«Метод творческих мастерских на уроках информатики в условиях ФГОС»
методическая разработка по информатике и икт (7, 8, 9 класс)

В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что -то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Метод творческих мастерских на уроках информатики в условиях ФГОС»

                     Современные информационные технологии породили новые цели обучения, которые заключаются не только в прямой передаче знаний и умений, а открывают для учителя новые возможности для поддержания и направления развития личности учащегося.

Компьютер как новое средство обучения, раскрывает в должной мере свои возможности, когда он ориентирован на развитие духовно богатой, творческой личности, ее образного мышления, воображения, фантазии, эмоциональной сферы.

Перед учителем информатики, стоит сложная задача не только научить, но и заинтересовать учащихся, сделать так, что бы детям нравилось то, что они делают. Только тогда ученик с удовольствием идет на урок и с радостью выполняет поставленную задачу. Все люди в любом возрасте любят играть, рисовать, творить.

Важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе с учителем «творили» урок. Ведь не только и не столько знания и владение школьниками ПК определяет эффективность процесса обучения информатики, сколько готовность и желание детей участвовать в общении. Основной двигатель изучения предмета - радость познания, чувство комфорта и положительные эмоции. Через общение дети знакомятся с новыми понятиями, учатся употреблять их.

Владение компьютером - важный инструмент познания мира. Познавая компьютер, познаем себя, познаем окружающий нас мир. Именно с этой позиции я рассматриваю преподавание своего предмета. Ребята должны осознать, что компьютер - это, прежде всего инструмент, позволяющий эффективно решать многие задачи, регулярно возникающие в производственной и бытовой деятельности человека.

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся дает большой обучающий, развивающий и воспитывающий эффект: у детей формируются прочные, глубокие знания по информатике, рождаются творческие интересные работы.

Психологи определяют творчество как выход за пределы уже имеющихся знаний, преодоление, опрокидывание границ. Это — высшая форма активной и самостоятельной деятельности человека. В творчестве осуществляется самовыражение, самораскрытие личности ребенка.

Введение творческих заданий в курс информатики помогают решить многие педагогические проблемы, которые не решаются привычными методами. Я воспитываю личность, которая живет в постоянно изменяющихся условиях; личность живет в обществе и должна уметь общаться, а творческая личность особо привлекательна в общении; творческий человек успешен в профессиональной деятельности; творчество выступает мощным фактором развития личности.

Всякий раз, создавая что-либо новое, каждая личность сталкивается с барьерами творческого процесса: стереотипами, «зажимами», страхом оценивания, возможно заниженной самооценкой, инертностью мышления и т.д.

Задача педагога помочь ребенку преодолеть эти подводные камни, определиться в своем отношении к компьютеру, найти свой способ самовыражения в информатике. Современные дети приходят в школу напичканные различной информацией и уже знакомые с компьютером. Правда, это знакомство на 90% составляет игровой, иногда доходящий до фобий, опыт. Одна из задач школьных уроков информатики в части применения информационных технологий - приобщить этих «игроманов» к широчайшему спектру применения компьютера: в образовании, быту, творчестве, эстетическом развитии, профориентации и т. д.

Именно создание учащимися творческих учебных работ помогает достигнуть высокого результата на пути решения этой задачи. Чаще всего творческие работы представляют собой продукт проектной деятельности.

В проектной деятельности ребёнок наиболее ярко проявляет свои способности, раскрывает своё мироощущение, открывает для себя что -то новое. В то же время, богатые возможности современного ПО позволяют подходить к работе творчески и нестандартно.

Ярким примером необходимости наглядно -образных представлений для более глубокого понимания абстрактных вещей и понятий может служить следующий пример.

Оказывается, что такие различные геометрические понятия, как точка, прямая, треугольник, трапеция, окружность, эллипс, парабола, которые благодаря подкупающей простоте и законченности строения считались абстракциями, не зависящими от реальности, на самом деле связаны с ней и с конкретно -образными представлениями.

Обратимся к общему определению технологии: совокупность методов, способов воздействия на сырье, материалы и т.д. соответствующими орудиями производства в процессе создания материальных и духовных ценностей. «Сырьем, материалом» в случае информационной технологии является, несомненно, информация. А методы и способы, с помощью которых мы обрабатываем, храним, передаем информацию, довольно разнообразны и не ограничиваются только применением вычислительной техники. Только очень небольшая часть всей существующей информации запасена на технических носителях и доступна через компьютер. Огромное количество информации, преимущественно в печатном виде, хранится в библиотеках и архивах. Информационные технологии часто называют компьютерными технологиями, а информационную культуру - компьютерной грамотностью. Так и в федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта задачи формирования информационной культуры прослеживаются только в требованиях, предъявляемых к образовательной дисциплине «Информатика».

