Современный урок информатики и ИКТ в контексте требований ФГОС: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся.
статья по информатике и икт (11 класс)
Достижение новых результатов образования в школе от учителя требует использование современных образовательных технологий, методических приемов и методов, которые будут формировать самостоятельного добывания новых знаний у школьников, умения выдвигать гипотезы, навыки сбора нужной информации, строить умозаключения и сделать выводы. Основная деятельность учителя, в условиях обучения по новым стандартам, направленна, чтобы ученикам помочь освоить такие способы и действия, которые будут необходимым в их будущей жизни, помочь учащимся сделать этот выбор осознанно, то есть объективно оценивать свои возможности и силы, интересы, способности и склонности. При выполнении самостоятельных и учебных проектно-исследовательских работ, формируются данные качества личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fgos_ikt.docx | 22.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Масуев Максим Юрьевич
Учитель информатики и ИКТ
ГБОУ СОШ №118
Семинар УРОК
Современный урок информатики и ИКТ в контексте требований ФГОС: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся.
Достижение новых результатов образования в школе от учителя требует использование современных образовательных технологий, методических приемов и методов, которые будут формировать самостоятельного добывания новых знаний у школьников, умения выдвигать гипотезы, навыки сбора нужной информации, строить умозаключения и сделать выводы. Основная деятельность учителя, в условиях обучения по новым стандартам, направленна, чтобы ученикам помочь освоить такие способы и действия, которые будут необходимым в их будущей жизни, помочь учащимся сделать этот выбор осознанно, то есть объективно оценивать свои возможности и силы, интересы, способности и склонности. При выполнении самостоятельных и учебных проектно-исследовательских работ, формируются данные качества личности.
Анализ Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования позволил определить проблемы методического педагогического характера, которые требуют решения. В частности, в нём говорится о необходимой организации самостоятельной работы учащихся с учетом их индивидуальных особенностей. Для педагогики не является данное положение новым, но требует пересмотра детального особенно в части подготовки, содержания, управления и организации.
Если сопоставить определенные точки зрения разных авторов, то самостоятельную работу рассматривать можно, как деятельность ученика по выполнению дидактического задания, которая осуществляется без посредственного участия преподавателя, но под его постоянным контролем и управлением в отведенный период времени.
Существуют различные мнения в вопросе о самостоятельной работе Б.И. Есипов и некоторые педагоги придерживаются другого мнения, чем оговаривает новый стандарт, определяя общие дидактические цели самостоятельной работы, которые требуются для формирования новых знаний. Раньше предполагалось делить цели самостоятельной работы на четыре группы:
- Приобретение знаний, формирование умений и навыков.
- Закрепление приобретенных ЗУН.
- Применение приобретенных ЗУН.
- Проверка уровня приобретенных ЗУН
С учетом имеющихся разночтений и множественности точек зрения, можно сформулировать основные для самостоятельной работы цели школьного кyрса информатики следующим образом:
- Повторить и закрепить полученные теоретические и практические знания по предмету.
- В учебной деятельности ученика реализовать по предмету индивидуальный уровень его познавательных возможностей.
По предмету информатика и ИКТ содержание самостоятельной работы имеет определенную направленность и специфику, связанную с особенностями преподавания этой дисциплины:
- Метапредметность. Второго аналога среди школьных предметов не существует. Во время изучения информатики универсальные учебные действия и знания, которые ученики получают, подкрепляются примерами из разных предметных областей, а в последствии во время изучения этих предметов используются.
- Быстрое развитие информационной и компьютерной техники, и совершенствование программного обеспечения определяют необходимость постоянного обновления дидактических материалов, что определяет динамичность развития содержания курса.
- При изучении предмета информатика с использованием компьютера формируется у обучаемых представление об алгоритмах и этапах решения практических задач от постановки задачи до анализа полученных результатов.
