Внедрение
- Наиболее распространенные модели ЖЦ:
- Каскадная и спиральная.
- Последовательная и каскадная.
- Водопадная и последовательная.
- Что такое спецификация ПО?
- Теоретическая и практическая деятельность, связанная с созданием программ.
- Совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ПК.
- Формализованное представление сервисов, которыми будет обладать создаваемое ПО, а также ограничений, налагаемых на функциональные возможности и разработку ПО.
- Интегрирование – это…
- Вид деятельности, при котором разработчики структурируют программное приложение на разных уровнях его детализации.
- Компоновка программного приложения из набора отдельно разработанных и протестированных продуктов.
- Тестирование наборов модулей по мере их объединения, при условии тестирования каждого модуля в отдельности.
- Системное проектирование:
- Комплексно решает поставленные задачи, принимает во внимание взаимодействие и взаимосвязь отдельных объектов-систем и их частей как между собой, так и с внешней средой, учитывает социально-экономические и экологические последствия их функционирования.
- Формулирует решения задачи на компьютере с описанием входной и выходной информации.
- Совершенствует профессиональную культуру программирования, организацию и упорядочение труда самого программиста, независимо от конкретного языка программирования, решаемой задачи и ЭВМ.
- Пользовательский интерфейс – это…
- Совокупность языков и систем программирования.
- Совокупность информационной модели проблемной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы программной системы.
- Программы, предназначенные для удовлетворения нужд их разработчиков.
- Псевдокод – это…
- Текст компьютерной программы на каком-либо языке программирования или языке, который может быть прочтён человеком.
- Формализованное текстовое описание алгоритма.
- Любые входные данные для транслятора.
- Абстракция данных –это..
- Выделение существенных характеристик некоторого объекта, которые отличают его от всех других видов объектов и, таким образом, четко определяют его концептуальные границы относительно дальнейшего рассмотрения и анализа.
- Выбор правильного набора абстракций для заданной предметной области представляет собой главную задачу объектно-ориентированного проектирования.
- Состояние объекта задается значениями его признаков. Объект «знает», как решать определенные задачи, т.е. располагает методами решения. Программа, написанная с использованием ООП состоит из объектов, которые могут взаимодействовать между собой.
- Этапы объектно-ориентированного проектирования?
- Анализ, модификация, спецификация, классификация.
- Анализ, проектирование, эволюция, модификация.
- Анализ , проектирование, цель, эволюция.
- Модификация – это.
- Процесс поэтапной реализации и подключения классов к проекту.
- Процесс реализации.
- Процесс добавления новых функциональных возможностей или изменение существующих свойств системы.
- Оптимизация программы – это…
- Эффективность использования структурного построения.
- Упорядочивание последовательности решения задач.
- Улучшение какой-либо характеристики программы, называемой критерием оптимизации.
- Сколько существует уровней тестирования?
- 4.
- 7.
- 5.
- Количество основных характеристик программ.
- 9.
- 12.
- 10.
- Средства для создания приложений – это…
- Совокупность языков и систем программирования, а также различные программные комплексы для отладки и поддержки создаваемых программ.
- Совокупность программных комплексов.
- Программные продукты поддержки (обеспечения) технологии программирования.
- Инструментарии технологии программирования – это..
- Процесс разработки и реализации информационных систем.
- Программные продукты поддержки (обеспечения) технологии программирования.
- Программный комплекс, автоматизирующий весь технологический процесс.
- Средства CASE-технологий делятся на … группы.
- 2.
- 3.
- 5.
29. Системное программное обеспечение — это…
- Комплекс программ, которые обеспечивают управление компонентами компьютерной системы, такими как процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода, сетевое оборудование.
- Программы, которые обеспечивают управление компонентами системы, такими как процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода, сетевое оборудование.
- Программы и их комплексы, которые обеспечивают управление системой.
30. Вид деятельности, при котором разработчики структурируют программное приложение на разных уровнях его детализации – это..
- Моделирование.
- Проектирование.
- Изменение.
Вариант 2
- Основное достоинство CASE-технологии….
- Создания кодов программ, обеспечивающих интерфейс пользователя графического типа.