Компьютерная грамотность является недостаточной для деятельности человека в информационном обществе. Важным компонентом информационной грамотности и культуры наряду с компьютерным является библиотечный.

Информационно культурный, грамотный человек должен уметь осознать, когда необходима информация, должен быть способен найти, оценить и эффективно использовать полученную информацию, уметь взаимодействовать с традиционными и автоматизированными средствами ее хранения.

Развитие творческих способностей на уроке информатики в 8-9 классах.

В школе на уроках информатики перед учащимися ставится учебная цель и дается максимально возможная самостоятельность для выполнения учебного проекта. Ученики могут выбрать делового партнера по проектной работе, проблемную область, задачу из предложенных, что позволяет создавать работоспособные группы и учитывать предметные склонности учащихся.

При изучении базового курса (8-9 классы) в проекты учащихся добавляется исследовательская деятельность. Чтобы составить генеалогическое древо своей семьи необходимо общение с представителями старших поколений (бабушки, прабабушки), а итогом становится проект «Иерархическая модель. Генеалогическое древо семьи», выполненный средствами векторной графики в Word. С огромным удовольствием выполняются и проекты-презентации на тему «Моя семья» в PowerPoint. В этом же приложении осуществляются и групповые проекты «Мой класс», «Моя школа», «Любимый город».

На профильном этапе обучения (10 -11 классы) проектная деятельность продолжается по следующим направлениям: «Семейный бюджет» (выполняется в электронных таблицах Excel); «Бизнес-план фирмы» (Excel, Word, PowerPoint), «Домашняя библиотека» (Access) и др.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

С внедрением проектного метода обучения, в основе которого лежат исследовательская и творческая деятельность, появляется возможность на уроках информатики, факультативах, дополнительных занятиях углублять и закреплять знания, полученные по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.

Работа над проектом:

  • развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;
  • прививает общую информационную культуру школьника;
  • реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;
  • является платформой для реализации межпредметных связей.

Современная система образования характеризуется дифференцированным подходом к обучению: каждый предмет изучается отдельно, сам по себе, в отры ве от реальной жизни.

Такой подход приводит к тому, что после окончания учебного заведения учащимся необходимо заново учится применять полученные знания на практике.

Понимая и осознавая необходимость интеграции, уже несколько лет в нашей школе учителями информатики, экономики, географии, биологии, химии в рамках проектной деятельности разрабатываются и проводятся интегрированные уроки. Тесное сотрудничество учителей-предметников, делает процесс обучения более качественным и интересным.

Интегрированный урок имеет психологическое преимущество: пробуждает интерес к предмету, снимает напряженность, неуверенность, помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем самым обеспечивает формирование творческих способностей учащихся, так как позволяет внести не только учебную, но и исследовательскую деятельность.

Принципы проведения урока информатики в современной школе

  • принцип научности;
  • принцип последовательности и цикличности;
  •  принцип сознательности усвоения деятельности;
  •  принцип доступности содержания;
  • активность и самостоятельность;
  • индивидуализация и коллективность обучения;
  • эффективность учебной деятельности;
  • связь теории и практики;
  • принцип наглядности или, как еще говорится, наглядные методы содержания и деятельности.

Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в России последние пять лет наложили определенный отпечаток на развитие личности современного ребенка. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий в телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Существенно изменяется и характер его любимой практической деятельности - игры, изменяются и его любимые герои и увлечения.

Начиная учиться в школе, он может почувствовать определенный дискомфорт. Не во всех школах сегодня еще есть оснащенные технологические классы, устаревшие учебные программы и методические приемы приводят к существенному снижению мотивации учения школьников, заставляя вдумчивых педагогов искать более современные средства и методы обучения.

Одним из таких средств, обладающих уникальными возможностями и широко распространенных и апробированных в школах индустриально развитых держав, и является компьютер.

Еще более серьезным возражением является то обстоятельство, что дети будут гораздо меньше общаться друг с другом, поскольку значительную часть времени они будут проводить за компьютером. В этой связи выражается опасение, что дети, привыкшие к общению с компьютерами, будут оказывать более высокое предпочтение таким формам общения, которым свойственны точность и четкость, а не интуиция или неоднозначность, которые необходимы для искусства и гуманитарных видов деятельности.

Применение в школе компьютерной технике учителями поможет сделать школьное преподавание более эффективным.

