Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класса ФГОС Семакин И.Г.
рабочая программа по информатике и икт (9 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9i_rabochaya_programma_umk_semakin_i.g.docx | 50.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
№ | показатели | |
1 | Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений (базовый уровень) |
2 | Статус программы | Рабочая программа учебного курса |
3 | Нормативные документы |
|
4 | Категория обучающихся | учащиеся общеобразовательных школ |
5 | Сроки освоения программы | 2019-2020 |
6 | Общее количество часов в год по программе/ по учебному плану/фактически | 35/33/30 |
7 | Количество часов в неделю | 1 |
8 | Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса в сравнении с авторской программой | Согласно расписанию МБОУ СОШ № 76 п. Гигант в 9«а», 9«б», 9 «в» классах фактически будет проведено 30 часов (праздничные дни 24.02.2020, 09.03.2020, 04.05.2020 приходятся на рабочий день) Программа будет реализована в полном объёме за счёт: уплотнения учебного материала: тема «Одномерные массивы в Паскале.» и «Практическая работа №6 «Разработка программы обработки одномерных массивов», а также «Информационные ресурсы, информационное общество» и тема «Информационная безопасность» будут объединены в одну и проведены в один урок |
9 | Аргументация использования резервных часов | Не используются |
10 | Инструментарий для оценивания результатов: | Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И.Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И.Г.Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru). |
Контрольные работы | 3 | |
Тесты | 1 | |
Зачет | 1 | |
Практические работы | 8 Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера – М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2011. | |
Проекты (кол-во и темы) |
| |
11 | Форма обучения | очная |
Цели изучения информатики в 9 классе:
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах и технологиях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Задачи:
- формирование информационной культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
- формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация — и ее свойствах;
- формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
- формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
УМК
Учебно-методический комплект (далее УМК), обеспечивающий обучение курсу информатики, в соответствии с ФГОС, включает:
- Учебник «Информатика» для 9 класса. Авторы: Семакин И. Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л. В.
- Задачник-практикум (в 2 томах). Под редакцией И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний.
- Методическое пособие для учителя.
- Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), размещенный в Единой коллекции ЦОР (http://schoolBcollection.edu.ru/)
- Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под ред. И. Г. Семакина (доступ через авторскую мастерскую И.Г. Семакина на сайте методической службы издательства: http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/).
Планируемые результаты изучения предмета
Личностными результатами изучения предмета «Информатика» в 9 классе являются:
- Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
- Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни
Метапредметными результатами являются:
- Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
- Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, мо дели и схемы для решения учебных и познавательных задач
- Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ (ИКТ-компетенции)
Предметными результатами являются:
- Сформированность информационной и алгоритмической культуры
- Сформированность представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации
- Владение основными навыками и умениями использования компьютерных устройств
- Сформированность представления о понятии алгоритма и его свойствах
- Умение составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя
- Сформированность знаний об алгоритмических конструкциях; знакомство с основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической.
- Сформированность знаний о логических значениях и операциях
- Сформированность базовых навыков и умений по работе с одним из языков программирования
- Сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
- Сформированность навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Планируемые результаты изучения учебного предмета (по разделам)
Выпускник научится:
- узнает о истории и тенденциях развития компьютеров;
- узнает о том какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров.
Выпускник получит возможность:
- осознано подходить к выбору ИКТ – средств для своих учебных и иных целей;
Математические основы информатики
Выпускник получит возможность:
- ознакомиться с влиянием ошибок измерений и вычислений на выполнение алгоритмов управления реальными объектами (на примере учебных автономных роботов);
Алгоритмы и элементы программирования
Выпускник научится:
- составлять алгоритмы для решения учебных задач различных типов ;
- выражать алгоритм решения задачи различными способами (словесным, графическим, в том числе и в виде блок-схемы, с помощью формальных языков и др.);
- определять наиболее оптимальный способ выражения алгоритма для решения конкретных задач (словесный, графический, с помощью формальных языков);
- определять результат выполнения заданного алгоритма или его фрагмента;
- использовать термины «исполнитель», «алгоритм», «программа», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
- выполнять без использования компьютера («вручную») несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных, записанные на конкретном язык программирования с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования (линейная программа, ветвление, повторение, вспомогательные алгоритмы);
- составлять несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных с использованием основных управляющих конструкций последовательного программирования и записывать их в виде программ на выбранном языке программирования; выполнять эти программы на компьютере;
- использовать величины (переменные) различных типов, табличные величины (массивы), а также выражения, составленные из этих величин; использовать оператор присваивания;
- анализировать предложенный алгоритм, например, определять какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
- использовать логические значения, операции и выражения с ними;
- записывать на выбранном языке программирования арифметические и логические выражения и вычислять их значения.
