Cовременный урок информатики в контексте требований фгос: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся
статья по информатике и икт (8 класс)

ФГОС регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки учащихся по обязательной и вариативной частям разработанной образовательной программы по информатике

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коровин Н.Е., учитель  информатики

ГБОУ СОШ №262 Красносельского района

Санкт-Петербурга

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ИНФОРМАТИКИ В КОНТЕКТСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС: АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

ФГОС регламентируют максимальный и обязательный объём учебной нагрузки учащихся по обязательной и вариативной частям разработанной образовательной программы по информатике.

Самостоятельная работа обучающихся проводится с целями:

  • систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений обучающихся;
  • углубления и расширения теоретических знаний;
  • развития познавательных способностей и активности обучающихся: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
  • формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
  • развития исследовательских навыков.

Планирование самостоятельной работы

При разработке рабочей программы учебной дисциплины учителем устанавливаются содержание и объём теоретической учебной информации, и виды внеаудиторной (самостоятельной) работы по разделам и темам. Формы и методы контроля её результатов отражаются в учебно-методическом обеспечении (темы/раздела).

При отборе содержания самостоятельной работы учитель ориентируется на общие и профессиональные компетенции, которые должны быть освоены при изучении учебной дисциплины, освоении модуля.

Виды самостоятельной работы учащихся на уроках информатики

Виды самостоятельной работы учащихся, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику темы урока информатики, индивидуальные особенности учащихся.

Виды самостоятельной работы, направленной на формирование умений:

  • решение задач и упражнений по образцу (в рамках подготовки к ОГЭ и ЕГЭ);
  • выполнение чертежей, схем, расчётно-графических работ с использованием специализированного ПО;
  • подготовка к деловым играм;
  • проектирование и моделирование объектов, процессов;
  • подготовка и выполнение докладов, рефератов, проектов;
  • знакомство с аудио- и видеозаписями.

Организация самостоятельной работы и контроль за качеством её выполнения

Основными задачами учителя при организации самостоятельной работы учащихся могут и должны быть:

  • ознакомление учащихся с целями, содержанием, средствами, объемом, сроками выполнения, формами контроля самостоятельной работы;
  • оказание им необходимой индивидуальной и групповой консультативной помощи;
  • осуществление контроля за качеством выполнения самостоятельной работы.

Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами учащихся, в зависимости от цели, объёма, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня умений обучающихся.

При выборе видов заданий для самостоятельной работы желательно использовать дифференцированный подход к учащимся. При выдаче задания для самостоятельной работы учащимся учителю необходимо провести инструктаж по его выполнению, который включает: цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объём работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа учитель должен предупредить о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Для повышения результативности самостоятельной работы учитель может разработать учебно-методическое обеспечение, которое включает в себя средства обучения и средства контроля.

Самостоятельная работа в форме проектной деятельности

Технология проектной деятельности, базирующаяся на активизации и интенсификации деятельности учащихся, способствует эффективной реализации самостоятельной работы в образовательном процессе.

Метод проектов позволяет осваивать необходимые компетенции и имеет актуальные преимущества перед другими методами реализации самостоятельной работы:

  • получение навыков самостоятельного поиска и обработки необходимой информации;
  • повышение мотивации к учёбе;
  • активизация познавательных интересов учащихся;
  • повышение самооценки;
  • предоставление участникам проекта возможности самореализации;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • вовлечение учащихся в коллективную мыслительную деятельность;
  • развитие коммуникативных навыков, умения работать в коллективе;
  • получение навыков презентации себя и своей работы в различных формах.

Акцентирование важности самостоятельной работы в учебном процессе

Самостоятельная работа - неотъемлемая составляющая современного образовательного процесса, значимость которой в последнее время постоянно возрастает.

Перед педагогическими кадрами стоят задачи формирования условий для приобретения учащимися навыков самостоятельной работы.

Педагогическая деятельность современного учителя должна обеспечивать оптимизацию форм и методов организации самостоятельной работы учащихся на основе системы контроля за качеством её выполнения и доступного учебно-методического материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование современных образовательных технологий на уроках ИЗО в контексте требований ФГОС ООО»

   Проект - это уникальная творческая деятельность, направленная на достижение определённого результата (цели) и нацеленная на создание определённого, уникального, социально значимого...

Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО

В работе рассматриваются вопросы эффективности самостоятельной работы обучающихся и использование, для решения этой задачи,  приёмов и методов технологии развития критического мышления через чтен...

Подходы к организации самостоятельной работы обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО

Материалы выступления на заседании обласного методическго объединения руководителей научно-методической работой ОУ НПО и СПО ТО. Круглый стол: "Организация внеаудиторной самостоятельной учебной ...

Современный урок информатики и ИКТ в контексте требований ФГОС: аспекты организации самостоятельной работы обучающихся.

Достижение новых результатов образования в школе от учителя требует использование современных образовательных технологий, методических приемов и методов, которые будут формировать самостоятельного доб...

Организация самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Информатика"

Организация самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине "Информатика"...