Итак, применение компьютерной техники в школе развивает творческие и интеллектуальные способности учащихся: внимание, воображение, память, логическое мышление. Улучшает восприятие мира.



Предварительный просмотр:

Технология современного проектного обучения

Проектное обучение – система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся заданий – проектов.

Технология проектного обучения – развитие проблемного обучения, от которого отличается тем, что деятельность учащихся имеет характер проектирования, подразумевающего получение конкретного (практического) результата и его публичного представления.

Цель проектного обучения – создать условия, при которых учащиеся:

  • самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
  • учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
  • приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  • развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  • развивают системное мышление.

Основные принципы проектирования:

  • добровольность;
  • учет возрастных психологических, творческих особенностей учащихся;
  • учет региональной специфики;
  • интеграция учебной и внеклассной деятельности;
  • системность.

Стадии разработки проекта:

  1. Разработка проектного задания.
  2. Разработка проекта.
  3. Оформление результатов.
  4. Презентация.
  5. Рефлексия.

Классификация учебных проектов

По времени:

  • краткосрочные (2 – 6 ч),
  • среднесрочные (12 – 15 ч),
  • долгосрочные, требующие значительного времени для поиска материала, его анализа и обработки.

По доминирующей деятельности учащихся:

  • практико-ориентированный,
  • исследовательский,
  • информационный,
  • творческий,
  • ролевой, игровой.

По характеру контактов между участниками:

  • внутриклассные,
  • внутришкольные,
  • региональные, межрегиональные (в рамках одного государства),
  • международные.

Ограничениями в использовании технологии проектного обучения

а) низкая мотивация преподавателей к использованию данной технологии;

б) низкая мотивация учащихся к участию в проекте;

в) недостаточный уровень сформированности у школьников умений исследовательской деятельности;

г) нечеткость определения критериев оценки отслеживания результатов работы над проектом.

«Подводные камни» проектного обучения:

  1. Всегда существует возможность переоценить результат проекта и недооценить его процесс (отсюда важно видеть все документы в портфолио, чтобы получить информацию о ходе работы).
  2. Главная опасность при выполнении исследовательского проекта – его превращение в реферат (важна собственная точка зрения, ее следует акцентировать).
  3. При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем (поработать с аудиторией по какой-либо теме).
  4. Одним из наиболее сложных является вопрос о реализации воспитательных задач в ходе проектной деятельности (основные моральные принципы в проектной деятельности – отзывчивость, верность долгу, ответственность за принятые решения – основываются на действии, они должны быть прожиты).

Положительные черты проектного обучения

  1. В центре внимания – учащийся, содействие развитию его творческих способностей;
  2. Образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении;
  3. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого учащегося на свой уровень развития;
  4. Комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций учащегося;
  5. Глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.



Предварительный просмотр:

Современные подходы в образовательном процессе при изучении курса информатики

Тема урока: Информация и ее свойства (8 класс ФГОС).

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Цели урока:

Образовательная: сформировать понятие учащихся об информации, видах и свойствах информации;

Обучающие:

1. Познакомить учащихся с понятием «информация».

2. Рассмотреть виды информации.

3. Раскрыть свойства информации.

Развивающие:

– развитие логического мышления, внимательности, памяти, аккуратности, познавательного интереса, умения систематизировать новые знания;

– формирование навыков использования ИКТ- технологий при работе с информацией;

– развитие умения рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания;

На каждом этапе урока развивать универсальные учебные действия школьников (см. ход урока).

Воспитательные:

– повышение интереса к предмету;

– привитие чувства самоуважения и взаимоуважения, формирование настойчивости в достижении поставленной цели;

– формирование активности, сознательности, ответственности в учебной деятельности, культуры поведения на уроке.

– совершенствование навыков учащихся в сотрудничестве со сверстниками, взаимоподдержке, помощи "слабому" однокласснику в коллективном учебном труде.

Деятельностная: сформировать у учащихся навыки самоорганизации и самоконтроля, самостоятельной исследовательской практической работы с постановкой учебной задачи и гипотезы, умения применять знания по информатике в проблемных жизненных ситуациях.

Задачи урока:

1) обобщить представления учащихся о сигналах различной природы; формировать на этой основе представления об информации;

2) рассмотреть подходы к классификации информации;

3) рассмотреть свойства информации (актуальность, достоверность, полнота и пр.) и формировать на этой основе навыки оценивания информации с позиции её свойств;

4) формировать навыки определения информативности некоторого сообщения, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.

