Фрагмент рабочей программы "Информатика и ИКТ", 7 класс ФГОС, раздел «Информация и информационные процессы»
рабочая программа по информатике и икт (7 класс)
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. и примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям с использованием следующих документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Савинов].-М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Авторская программа для основной школы 7-9 классы Л.Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Примерная программа по информатике 7-9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaprogramma_terenteva_l.n.docx | 44.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по информатике и ИКТ
7 класс
Адрес Гугл-презентации https://docs.google.com/presentation/d/1EGts0mFoneT0NqL-ISsA7WRXPoBdb4DPbPegvozqpzE/edit?usp=sharing
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы Босовой Л.Л. и примерной программы общего образования по информатике и информационным технологиям с использованием следующих документов:
- Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/[сост. Е.С. Савинов].-М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
- Авторская программа для основной школы 7-9 классы Л.Л. Босова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Примерная программа по информатике 7-9 классы. М.: Просвещение, 2011.
Изучение информатики в основной школе имеет следующие цели:
***
Общая характеристика курса
****
Описание места курса в учебном плане
Информатика изучается в 7—9 классах основной школы, общим объемом 105 ч. (из расчета 1 час в неделю)
Содержание курса информатики 7 класса
7 класс (35 часов)
- Информация и информационные процессы – 9 час. (8+1)
2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией – 8 час. (6+2)
3. Обработка графической информации – 4 час. (1+3)
4. Обработка текстовой информации – 9 час. (3+6)
5. Мультимедиа – 5 час. (2+3)
Планируемые результаты изучения раздела
«Информация и информационные процессы»
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- требованиям безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ
- кодировать и декодировать информацию при заданных правилах кодирования;
- оперировать единицами измерения количества информации;
- записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
Обучающие получат возможность научиться:
- закрепить представления о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий
- углубить и развить представления о современной научной картине мира, об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- оценивать информационный объём сообщения, записанного символами произвольного алфавита
- познакомиться с тем, как информация представляется в компьютере, в том числе с двоичным кодированием текстов, графических изображений, звука
Метапредметные результаты
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;
- ИКТ-компетентность –навыки создания личного информационного пространства : обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации.
Личностные результаты.
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Познавательные УУД.
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.
Коммуникативные УУД.
- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы.
Регулятивные УУД.
- целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельное анализирование условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планирование пути достижения целей;
- умение самостоятельно контролировать своё время и управлять им;
- адекватное самостоятельное оценивание правильности выполнения действия и внесение необходимых корректив в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Фрагмент рабочей программы раздела
«Информация и информационные процессы»
№ | Раздел, тема | Часы | Основное содержание | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Форма контроля | |
Предметные | УУД | ||||||
Информация и информационные процессы | 9 | ||||||
1 | Понятие информатики как науки. Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места | 1 | Информатика как наука, еѐ место в системе наук, цели изучения курса информатики; повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе со средствами ИКТ. | Слушают учителя, отвечают устно на вопросы учителя. Вспоминают и рассказывают правила техники безопасности и организации рабочего места при работе со средствами ИКТ, отвечают письменно на листочках на вопросы теста «Входной контроль» | общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики | метапредметные – целостные представления о роли ИКТ при изучении школьных предметов и в повседневной жизни; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; умение работать с учебником; личностные – умения и навыки безопасного поведения при работе в компьютерном классе; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. | Тест «Входной контроль» https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSc0etf3UZqOyEk_lRiTJPMNwKugDaczuF9HJ2sMiaWu8ppx-Q/viewform |
