Работа с файловой структурой операционной системы.
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Макухина Людмила Викторовна

Повторение основных операций над файлами и каталогами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_fayly.doc509 КБ

Предварительный просмотр:

«Вечным законом да будет: учиться и научиться всему через примеры, наставления и применения на деле».

Я. Коменский

Тема: Работа с файловой структурой операционной системы.

Цели:

Обучающая:

повторить основные операции над файлами и каталогами.

Развивающая:

формирование умения составлять дерево файловой системы;

формирование умения отслеживать путь по файловой системе;

практические навыки по действиям над файлами.

развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения конспектировать.

Воспитательная

воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оборудование:

ПК; мультимедийный проектор, интерактивная доска; рабочие тетради; листы с заданиями, пульты.

Ход урока.

I Организационный момент.

(доска закрыта шторкой)

Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех, улыбающимися. Ребята, скажите, вы любите разгадывать ребусы? Попробуйте разгадать тот, который я нарисовала для вас к сегодняшнему уроку.

(на доске с использованием ActivInspire-Studio открыть шторку и показать ребус ребятам. Потом открыть весь ребус с ответом)

Слайд 1

Слайд 2

На прошлых уроках мы говорили с вами о файлах и файловой системе. Ребята, что вы научились делать с файлами?

(создавать, копировать, удалять, перемещать, вставлять, переименовывать, архивировать)

Сегодня мы обобщим и закрепим полученные знания по теме «Файлы и файловая система». Для начала повторим основные понятия:

Слайд 3

  • Файл (программа или данные, записанные в долговременной памяти компьютера и имеющее имя)
  • Каталог (специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них)
  • Расширение файла (задаётся программой, в которой создан файл)
  • Файловая система (система хранения и организации каталогов)
  • Путь к файлу (последовательность имён каталогов. Путь задаёт маршрут к тому каталогу, в котором находится нужный файл)

II Подготовительный этап.

Ребята, сегодня у нас необычный урок, мы с вами проведём его в форме соревнования. У нас 4 команды, на столах у вас находится папка, куда вы будете складывать заработанные баллы в виде вот таких файлов. За правильный ответ команда получает 1 балл.

Капитаны представят свои команды и попробуют заработать балл для своей команды.

Слайд 4

(Капитаны команд по очереди выходят к доске и записывают название команды на доске и отвечают на вопрос учителя, за правильный ответ – 1 балл)

1 ... (интерфейс ОС) – Осуществляет взаимодействие человека с компьютером в форме диалога

2... (Дефрагментация диска) – Запись файлов в секторы, расположенные последовательно друг за другом

3... (Файловая структура диска)   Это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).

4... (файловый менеджер) – Программа проводник, позволяет производить над файлами операции: архивация, удаление, переименование, перемещение.

Слайд 5

Начнём мы с цифрового диктанта. Вам нужно ответить на вопросы: если вы согласны с данным утверждением – поставьте цифру 1, если не согласны, то ноль. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. У вас на столах лежат по 2 пульта. Таким образом, в команде вы работаете парами. Итак, вы можете получит от 0 до 2 баллов. Всем всё понятно? Тогда приступайте к работе.

(На доске ActivInspire-Studio написать: 1 – да, нет – 0. Правильные ответы говорит учитель и вручает жетоны)

1. Рабочий стол - диалоговое окно ОС. (0)

2. В ОС Windows файловая система иерархическая. (1)

3. Диалоговые окна служат для настройки ОС. (1)

4. Файл - это набор однородной информации на диске с именем. (1)

5. Тип информации, хранящейся в файле, можно определить по расширению файла. (1)

6. Значки в папке могут быть представлены ярлыками (0)

7. Корзина хранит удалённые объекты (1)

8. Окно - главный объект ОС. (1)

9. Вершиной иерархической файловой системы Windows является папка Рабочий стол. (1)

10. Чтобы удалить выделенный файл, нужно нажать клавишу Enter/ (0)

11. Посмотреть объёмы папок можно из контекстного меню командой свойства. (1) 

12. Разные файлы могут иметь одинаковые имена, если они хранятся в разных каталогах. (1)

13. Чтобы открыть Главное меню, нужно щёлкнуть на кнопке пуск Рабочего стола. (1)

14. Ярлык - это ссылка на объект. (1)

15. Очистить корзину можно из её контекстного меню. (1)

III Основной этап

(закрыть шторку)

Ребята, сейчас вам предстоит  выполнить тест. На эту работу вам отводится 4 минуты. Листы с вопросами у вас на столах.