Планируемые результаты универсальных учебных действий (УУД):

Предметные: изучить общее понятие об информации, видах и свойствах информации, продолжить формирование умений учащихся в использовании информации в практической деятельности.

Метапредметные: продолжить развитие умений учащихся ставить и проверять гипотезы на основе полученной информации, выявлять причинно-следственные связи, работать в группах.

Личностные: формировать умения учащихся управлять своей учебной деятельностью, умения к самоопределению (формирование мотивации учения), выработке внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики, понимание значения различных кодов в жизни человека.

Регулятивные: формировать умения учиться и способность к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке); понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем; оценивать значимость и смысл учебной деятельности для себя самого, расход времени и сил, вклад личных усилий, понимать причины успеха/неуспеха; взаимодействовать со взрослым и со сверстниками в учебной деятельности

Познавательные: структурирование знаний; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; развитие познавательной инициативы (умение задавать вопросы, участвовать в учебном сотрудничестве; умение выделять существенную информацию из текстов; выбор наиболее эффективных способов решения задачи в зависимости от конкретных условий);

Логические: умение логически рассуждать, умение выбирать, сопоставлять и обосновывать способы решения задачи;

Коммуникативные: умение использовать в общении правила вежливости, умение не только высказывать свое мнение, но и аргументировать свое предположение, умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию, умение задавать вопросы и отвечать на них.

Форма обучения: фронтальная, индивидуальная.

Методы и методические приемы обучения: проблемный частично-поисковый, репродуктивный, практический, наглядный.

Оборудование: автоматизированное рабочее место учителя и ученика; мультимедийный проектор; компьютер; интерактивная доска.

Литература для учащихся: Л.Л.Босова, А.Ю.Босова. Информатика. Учебник для 7 класса. – 2-е изд., испр.  М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. – 224 с.: ил.

Ход урока.

Этап урока. Развивающие задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Создание мотивации к учебной деятельности. Самоопреде-ление. Развитие познаватель-ных и регулятивных УУД

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы приступаем к изучению свойств информатики.

Начальная рефлексия.

Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу. Теперь сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы и повторяйте за мной: «Я в школе на уроке. Сейчас я начну учиться. Я радуюсь этому. Внимание моё растёт. Я, как разведчик, всё замечу. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я хочу учиться. Я готов к работе. Работаю».

Девизом нашего урока будет высказывание «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».

Учащиеся выполняют действия предложенные учителем и повторяют слова, сказанные им.

2.Целеполага-ние. Развитие познавательных и регулятивных УУД.

Учитель: Возможно, вы сделали правильное предположение о нашем уроке, но его еще нужно проверить, поскольку это всего лишь гипотеза. Давайте сформулируем тему и цель нашего урока с тем, чтобы в дальнейшем составить план исследований, позволяющих подтвердить или опровергнуть вашу гипотезу. Я запишу на доске тему и цель урока, предложенную вам.

Актуализация знаний.

Теоретический опрос (фронтально):

– Что такое информатика?

– Какое отношение к информатике имеют компьютеры?

– Как вы понимаете, что такое информация?

– Какими могут быть источники информации?

– Обладает ли информация свойствами?

Учащиеся формулируют и записывают тему урока: "Информатика и её свойства". И цель: "Сформировать понятие об информации, видах и свойствах информации (актуальность, достоверность, объективность, полнота, полезность и пр.) и на этой основе оценить информацию с позиции её свойств".

Затем учащиеся бегло и кратко отвечают на вопросы, поставленные учителем

3.Актуализа-ция знаний. Пробное учебное действие. Локализация затруднений. Построение проекта выхода из затруднения. Развитие познаватель-ных, личностных, регулятивных и коммуника-тивных УУД

Учитель: Сейчас я вам хочу напомнить, что вы должны знать об информатике:

На ПК запускается демонстрация "Что та-кое информация" (Презентация), на интерактивную доску проецируется титульный слайд с темой урока.

Информация от лат. informatio – осведомление, разъяснение, изложение. Это очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.

В обыденной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.

Информация содержится в речи людей, текстах книг, колонках цифр, в звуках и видах природы, в показаниях часов, термометров и других приборов.

Каждый материальный объект, с которым происходят изменения, становится источником информации либо об окружающей среде, либо о происходящих в этом объекте процессах.

Эту информацию мы получаем в виде сигналов – изменений физических величин (давления, температуры, цвета и др.). Различают световые, звуковые, тепловые, механические, электрические и другие типы сигналов.