2 | Информация и еѐ свойства | 1 | Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Свойства информации. | Слушают учителя, знакомятся с презентацией «Информация и её свойства» из электронного приложения к учебнику, устно отвечают на вопросы учителя, выполняют задания в рабочей тетради № 3, № 5 и тест «Свойства информации» на ПК | общие представления об информации и её свойствах | метапредметные – понимание общепредметной сущности понятий «информация», «сигнал»; личностные – представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества. | тест по теме«Свой-ства ин-формации» |
3 | Информационные процессы. Обработка информации | 1 | Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации | Самостоятельноработают по выбору с мате-риалом учебника или презентацией «Информацион-ные процессы» автора учебника, устно отвечают на вопросы учителя, выполняют задания №9, №10, №11, №14 в РТ | общие предста-вления об информацион-ных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике | метапредметные – навыки анализа процессов в биологи-ческих, технических и социальных системах, выделения в них информа-ционной составляющей; общепредметные навыки обработки информации; личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека. | Фронталь-ный опрос |
4 | Информационные процессы. Хранение и передача информации | 1 | Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. | Устно отвечают на вопросы 2-7 к §1.2; работают с материалом §1.2.4 – 1.2.6 учебника и презентацией «Информацион-ные процессы» автора учебника, выполняют задания № 15, №16 в РТ , тест по теме «Источник и приемник информации» на ПК | общие предста-вления об ин-формационных процессах и их роли в совре-менном мире; умение приво-дить примеры хранения и передачи инфо-рмации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; | метапредметные – навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделе-ния в них информационной составляющей; навыки класси-фикации информационных процессов по принятому основанию; общепредметные навыки обработки, хранения и передачи информации; личностные – понимание значимости информационной деятельности для современного человека | Фронталь-ный опрос, тест по теме «Источник и приемник информа-ции» |
5 | Всемирная паутина как информационное хранилище. Поиск информации в сети Интернет. | 1 | Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам. | Устно отвечают на вопросы учителя, работают с материалом учебника §1.3 и презентацией «Всемирная паутина» автора учебника. Выполняют Практическую работу №1 по поиску информации во Всемирной паутине (на основании №21 в РТ | представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о по-исковых систе-мах и принци-пах их работы; умение осуще-ствлять поиск информации в сети Интернет с использова-нием простых запросов (по одному призна-ку), сохранять для индиви-дуального использования найденные в сети Интернет информацион-ные объекты и ссылки на них | метапредметные – основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды. | Практичес-кая работа №1 «Поиск информа-ции в сети Интернет» |
6 | Представление информации в знаковой и образной форме | 1 | Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита | Устно отвечают на вопросы учителя, работают с материалом учебника §1.4 и презентацией «Представление информации» автора учебника, выполняют письменно задания в рабочей тетради № 24–26, тест по «Знаки» на ПК | обобщённые представления о различных способах представления информации | метапредметные – понимание общепредметной сущности понятия «знак»; общеучебные умения анализа, сравнения, классификации; личностные – представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми. | тест по теме «Знаки» – «Система тестов и заданий N9» |
7 | Дискретная форма представления информации | 1 | Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды. | Устно отвечают учителю на вопросы 1–9 к §1.4. Самостоятельно работают с презентацией «Двоичное кодирование» автора учебника, выполняют задания в рабочей тетради №36, №37, №38, №42, выполняют тест по теме «Кодирование информации» на ПК | представления о преобразо-вании инфор-мации из непрерывной формы в дискретную; понимание сущности дво-ичного кодиро-вания; умение кодировать и декодировать сообщения по известным пра-вилам кодиро-вания; понима-ние роли дискретизации информации в развитии средств ИКТ. | метапредметные – понимание универсальности двоичного кодирования; навыки представления информации в разных формах; навыки анализа информации; способность выявлять инвариантную сущность на первый взгляд различных процессов; личностные – навыки концентрации внимания. | тест по теме «Кодирование инфор-мации» – «Система тестов и заданий N10»; |
