Метапредметный подход в обучении информатике
методическая разработка по информатике и икт
Представлены формы работы, задания, направленные на формирование метапредметных умений, в частности ИКТ-компетентности обучающихся при обучении информатике, математике, английскому языку..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_proekty_v_vide_risunkov_paint_i_prezentatsiy_my_school.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Метапредметный подход в обучении информатике
Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
Хуторской А.В.
Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов. Развитие психолого-педагогической науки привело к созданию положений деятельностного обучения, являющегося основным в реализации метапредметного подхода. И так родился «метапредмет», то, что по словам Хуторского А.В. «стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними».
Но раньше этому вопросу не уделялось столько внимания. И только в новых ФГОС были утверждены метапредметные требования к результатам обучения. Которые сейчас составляют основу реформирования системы образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов». В качестве требований к метапредметным результатам ФГОС выдвигают:
• овладение способностью принимать и сохранять учебную цель и задачи, самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
• умение планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации;
• умение использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
• умение провести сравнение, анализ, обобщение, простейшую классификацию по родовидовым признакам, установление аналогий, отнесение к известным понятиям;
• освоение межпредметных понятий.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Применение интегрированного подхода в обучении информатике наиболее широко дает возможность реализации принципа метапедметности в информатике и добиться от учеников не только глубоко понимания предмета, но и, умения применять полученные и закрепленные знания на практике при изучении других предметов. Учащиеся осознают, что получаемые знания из различных предметных областей тесно взаимосвязаны, переплетаясь между собой, формируют целостную картину мира. Могут пригодиться и в повседневной жизнедеятельности. Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «объединить» практически все школьные дисциплины.
В самом курсе информатики практически при изучении любой темы можно использовать межпредметные связи. В основном это реализуется за счет практичеких работ и разных заданий на работу с информацией. Например, в ходе изучения тем, связанных с прикладными программами (текстовый редактор, редактор презентаций, табличый редактор, базы данных и.т.д.) я использую тексты и тематику по истории, биологии, астрономии, географии. В теме «Информационное моделирование» математические модели изучаем на основе формул из курса физики за 7-8 класс. В процессе обучения программированию, мы используем геометрические, математические формулы. Знание английского помогает лучше разобраться в программном коде на языке Паскаль. Да и вообще очень большое количество терминов информатики заимствовано из английского языка (интернет, компьютер, сканер, телекоммуникация и т.д.).
Использование занимательного материала. При изучении темы «Кодирование информации» знакомим детей с шифрованием и с различными шифрами. Для домашней или самостоятельной работы детям можно дать задание: придумать самим свой шифр. Выполняя задание учащийся развивает такие метапредметные умения как использование знаково-символических средств представления информации для решения практических задач; умение работать с разными видами информации: текстом, рисунком, числом, знаком. После представления своего конечного продукта, ребятам предлагается представить себя в роли шпионов и разведчиков и применить свои кодовые таблицы для шифрования важных сообщений.
Творческие задания. Раздел: «Текст как форма представления информации». Творческое задание: Написать реферат по учебному предмету. Конечный продукт: Реферат по учебному предмету в MS Word. Выполняя такое творческое задание обучающийся совершенствует приобретённые навыки работы с информацией и пополняет их, он работает с текстами, преобразует и интепретирует содержащуюся в них информацию, формулирует собственное мнение и позицию, аргументирует её, осуществляет расширенный поиск информации с использованием ресурсов электронных библиотек и Интерента. Фиксирует результаты в текстовом редакторе в соответствии с установленными требованиями к оформлению реферата.
Однако, помимо информатики я являюсь преподавателем английского и математики. В процессе преподавания этих дисциплин я также активно применяю задания, направленные на формирование метапредметных умений, в частности ИКТ-компетентности обучающихся.
Одним из способов формирования информационной компетентности учащихся является работа в компьютерном классе. Здесь на первый план я выдвигаю умение работать с такими прикладными программами как:
- офисные приложения (word, powerpoint, excel)
- графический редактр (paint),
- браузером.
Например, на уроках английского языка в начальных классах мы с ребятами готовим мини-проекты (практическая работа за компьютером - 10-15 мин) в графическом редакторе: My favourite food, My favourite animal. Ребята с удовольствием рисуют, осваивая при этом фукционал программы, а затем и рассказывают на английском, представляя свои работы. Онитакже получают начальный опыт работы с компьютером (включение, работа с мышью, клавиатурой, навигация в меню и т.д.). Это особенно помогает ребятам, у которых дома не ПК.
Проекты на разные темы мы также готовим и в редакторе презентаций, в том числе и в рамках урока. Здесь времени на работу уходит больше, однако ребята с удовольствием ищут информацию в интернете, копируют, вставляют, редактируют изображения, тексты.
При изучении темы «My hobby» в разных классах мы уже заполняем таблицы в текстовом редакторе, оформляя результаты анкетирования.
В текстовом редакторе мы пишем письмо другу на английском языке, которое затем можно отправить в ВК или по элеткронной почте (для старших классов). Также в текстовом редакторе выполняем несложные тесты, где нужно выделить, подчеркнуть правильный вариант и сохранить работу.
Также при переводе текстов со слабыми ребятами мы разбираем возможность онлайн перевода с озвучкой англйского текста диктором, что помогает ребятам лучше готовиться к урокам, прослушивать слова, тексты дома (с помощью телефона), а не списывать всё бездумно.
На уроках математики при изучении тем «Системы счисления», «Степень числа» активно предлагаю примеры заданий в двоичной СС.
При изучении тем «Диаграммы» в 6 классе строим круговые и столбчатые диаграммы в табличном редакторе. Более сильным учащимся можно предложить работу с формулами.
Также на уроках математики активно работаем с различными программными математическими тренажерами, в том числе и онлайн.
Таким образом, у учителя сегодня появилась возможность грамотно и качественно выстроить учебный процесс, используя все возможности информационной образовательной среды, в том числе и возможности средств ИКТ. Их активное применение в учебном процессе позволяет усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные способности обучающихся. Повышается оперативность контроля результатов обучения, создается база данных учебных достижений каждого ученика. Благодаря этому, учебный процесс, направленный на создание опыта работы с информацией, делает ее применение целесообразным, что обеспечивает саморазвитие и самоактуализацию каждого учащегося.
Метапредметные результаты обучения предполагают освоение межпредметных понятий и универсальных учебных действий, овладение способностями их использования в социальной, познавательной и учебной практике. Их усвоение подразумевает самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности, организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками и построение индивидуальной образовательной траектории. Данные требования реализуются через применение в обучении метапредметного подхода, создании межпредметных проектов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метапредметный подход к изучению информатики
Работа описывает Метапредметный подход к изучению информатики...
Метапредметный подход при изучении информатики в условиях внедрения ФГОС
Статья "Метапредметный подход при изучении информатики в условиях внедрения ФГОС"...
МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ИНФОРМАТИКИ
В статье раскрывается вопрос метапредметного подхода в новых образовательных стандартах, построения программы по информатике для основной школы в рамках стандартов второго поколения с учетом метапредм...
Реализация метапредметного подхода на уроках информатики
Выступление для педсовета...
Доклад «Реализация метапредметного подхода на уроках информатики».
laquo;Реализация метапредметного подхода на уроках информатики»....
Методическая разработка урока: Разноуровневый подход к обучению информатики, как средство повышения познавательного интереса учащихся к предмету на примере темы: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации". 7 класс.
Тема: "Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации" является наиболее важной областью изучения информатики, поэтому считаю необходимым усвоение материала всеми уча...