Выпускник получит возможность:
- познакомиться с использованием в программах строковых величин и с операциями со строковыми величинами;
- создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне ее;
- познакомиться с задачами обработки данных и алгоритмами их решения;
- познакомиться с понятием «управление», с примерами того, как компьютер управляет различными системами (роботы, летательные и космические аппараты, станки, оросительные системы, движущиеся модели и др.);
- познакомиться с учебной средой составления программ управления автономными роботами и разобрать примеры алгоритмов управления, разработанными в этой среде.
Использование программных систем и сервисов
Выпускник овладеет (как результат применения программных систем и интернет-сервисов в данном курсе и во всем образовательном процессе):
- приемами безопасной организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
- основами соблюдения норм информационной этики и права;
Выпускник получит возможность(в данном курсе и иной учебной деятельности):
- узнать о данных от датчиков, например, датчиков роботизированных устройств;
- узнать о структуре современных компьютеров и назначении их элементов;
- получить представление об истории и тенденциях развития ИКТ;
- познакомиться с примерами использования ИКТ в современном мире;
получить представления о роботизированных устройствах и их использовании на производстве и в научных исследованиях.
Содержание учебного предмета «Информатика» в 9 классе
- Управление и алгоритмы – 11 часов. (8+3)
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
- Введение в программирование – 15 часов. (10+5)
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурированный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка задачи, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
- Информационные технологии в обществе – 4 часов. (4+0)
Предыстория информатики. История чисел и систем счисления. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы информационной безопасности, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Тема раздела | Количество часов | |||||
По авторской программе | По рабочей программе | Контрольных работ | ||||
Управление и алгоритмы | 12 | 11 | 2 | |||
Введение в программирование | 15 | 15 | 1 | |||
Информационные технологии и общество | 4 | 3 | 1 | |||
Итоговая контрольная работа | 1 | 1 | 1 | |||
Резерв | 3 | - | ||||
Итого: | 34 | 30 | 5 |
Тематическое планирование учебного предмета «Информатика» в 9 классе
Тема | Содержание учебного материала по разделу | Характеристика деятельности обучающихся | Предметные результаты | Виды контроля |
| Кибернетика. Кибернетическая модель управления. Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя, система команд исполнителя, режимы работы. Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации. Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм). | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Учащиеся должны знать: - что такое кибернетика; предмет и задачи этой науки; - сущность кибернетической схемы управления с обратной связью; назначение прямой и обратной связи в этой схеме; - что такое алгоритм управления; какова роль алгоритма в системах управления; - в чем состоят основные свойства алгоритма; - способы записи алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык; - основные алгоритмические конструкции: следование, ветвление, цикл; структуры алгоритмов; - назначение вспомогательных алгоритмов; технологии построения сложных алгоритмов: метод последовательной детализации и сборочный (библиотечный) метод. Учащиеся должны уметь: - при анализе простых ситуаций управления определять механизм прямой и обратной связи; - пользоваться языком блок-схем, понимать описания алгоритмов на учебном алгоритмическом языке; - выполнить трассировку алгоритма для известного исполнителя; - составлять линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы управления одним из учебных исполнителей; - выделять подзадачи; определять и использовать вспомогательные алгоритмы. | П.р.№1-3 Зачет Самостоятельные работы Кр№1 |
| Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных. Языки программирования высокого уровня (ЯПВУ), их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных — массив. Способы описания и обработки массивов. Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование. Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов. | Аналитическая деятельность:
Практическая деятельность:
| Учащиеся должны знать: - основные виды и типы величин; - назначение языков программирования; - что такое трансляция; - назначение систем программирования; - правила оформления программы на Паскале; - правила представления данных и операторов на Паскале; - последовательность выполнения программы в системе программирования. Учащиеся должны уметь: - работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня; - составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы; - составлять несложные программы обработки одномерных массивов; - отлаживать и исполнять программы в системе программирования. | Пр.р.№4-8 К.Р.№2 Самостоятельные работы |
| Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере. | Аналитическая деятельность:
| Учащиеся должны знать: - основные этапы развития средств работы с информацией в истории человеческого общества; - историю способов записи чисел (систем счисления); - основные этапы развития компьютерной техники (ЭВМ) и программного обеспечения; - в чем состоит проблема информационной безопасности. Учащиеся должны уметь: - регулировать свою информационную деятельность в соответствии с этическими и правовыми нормами общества. | Самостоятельные работы Тест ИКР |
Календарно-тематическое планирование предмета «Информатика» в 9 классе в 2019-2020 уч.г.