- Поддержка коллективной работы над проектом за счет возможности работы в локальной сети разработчиков, экспорта/импорта любых фрагментов проекта, организационного управления проектом.
- Совокупность языков и систем программирования, а также различные программные комплексы для отладки и поддержки создаваемых программ.
- Основным недостатком каскадного подхода является….
- Существенное затягивание сроков выполнения проекта и других работ в периоде ЖЦ.
- Долгие сроки выполнения работ.
- В процессе создания ПО постоянно возникала потребность в возврате к предыдущим этапам.
- Основная проблема спирального метода….
- Как можно быстрее показать пользователям системы работоспособный продукт, тем самым активизируя процесс уточнения и дополнения требований.
- Не нарушать временные ограничения на каждый из этапов жизненного цикла.
- Процесс производства программного обеспечения можно разбить на несколько отдельных действий.
- Что называется профилировкой программы?
- Улучшение какой-либо характеристики программы, называемой критерием оптимизации.
- Измерение производительности, как всей программы, так и отдельных ее фрагментов, с целью нахождения «горячих точек» - тех участков программы, на выполнение которых расходуется наибольшее количество времени.
- Выделение существенных характеристик некоторого объекта, которые отличают его от всех других видов объектов и, таким образом, четко определяют его концептуальные границы относительно дальнейшего рассмотрения и анализа.
- Какие участки программ называют «горячими точками»?
- Участки программы, на выполнение которых расходуется наибольшее количество времени.
- Участки программ, которые отвечают за правильное выполнение задачи.
- Главные участки программ, которые несут в себе основные этапы выполнения программы.
- Что такое отладка программы?
- Процесс, позволяющий получить программу, работающую с требующимися характеристиками в заданной области входных данных.
- Вид деятельности, при котором разработчики структурируют программное приложение на разных уровнях его детализации.
- Выделение существенных характеристик некоторого объекта, которые отличают его от всех других видов объектов и, таким образом, четко определяют его концептуальные границы относительно дальнейшего рассмотрения и анализа.
- Под «стилем программирования» понимается:
- Поддержка коллективной работы над проектом за счет возможности работы в локальной сети разработчиков, экспорта/импорта любых фрагментов проекта, организационного управления проектом.
- Совокупность языков и систем программирования, а также различные программные комплексы для отладки и поддержки создаваемых программ.
- Внутренне согласованная совокупность базовых конструкций программ и способов их композиции, обладающая общими фундаментальными особенностями, как логическими, так и алгоритмическими.
- Задачи, которые требуют решения при реализации функций управления в рамках информационных систем предметных областей:
- Сбои
- Функциональные задачи
- Утилиты
- Свойство программного продукта, которое оценивается как с позиций прямого его назначения - требований пользователя, так и с точки зрения расхода вычислительных ресурсов, необходимых для его эксплуатации
- Дискретность
- Массовость
- Эффективность
- Свойство алгоритма, состоящее в разбиении процесса обработки информации на более простые этапы (шаги выполнения)
- Эффективность
- Модифицируемость
- Дискретность
- Непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации
- Жизненный цикл ПО
- Программирование
- Инструментарий технологии программирования
- Программный комплекс, автоматизирующий весь технологический процесс анализа, проектирования, разработки и сопровождения сложных программных систем
- Flow-формы
- CASE-технологии
- Базовое ПО
- Система точно сформулированных правил, определяющая процесс преобразования допустимых исходных данных (входной информации) в желаемый результат (выходную информацию) за конечное число шагов
- Язык программирования
- Алгоритм
- Инструментарии технологии программирования
- Совокупность языков и систем программирования, а также различные программные комплексы для отладки и поддержки создаваемых программ
- Инструментарии технологии программирования
- Средства для создания приложений
- Сопровождение программного продукта
- Интегрирование (сборка) заключается в….
- Компоновке программного приложения из набора отдельно разработанных и протестированных компонентов.
- Операции, посредством которых пишутся программы на каком-либо языке программирования.
- Компоновке программного приложения.
- Единая система программной документации – это...
- Комплекс стандартов Российской Федерации, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации.
