Описание системы работы
материал по информатике и икт

Пашкова Ольга Викторовна

Описание системы работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sistemy_raboty.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Описание системы работы

(инновационного педагогического опыта)

Пашковой Ольги Викторовны

«Cчитаю, что должен быть изменен подход к образованию.

В эпоху глобализации ИКТ могут расширить доступность

и повысить качество образования».

В.В.Путин

Возможности реализации межпредметных и метапредметных связей  информатики с другими учебными предметами в  рамках урочной и внеурочной деятельности в условиях новых ФГОС

Актуальность и перспективность опыта

Предмет, который я преподаю, очень часто вызывает большую заинтересованность у учащихся. Поскольку мы работаем на компьютере, ребята воспринимают этот инструмент как игрушку. Но это до тех пор, пока не появляются более серьезные темы и здесь уже приходится работать так, чтобы интерес к предмету сохранялся.

 Я очень долго думала, как сделать так, чтобы ребята занимались с интересом.

И пришла к выводу, что эффективное использование связи с другими предметами, позволит обучающимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит обучающихся самостоятельно приобретать и повышать качество знаний, познавательный интерес, умение выделить необходимую информацию.

Поэтому одну из главных задач в обучении информатики я выделила развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся.

С помощью многосторонних межпредметных связей информатики с другими предметами решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.

Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией.

Выбор различных сочетаний учебных предметов дает возможность построить учебно-воспитательный процесс в зависимости от способностей и интересов учащихся и тем самым обеспечить направленность на дифференциацию образования.

Своеобразие и актуальность предлагаемой  темы заключается в том, что планирование курса информатики средствами межпредметных связей, помогает развивать у обучающихся способность к деятельности в той сфере, которая им наиболее близка, мотивируя  на творческую и познавательную деятельность, тем самым повышая качество знаний как по предмету информатика, так и по другим предметам.

Ведущая педагогическая идея опыта 

Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности. Уроки информатики  — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.

Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.

Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и  повышения качества обучения.

В стандартах второго поколения говорится: «…Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся (включая и внешкольное применение), даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.  А в сформулированной цели сказано: «…Осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях».

Практическая значимость

IT-компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее, моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.

Школьный предмет «Информатика» весь пронизан межпредметными связями  и предлагает учащимся знания многих областей учебных предметов, науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.              

Преимущества интеграции на уроке

  • Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  • Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
    творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников.
  • Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
    подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Использование педагогических технологий и подходов в образовательном процессе

На своих уроках я системно использую следующие педагогические технологии:

  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • коммуникативное обучение;
  • проектная технология;
  • игровые технологии;
  • диалог культур;

информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.

В процессе урока учащийся должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность. С первых же шагов детям предлагается анализировать и размышлять.

В качестве практических  умений нужно осваивать различные операции, которые необходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и на то, чтобы дети не выполняли практические действия и механически под диктовку учителя.

В результате в ходе выполнения работы формируются и отрабатываются такие метапредметные действия как:

  • Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
  • Умение работать в группе, в команде
  • Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение

Этапы обучения на основе использования межпредметных связей включают три ступени:

Первая ступень – воспроизводящая, цель которой приучить учащихся использовать полученные знания.

  • На первом этапе учащиеся повторяют необходимые сведения из соответствующих дисциплин.
  • На втором этапе учитель объясняет новый материал, используя факты и понятия из одного учебного предмета, на примерах из другого.
  • На третьем этапе учитель излагает новый материал, привлекая теорию из смежной дисциплины для объяснения рассматриваемых явлений.

Вторая ступень – использование знаний, цель которой – перенос знаний из предмета в предмет.

  • На четвёртом этапе учащиеся должны самостоятельно воспроизводить отдельные знания фактического или теоретического характера из смежной дисциплины.
  • На пятом этапе учащиеся должны привлекать факты и понятия, усвоенные ими на уроках одной дисциплины, для подтверждения вновь усвоенных знаний на уроках другой.
  • На шестом этапе  учащиеся должны самостоятельно привлекать теорию, изученную на уроках одного предмета, для объяснения изучаемых явлений в курсе другого.

Третья ступень – обобщающая, цель которой – обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира. Учитель объясняет место изучаемых явлений в общей картине мира. Учащиеся постигают целостную научную картину явления, более того — целостную научную картину мира и понимают роль и место в этой картине изученного явления.

Оптимальность и эффективность средств

За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Эффективное использование  инновационных  педагогических технологий в образовательном процессе рассматривается как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более рационального использования учебного времени.  

Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. Работая учителем информатики, мне пришлось многое пережить, понять, осмыслить и прийти к выводу, что авторитет учителя,  учебного предмета, а также  общая культура и дружелюбие учеников и учителя зарождается и развивается непосредственно на уроках. Я поняла и осознала, что есть главное в профессии учителя: это наличие постоянного желания пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь потом отдать детям. И только тогда, приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успехи твоих учеников.