8 | Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. | 1 | Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт). | Отвечают на вопросы учителя к §1.5; задают вопросы учите-лю по домашним заданиям, вызва-вшим затруд-нения. Изучают новый материал самостоятельно с использовани-ем презентации «Измерение информации»; выполняют задания в рабо-чей тетради №56-60 в парах и под руководством учителя. | знание единиц измерения информации и свободное оперирование ими | метапредметные – понимание сущности измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения; личностные – навыки концентрации внимания. | Устный опрос, Визуаль-ный контроль решения заданий в рабочих тетрадях |
9 | Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы» | 1 | 1) обобщение и систематизация представлений учащихся об информации и информационных процессах; 2) проверка знаний учащихся по теме «Информация и информационные процессы» | Отвечают на вопросы учителя к §1.6; задают вопросы учите-лю по домашним заданиям, вызва-вшим затрудне-ния. Повторяют и обобщают материал, вос-пользовавшись демонстрацией к лекции «Логи-ческая схема понятий по теме "Человек и информация"». Выполняют «Итоговый тест к гл. 1 "Человек и информация"» | представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации | метапредметные – основные универсальные умения информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; личностные – владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответствен-ности за качество окружающей информационной среды. | «Итоговый тест к главе 1 https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSf5caVvvVS748gTkg2jhIrpM6snvHhu0gLmK-D_QUsDW49xJg/viewform "Человек и информа-ция"» |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебно-методические материалы
- Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса / Л.Л.Босова.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Информатика: Рабочая тетрадь для 7 класса. Л.Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.
- Босова Л.Л., Босова А.Ю. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 7 класс»
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (metodist.lbz.ru/). Комплекты презентационных слайдов по всем разделам курса.
- Материалы для проведения практических работ размещены в учебнике.
Литература для учителя
- Программа курса «Информатика и ИКТ» для 7 класса средней общеобразовательной школы изданной в сборнике «Информатика. УМК для основной школы 5-6 классы. 7-9 классы». Методическое пособие / составитель М.Н. Бородин., М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013
- Информатика. УМК для основной школы: 5 - 6, 7 – 9 классы (ФГОС). Методическое пособие для учителя, Авторы: Бородин М. Н. , 2013
Технические средства обучения
- Персональный компьютер - рабочее место учителя и учащихся
- Мультимедиа проектор
- Устройства вывода звуковой информации (наушники, колонки)
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами (клавиатура и мышь)
- Внешний накопитель информации (или флэш-память)
Программные средства
- Операционная система Linux.
- Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
- Антивирусная программа.
- Программа-архиватор.
- Клавиатурный тренажер.
- Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
- Простая система управления базами данных.
- Программы разработки анимации
- Мультимедиа-проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
- Звуковой редактор.
- Система программирования.
- Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
- Браузер (входит в состав операционных систем или др.
Рабочая программа по информатике. 7класс.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тест по информатике для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы"
Тест по теме "Информация и информационные процессы" к учебнику Н.Д. Угриновича "Информатика. 8 класс".Тест состоит из 22 вопросов с вариантами ответов. Тест расчитан на 20 минут....
Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе"
Презентация для 8 класса по теме "Информация и информационные процессы в живой и неживой природе" к учебнику Н.Д. Угриновича...
Технологическая карта урока информатики и ИКТ в 7 классе на тему "Информация и информационные процессы"
ФИО педагога: Свистунова Снежана ВладимировнаПредмет, класс: Информатика, 7 классНазвание и автор учебника: Информатика и ИКТ, 7 класс (ФГОС), Л. Л. БосоваТема урока: Информация и информационные проце...
Решение задач. Раздел. Информация и информационные процессы
Решение задач, для раздела Информация и информационные процессы....
Конспект урока 8 класс информатика: Человек: информация и информационные процессы
Урок создёт условия для успешного усвоения учащимися важности роли информации и информационных процессов в системах различной природы; оказывает помощь в открытии методов получения и...
Контрольная работа в 8 классе по теме "Информация и информационные процессы" (1 часть)
Контрольная работа в 8 классе по теме "Информация и информационные процессы" (1 часть)...
Информатика 7 класс. Рабочий лист к обобщающему уроку по главе «Информация и информационные процессы»
Задания для обобщения материала, изученного в главе «Информация и информационные процессы»...