- Комплекс государственных стандартов Российской Федерации, устанавливающих взаимосвязанные правила разработки, оформления и обращения программ и программной документации.
- Комплекс государственных стандартов Российской Федерации, оформления и обращения программ и программной документации.
- Стадии разработки программ и программной документации…
- ТЗ, ЭП, ТП, РП, Внедрение.
- Техническое задание, эскизный проект, Технологический проект, Рабочая программа, Внедрение.
- ТЗ, ЭП, ТП, ПП, ОВ, Внедрение.
- Объект-это…
- Деловые компьютерные программы, используемые в бизнесе и научных исследованиях, строятся на основе моделей реального мира.
- Социально-экономический и экологический объект их функционирования.
- Особый опознаваемый предмет, блок или сущность (реальная или абстрактная), имеющая важное функциональное назначение в данной предметной области.
- Состояние объекта определяется…..
- Перечнем всех возможных свойств и текущими значениями каждого из этих свойств.
- Перечнем свойств текущего объекта.
- Социально-экономическим функционированием.
- Сколько можно выделить типов операций…
- 4.
- 7.
- 5.
- Под информационной моделью понимается…
- Условное представление проблемной области, формируемое с помощью компьютерных объектов, отражающих составь и взаимодействие реальных компонентов проблемной области.
- Средства и способы взаимодействия с информационной моделью.
- Совокупность информационной модели проблемной области, средств и способов взаимодействия пользователя с информационной моделью, а также компонентов, обеспечивающих формирование информационной модели в процессе работы программной системы.
- Естественный интерфейс- это…
- Такой, который не вынуждает пользователя существенно изменять привычные для него способы решения задачи.
- Такой, который вынуждает пользователя существенно изменять привычные для него способы решения задачи.
- Такой, который принуждает пользователя существенно менять способы решения задачи.
23. Гибкость интерфейса - это…
- Формализованное текстовое описание алгоритма.
- Его способность учитывать уровень подготовки и производительность труда пользователя.
- Размещение и представление элементов на экране с учетом их смыслового значения и логической взаимосвязи.
24. Модульное программирование – это…
- Процесс разделения программы на логические части, называемые модулями, и последовательное программирование каждой части.
- Процесс разделения программы на логические модули, программирование каждой части.
- Процесс установления и применения стандартов, под которыми понимается «образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними других подобных объектов».
25. Минимизация взаимосвязи между модулями – это..
- Программный модуль является самостоятельным программным продуктом.
- Модульное сцепление, которое происходит за счет усиления связей между элементами одного модуля.
- модульное сцепление, элементов одного модуля.
26. Что не является достоинством структурного программирования?
- Обеспечивает ясность и читаемость программ;
- Сильно упрощается процесс тестирования и отладки структурированных программ.
- Обеспечивает более низкую эффективность за счет оптимизации программы.
27. Структурное кодирование – это…
a) Метод написания хорошо структурированных программ, который позволяет получать программы более удобные для тестирования, модификации и использования.
b) Метод который позволяет получать программы более удобные для тестирования, модификации и использования.
c) Метод более высокой производительности работы за счет того, что действие каждой управляющей структуры хорошо известно и нет необходимости его обдумывать.
28. Структура выбора -это…
- Метод написания хорошо структурированных программ.
- Выбор одного из двух действий исходя из выполненного некоторого условия.
- Способность абстракциям.
29. Структура повторения – используется для…
- Производительной работы за счет того, что действие каждой управляющей структуры известны.
- Синтаксической спецификации его входов, позволяющей построить на используемом языке программирования синтаксически правильное обращение к нему.
- Повторного выполнения группы команд до тех пор, пока не выполниться некоторое условие.
30. Основная цель ООП – это…..
- Эффективность разработки программы.
- Метод решения программ.
- Повышение эффективности разработки программ.
Условия выполнения задания
1. Максимальное время выполнения: 60 мин./час.
2. 2 варианта, в каждом варианте количество предлагаемых вопросов - 30.
Критерии оценки устного ответа на вопрос
"отлично" оценивается ответ, который показывает прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы.