Результаты использования межпредметных связей:

  • способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
  • даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
  • формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
  • повышает качество знаний учащихся;
  • повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
  • формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики и других школьных предметов; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
  • формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
  • расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
  • приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
  • умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.

Дети с удовольствием используют  знания, приобретенные на уроках информатики как инструмент для участия в конкурсах по другим предметам.

Результаты конкурсов, в которых учащиеся применяя знания информатики, реализовали межпредметные связи школьных предметов.

год

конкурс

результат

2016

Районный конкурс социальных проектов (руководитель проекта учащейся Пашковой Полины)

I место

2017

районный конкурс «Юный любитель сельскохозяйственных животных»

1 место

2017

конкурс поисковых работ сельских школьников «Забытая деревня»

диплом IIIстепени

2018

муниципальный этап регионального конкурса «Иван Тургенев – сын земли Орловской»

участник

Практическое применение межпредметных и метапредметных связей уроков информатики и других дисциплин

Информатика не может быть без межпредметных связей. Пожалуй, нет другого такого предмета столь насыщенного ими. Она может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе.

Оказалось, что больше всего для межпредметных связей подходят математика, геометрия, физика, биология и химия, история и обществознание, изо и музыка, русский язык и литература:

  • Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления. Например, после изучения теоретического материала по теме «Белки – основа органической жизни», учащиеся пересаживаются за персональные компьютеры и выполняют задания направленные на закрепление, как теоретического материала по химии (прочитать текст и озаглавить слайд, установить соответствие между свойствами белка и его  описанием, установить соответствие между опытом и видео), так и практических навыков работы в программе PowerPoint, опираясь на раздаточный материал.
  • Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.
  • Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
  • Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.
  • Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.
  • Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.
  • Графические редакторы. По данной теме мы на уроках решаем задачи, связанные с координатной плоскостью, подсчета количества и кодирования графической информации, рисуем рисунки или редактируем готовые рисунки и т.п. На элективных курсах мы изучаем компьютерную графику в среде Adobe Photoshop. В данном случае задействованы предметы: математика, геометрия, ИЗО (графика), история, география, физика. Особенно хочется подчеркнуть важность того, что учащиеся в основном затрудняются производить математические расчеты.
  • Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.
  • При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя.

А теперь наоборот, как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:

  • Математические методы при решении задач информатики; единицы измерения информации. По данной теме мы на уроках решаем задачи подсчета количества информации, кодирования текстовой, графической, звуковой информации, скорость передачи информации через Интернет - соединение и т.д. Здесь же можно отнести и решение математических и физических задач на компьютере. Эта тема связана с предметами: алгебра, физика, геометрия, музыка, ИЗО (графика), биология (свойства информации). Обучающиеся затрудняются возводить число 2 в любую степень, когда решаем задачи по формулам N=2i , I = K*I, Iп=I*Х*У, или они забывают объяснение учителя математики, потому что проходит время после объяснения учителя и учителям информатики приходится объяснять возведение степени на уроках информатики.

При изучении понятия информации еще широко используются примеры из различных областей знания. Измерение информации тесно связано с понятием вероятности, которое в настоящее время изучается в курсе математики основной школы.

  • Физика – представление о кодировании сигналов;
  • Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;
  • Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;
  • Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;
  • История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;
  • ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;
  • Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.

При решении задач по заданным темам, я раздаю детям распечатки - методическую помощь, чтоб они приклеили их к себе в тетрадь по информатике и могли дома решать задачи.

Заключение, выводы

Занимаясь изучением эффективности реализации  межпредметных и метапредметных связей  уроков информатики и других предметов, я сделала для себя вывод, что информатика может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе. Межпредметность  -  это  современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного  материала целого ряда предметов,  усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации  обучения,  обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.

В ходе учебного процесса, основанного на межпредметных связях, развиваются обобщенные интеллектуальные умения, характеризующие определенные виды деятельности, общие для ряда предметов.

Межпредметные связи стимулируют развитие и умение творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.).

Таким образом, можно смело сказать, что информатика используется как метапредмет, некая надпредметная оболочка, способствующая более глубокому развитию межпредметных связей всех учебных дисциплин в образовании.

      P.S.

Информатика инновационна по самой своей природе. Этот предмет наиболее активно использует средства, предоставляемые персональным компьютером, а именно электронные образовательные ресурсы, обучающие программы, энциклопедии, средства тестирования и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)

Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...

Описание системы работы

Попытка обобщения опыта...

Описание системы работы по пропаганде правильного питания

Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...

Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.

Система работы с  одаренными   учащимися:   Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...

Описание системы работы педагога- библиотекаря

Краткое описание моей системы работы....

Описание системы работы классного руководителя

Краткий рассказ как я работаю с классом...

Модульное описание системы работы. Наименование опыта: "Стимулирование мотивации выпускников детского дома к саморевализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни"

Актуальность и обоснование темы. Работа по программе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Становление": цели, задачи, формы и методы работы. Стимулирование мотивации выпускников д...