конспект открытого урока по информатике ИКТ для уч-ся 11 класса на тему "Создание многотабличной базы данных"
план-конспект урока по информатике и икт (11 класс)
Тема: «Создание многотабличной базы данных»
Цели урока:
Обучающая: освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню.
Основные понятия:
- База данных,
- виды моделей данных (иерархическая, сетевая, реляционная),
- структура реляционной модели (таблица, запись, поле),
- система управления базами данных СУБД,
- этапы проектирования базы данных,
- реляционная модель данных.
Тип урока: комбинированный.
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Фронтальный опрос (4 мин)
- Объяснение нового материала (15 мин)
- Практическая работа (15 мин)
- Итог урока, рефлексия (6 мин).
- Домашнее задание. (3 мин).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_bazy_dannyh_11_klass.doc | 295 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока
по информатике и ИКТ для учащихся 11 класса.
Учитель информатики
Гериханов Шахман Хамзатович
МКОУ "Султанянгиюртовская СОШ им. Ю.А.Акаева
Тема: «Создание многотабличной базы данных»
Цели урока:
Обучающая: освоить новые возможности СУБД MS Access, приблизить овладение СУБД MS Access к профессиональному уровню
Развивающая: развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное, приобрести опыт использования теоретических знаний и средств СУБД MS Access в реализации конкретной задачи
Воспитывающая: понимать значимость хранения и структурирования информации
Основные понятия:
- База данных,
- виды моделей данных (иерархическая, сетевая, реляционная),
- структура реляционной модели (таблица, запись, поле),
- система управления базами данных СУБД,
- этапы проектирования базы данных,
- реляционная модель данных.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, презентация, компьютеры;
Литература:
- Семакин И.Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Учебник для 10-11 классов/ И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер. – 7-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,2011. – 246 с.: ил.
- Семакин И.Г. «Преподавание базового курса информатики в средней школе: Методическое пособие». – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Бином. Лаборатория знаний,2004. – 540с.
- Методика преподавания информатики: учеб. пособие для студ. пед. вузов / М.П.Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 624с.
План урока:
- Организационный момент (2 мин).
- Фронтальный опрос (4 мин)
- Объяснение нового материала (15 мин)
- Практическая работа (15 мин)
- Итог урока, рефлексия (6 мин).
- Домашнее задание. (3 мин).
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте ребята!
Приготовьтесь к уроку и настройтесь на продуктивную работу.
- План урока у нас следующий: в начале, мы с вами проверим ваши знания по теме «базы данных», для того чтобы убедиться что вы готовы к усвоению новой темы. Затем мы изучим новую тему и выполним практическое задание на компьютере. И в конце урока проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
(приветствие учителем учащихся, проверка готовности класса к уроку, проверка отсутствующих, сообщение темы и целей урока). (слайд 1)
- Фронтальный опрос.
Вопросы:
- Что собой представляет база данных?
- Для чего предназначены базы данных?
- Какие существуют варианты классификации БД?
- Почему реляционный вид БД является наиболее распространенным?
- Что такое запись в реляционной БД?
- Что такое поле в реляционной БД?
- Какие бывают типы полей?
- Что такое главный ключ записи?
- Объяснение нового материала
Рассмотрим на конкретном примере методику проектирования много табличной базы данных.
Имеем модель данных, состоящую из трех взаимосвязанных таблиц (Слайд 3):
АБИТУРИЕНТЫ |
Регистрационный номер |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения |
Город |
Законченное учебное заведение |
Название специальности |
Производственный стаж |
Медаль |
Оценка за экзамен 1 |
Оценка за экзамен 2 |
Оценка за экзамен 3 |
Зачисление |
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приема |
Эти таблицы можно рассматривать как модель данных в реляционной СУБД. Но работать с БД в таком виде неудобно, т.к. к реляционной БД предъявляется требование: минимизация избыточности данных.
Недостаток этих таблиц - многократное повторение длинных значений полей в разных записях.