"хорошо" оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания основных процессов изучаемой предметной области, отличается глубиной и полнотой раскрытия темы; владение терминологическим аппаратом; умение объяснять сущность, явлений, процессов, событий, делать выводы и обобщения, давать аргументированные ответы, приводить примеры; Однако допускается одна - две неточности в ответе.
"удовлетворительно" оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании процессов изучаемой предметной области, отличающийся недостаточной глубиной и полнотой раскрытия темы; знанием основных вопросов теории; слабо сформированными навыками анализа явлений, процессов, недостаточным умением давать аргументированные ответы и приводить примеры. Допускается несколько ошибок в содержании ответа.
"неудовлетворительно" оценивается ответ, обнаруживающий незнание процессов изучаемой предметной области, отличающийся неглубоким раскрытием темы; незнанием основных вопросов теории, несформированными навыками анализа явлений, процессов; неумением давать аргументированные ответы, слабым владением монологической речью, отсутствием логичности и последовательности. Допускаются серьезные ошибки в содержании ответа.
Критерии оценивания | Оценка |
60 – 70% правильно выполненных заданий, 18-21 ответов | 3 |
70 – 80% правильно выполненных заданий, 22-26 ответов | 4 |
90 – 100% выполненных заданий, 27-30 ответов | 5 |
3.2 Темы для курсового проекта по МДК 01.02 Прикладное программирование
Основные требования к курсовому проекту
Основные требования к структуре и оформлению курсового проекта (работы): выполнение курсовой работы по МДК 01.02 Прикладное программирование предусмотрено учебным планом. Курсовой проект оформляется в машинописной форме и является обязательной формой отчёта, она состоит из теоретической части и практической реализации.
К защите проекта (работы): Выполненная курсовая работа проверяется преподавателем, если она соответствует требованиям, то студент допускается к защите, в противном случае она возвращается на доработку.
Цель выполнения курсовой работы – Разработка объекта на языке программирования С++.
Подготовка и защита
Примерная тематика (количество тем определяется количеством студентов).
Калькулятор для обработки арифметических операций с бесконечной точностью ("-","+","/","*","(",")","0"-"9",".") | ||
Реализация графических часов на языке С++. Проект, автоматически загружающий системное время. В программе должны быть отдельные минутная, часовая и секундная стрелки, а также шкала часов. | ||
Операции с матрицами на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Фонарик» на языке программирования С++ | ||
Игра «Тетрис» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Банковский счет» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Дата» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Время» на языке программирования С++ | ||
Игра «Сапер» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Автомобиль» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Телевизор» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Люстра» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Кран-смеситель на кухне» на языке программирования С++ | ||
Игра «Пятнашки» на языке программирования С++ | ||
Программа считывания нажатых клавиш на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Двухмерный вектор на плоскости» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Натуральная дробь» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Полином порядка не больше n» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Прямая линия на плоскости» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Строка символов (текст)» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Круг на экране» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Прямоугольник на экране» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Эллипс на экране» на языке программирования С++ | ||
Игра «Шахматы» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Бутылка с жидкостью» на языке программирования С++ | ||
Разработка объекта «Массив чисел» на языке программирования С++ | ||
Игра "Шашки" на языке программирования С++ |
Структура проекта.
- Введение (актуальность и значение темы, сформулировать цели и задачи работы);
- Первый раздел (теоретическая часть разрабатываемого объекта);
- Второй раздел (практическая часть);
- Заключение (выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы);
- Списка используемой литературы;
- Приложения.
Оценка проекта.
Показатели оценки | Критерии оценки |
Разработка и оформление работы | Соответствие структуры работы и поставленным задачам. Соответствие требованиям оформления |
Формат защиты | Время защиты не более 10 минут, аргументированность и чёткость изложения |
Презентация | Выполнение в соответствии с требованиями |
Ответы на вопросы | Полнота ответа |
3.3. Оценка по учебной практике УП.01 и производственной практике ПП.01
Дифференцированный зачет по учебной и производственной практикам выставляется на основании данных аттестационного листа профессиональной деятельности студента на практике с указанием видов работ, выполненных обучающимся во время практики, их объема, качества выполнения в соответствии с требованиями.
4. МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНТРОЛЬНО – ОЦЕНОЧНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Экзамен квалификационный по профессиональному модулю проводится в компьютерном кабинете.
Оборудование учебного кабинета
- посадочные места по количеству обучающихся с компьютерами, имеющими выход в Интернет;
- многофункциональный комплекс преподавателя с компьютером, имеющим выход в Интернет;
- интерактивная доска;
- проектное оборудование.
Технические средства обучения
- компьютеры по количеству обучающихся;
- локальная компьютерная сеть и глобальная сеть Интернет;
- лицензионное системное и прикладное программное обеспечение:
- операционная система Windows XP, Microsoft Office.
- лицензионное специализированное программное обеспечение;
- мультимедиа проектор;
- периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат)
5. КОМПЛЕКТ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО ВИДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЭКЗАМЕНЕ (КВАЛИФИКАЦИОННОМ)
В состав комплекта входят задания для экзаменуемых и пакет экзаменатора (эксперта).
Задания включают: практическое задание, сдача теории экзаменатору в устной форме, сбор и защита портфолио.
5.1. Задания для экзаменуемых
Часть A – ответы на вопросы.
Часть Б – выполнение практического задания
Задание Б представляет собой выполнение практического задания по созданию программы на языке Ассемблера для вычисления данных. Практическое задание завершается представлением выполненных действий, их обоснованием и защитой в устной форме.
Условия выполнения задания
1. Максимальное время выполнения задания: 90 мин./час.
2. Количество теоретических вопросов в задании 2. Количество практических заданий: 1. Вопросы по теории и практическое задание определяются случайным образом.
Вопросы для комплексного экзамена по дисциплине
- История и назначение языка Си++.
- Структура программы на языке С++. Примеры. Этапы создания исполняемой программы.
- Состав языка С++. Константы и переменные С++.
- Типы данных в С++.
- Выражения. Знаки операций. Постфиксные и префиксные операции
- Сводка операций: скобки, порядок вычислений, инкремент и декремент, преобразование типа.
- Основные операторы С++ (присваивание, составные, выбора, циклов, перехода). Синтаксис, семантика, примеры.
- Массивы (определение, инициализация, способы перебора).
- Сортировка массивов (простой обмен, простое включение, простой выбор).
- Указатели. Операции с указателями.
- Многомерные массивы и указатели.
- Функции в С++. Рекурсия. Примеры.
- Передача одномерных и многомерных массивов в функции.
- Место языков ассемблера среди языков программирования.
- Размещение данных в памяти. Сегментация памяти.
- Структура регистра флагов. Команды установки флагов.
- Система команд МП: команды сложения и вычитания.
- Команды умножения и деления чисел с ФТ.
- Структура команд МП: базовая, индексная и косвенная адресации.
- Логические команды обработки битов.
- Команды сдвигов и их использование.
- Команды передачи управления: безусловные переходы. Адресация в переходах.
- Команды передачи управления: условные переходы.
- Команды передачи управления: организация циклов.
- Стек. Команды работы со стеком.
- Элементарные конструкции языка ассемблера: алфавит, ключевые слова.
- Элементарные конструкции языка ассемблера: числа, символьные данные.
- Элементарные конструкции языка ассемблера: имена, метки.
- Элементарные конструкции языка ассемблера: выражения и их использование.
- Предложения языка ассемблера: комментарии, команды, директивы.
Выполнение практического задания
1. Напишите программу для вычисления формулы k=m+1-(n-1-r). Все числа 16-битные целые со знаком.
2. Напишите программу для вычисления формулы d=b-1+a-c. Все числа — 3-х байтные целые без знака.
3. Напишите программу для вычисления формулы z = (x•y) / (x + y). Все числа 16-битные целые со знаком.
4. Напишите программу для вычисления формулы z = (x•y) / (x + y). Все числа со знаком. Размер x — байт, размер y — слово, размер z — двойное слово.
5. Напишите программу для вычисления степени числа 3 по формуле a = 3n. Число a — 16-битное целое без знака, число n — 8-битное целое без знака (используйте n<11, чтобы избежать переполнения).
