Cовременный урок информатики в контексте требований фгос: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся
статья по информатике и икт (8 класс)
ФГОС регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки учащихся по обязательной и вариативной частям разработанной образовательной программы по информатике
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коровин Н.Е., учитель информатики
ГБОУ СОШ №262 Красносельского района
Санкт-Петербурга
СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ В КОНТЕКТСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС: АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ФГОС регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки учащихся по обязательной и вариативной частям разработанной образовательной программы по информатике.
Самостоятельная работа обучающихся проводится с целями:
- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
- углубления и расширения теоретических знаний;
- развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развития исследовательских навыков.
Планирование самостоятельной работы
При разработке рабочей программы учебной дисциплины учителем устанавливаются содержание и объём теоретической учебной информации, и виды внеаудиторной (самостоятельной) работы по разделам и темам. Формы и методы контроля её результатов отражаются в учебно-методическом обеспечении (темы/раздела).
При отборе содержания самостоятельной работы учитель ориентируется на общие и профессиональные компетенции, которые должны быть освоены при изучении учебной дисциплины, освоении модуля.
Виды самостоятельной работы учащихся на уроках информатики
Виды самостоятельной работы учащихся, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику темы урока информатики, индивидуальные особенности учащихся.
Виды самостоятельной работы, направленной на формирование умений:
- решение задач и упражнений по образцу (в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ);
- выполнение чертежей, схем, расчётно-графических работ с использованием специализированного ПО;
- подготовка к деловым играм;
- проектирование и моделирование объектов, процессов;
- подготовка и выполнение докладов, рефератов, проектов;
- знакомство с аудио- и видеозаписями.
Организация самостоятельной работы и контроль за качеством её выполнения
Основными задачами учителя при организации самостоятельной работы учащихся могут и должны быть:
- ознакомление учащихся с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы;
- оказание им необходимой индивидуальной и групповой консультативной помощи;
- осуществление контроля за качеством выполнения самостоятельной работы.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами учащихся, в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.
При выборе видов заданий для самостоятельной работы желательно использовать дифференцированный подход к учащимся. При выдаче задания для самостоятельной работы учащимся учителю необходимо провести инструктаж по его выполнению, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа учитель должен предупредить о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Для повышения результативности самостоятельной работы учитель может разработать учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя средства обучения и средства контроля.
Самостоятельная работа в форме проектной деятельности
Технология проектной деятельности, базирующаяся на активизации и интенсификации деятельности учащихся, способствует эффективной реализации самостоятельной работы в образовательном процессе.
Метод проектов позволяет осваивать необходимые компетенции и имеет актуальные преимущества перед другими методами реализации самостоятельной работы:
- получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
- повышение мотивации к учёбе;
- активизация познавательных интересов учащихся;
- повышение самооценки;
- предоставление участникам проекта возможности самореализации;
- развитие творческих способностей учащихся;
- вовлечение учащихся в коллективную мыслительную деятельность;
- развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
- получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах.
Акцентирование важности самостоятельной работы в учебном процессе
Самостоятельная работа - неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает.
Перед педагогическими кадрами стоят задачи формирования условий для приобретения учащимися навыков самостоятельной работы.
Педагогическая деятельность современного учителя должна обеспечивать оптимизацию форм и методов организации самостоятельной работы учащихся на основе системы контроля за качеством её выполнения и доступного учебно-методического материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект современного урока математики в контексте требований ФГОС по теме: «Умножение целых чисел », УМК Бунимович Е.А. Математика. Арифметика. Геометрия. 6 класс
Сценарий урока по теме: " Умножение целых чисел"...
«Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в контексте требований ФГОС ООО»
Проект - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого...
Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
В работе рассматриваются вопросы эффективности самостоятельной работы обучающихся и использование, для решения этой задачи, приёмов и методов технологии развития критического мышления через чтен...
Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО
Материалы выступления на заседании обласного методическго объединения руководителей научно-методической работой ОУ НПО и СПО ТО. Круглый стол: "Организация внеаудиторной самостоятельной учебной ...
Смысловое чтение как основа формирования личностных качеств обучающихся на уроках литературы в контексте требований ФГОС
Выступление на педагогическом совете...
Современный урок информатики и ИКТ в контексте требований ФГОС: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся.
Достижение новых результатов образования в школе от учителя требует использование современных образовательных технологий, методических приемов и методов, которые будут формировать самостоятельного доб...
Организация самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Информатика"
Организация самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Информатика"...