Внесем изменения в таблицы (Слайд 4):
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
ФАКУЛЬТЕТЫ |
Код факультета |
Название факультета |
Экзамен 1 |
Экзамен 2 |
Экзамен 3 |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приема |
СПЕЦИАЛЬНОСТИ |
Название специальности |
Название факультета |
План приема |
Таблицу АБИТУРИЕНТЫ разделим на четыре таблицы (Слайд 5):
АНКЕТЫ |
Регистрационный номер |
Фамилия |
Имя |
Отчество |
Дата рождения |
Город |
Учебное заведение |
АБИТУРИЕНТЫ |
Регистрационный номер |
Код специальности |
Медаль |
Производственный стаж |
ОЦЕНКИ |
Регистрационный номер |
Оценка за экзамен 1 |
Оценка за экзамен 2 |
Оценка за экзамен 3 |
ИТОГИ |
Регистрационный номер |
Зачисление |
Чтобы эти шесть таблиц представляли собой систему, между ними должны быть установлены связи. Связи позволяют определить соответствия между любыми данными в этих таблицах. Например: между фамилией абитуриента и его оценкой по математике. Благодаря этим связям становится возможным получение ответов на запросы, требующие поиска информации в нескольких таблицах одновременно.
Для указания связей между таблицами построим схему базы данных (Слайд 6).
В схеме указывается наличие связей между таблицами и типы связей.
Здесь использованы два типа связей:
- «один-к-одному»;
- «один-ко-многим».
При связи «один-к-одному» с одной записью в таблице связана одна запись в другой таблице. При наличии связи «один-ко-многим» одна запись в некоторой таблице связана с множеством записей в другой таблице.
- Практическая работа 10:
Создание базы данных «Приемная комиссия»
Цель работы: освоение приемов работы с Microsoft Access в процессе создания спроектированной базы данных.
Задание
1. Открыть файл для новой базы данных. Для этого:
- выполнить команду Файл → Создать БД → Новая БД;
- в файловом окне указать путь и имя файла: Приемная комиссия.
2. Создать таблицу ФАКУЛЬТЕТЫ. Для этого:
- в режиме Таблица выполнить команду Создать;
- из списка выбрать Создание таблицы в режиме конструктора;
- в таблице конструктора для всех полей таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ указать имена, типы и свойства (размер, формат):
Имя поля | Тип поля |
КОД_ФКТ | текстовый |
ФАКУЛЬТЕТ | текстовый |
ЭКЗАМЕН_1 | текстовый |
ЭКЗАМЕН_2 | текстовый |
ЭКЗАМЕН_3 | текстовый |
3. Назначить главный ключ таблицы. Для этого:
- установить указатель мыши на поле КОД_ФКТ, которое вы хотите сделать ключевым;
- выполнить команду Правка → Ключевое поле (то же самое происходит при нажатии кнопки с изображением ключа на панели инструментов).
4. Сохранить таблицу с именем ФАКУЛЬТЕТЫ.
5. Создать таблицу СПЕЦИАЛЬНОСТИ следующей структуры:
Имя поля | Тип поля |
КОД_СПЕЦ | текстовый |
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ | текстовый |
КОД_ФКТ | текстовый |
ПЛАН | числовой |
6. Назначить главным ключом таблицы поле КОД_СПЕЦ.
7. Сохранить таблицу с именем СПЕЦИАЛЬНОСТИ.
8. Связать таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ и СПЕЦИАЛЬНОСТИ через общее поле КОД_ФКТ. Для этого:
- выполнить команду Сервис → Схема данных;
- откроется окно Добавление таблицы; выделить ФАКУЛЬТЕТЫ;
- щелкнуть на кнопке Добавить;
- выделить СПЕЦИАЛЬНОСТИ;
- щелкнуть на кнопках Добавить, Закрыть;
- в поле окна Схема данных появятся образы двух таблиц; при нажатой левой кнопке мыши перетащить ключевое поле КОД_ФКТ из таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ на это же поле в таблице СПЕЦИАЛЬНОСТИ;
- в открывшемся окне Связи последовательно активизировать флажки Обеспечить целостность данных, Каскадное обновление связанных полей и Каскадное удаление связанных записей. Тип связи «один ко многим» будет выбран автоматически;
- выполнить команду Создать;
- сохранить схему и закрыть окно.