- Компьютер на уроках информатики является не только предметом изучения и средством обучения, а также инструментом для решения задач
Для полной и успешной организации самостоятельной работы нужны определенные условия. Одним из таких условий является постоянное наблюдение за изменениями качества учебной деятельности обучаемых и своевременное управление ею. Инновационные подходы преподавания предполагают побуждение к творчеству личности, ориентированной на самообразование, самовоспитание, саморазвитие. Самостоятельная работа дает положительный результат только тогда, когда она спроектирована и организована определённым образом. Активность учащихся проявляется в постановке цели самостоятельной работы, в ее планировании и самоконтроле. Интенсивного мышления и решение разных познавательных задач требует самостоятельная работа. Успех в самостоятельной работе обеспечивается двумя группами факторов: методическими и организационными. Группа организационных фак-торов включает бюджет времени, планирование, обучение методам и управление самостоятельной работой, учебную литературу и учебно-лабораторную базу. Методическим факторам относится методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся: задания, методические рекомендации по выполнению и оформлению результатов самостоятельной работы.
Очевидно, что возможности применения самостоятельной работы как формы организации учебного процесса в школе достаточно широки. При этом самостоятельные работы можно классифицировать на обучающие, тренировочные, закрепляющие, повторительные, развивающие, творческие, контрольные. Хотя это не единственное основание для классификации данной формы деятельности, и каждый из перечисленных выше видов не встречается в школьной практике отдельно.
Учитель информатики, как и любой другой предметник, в своей педагогической деятельности вынужден решать самые разнообразные проблемы. Но именно учитель информатики сталкивается с максимальным разбросом знаний учащихся по своему предмету в рамках одного класса. Причины этого понятны. Во-первых, те ученики, у которых дома есть компьютер, обычно на порядок выше уровню знаний, чем ученики, не имеющие возможности пользоваться компьютером в домашних условиях.
Во-вторых, компьютер позволяет учащимся заниматься творческой деятельностью. Но для этого школьники должны иметь доступ к компьютеру, отсутствие такой возможности очень сильно снижает самостоятельный потенциал ученика. При изучении новой темы, после необходимой теоретической подготовки, ученики приступают к самостоятельной практической работе на персональном компьютере. Каждый ученик имеет на руках полный набор практических работ.
Для того чтобы организовать самостоятельную работу учителю необходимо создать целый комплекс методического обеспечения: методические и учебные пособия, разработки лекционных курсов, методические пособия к практическим занятиям, тематические сборники задач и тестов, пособия по самоконтролю. Такая огромная творческая работа преподавателя, как правило, ведет к внедрению в учебный процесс новых технологий обучения, которые активизируют деятельность учащихся.
Самостоятельная работа может рассматриваться как дидактическое родство, с помощью которого учитель организует деятельность ученика на уроке и при выполнении домашнего задания, активная самостоятельная деятельность предлагает наличие у учащихся многих умений.
Самостоятельность является средством саморегуляции личности, способствует формированию творческой личности при усилении эмоциональных и интеллектуальных нагрузок, помогает выработать умение составлять и осуществлять программу деятельности в соответствии с условиями жизни вне зависимости от давления извне. Важно вооружить учащихся не только знаниями, но и методами самостоятельной работы, именно они является основополагающим в дальнейшей работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
В работе рассматриваются вопросы эффективности самостоятельной работы обучающихся и использование, для решения этой задачи, приёмов и методов технологии развития критического мышления через чтен...
Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
Материалы выступления на заседании обласного методическго объединения руководителей научно-методической работой ОУ НПО и СПО ТО. Круглый стол: "Организация внеаудиторной самостоятельной учебной ...
Cовременный урок информатики в контексте требований фгос: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся
ФГОС регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки учащихся по обязательной и вариативной частям разработанной образовательной программы по информатике...
Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями
Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного ...
Современный урок трудового обучения в условиях реализации требований ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
учебно-методический материал по технологии...
Организация самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Информатика"
Организация самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Информатика"...
Республиканский методический конкурс для учителей географии по теме: «Реализация требований ФГОС в географическом образовании» Направление: Современный урок географии с в соответствии с требованиями ФГОС СОО Тема урока: Дальний Восток
Тема урока: Дальний ВостокТехнология:личностно ориентированная, проблемно исследовательская, информационнокоммуник ационная, групповая работа , кейс технологииЦели урока:• Активизировать познават...