Описание системы работы
материал по информатике и икт
Предварительный просмотр:
Описание системы работы
(инновационного педагогического опыта)
Пашковой Ольги Викторовны
«Cчитаю, что должен быть изменен подход к образованию.
В эпоху глобализации ИКТ могут расширить доступность
и повысить качество образования».
В.В.Путин
Возможности реализации межпредметных и метапредметных связей информатики с другими учебными предметами в рамках урочной и внеурочной деятельности в условиях новых ФГОС
Актуальность и перспективность опыта
Предмет, который я преподаю, очень часто вызывает большую заинтересованность у учащихся. Поскольку мы работаем на компьютере, ребята воспринимают этот инструмент как игрушку. Но это до тех пор, пока не появляются более серьезные темы и здесь уже приходится работать так, чтобы интерес к предмету сохранялся.
Я очень долго думала, как сделать так, чтобы ребята занимались с интересом.
И пришла к выводу, что эффективное использование связи с другими предметами, позволит обучающимся не только овладеть знаниями и умениями в тех областях, к которым у них есть интерес и склонности, а также научит обучающихся самостоятельно приобретать и повышать качество знаний, познавательный интерес, умение выделить необходимую информацию.
Поэтому одну из главных задач в обучении информатики я выделила развитие творческих и исследовательских способностей обучающихся.
С помощью многосторонних межпредметных связей информатики с другими предметами решаются задачи обучения, развития и воспитания обучающихся, закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности.
Межпредметные связи «как цель» в курсе информатики могут быть реализованы с математикой, физикой, лингвистикой, историей, биологией.
Выбор различных сочетаний учебных предметов дает возможность построить учебно-воспитательный процесс в зависимости от способностей и интересов учащихся и тем самым обеспечить направленность на дифференциацию образования.
Своеобразие и актуальность предлагаемой темы заключается в том, что планирование курса информатики средствами межпредметных связей, помогает развивать у обучающихся способность к деятельности в той сфере, которая им наиболее близка, мотивируя на творческую и познавательную деятельность, тем самым повышая качество знаний как по предмету информатика, так и по другим предметам.
Ведущая педагогическая идея опыта
Применение интегрированного подхода дает учителю возможность добиться от учеников не только понимания предмета, но и умения применять и закреплять полученные знания при изучении других предметов, а учащимся возможность понять, что полученные знания по предметам тесно взаимосвязаны и могут пригодиться в повседневной жизнедеятельности. Уроки информатики — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины. При этом интегративный характер курса реализуется в рамках требований обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
Одна из проблем современной школы состоит в том, что в ней недостаточно развиты межпредметные связи. Часто ученик, успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания не то что в реальной жизни, но и в других предметах.
Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью. Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.
В стандартах второго поколения говорится: «…Курс информатики, завершающий основную школу, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у обучающихся (включая и внешкольное применение), даёт теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта. А в сформулированной цели сказано: «…Осознание интегрирующей роли информатики в системе учебных дисциплин; умение использовать понятия и методы информатики для объяснения фактов, явлений и процессов в различных предметных областях».
Практическая значимость
IT-компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее, моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ. Принципиальным является то, что информационно-коммуникационная компетентность носит надпредметный, общеучебный, общеинтеллектуальный характер.
Школьный предмет «Информатика» весь пронизан межпредметными связями и предлагает учащимся знания многих областей учебных предметов, науки, искусства, культуры, а также реальной повседневной жизни. В рамках традиционных учебных предметов одним из самых доступных способов осуществления интеграции является проведение интегрированных уроков.
Преимущества интеграции на уроке
- Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
- Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. В большей степени, чем обычные, они способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения,
творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. - Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые
подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Использование педагогических технологий и подходов в образовательном процессе
На своих уроках я системно использую следующие педагогические технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- коммуникативное обучение;
- проектная технология;
- игровые технологии;
- диалог культур;
информационно-коммуникативные технологии; которой отводится большое значение, т.к. ученик должен владеть информацией, уметь ею пользоваться, выбирать из нее необходимое для принятия решения, работать со всеми видами информации и т.д.
В процессе урока учащийся должен сразу настраиваться на активную творческую деятельность. С первых же шагов детям предлагается анализировать и размышлять.
В качестве практических умений нужно осваивать различные операции, которые необходимо совершенствовать в дальнейшем, но обращать внимание следует ещё и на то, чтобы дети не выполняли практические действия и механически под диктовку учителя.
В результате в ходе выполнения работы формируются и отрабатываются такие метапредметные действия как:
- Умения представить информацию в доступном, эстетичном виде
- Умение работать в группе, в команде
- Умение работать самостоятельно, делать выбор, принимать решение
Этапы обучения на основе использования межпредметных связей включают три ступени:
Первая ступень – воспроизводящая, цель которой приучить учащихся использовать полученные знания.
