Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике
материал по информатике и икт
В работе рассмотрены и изучены профильные курсы, как одно из средств дифференцированного обучения информатике, а также возможные варианты профильных курсов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilnye_kursy_kak_sredstvo_differentsiatsii_obucheniya_informa-tike.docx | 14.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике
Дифференциация обучения – главная цель современного образования. Она позволяет реализовать многообразие различных тематик, способствует индивидуализации обучения, развитию познавательной активности учащихся, выбору профессионального пути, помогает определиться с продолжением образования в вузе.
Информатика является одним из тех предметов, в которых дифференциация обучения реализуется наиболее естественным образом, а также явно отражена в содержании учебных пособий и учебников. Этому способствует особенность предмета информатики как науки и совокупности множества информационных технологий, история ее появления в школе в те годы, когда многообразию в школьном образовании способствовали внешние условия. Не исключая что даже базовый курс информатики является в некотором смысле дифференцированным, так как по-разному излагается в различных учебниках и рабочих программах.
Однако настоящая дифференциация курса информатики связана не с методическими различиями в изложении одной и тоже базы предмета, как в базовом курсе, а с реальными различиями в содержании дифференцированных (профильных) курсов.
Возможность реализации дифференциации обучения информатики на старшей ступени школы обеспечена рядом документов Министерства образования РФ. Согласно решению коллегии Министерства образования РФ от 22 февраля 1995 г. рекомендован переход к непрерывному изучению информатики в средней общеобразовательной школе, предусматривающий три отмеченных выше этапа: пропедевтический, базовый и дифференцированный. При этом место для дифференцированного этапа — старшая ступень учебного заведения, т.е. 10-11 классы.
Вопрос о типологии дифференцированных курсов информатики достаточно важен, поскольку планирование таких курсов не способствует реализации целей образования и не содействует закреплению за информатикой подобающего ей места в школе.
При определении содержания профильных курсов выделяются два типа таких курсов — фундаментальные и прикладные. Для фундаментальных (теоретических) курсов ведущей функцией провозглашается формирование научного мировоззрения, а для прикладных — подготовка к практической деятельности.
Направления дифференциации содержания профильных курсов информатики первого типа определяются применительно к предметным областям, являющимся ведущими для каждого конкретного направления специализации обучения в общеобразовательной школе.
Для каждой предметной области научного знания возможен свой набор профильных курсов информатики. В каждом из таких курсов изучается тот раздел информатики, который так или иначе пересекается с предметом соответствующей науки.
Основная задача курсов подобного типа — развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения (с позиций информатики — «системно-информационной картины мира»), обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми информатикой (моделирование, формализация и т.д.).
Профильные курсы второго типа — прикладные — дифференцируются не по предметным областям, а по виду информационной деятельности. Основное назначение таких курсов — формирование навыков использования методов и средств научно-информационных технологий в различных областях.
К профильным курсам информатики примыкают интегрированные курсы. Иногда различия между профильными и интегрированными курсами сводятся лишь к названиям, а иногда носят определенный характер. Различный профильный курс, ориентированный на конкретную предметную область, можно считать интегрированным, если в процессе его изучения учащиеся получают новые знания и навыки не только по информатике, но и по другой научной области. Уровень интеграции может быть различным, к примеру, если информатика в курсе заметно доминирует, то курс лучше называть профильным, а при относительном равенстве нового материала из информатики и предметной области — интегрированным.
При разработке профильных курсов информатики важен вопрос о нормативном объёме курса. Исходя из возможности 2-летней подготовки при 1 часе в неделю, наиболее вероятный объем профильного курса может составить 136 ч. В то же время нельзя отбрасывать и возможности проведения профильного курса меньшего объема, например, годичный курс в 68 ч. В некоторых школах с углубленным изучением информатики объем специализированного курса может быть гораздо большим, до 272 ч, то есть по 2 ч в неделю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Элективный курс как средство профильного обучения на старшей ступени полного (среднего) образования
Обучение информатике должно обеспечить формирование у студентов новых компетенций, знаний и умений, способов деятельности, которые им потребуются в новой информационной среде обитания, в том чис...
Дифференциация обучения на уроках информатики
Доклад по самообразованию...
Дифференциация обучения, как средство развития личности школьника на уроках информатики.
Дифференциация обучения становится одним из таких перспективных направлений развития образования. Это определяется той ролью, которую играет дифференциация в развитии способностей, склонностей, познав...
Методические подходы к обучению сетевым технологиям на основе имитации функционирования аппаратно-программных средств (на примере профильного курса информатики и ИКТ)
Актуальность исследования. В период становления информационного общества возрастает роль информатики как фундаментальной отрасли научного знания, формирующей представление об информации, информационн...
Использование интерактивных средств при обучении информатике
Методическая разработка.Использование интерактивных средств при обучении информатике....
Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»
Выступление на методическом объединении учителей физики, математики, информатики, МБОУ «Лицей г. Рошаль» на тему: «Дифференциация обучения на уроках информатики»...