Информация для человека – это содержание сигналов (сообщения), воспринимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Мозг каждого человека устроен по-разному. У кого-то сразу запоминает информацию, у кого-то через некоторое время. Память – вот главное достоинство мозга. Он воспринимает информацию в разном количестве, но усвоить может только некоторые, понятные ему сигналы.

Сигналы могут быть непрерывными или дискретными.

Непрерывный сигнал принимает бесконечное множество значений из некоторого диапазона. Между значениями, которые он принимает, нет разрывов.

Примером непрерывного представления графической информации может служить живописное полотно, цвет которого изменяется непрерывно.

Обратите внимание!

Дискретный сигнал принимает конечное число значений. Все значения дискретного сигнала можно пронумеровать целыми числами.

Примером дискретного представления графической информации может служить изображение, напечатанное с помощью струйного принтера и состоящее из отдельных точек разного цвета.

В жизни человек чаще всего имеет дело с непрерывными сигналами.

Примерами непрерывных сигналов могут служить речь человека, скорость автомобиля, температура в некоторой географической точке в течение определённого периода времени и многое другое.

Примером устройства, подающего дискретные сигналы, является светофор. Сигнал светофора может быть красным, жёлтым или зелёным, т.е. принимать всего три значения.

Сигналы внешнего мира поступают в мозг человека через его органы чувств для анализа и осмысления.

Учащиеся записывают ключевые слова: информация, сигнал, непрерывный сигнал, дискретный сигнал, виды информации, свойства информации.

После введения нового для них понятия – информация – записывают:

Информация – очень широкое понятие, имеющее множество трактовок.

Информация для человека – это содержание сигналов (сообщений), вос-принимаемых человеком непосредственно или с помощью специальных устройств, расширяющее его знания об окружающем мире и протекающих в нём процессах.

Выполняют задание на осознанное восприятие нового материала:

Из каких источников и в виде чего люди получают информацию?

(Из различных источников, в виде сигналов).

После введения нового понятия – сигнал – записывают:

Непрерывный сигнал принимает бесконечное множе-ство значений из некоторого диапазона. Дискретный сигнал принимает конечное число значений.

На примере сравнения лестницы и наклонной плоскости учащиеся в этом убеждаются. В первом случае имеется строго определённое количество фиксированных высот, равное числу ступенек. Все их можно пронумеровать. Наклонная плоскость соответствует бесконечному количеству значений высоты.

Задание на осознанное восприятие нового материала:

Учащиеся записывают примеры непрерывных и дискретных сигналов.

Выполнив задания учащиеся обсуждают их. Каждому дается право задать вопрос "Почему?" и получить ответ от любого одноклассника. Ученики предлагают план исследо-вания сигналов.

4.Постановка учебной задачи Развитие познава-тельных, регулятивных и комму-никативных УУД

Учитель: Согласно вашего плана исследования начнем с изучения способов восприятия человеком информации.

Информация может быть разделена на следующие виды:

Визуальная  с помощью органов зрения мы воспринимаем буквы, цифры, рисунки, различаем цвет, форму, размеры и расположение предметов;

Аудиальная – с помощью органов слуха воспринимается звуковая информация – речь, музыка, звуковые сигналы, шум;

Обонятельная – с помощью органов обоняния люди воспринимают запахи;

Вкусовая – с помощью вкусовых рецепторов языка можно получить информацию о том, каков предмет – горький, кислый, сладкий, солёный;

Тактильная – органы осязания (кончики пальцев и весь кожный покров) дают человеку информацию о температуре предмета – горячий он или холодный, о качестве его поверхности – гладкий или шероховатый и т.д..

Около 80-90% информации здоровый человек получает при помо-щи органов зрения (визуально), при-мерно 8-15% – при помощи органов слуха (аудиально) и только 1-5% – при помощи остальных органов чувств (обоняния, вкуса, осязания).

А вот, например, лисы, собаки и многие другие животные основную часть информации получают с помощью носа. У них хорошо развито обоняние. Для летучих мышей главная информация – звуковая.

Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека и продуктом этой деятельности. Учёба в школе – это специально организованный процесс передачи важнейшей информации (знаний) от предшествующих поколений подрастающему поколению.

Принятию правильного решения способствует владение объективной, достоверной, полной, актуальной, полезной и понятной информацией. Эти понятия назы-вают свойствами информации.

1. Информация объективна, если она не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Объективную информацию можно получить с помощью измерительных приборов. Но, отражаясь в сознании конкретного человека, информация перестаёт быть объективной, становится субъективной, так как преобразовывается в зависимости от опыта, знаний, пристрастий конкретного человека.

2. Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел.