6. Объявите в программе два массива 16-битных целых со знаком. Количество элементов массивов должно быть одинаковым и храниться в 8-битной переменной без знака. Требуется из последнего элемента второго массива вычесть первый элемент первого, из предпоследнего — вычесть второй элемент и т.д.
7. Объявите переменную x как двойное слово с каким-то значением. Инвертируйте 7-й, 15-й и 31-й бит. Обнулите младший байт переменной. Присвойте единичное значение битам 11-14 и 28-30. Результат сохраните в переменной y (она тоже должна быть объявлена как двойное слово). Инвертируйте значение x.
8. Напишите программу для сравнения двух переменных со знаком a и b. В зависимости от результатов сравнения выведите «a < b», «a > b» или «a = b».
9. Объявите массив из 8 слов без знака. Сдвиньте первый элемент на 1 бит влево, второй элемент — на 2 бита вправо (логическим сдвигом), третий элемент — на 3 бита влево и т.д. до конца массива. Используйте циклы.
10. Объявите в программе строку «$!olleH». Напишите код для переворачивания. Выведите полученную строку на экран.
11. Написать программу с использованием функций, которая запрашивает строку (ввод с клавиатуры), и затем переводит все символы по следующему алгоритму: Если символ в нижнем регистре, перевести его в верхний регистр; если в верхнем – в нижний
12. Написать программу с использованием функций, которая запрашивает строку (ввод с клавиатуры), и затем переводит все символы по следующему алгоритму: Вывести строку в обратном порядке
13. Написать программу с использованием функций, которая запрашивает строку (ввод с клавиатуры), и затем переводит все символы по следующему алгоритму: Вывести строку, в закодированном виде, от каждого кода символа строки отнимается число 10.
14. Написать программу с использованием функций, которая запрашивает строку (ввод с клавиатуры), и затем переводит все символы по следующему алгоритму: Удалить все символы в верхнем регистре;
15. Написать программу с использованием процедур, которая запрашивает строку (ввод с клавиатуры), и затем переводит все символы по следующему алгоритму: Найти позицию символа (вводится с клавиатуры) в строке и вывести позицию (и) в шестнадцатеричном виде.
16. Исходные данные: дата рождения студента в формате ДД-ММ- ГГ - числа – d, m, g; возраст студента ( количество полных лет ) – число v. Задание: Составить программу вычисления у по формуле: y=5v-d*m+6g+3.
17. Исходные данные: дата рождения студента в формате ДД-ММ- ГГ - числа – d, m, g; возраст студента ( количество полных лет ) – число v. Задание: Составить программу вычисления у по формуле: y=5d-g*v+7m-2.
18. Создайте имитацию входа в систему, которая будет запрашивать пароль и выдавать приглашение только в случае совпадения введенного пароля с заранее определенным в программе, а в случае ошибки выдавать сообщение об ошибке и просьбе повторить ввод. После 3 ошибок программа должна выдать сообщение о попытке несанкционированного доступа и завершить работу.
19. Пользователь вводит число от 1 до 9999 (сумму выдачи в банкомате). Необходимо вывести на экран словами введенную сумму и в конце написать название валюты с правильным окончанием. Например: 7431 — семь тысяч четыреста тридцать один доллар, 2149 — две тысячи сто сорок девять долларов, 15 — пятнадцать долларов, 3 — три доллара.
20. Написать программу, которая будет показывать на экран квадрат числа, введенного пользователем. Пользователь должен сам решать — выйти из программы или продолжить ввод
21. В спортзал ежедневно приходит какое-то количество посетителей. Необходимо предложить пользователю ввести такие данные: сколько человек посетило спортзал за день, ввести возраст каждого посетителя и в итоге показать возраст самого старшего и самого молодого из них, а так же посчитать средний возраст посетителей.
22. На складе имеется определённое количество ящиков с яблоками (в нашем примере 15). Когда подъезжает машина для погрузки, попросить пользователя ввести, сколько ящиков загрузить в первую машину, во вторую и так далее, пока не закончатся ящики с яблоками. Предусмотреть тот случай, когда пользователь введёт количество ящиков больше, чем есть на складе.