(музыка)

Слайд 6

1)   Тестирование по теме «Файлы. Файловая система»

1. Файл – это:

а) Единица измерения информации        

б) Программа в оперативной памяти

в) Текст, распечатанный на принтере        

г) Программа или данные на диске, имеющие имя

2. Выбери правильное имя файла:

а) 9 класс А                      б) 9 класс «А».doc        

в) 9 класс А.doc          г) 9 класс А.docum

3. Расширение в имени файла указывает на:

а) размер файла        б) тип файла            

в) атрибут файла         г) параметр файла

4. Укажи полное имя файла:

а) A:\Windows\System\pole.exe        

б) A:\Windows\System        

в)  Windows\System\pole.exe

г) System\pole.exe        

д) pole.exe        

е) exe

5. Укажи расширение файла:

а) A:\Windows\System\pole.exe        

б) A:\Windows\System        

в)  Windows\System\pole.exe

г) System\pole.exe        

д) pole.exe        

е) exe

6.  C:\Ivanov\Petrov\PROGS\prog1.pas. Какая папка является дочерней для папки Ivanov?

а) Ivanov

б) Petrov

в) PROGS

7. Файловая система – это:

а) совокупность всех файлов на диске        

б) совокупность всех каталогов на диске

в) совокупность всего программного обеспечения на диске

8. Текущий диск – это диск:

а) диск, с которым пользователь работает в данный момент времени

б)  CD-ROM        

в) жесткий диск                

г) диск, на котором установлена ОС

9. С какой файловой системой работает операционная система на компьютерах в вашем классе:

а) простой,  

б) многоуровневой,  

в) сложной

10. Какие из расширений в списке используются для файлов, содержащих графические изображения:

a) doc;

б) jpeg;

в) zip;

г) txt;

д) bmp.

Ответы я попрошу занести в таблицу на доске капитанов команд.

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

Ответы

1

Г

2

В

3

Б

4

А

5

Е

6

Б

7

А

8

А

9

Б

10

Б, Д

2) Задания «Кто быстрее»

Ребята в группах решают задания которые проецируются на доске и первый поднявший руку отвечает. Если одна из команд даёт неправильный ответ, то другая команда может дать свой. За каждый правильный ответ - 1 балл.

(На доске ActivInspire-Studio)

Слайд 7

Задание 1.

По дереву файловой системы  прописать полный путь к файлу Компьютерные вирусы.doc:

Дополнительные вопросы:

  1. Собственное имя файла.
  2. Тип файла

Слайд 8

Задание 2.

По дереву файловой системы  прописать полный путь к файлу Письмо.txt:

Дополнительные вопросы:

  1. В каких папках хранятся фото.
  2. Петров – файл или папка?

Слайд 9

Задание 3.

Какое из открытых окон является активным? Как вы это определили?

        1

активн        

Слайд 11

Задание 5.

Соберите одноуровневую файловую систему.

(Одноуровневая файловая система:

Для дисков с небольшим количеством файлов (до нескольких десятков) удобно применять одноуровневую файловую систему, когда каталог (оглавление диска) представляет собой линейную последовательность имен файлов. Для отыскания файла на диске достаточно указать лишь имя файла.)

Слайд 12

Задание 6.

Соберите  многоуровневую файловую систему.

(Многоуровневая файловая система:

Если на диске хранятся сотни и тысячи файлов, то для удобства поиска файлы организуются в многоуровневую иерархическую файловую систему, которая имеет «древовидную» структуру (имеет вид перевернутого дерева Вершиной ФС ОС Windows является папка Рабочий стол).