№ п/п | № в теме | Тема раздела / урока /Количество часов | Дата |
| |||
Инструктаж по ТБ. Кибернетическая модель управления Управление без обратной связи и с обратной связью | 02.09 | ||
Понятие алгоритма и его свойства Исполнитель алгоритмов: назначение, среда, система команд, режим работы | 09.09 | ||
Графический учебный исполнитель. Практическая работа №1 «ГРИС, построение линейных алгоритмов» | 16.09 | ||
Вспомогательные алгоритмы. Метод последовательной детализации и сборочный метод | 23.09 | ||
Практическая работа №2 «Работа с учебным исполнителем алгоритмов. Вспомогательные алгоритмы» | 30.09 | ||
Язык блок-схем. Использование циклов с предусловием. | 07.10 | ||
Зачет по теме «Алгоритмизация» | 14.10 | ||
Практическая работа №3 «Разработка циклических алгоритмов». | 21.10 | ||
Ветвление. Использование двухшаговой детализации | 11.11 | ||
Использование метода последовательной детализации для построения алгоритма. Использование ветвлений | 18.11 | ||
Контрольная работа №1 по теме «Управление и алгоритмы» | 25.11 | ||
| |||
Понятие о программировании. Алгоритмы работы с величинами. | 02.12 | ||
Линейные вычислительные алгоритмы. | 09.12 | ||
Построение блок-схем линейных вычислительных алгоритмов. | 16.12 | ||
Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода и присваивания. | 23.12 | ||
Практическая работа №4 «Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование». Программирование линейных алгоритмов. | 13.01 | ||
Оператор ветвления. Логические операции на Паскаль. | 20.01 | ||
Практическая работа №5 «Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций». | 27.01 | ||
Циклы на языке Паскаль. | 03.02 | ||
Разработка программ с использованием цикла с предусловием. | 10.02 | ||
Сочетание циклов и ветвлений. Алгоритм Евклида. Использование алгоритма Евклида при решении задач | 17.02 | ||
Одномерные массивы в Паскале. Практическая работа №6 «Разработка программы обработки одномерных массивов». | 02.03 | ||
Контрольная работа №2 по теме «Программное управление работой компьютера» | 16.03 | ||
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. | 30.03 | ||
Поиск наибольшего и наименьшего элементов массива. Практическая работа №7 «Разработка программы поиска наибольшего и наименьшего элементов». | 06.04 | ||
Сортировка массива. Практическая работа №8 «Составление программы сортировки массива. | 13.04 | ||
| |||
Предыстория информатики. История ЭВМ программирования и ИКТ | 20.04 | ||
Информационные ресурсы, информационное общество. ИКТ и их приложения в современном мире. Информационная безопасность. Тест по теме « Информационные технологии и общество» | 27.04 | ||
Итоговая контрольная работа | 11.05 | ||
Круглый стол «Информационные преступления и информационная безопасность в современном мире» | 18.05 |
- Лист корректировки рабочей программы предмета «Информатика и ИКТ» в 7 классе в 2018-2019 уч.г.
Тема | Причина корректировки | Способ, форма корректировки | Согласование с завучем |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике в 4 класса ФГОС 2013 г
программа составлена по учебнику Матвеевой...
Рабочая программа по информатике для 6 класса (ФГОС)
Настоящая рабочая программа по информатике и ИКТ для 6 классов МБОУ педагогический лицей составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного станда...
Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС
Рабочая программа по информатике 5-9 классы ФГОС...
Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС)
Рабочая программа по информатике для 5 класса (ФГОС) разработана на 17 учебных часов....
Рабочая программа по информатике 5 -9 класс (ФГОС ООО)
Рабочая программа по информатике 5 - 9 класс по ФГОС ООО. 5 - 7 класс по УМК Л. Босовой, 8 - 9 класс по УМК Угриновича....
рабочая программа по информатике 7-9 классы ФГОС Семакин
Рабочая программа по информатике 7-9 классы ФГОС Семакин...
Рабочая программа по информатике 7 - 9 классы по Семакину
Примерная программа учебного предмета «Информатика» на уровне основного общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО; требованиями к результатам освоения основной о...