ФАКУЛЬТЕТЫ | СПЕЦИАЛЬНОСТИ | |
КОД_ФКТ ФАКУЛЬТЕТ ЭКЗАМЕН_1 ЭКЗАМЕН_2 ЭКЗАМЕН_3 | КОД_СПЕЦ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ КОД_ФКТ ПЛАН | |
9. Ввести данные в таблицу ФАКУЛЬТЕТЫ. Для этого:
- в окне Access выделить название таблицы ФАКУЛЬТЕТЫ;
- выполнить команду Открыть;
- на экране появятся бланк таблицы, содержащий заголовки и пустую строку; ввести три строки (данные трех факультетов):
КОД_ФКТ | ФАКУЛЬТЕТ | ЭКЗАМЕН_1 | ЭКЗАМЕН_2 | ЭКЗАМЕН_3 |
01 | экономический | математика | география | русский язык |
02 | исторический | история Отечества | иностранный язык | сочинение |
03 | юридический | русский язык | иностранный язык | обществознание |
10. Аналогично заполнить таблицу СПЕЦИАЛЬНОСТИ. Ввести шесть строк – данные о шести специальностях:
КОД_СПЕЦ | СПЕЦИАЛЬНОСТЬ | КОД_ФКТ | ПЛАН |
101 | финансы и кредит | 01 | 25 |
102 | бухгалтерский учет | 01 | 40 |
201 | история | 02 | 50 |
203 | политология | 02 | 25 |
310 | юриспруденция | 03 | 60 |
311 | социальная работа | 03 | 25 |
11. Создать таблицу АБИТУРИЕНТЫ следующей структуры:
Имя поля | Тип поля |
РЕГ_НОМ | текстовый |
КОД_СПЕЦ | текстовый |
МЕДАЛЬ | логический |
СТАЖ | числовой |
12. Организовать связь таблицы АБИТУРИЕНТЫ с таблицей СПЕЦИАЛЬНОСТИ через поле КОД_СПЕЦ.
13. Создать таблицу АНКЕТЫ следующей структуры:
Имя поля | Тип поля |
РЕГ_НОМ | текстовый |
ФАМИЛИЯ | текстовый |
ИМЯ | текстовый |
ОТЧЕСТВО | текстовый |
ГОРОД | текстовый |
ДАТА_РОЖД | дата |
УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ | текстовый |
14. Организовать связь таблиц АНКЕТЫ и АБИТУРИЕНТЫ через поле РЕГ_НОМ.
Пояснение: Таблица АНКЕТЫ содержит семь полей, которые не вмещаются в ширину экрана. Поэтому в данном случае для заполнения таблицы удобно использовать форму:
15. Создать форму для ввода и просмотра таблицы АНКЕТЫ:
- перейти на вкладку Формы, выполнить команду Создать;
- выбрать способ создания формы: Мастер форм;
- выбрать таблицу АНКЕТЫ;
- переместить все поля таблицы из окна Доступные поля в окно Выбранные поля, щелкнуть на кнопке Далее;
- включить кнопку В один столбец, щелкнуть на кнопке Далее;
- выбрать стиль формы Обычный, щелкнуть на кнопке Далее;
- задать имя формы: оставить имя «АНКЕТЫ»; включить кнопку Открытие формы для просмотра и ввода данных, щелкнуть на кнопке Готово.
16. Ввести записи в таблицу АНКЕТЫ с помощью формы. Содержание таблицы:
РЕГ_НОМ | ФАМИЛИЯ | ИМЯ | ОТЧЕСТВО | ГОРОД | ДАТА_ РОЖД | УЧ_ЗАВЕДЕНИЕ |
1012 | Васильева | Ольга | Николаевна | Пермь | 12.10.81 | ПТУ № 8 |
1023 | Быков | Алексей | Ильич | Кунгур | 24.04.82 | Школа № 7 |
1119 | Круг | Борис | Моисеевич | Пермь | 18.09.82 | Школа № 102 |
1120 | Листьев | Дмитрий | Владимирович | Березники | 01.12.81 | Школа № 5 |
2010 | Елькин | Виктор | Алексеевич | Елабуга | 20.07.82 | ПТУ № 1 |
2015 | Мухин | Олег | Иванович | Березники | 25.03.78 | Школа № 77 |
2054 | Григорьева | Наталья | Дмитриевна | Пермь | 14.02.80 | Школа № 3 |
2132 | Зубова | Ирина | Афанасьевна | Пермь | 22.11.81 | Школа № 96 |
3005 | Анохин | Сергей | Петрович | Пермь | 30.03.82 | Школа № 12 |
3034 | Жакин | Николай | Якимович | Пермь | 19.10.81 | Школа № 12 |
3067 | Дикий | Илья | Борисович | Березники | 28.12.77 | Школа № 3 |
3118 | Ильин | Петр | Викторович | Кунгур | 14.07.80 | ПТУ № 8 |
17. Создать форму для ввода и просмотра таблицы АБИТУРИЕНТЫ.