Достоверная информация помогает нам принять правильное решение. Недостоверной информация может быть: в случае преднамеренного искажения; в результате воздействия помех («испорченный телефон»); при приуменьшении или преувеличении значения реального факта (слухи и «рыбацкие истории», реклама и др.).

3. Информация полна, если её достаточно для понимания ситуации и принятия решения. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

4. Информация актуальна, если она важна, существенна для настоящего времени. Только своевременно полученная информация может принести необходимую пользу. Информация неактуальна, если она является устаревшей или преждевременной.

5. Полезность информации оценивается по тем задачам, которые можно решить с её помощью. Оценка полезности информации всегда субъективна. То, что полезно для одного человека, может быть совершенно бесполезно для другого. Какие-либо сведения, например, исторические, могут десятилетиями считаться ненужными, но в какой-то момент их полезность может резко возрасти.

6. Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя. Так, вы не сможете воспользоваться самой актуальной и достоверной информацией, если она будет выражена на незнакомом вам языке, т.е. вам непонятна.

Учащиеся перечисляют и запоминают основные виды информации по способу восприятия человеком. (зрительная, слухо-вая, обонятельная, вкусовая, осязательная или тактильная).

Учащиеся заполняют рабочую тетрадь на стр. 4 № 3.

На примере информации, находящейся в школьных учебниках учащиеся убеждаются, что:

эта информация соответствует современным научным представлениям. Поэтому она достоверна.

 эта информация даёт общее представление о различных областях действительности. Для получения полной информации по интересующему учащихся вопросу мало прочитать школьный учебник  необходимо заниматься само-образованием, используя различные источники ин-формации. Поэтому она не полная.

эта информация для них, учеников 7-го класса, полезна, так как с её помощью они могут решать как учебные, так и жизненные задачи. Поэтому она полезна.

эта информация доступна учащимся по уровню восприятия. Поэтому она понятна.

Учащиеся делятся своими впечатлениями от наблюдений того, что, они видят из окна. Они видят, что в природе наступает осень.

Они делают этот вывод на основании того, что листья пожелтели, похолодало, капает дождь. И хотя нигде не написано, что это признаки осени, они знают из ранее полученной информации, что всё это означает наступление осени.

Далее учащиеся отвечают на вопрос № 7, помещённый на стр. 11-12 учебника

Учащиеся заполняют рабочую тетрадь на стр. 8 № 8.

Учащиеся убеждаются, что знания, которые они извлекли из окружающей действительности и есть информация. Они понимают, что после обработки информации они могут сохранить её на бумаге и тогда для другого человека, все эти знания будут уже сведениями. А вот то, что он возьмёт для себя из этих сведений, будет информацией. Обработав, запомнив и сохранив информацию, ученик получает знания.

Таким образом, учащиеся убеждаются, что собранная человечеством и хранящаяся в книгах информация является сведениями. Читая книги они извлекают из них информацию. Из одной и той же книги разные люди извлекают разную информацию Извлечённая информация обрабатывается и хранится в мозге учащегося и становится его знанием.

5.Реализация построенного проекта. Развитие познаватель-ных, личностных, регулятивных и коммуника-тивных УУД

Учитель: Теперь мы рассмотрим вопрос о том, что можно сделать с полученной информацией.

Последовательная смена состояний (изменение) в развитие чего-либо называется процессом.

Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами. Информационные процессы – необходимое условие жизнедеятельности любого организма:

– цветки и соцветия некоторых растений в течение дня поворачиваются вслед за солнцем;

– пчёлы танцем передают сородичам информацию об источниках корма;

– многие дикие животные пахучими метками дают знать чужакам, что эта территория уже занята;

– трели соловья служат для привлечения самки;

– домашние животные отличают знакомых людей от незнакомых;

– животные в цирке выполняют команды дрессировщиков.

Можно выделить следующие основные информационные процессы: сбор информации, представление информации, обработка информации, хранение информации, передача информации.

Деятельность человека, связанную с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.

Рассмотрим информационные процессы более подробно.

Сбор информации.

Решение практически любой задачи начинается со сбора информации. Например, чтобы подготовить сообщение о достопримечательностях родного края, вам нужно расспросить взрослых, посетить краеведческие музеи, изучить справочную литературу.

Обработка информации.

Информацию об окружающем мире, собранную непосредственно через органы чувств или с помощью измерительных приборов, человек должен своевременно обрабатывать. Например, при переходе улицы следует очень быстро обрабатывать информацию о сигналах светофора, о движении автомобилей и др.

Обработка информации – это целенаправленный процесс изменения содержания или формы представления информации.