23. Организовать беспрерывный ввод чисел с клавиатуры, пока пользователь не введёт 0. После ввода нуля, показать на экран количество чисел, которые были введены, их общую сумму и среднее арифметическое.
24. Необходимо суммировать все нечётные целые числа в диапазоне, который введёт пользователь с клавиатуры
25. Нарисовать равнобедренный треугольник из символов ^. Высоту выбирает пользователь
26. Компьютер «загадывает» число oт 1 дo 7, a пользователь должен его отгадать.
27. Создать массив типа int на 10 элементов и заполнить его случайными числами от 7 до 14. После заполнения перезаписать все числа, которые больше десяти: от хранимого значение отнять 10.
28. Заполнить массив из 50-ти элементов нечётными числами от 1 до 99.
29. Объявить три массива. Первые два заполнить случайными значениями от 10 до 30. В элементы третьего массива записать сумму соответствующих элементов первых двух массивов. (в нулевую ячейку третьего — сумму нулевых ячеек первого и второго массивов и так далее). Затем найти среднее арифметическое элементов третьего массива, максимальное значение и минимальное значение, которые он хранит
30. Объявить двумерный массив и заполнить его построчно с клавиатуры. После заполнения — показать заполненную матрицу на экран и посчитать сумму элементов отдельно в каждом столбце и каждой строке
31. Заполнить двумерный массив случайными числами от 10 до 100. Посчитать сумму элементов отдельно в каждой строке и определить номер строки, в которой эта сумма максимальна.
32. Объявить два целочисленных массива с разными размерами и написать функцию, которая заполняет их элементы значениями и показывает на экран.
33. Необходимо создать двумерный массив 5 х 5. Далее написать функцию, которая заполнит его случайными числами от 30 до 60. Создать еще две функции, которые находят максимальный и минимальный элементы этого двумерного массива.
34. Объявите указатель на массив типа double и предложите пользователю выбрать его размер. Далее напишите четыре функции: первая должна выделить память для массива, вторая — заполнить ячейки данными, третья — показать данные на экран, четвертая — освободить занимаемую память. Программа должна предлагать пользователю продолжать работу (создавать новые динамические массивы ) или выйти из программы.
35. Объявите указатель на массив типа int и выделите память для 12-ти элементов. Необходимо написать функцию, которая поменяет значения четных и нечетных ячеек массива
36. Объявить и заполнить двумерный динамический массив случайными числами от 10 до 50. Показать его на экран. Для заполнения и показа на экран написать отдельные функции. Количество строк и столбцов выбирает пользователь.
37. Создать двумерный массив 5х5, заполнить его случайными числами от 10 до 99 и вывести на экран. Поменять местами максимальный элемент каждой строки с первым элементом в соответствующей строке. Задачу решить с помощью указателей.
38. Определить класс Children, который содержит такие поля (члены класса): закрытые — имя ребенка, фамилию и возраст , публичные — методы ввода данных и отображения их на экран. Объявить два объекта класса, внести данные и показать их
39. Есть некоторая строка (слово, число), например «home». Необходимо заполнить этим словом строку (последовательно буквами этого слова) за определённое количество итераций. Например: базовая строка — «home», требуемое число символов результата 11, результат: «homehomehom»
40. С клавиатуры вводится натуральное число, к десятичной записи которого добавляется в начало и в конец цифра 1 (например: 478->14781). В итоге определить, простое ли это число?