- На первом этапе учащиеся повторяют необходимые сведения из соответствующих дисциплин.
- На втором этапе учитель объясняет новый материал, используя факты и понятия из одного учебного предмета, на примерах из другого.
- На третьем этапе учитель излагает новый материал, привлекая теорию из смежной дисциплины для объяснения рассматриваемых явлений.
Вторая ступень – использование знаний, цель которой – перенос знаний из предмета в предмет.
- На четвёртом этапе учащиеся должны самостоятельно воспроизводить отдельные знания фактического или теоретического характера из смежной дисциплины.
- На пятом этапе учащиеся должны привлекать факты и понятия, усвоенные ими на уроках одной дисциплины, для подтверждения вновь усвоенных знаний на уроках другой.
- На шестом этапе учащиеся должны самостоятельно привлекать теорию, изученную на уроках одного предмета, для объяснения изучаемых явлений в курсе другого.
Третья ступень – обобщающая, цель которой – обучить учащихся применять понятия, факты, законы и теории для иллюстрации единства мира. Учитель объясняет место изучаемых явлений в общей картине мира. Учащиеся постигают целостную научную картину явления, более того — целостную научную картину мира и понимают роль и место в этой картине изученного явления.
Оптимальность и эффективность средств
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Эффективное использование инновационных педагогических технологий в образовательном процессе рассматривается как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более рационального использования учебного времени.
Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. Работая учителем информатики, мне пришлось многое пережить, понять, осмыслить и прийти к выводу, что авторитет учителя, учебного предмета, а также общая культура и дружелюбие учеников и учителя зарождается и развивается непосредственно на уроках. Я поняла и осознала, что есть главное в профессии учителя: это наличие постоянного желания пополнять научный и культурный багаж, чтобы все приобретенное вновь потом отдать детям. И только тогда, приобретаешь счастье сотрудничества, радость за успехи твоих учеников.
Результаты использования межпредметных связей:
- способствует развитию научного стиля мышления учащихся;
- даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания;
- формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире;
- повышает качество знаний учащихся;
- повышает и развивает интерес учащихся к предметам естественно-математического цикла;
- формирует у учащихся общие понятия физики, математики, информатики и других школьных предметов; обобщённые умения и навыки: вычислительные, измерительные, графические, моделирования, наблюдения, экспериментирования,— которые вырабатываются согласованно;
- формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;
- расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях;
- приобщает школьников к научно-исследовательской деятельности, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
- умения становятся обобщенными, способствуют комплексному применению знаний, их синтезу, переносу идей и методов из одной науки в другую, что лежит в основе творческого подхода к научной, художественной деятельности человека в современных условиях.
Дети с удовольствием используют знания, приобретенные на уроках информатики как инструмент для участия в конкурсах по другим предметам.
Результаты конкурсов, в которых учащиеся применяя знания информатики, реализовали межпредметные связи школьных предметов.
год | конкурс | результат |
2016 | Районный конкурс социальных проектов (руководитель проекта учащейся Пашковой Полины) | I место |
2017 | районный конкурс «Юный любитель сельскохозяйственных животных» | 1 место |
2017 | конкурс поисковых работ сельских школьников «Забытая деревня» | диплом IIIстепени |
2018 | муниципальный этап регионального конкурса «Иван Тургенев – сын земли Орловской» | участник |
Практическое применение межпредметных и метапредметных связей уроков информатики и других дисциплин
Информатика не может быть без межпредметных связей. Пожалуй, нет другого такого предмета столь насыщенного ими. Она может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе.
Оказалось, что больше всего для межпредметных связей подходят математика, геометрия, физика, биология и химия, история и обществознание, изо и музыка, русский язык и литература:
- Компьютерные презентации как улучшение форм подачи материала в любом предмете, ведь они комбинируют возможности аудио, визуального и текстового представления. Умение учащегося составлять план и хронометраж публичного выступления. Например, после изучения теоретического материала по теме «Белки – основа органической жизни», учащиеся пересаживаются за персональные компьютеры и выполняют задания направленные на закрепление, как теоретического материала по химии (прочитать текст и озаглавить слайд, установить соответствие между свойствами белка и его описанием, установить соответствие между опытом и видео), так и практических навыков работы в программе PowerPoint, опираясь на раздаточный материал.
- Решение математических задач с помощью численных методов в языке программирования и табличном процессоре. Переборные алгоритмы как элемент комбинаторики.
- Улучшение орфографических и речевых навыков при работе в текстовом процессоре.
- Телекоммуникационные ресурсы как инструмент изучения иностранных языков.
- Редактор формул как элемент закрепления наиболее трудных для учащихся формул математики, химии, физики.