Можно выделить два типа обработки информации:

1) обработка, связанная с получением нового содержания, новой информации;

2) обработка, связанная с изменением формы представления информации, не изменяющая её содержания.

структурирование – организация информации по некоторому правилу, связывающему её в единое целое;

кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, хранения, передачи или обработки информации;

отбор информации, требуемой для решения некоторой задачи, из информационного массива.

Передача информации.

Рассмотрим процесс передачи информации более подробно:

1) информация от источника поступает в кодирующее устройство;

2) в кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;

3) закодированная информация поступает от источника к приёмнику (получателю) по соответствующему кагалу передачи информации – каналу связи;

4) приёмник содержит декодирующее устройство, в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.

Хранение информвции.

Для того, что бы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена. Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, патентные бюро, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки. Гигантским хранилищем информации является компьютерная сеть Интернет.

Учитель: ну вот мы кратко и познакомились с информацией, её свойствами, с информационными процессами. Более подробно эти вопросы мы с вами рассмотрим на последующих уроках.

Учащиеся выполняя-ют задание учителя решить следующую задачу:

Боря, Витя и Егор встретились на Всероссийской олимпиаде по информатике. Ребята приехали из разных городов: Москвы, Омска, Санкт-Петербурга и Кирова. Известно, что Боря жил в одной комнате с мальчиком из Кирова и ни один из этих двух мальчиков никогда не был ни в Москве, ни в Санкт-Петербурге. Гриша играл в одной команде с мальчиком из Москвы, а вечерами к ним заходил приятель из Кирова. Егор и мальчик из Москвы увлеклись игрой в шахматы. Кто из ребят, откуда приехал?

(Я так думаю: Боря – из Омска, Витя – из Кирова, Егор – из Санкт-Петербурга).

Потом учащиеся пытаются ответить на вопрос: Вы отправляете товарищу SMS-сообщение с домашним заданием по математике. Рассмотрите эту ситуацию с информационной точки зрения, указав источник информации, коди-рующее устройство, канал связи, декодирующее уст-ройство и приёмник информации.

Если кто-либо из учащихся испытывает затруднение при ответе на данный вопрос, то ему помогают его разрешить другие школьники. При этом они демонстрируют, как это происходит на самом деле с использованием компьютера, телефона и т.п.

Таким образом, учащиеся убеждаются, что для хранения информации всегда используются внешние носители: пергамент, папирус, бумага, фотопленка, кассеты, диски и т. д.

Также они получают понятие, что информация содержится внутри любого живого существа – в генах.

Передача информации – это двусторонний процесс, где всегда присутствуют источник и приемник.

Источник информации – тот, кто сообщает информацию.

Приемник информации – тот, кто получает информацию.

Носителем информации может быть классная доска, журнал, частицы воздуха, радиоволны, бума-га, дерево, металл, камень, дискета, фотография, ген и т. д.

Источники и приемники информации могут быть как одушевленными, так и неодушевленными предметами, явными и косвенными. Встречаются такие ситуации, когда приемник информации является одновременно и передатчиком, и наоборот.

6.Первичное закрепление знаний с проговарива-нием во вне-шней речи. Развитие поз-навательных, регулятивных и коммуника-тивных УУД

Учитель: Сейчас я попрошу вас по очереди на память назвать мне свойства информации. Первый ученик называет одно из свойств информации, второй – повторяет его и добавляет новое свойство, третий повторяет два уже названных и добавляет свое и так далее. Таким образом, мы вспомним с вами все свойства информации. Выполнять задание будут все ученики класса. Посмотрим, за кем останется последнее слово?

Учащиеся выполняют задание "по цепочке".

7.Самостоятельная работа с проверкой по эталону. Развитие познава- тельных, личностных, регулятив-ных и коммуника-тивных УУД

Учитель: Перед вами на карточках задание. Слева в выделенной цветом части находятся свойства информации, а справа от них описания. Попробуйте стрелками соединить свойства информации с их описаниями:

Объективность     

Достоверность     

Актуальность     

Полезность           

Понятность           

Полнота                 

Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Учитель оказывает индивидуальную помощь. Учащиеся, первыми справившиеся с работой, показывают результат учителю и оказывают помощь затрудняющимся одноклассникам. Правильное решение демонстрируется через проектор.

8. Включение знаний в систему и повторение. Развитие познаватель-ных УУД

Учитель: Итак, мы изучили с вами и теперь всё знаем об информации и её свойствах. Давайте вспомним только что изученный материал и попробуем ответить на следующие вопросы:

1. С помощью какого органа мы узнаем о том, что запел соловей, залаяла собака, зазвенел звонок на урок? (Слух).