18. Ввести записи в таблицу АБИТУРИЕНТЫ. Содержание таблицы:
РЕГ_НОМ | КОД_СПЕЦ | МЕДАЛЬ | СТАЖ |
1012 | 101 | ИСТИНА | 1 |
1023 | 101 | ЛОЖЬ | 0 |
1119 | 102 | ИСТИНА | 0 |
1120 | 102 | ИСТИНА | 0 |
2010 | 201 | ЛОЖЬ | 0 |
2015 | 203 | ЛОЖЬ | 3 |
2054 | 203 | ИСТИНА | 2 |
2132 | 201 | ЛОЖЬ | 0 |
3005 | 310 | ЛОЖЬ | 0 |
3034 | 311 | ЛОЖЬ | 1 |
3067 | 310 | ЛОЖЬ | 3 |
3118 | 310 | ЛОЖЬ | 2 |
Пояснение: В Access логическое значение ИСТИНА обозначается галочкой, заключенной в квадратик, ЛОЖЬ – пустым квадратом.
19. Создать таблицу ИТОГИ следующей структуры:
Имя поля | Тип поля |
РЕГ_НОМ | текстовый |
ЗАЧИСЛЕНИЕ | логический |
20. Связать таблицы ИТОГИ и АБИТУРИЕНТЫ через поле РЕГ_НОМ.
21. Ввести в таблицу данные в следующем виде:
РЕГ_НОМ | ЗАЧИСЛЕНИЕ |
1012 | |
1023 | |
1119 | |
1120 | |
2010 | |
2015 | |
2054 | |
2132 | |
3005 | |
3034 | |
3067 | |
3118 |
Пояснение: В дальнейшем, после проведения приемной комиссией зачисления абитуриентов в университет по результатам приемных экзаменов, в графу ЗАЧИСЛЕНИЕ будет выставлено значение ИСТИНА (галочки в квадратах) для зачисленных абитуриентов.
Проверь себя
Если ты правильно установил все связи, то должно получится примерно следующее:
- Итог урока, рефлексия
- Домашнее задание:§33, с. 183 №1,2, 3
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок информатики и географии в 11 классе по теме: Создание базы данных «Страны большой семерки»
Пояснительная записка к интегрированному уроку информатики и географии в 11 классе по теме: Создание базы данных «Страны большой семерки» Основная цель урока показать взаимосвя...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЛОГОПЕДИИ В0 2 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ: «АВТОМАТИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ С-Ш, РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЯ СЛОВАРЯ ПО ТЕМЕ «ПОСУДА» У ДЕТЕЙ С СНР СРЕДНЕЙ И ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНИ».
Цель:Автоматизация и дифференциация С-Ш в речи.Расширение и активизация словаря по теме «посуда», развитие грамматического строя речи, связной речи. Коррекционно-образовательные задачи:-...
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"
Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....
Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: "Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе"
Имя существительное. Повторение пройденного в 5 классе: нарицательные и собственные, одушевленные и неодушевленные, род, склонение, падежи, синтаксическая роль....
Конспект интегрированного урока информатики и литературы для 8 класса на тему: "Необычное поздравление (акростих)"
Интегрированный урок - информатика и литература Тема: НЕОБЫЧНОЕ ПОЗДРАВЛЕНИЕ (АКРОСТИХ)ЦЕЛИ:Образовательные: - познакомить учащихся с жанром акростиха-продолжить обучение навыкам написания творч...
Конспект урока по информатике и ИКТ в 9 классе на тему: Кодирование текстовой информации
закрепить знания обучающихся об информационных процессах; обратить внимание обучающихся на многообразии кодов в нашей жизни; сформировать общие представления о роли кодирования информации; закрепить п...
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ информатики и ИКТ для 9 класса по теме «Создание анимации в PowerPoint»
Данные дидактические материалы используются при проведении урока по созданию анимации в PowerPoint. Во время урока демонстрируются примеры работ учащихся, обсуждается возможность создания разных видов...