ФИЗРАЗМИНКА

III. Самостоятельная работа

(музыка)

Слайд 13

(На доске ActivInspire-Studio)

Ребята решают на месте затем по очереди выходят и ставят «+» там где правильный ответ)

№1 Найти имена файлов

1. В некотором каталоге хранился файл Задача5. После того, как в этом каталоге создали подкаталог и переместили в созданный подкаталог файл Задача5, полное имя файла стало Е:\Класс9\Физика\Задачник\Задача5.
Каково было полное имя этого файла до перемещения?

1) Е:\Физика\Задачник\Задача5

2) Е:\Физика\Задача5

3) Е:\Класс9\Задачник\Задача5

4) Е:\Класс9\Физика\Задача5

(ответ 4)

2. Учитель работал в каталоге
D:\Материалы к урокам\10 класс\Практические работы.
Затем перешел в дереве каталогов на уровень выше, спустился в подкаталог
Лекции и удалил из него файл Введение. Каково полное имя файла, который удалил преподаватель?

1) D:\Материалы к урокам\10 класс\Введение

2) D:\Материалы к урокам\10 класс\Лекции\Введение

3) D:\Материалы к урокам\Лекции\Введение

4) D:\Материалы к урокам\Введение\Лекции

(ответ 2)

 3. В некотором каталоге хранится файл Список_10_клacca.txt. В этом каталоге создали подкаталог и переместили в него файл Список_10_класса.txt, после чего полное имя файла стало D:\USER\CLASS\DOC\Список_10_класca.txt.
Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?

1) D:\USER\CLASS        

2) DOC        

3) D:\USER\CLASS\DOC

4) CLASS

(ответ 1)

4. В некотором каталоге хранится файл Список_литературы.txt. В этом каталоге создали  подкаталог с именем 10_CLASS и переместили в него файл Список_литературы.txt. После чего полное имя файла стало 
  D:\SCHOOL\PHYSICS\10_CLASS\Список_литературы.txt
.
Каково полное имя каталога, в котором хранился файл до перемещения?

1) D:\SCHOOL\PHYSICS\10_CLASS

2) D:\SCHOOL\PHYSICS

3) D:\SCHOOL

4) SCHOOL

(ответ 2)

 Слайд 14

№2  Построить дерево каталогов

(каждой команде по 1 вопросу, выходят к доске и собирают на доске свой ответ)

1.          C:\Рисунки\Природа\Небо.bmp

C:\Рисунки\Природа\Снег.bmp

C:\Рисунки\Компьютер\Монитор.bmp

C:\Мои документы\Доклад.doc

2. 

C:\Мои документы\Иванов\QBasic.doc

C:\Мои документы\Петров\Письмо.txt

C:\Мои документы\Петров\Рисунки\Море.bmp

C:\Фильмы\Интересный фильм.avi 

3. 

C:\Рефераты\Физика\Оптические явления.doc 

C:\Рефераты\Информатика\Интернет.doc

C:\Рефераты\Информатика\Компьютерные вирусы.doc

C:\Рисунки\Закат.jpg

C:\Рисунки\ Зима.jpg

4.

C:\Document and Setting\Мои документы \  Рисунки \ Животные \ Тигр.bmp
C:\ Document and Setting\Мои документы \ Рисунки\Животные\Лиса.bmp
C:\ Document and Setting\Мои документы \Рисунки\Компьютер\Мышь.bmp
C:\Мои документы\Урок.doc

Слайд 15

№3 Творческое задание

1 команда:

Составить структуру управления школой с помощью вложенных папок.

2 команда:

Составить структуру популяции животного мира

3 команда:

Составить структуру растительного мира

4  команда:

Составить структуру работы в классе

IV Релаксация

Слайд 16

А сейчас задание для капитанов, вам предстоит найти нужный файл, зная его путь. И выписать из него информацию.    

Ребята, а сейчас мы с вами немного отвлечёмся.

Я буду говорить программистские версии известных русских пословиц и поговорок. Попробуйте вспомнить, как звучат они в оригинале.