- Моделирование различных процессов с помощью табличного процессора и языка программирования.
- Графические редакторы. По данной теме мы на уроках решаем задачи, связанные с координатной плоскостью, подсчета количества и кодирования графической информации, рисуем рисунки или редактируем готовые рисунки и т.п. На элективных курсах мы изучаем компьютерную графику в среде Adobe Photoshop. В данном случае задействованы предметы: математика, геометрия, ИЗО (графика), история, география, физика. Особенно хочется подчеркнуть важность того, что учащиеся в основном затрудняются производить математические расчеты.
- Базы данных как средство поддержки изучения экономики и географии.
- При изучении темы «Графический редактор» учащиеся должны создавать и редактировать изображения в расчете на субъективное восприятие зрителя.
А теперь наоборот, как осуществляется взаимосвязь других учебных предметов и информатики:
- Математические методы при решении задач информатики; единицы измерения информации. По данной теме мы на уроках решаем задачи подсчета количества информации, кодирования текстовой, графической, звуковой информации, скорость передачи информации через Интернет - соединение и т.д. Здесь же можно отнести и решение математических и физических задач на компьютере. Эта тема связана с предметами: алгебра, физика, геометрия, музыка, ИЗО (графика), биология (свойства информации). Обучающиеся затрудняются возводить число 2 в любую степень, когда решаем задачи по формулам N=2i , I = K*I, Iп=I*Х*У, или они забывают объяснение учителя математики, потому что проходит время после объяснения учителя и учителям информатики приходится объяснять возведение степени на уроках информатики.
При изучении понятия информации еще широко используются примеры из различных областей знания. Измерение информации тесно связано с понятием вероятности, которое в настоящее время изучается в курсе математики основной школы.
- Физика – представление о кодировании сигналов;
- Физика, математика – системы координат, проекции, векторы и их применение в компьютерной графике;
- Физика – физические принципы работы устройств персонального компьютера;
- Биология - генетические и муравьиные алгоритмы в программировании;
- История – возникновение и развитие устройств и способов обработки информации;
- ИЗО – цветовые модели в компьютерной графике;
- Английский язык – понимание синтаксиса языков программирования, овладение компьютерной терминологией, свободный доступ к широкому спектру литературы.
При решении задач по заданным темам, я раздаю детям распечатки - методическую помощь, чтоб они приклеили их к себе в тетрадь по информатике и могли дома решать задачи.
Заключение, выводы
Занимаясь изучением эффективности реализации межпредметных и метапредметных связей уроков информатики и других предметов, я сделала для себя вывод, что информатика может быть интегрирующей почти со всеми предметами, которые изучаются в школе. Межпредметность - это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса.
В ходе учебного процесса, основанного на межпредметных связях, развиваются обобщенные интеллектуальные умения, характеризующие определенные виды деятельности, общие для ряда предметов.
Межпредметные связи стимулируют развитие и умение творческой деятельности (умение самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию, умение видеть новую проблему в знакомой ситуации, умение устанавливать новые свойства объекта изучения и др.).
Таким образом, можно смело сказать, что информатика используется как метапредмет, некая надпредметная оболочка, способствующая более глубокому развитию межпредметных связей всех учебных дисциплин в образовании.
P.S.
Информатика инновационна по самой своей природе. Этот предмет наиболее активно использует средства, предоставляемые персональным компьютером, а именно электронные образовательные ресурсы, обучающие программы, энциклопедии, средства тестирования и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из личного опыта: Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня)
Результатом обучения в школе должно стать формирование личности, сочетающей в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость и творческую индивидуальность, гуманистическое...
Описание системы работы
Попытка обобщения опыта...
Описание системы работы по пропаганде правильного питания
Пропаганда правильного питания – составляющая часть борьбы за здоровый образ жизни. По данным валеологов, болезни органов пищеварения у детей и подростков занимают 3-е место. Поэтому важным фактором с...
Описание системы работы с одарёнными детьми (руководство проектной и учебно-исследовательской деятельностью обучающихся, подготовка к рейтинговым состязаниям различного уровня) - из личного опыта учителя.
Система работы с одаренными учащимися: Работа с одаренными детьми достаточно актуальна для современного общества. По выявлению одаренных учащихся предъявляются сегодня вы...
Описание системы работы педагога- библиотекаря
Краткое описание моей системы работы....
Описание системы работы классного руководителя
Краткий рассказ как я работаю с классом...
Модульное описание системы работы. Наименование опыта: "Стимулирование мотивации выпускников детского дома к саморевализации и самосовершенствованию личности в период адаптации к самостоятельной жизни"
Актуальность и обоснование темы. Работа по программе постинтернатного сопровождения выпускников детского дома "Становление": цели, задачи, формы и методы работы. Стимулирование мотивации выпускников д...