5.2.Пакет экзаменатора
ПАКЕТ ЭКЗАМЕНАТОРА | |||
Оцениваемые компетенции | Показатели оценки | Критерии оценки | Условия выполнения заданий |
Количество вариантов заданий для экзаменующихся: - для задания А – 2\30. - для задания Б - 1\40. Экзамен состоит из двух частей: Часть A – ответы на вопросы Часть Б – выполнение практического задания Время выполнения задания: - для практического задания – 60 мин; - для ответа на теоретические вопросы и обоснования результатов выполнения практического задания – 30 мин. | |||
ПК 1. 1 Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент. ПК 1.2 Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля. ПК 1.3 Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств. ПК 1.4 Выполнять тестирование программных модулей. ПК 1.5 Осуществлять оптимизацию программного кода модуля. ПК 1.6 Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций. | - создание отдельных компонентов
- выполнение создания кода программного продукта на уровне модуля в соответствие готовых спецификаций
-использование специализированных программных средств для отладки программных модулей
-выявление избыточности кода программного продукта и его оптимизация
- использование инструментальных средств и графических языков спецификаций для создания компонент проектной и технической документации - оформление проектной и технической документации в соответствии со стандартами |
| Оборудование: персональные компьютеры принтер, проектор, программное обеспечение общего и прикладного назначения. Литература для экзаменующихся (справочная, методическая и др.): методическое пособие. Дополнительная литература для экзаменатора (учебная, нормативная и т.п.): рабочая программа по ПМ, методические рекомендации по выполнению ЛПЗ, сборник рецептур, учебники по кулинарии. |
Ответы на теоретические вопросы, Выполнение практического задания |
Литература для обучающегося
Основные источники
- Введение в прикладное дискретное программирование: Модели и вычислительные алгоритмы: Учебное пособие для вузов : Автор: Сигал И.Х., Иванова А.П. Издательство: М: Физматлит ISBN: 5-9221-0189-7 Год: 2015 - 240 с.
- Введение в прикладное дискретное программирование: модели и вычислительные алгоритмы : автор: сигал и. Издательство: физматлит isbn: 5-9221-0189-7 год: 2016 - 240 с.
- Программирование баз данных в Delphi 7. Учебный курс : Автор: В. Фаронов Издательство: издательство: Питер ISBN: 5-318-00100-9 Год: 2016 - 464 с.
- Программирование в сетях Microsoft Windows. Мастер-класс : Автор: А. Джонс, Дж. Оланд Издательство: издательство: Питер ISBN: 5-318-007252 Год: 2017 608 с.
- Троелсен Эндрю. Язык программирования C# 2014 и платформа .NET 4.0, 5-е изд.:Пер.с англ. . - М.:ООО”И.Д. Вильямс”, 2015.-1392 с.: ил. - Парал. тит. англ.
- Рихтер Дж. CLR via С#. Программирование на платформе Microsoft.NET Framework 4.0 на языке С#. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2015. - 928 с.: ил.
- Common Intermediate Language и системное программирование Microsoft .NET: А. В. Макаров, С. Ю. Скоробогатов, А. М. Чеповский — Санкт-Петербург, Интернет-университет информационных технологий, Бином. Лаборатор, 2016 г.- 328 с.
Дополнительные источники
- Бадд Т. Объектно-ориентированное программирование в действии - СПб.: Питер, 2018 - 360 с.
- Герберт Шилдт. C# 4.0: полное руководство = C# 4.0 The Complete Reference. — М.: «Вильямс», 2016. - 415 с.
- Керниган Б., Пайк Р. Практика программирования - СПб.: "Невский диалект", 2018 - 350 с.
- Программирование игр для Windows. Советы профессионала. Издание 2:Андре Ламот Издательство: Вильямс ISBN: Год: 2016 - 240 с.
[1] Рекомендуется согласовать комплект контрольно-оценочных средств с представителями профессионального сообщества (работников и или специалистов по профилю получаемого образования, руководителей организаций отрасли, профессиональных экспертов и др.) и приложить документы, подтверждающие факт согласования
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины «Литература»
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения общеобразовательной дисциплины «Литература» основной профессиональной образовательной программы по професс...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОДб. 04 История для СПО
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «История»: Включает в себя теоретические задания в форме тестов с выбором одного ...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.05. Основы геодезии основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 270813 «Водоснабжение и водоотведение» базовой подготовки
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Основы геодезии».В результате освоения учебной дисциплины «Основы геодезии» обучающийся должен об...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП .14. Охрана труда
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины «Охрана труда».В результате освоения учебной дисциплины «Охрана труда» обучающийся должен обладать...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности
Комплект контрольно-оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения ОП.08. Безопасность жизнедеятельности...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения «Программирование в компьютерных системах»
метод.разработка...
Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения "Операционные системы"
Комплект контрольно-оценочных средств...