  1. Компьютер - лучший друг. (Книга - лучший друг.)
  2. Скажи мне, какой у тебя компьютер, и я скажу, кто ты. (Скажи мне, какой у тебя друг, и я скажу, кто ты.)
  3. Без компьютера жить, только небо коптить. (Без труда жить, только небо коптить.)
  4. На дисплей неча пенять, коли видеокарта крива. (На зеркало неча пенять, коли рожа крива.)
  5. Без винчестера - полсироты, а без материнской платы - и вся сирота. (Без отца - полсироты, а без матери - и вся сирота.)
  6. Компьютер памятью не испортишь. (Кашу маслом не испортишь.)
  7. Компьютер на столе не для одних только игр. (Голова на плечах не для одной только шапки.)
  8. По ноутбуку встречают, по уму провожают. (По одёжке встречают, по уму провожают.)
  9. На IBM PC «яблоки» не растут. (На сосне яблоки не растут.)
  10. Дарёному компьютеру в системный блок не заглядывают. (Дарёному коню в зубы не смотрят.)
  11. В Силиконовую долину со своим компьютером не ездят. (В Тулу со своим самоваром не ездят.)
  12. Не Intel’ом единым жив процессорный мир. (Не хлебом единым жив человек.)
  13. Мал микропроцессор (или ноутбук), да дорог. (Мал золотник, да дорог.)
  14. Всякий кабель своё гнездо любит. (Всякая птица своё гнездо любит.)
  15. Семь раз подумай - один раз апгрейдируй. (Семь раз подумай - один раз скажи.)
  16. Утопающий за «F1» хватается. (Утопающий за соломинку хватается.)
  17. Не всё WINDOWS, что висит. (Не всё золото, что блестит.)
  18. Семь бед - один «Reset». (Семь бед - один ответ.)
  19. Бит байт бережёт. (Копейка рубль бережёт.)
  20. Не идентификатор красит файл, а файл идентификатор. (Не имя красит человека, а человек имя.)
  21. Два раза подумай, один раз удали. (Два раза подумай, один раз скажи.)
  22. Наудалял с три Корзины. (Наврал с три короба.)
  23. Что из Корзины удалено, то пропало. (Что с возу упало, то пропало.)

V Итог урока

Контрольный тест ребята по очереди выходят к доске и выводят правильный ответ.

Тест контрольной работы

1. Что такое файл?

(последовательность произвольного числа байтов, обладающая уникальным собственным именем)

2. Какой вид имеет файловая структура хранения данных на компьютере?

(Иерархическая)

3. На что указывает расширение в имени файла?

(тип файла)

4. Выбери элементы, которые являются правильными именами исполняемого файла и переместите их в активную область

(inform.exe; C:\Windows\System\inform.exe)

5. Могут ли два каталога третьего уровня иерархии иметь одинаковые имена?

(да, если они принадлежат разным каталогам второго уровна)

6. Задано полное имя файла C:\inform\komp.txt. Каково собственно имя файла?

(komp.txt)

7. Какое логическое имя имеет дисковод гибких дисков?

(А)

8. Что такое папка?

(Именованная область диска)

9. Что может хранится в папке Убрать лишнее?

( Windows)

10. Как называется папка, в которой хранятся все папки и файлы?

(корневой)

Слайд 17

А теперь я попрошу вас посчитать результаты сегодняшней работы. И ответьте используя пульт.

Понравился вам урок? (ребята отвечают с помощью пультов)

И в завершении урока хочется сказать слова Сюньцзы: «В учении нельзя останавливаться!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по теме «Работа с файловой структурой ПК»

Методические указания  к практической работе по теме  «Работа с файловой структурой ПК»...

Тестовые задания по темам «Операционная система. Файловая система»

Тестовые задания по темам «Операционная система. Файловая система»...

Практическая работа по теме: "Файловая структура"

Практическая работа для 5 и 6 классов...

Проверочная работа по теме "Файлы и файловая структура"

Работа составлена для учеников 7 класса с учётом тех заданий, которые могут встретиться на ОГЭ по окончании 9 класса....

Практическая работа №4 «Работа с файловой структурой операционной системы»

Класс: 7Предмет: информатикаТема: Пр. №4 «Работа с файловой структурой операционной системы».Цель: закрепить умения учащихся работать с файлами и папками операционной системы.Планируемые о...

Работа с файловой структурой операционной системы

Работа с файловой структурой операционной системы...