2. С помощью чего мы узнаем, что написано или нарисовано в книге? (Зрение).

3. Что помогает узнать, холодная или горячая вода льется из крана? (Осязание).

4. Что помогает почувствовать запах хлеба, цветка, духов? (Обоняние).

5. С помощью чего мы отличаем сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? (Вкус).

Учитель: А теперь давайте попробуем разгадать ребус.

Учащиеся отвечают на поставленные учителем вопросы.

Потом разгадывают, что зашифровано в предложенном учителем ребусе.

(Информация).

9.Рефлексия. Развитие познаватель-ных и регулятивных УУД

Учитель: Давайте вспомним, какой вопрос мы хотели разрешить на нашем уроке. Мы хотели разобраться, почему в нашей жизни важна информатика и что она даёт человеку?

Разрешили мы эту проблему?

Как вы считаете прав ли был французский политик и дипломат Шарль Морис Де Талейран-Перигор, когда говорил: «Кто владеет информацией, владеет миром?»

Учитель: А теперь попробуем оценить свою деятельность на уроке:

1.Достигли мы цели урока?

2.Что сумели повторить?

3.Какие новые знания получили?

4.Что на ваш взгляд, следует еще раз повторить и закрепить на следующем уроке?

Учитель: А теперь я попрошу вас оценить свою работу на этом столь познавательном для вас уроке, поставить себе оценку исходя из 5 баллов.

Учащиеся отвечают, что информация – это самое ценное, что есть в современном мире. Порой люди владеют такими данными, за которые могут убить. Есть секретная информация, из-за утечки которой могут произойти немыслимые последствия. Существует военная тайна, подразумевающая хранение и неразглашение особых секретных данных. Информация везде. Это все, что мы видим и слышим. И если человеку известны действительно ценные, важные данные, он, используя их, сможет получить всё, что захочет. Такой смысл и имеет высказывание Талейрана “Кто владеет информацией – тот владеет миром”.

В данном высказы-вании автор поднимает проблему роли информации в жизни человека. Этими словами автор хотел сказать, что если человек располагает ценными знаниями, то он может стать довольно успешным.

Учащиеся оценива-ют свою работу.

10.Домашнее задание

Прочитать § 1.1 учебника, подготовиться к ответу на вопросы в конце параграфа. Мне бы очень хотелось, чтобы на следующем уроке вы смогли бы:

1.Привести примеры:

а) достоверной, но необъективной информации:

б) объективной, но недостаточной информации;

в) полной, достоверной, но бесполезной информации;

г) неактуальной информации;

д) актуально, но бесполезной информации.

2.Из приведённого ниже перечня выбрать те свойства информации, от которых в наибольшей степени зависит качество решения, принимаемого на основании информации: полнота, понятность, актуальность, объективность, достоверность, полезность, компактность представления, удобство восприятия, логичность.

3.Перечислить свойства информации для следующих информационных объектов:

а) сочинение на заданную тему;

б) решение задачи по геометрии;

в) реферат по истории.

Кроме этого вам необходимо будет выполнять в рабочей тетради задания №№ 2, 4 (1 столбец), 6, 7. Не забывайте, что материалы, с которыми мы работали на уроке, надо вклеить в тетрадь (или вставить в специальную папку.

Для желающих:

Дополнительно можно оформить на альбомном листе и принести синквейн, посвящённый теме нашего сегодняшнего урока.

Синкве́йн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

Всем спасибо за активную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования метапредметных умений учащихся на уроках информатики в условиях внедрения ФГОС

Главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования - готовить своих учеников к  жизни, обеспечить ребенку общекул...

Здоровьесбережение на уроках информатики в условиях ФГОС

ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества общего образования, и в этих целях, наряду с другими меропр...

Статья по теме : "Активные методы обучения на уроках математики в условиях ФГОС".

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабоче...

Оценка предметных результатов на уроках информатики в условия введения ФГОС

ФГОС определяет новую модель контроля и оценивания в виде перечня правил, определяющих действия учителей и учеников в разных ситуациях оценивания. В данной статье представлены различные методы оценива...

Использование интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС

Данная статья содержит примеры применения интерактивных методов на уроках информатики в условиях ФГОС...

РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС

Изучение 3D технологий обусловлено практически повсеместным использованием трехмерной графики в различных сферах деятельности, знание которой становится все более значимым для полноценного развития ли...

Использование метода проектов на уроках информатики в условиях введения ФГОС

Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка сам...