Рабочая программа по информатике 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс)
Рабочая программа по информатике 5 класс, Босова, 1 час в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_informatika.doc | 153.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
городского округа Лобня Московской области
Утверждено
протоколом педагогического совета
от 30.08.2019 г. № 1
Директор школы
___________________ М.Ю. Клименко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
_________________Информатика и ИКТ___________________
для ________5 А,Б,В_____________ класса(ов)
Учитель:__Матрос Мария Александровна_______
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР ___________ ____Н.А. Щербакова___
подпись фамилия и инициалы
Зам. директора по УВР ___________ ____М.Е. Козлова____
подпись фамилия и инициалы
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
протокол от 28.08.2019 г. № 1
руководитель ШМО ___________ _____Л.М. Бондаренко__
подпись фамилия и инициалы
городской округ Лобня
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса составлена в соответствии с нормативно правовым актом и методическими документами федерального уровня:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральными законами от 04.06.2014 г. № 145-ФЗ, от 06.04.2015 г. № 68-ФЗ)
- Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации.
- Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 г. № 497 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы»
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями)
- Уставом МБОУ СОШ №5;
- Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в МБОУ СОШ №5;
- Положением о формах обучения.
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 5 класса составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, планируемыми результатами, требованиями основной образовательной программы ОУ, авторской программой Л. Л. Босовой, А. Ю. Босовой.
Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Цели и задачи обучения
Цели курса – развитие общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты; целенаправленное формирование таких общеучебных понятий, как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Задачи:
- показать учащимся роль информации и информационных процессов в их жизни и в окружающем мире;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- организовать работу в виртуальных лабораториях, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- организовать компьютерный практикум, ориентированный на формирование широкого спектра умений использования средств ИКТ для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации; овладение способами и методами освоения новых инструментальных средств; формирование умений и навыков самостоятельной работы; стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умениями правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной для собеседника форме, выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы при помощи средств ИКТ.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «Информатика и ИКТ»
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.
Личностные результаты:
- наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
- ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
- развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
- готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
- способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
Метапредметные результаты:
- владение общепредметными понятиями «информация», «объект» и т. д.;
- владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами; осуществлять контроль своей деятельности; определять способы действий в рамках предложенных условий; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умения «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т. д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умения выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
- ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.
Предметные результаты:
Информация вокруг нас
Учащийся научится:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры древних и современных информационных носителей;
- классифицировать информацию по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды;
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию.
Учащийся получит возможность:
- сформировать представление об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире;
- сформировать представление о способах кодирования информации;
- преобразовывать информацию по заданным правилам и путем рассуждений;
- научиться решать логические задачи на установление взаимного соответствия с использованием таблиц;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- для объектов окружающей действительности указывать их признаки – свойства, действия, поведение, состояния;
- называть отношения, связывающие данный объект с другими объектами;
- осуществлять деление заданного множества объектов на классы по заданному или самостоятельно выбранному признаку – основанию классификации;
- приводить примеры материальных, нематериальных и смешанных систем.
Информационные технологии
Учащийся научится:
- определять устройства компьютера (основные и подключаемые) и выполняемые ими функции;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать на выполнение программу, работать с ней, закрывать программу;
- создавать, переименовывать, перемещать, копировать и удалять файлы;
- работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- выполнять арифметические вычисления с помощью программы «Калькулятор»;
- применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов на русском и иностранном языках;
- выделять, перемещать и удалять фрагменты текста;
- создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
- использовать простые способы форматирования текстов (выделение жирным шрифтом, курсивом, изменение величины шрифта);
- создавать и форматировать списки;
- создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
- создавать круговые и столбиковые диаграммы;
- применять простейший графический редактор для создания и редактирования простых рисунков;
- использовать основные приемы создания презентаций в редакторах презентаций;
- осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
- ориентироваться на интернет-сайтах (нажать указатель, вернуться, перейти на главную страницу);
- соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
Учащийся получит возможность:
- овладеть приемами квалифицированного клавиатурного письма;
- научиться систематизировать (упорядочивать) файлы и папки;
- сформировать представления об основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
- расширить знания о назначении и функциях программного обеспечения компьютера;
- приобрести опыт решения задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
- создавать объемные текстовые документы, включающие списки, таблицы, диаграммы, рисунки;
- осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
- оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
- видоизменять готовые графические изображения с помощью средств графического редактора;
- научиться создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
- научиться создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения; демонстрировать презентацию на экране компьютера или с помощью проектора;
- научиться работать с электронной почтой (регистрировать почтовый ящик и пересылать сообщения);
- научиться сохранять для индивидуального пользования найденные в сети Интернет материалы;
- расширить представления об этических нормах работы с информационными объектами.
Информационное моделирование
Учащийся научится:
- «читать» простые таблицы, круговые и столбиковые диаграммы, схемы и др.;
- перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации;
- строить простые информационные модели из различных предметных областей.
Учащийся получит возможность:
- познакомиться с правилами построения табличных моделей, схем, диаграмм;
- выбирать форму представления данных (таблица, схема, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей.
Содержание обучения
Информация вокруг нас
Информация и информатика. Как человек получает информацию. Виды информации по способу получения.
Хранение информации. Память человека и человечества. Носители информации.
Передача информации. Источник, канал, приемник. Примеры передачи информации. Электронная почта.
Код. Кодирование информации. Способы кодирования информации. Метод координат.
Формы представления информации. Текст как форма представления информации. Табличная форма представления информации. Наглядные формы представления информации.
Обработка информации. Разнообразие задач обработки информации. Изменение формы представления информации. Систематизация информации. Поиск информации. Получение новой информации. Преобразование информации по заданным правилам. Черные ящики. Преобразование информации путем рассуждений. Разработка плана действий и его запись. Задачи на переливание. Задачи на переправы.
Информационные технологии
Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места.
Основные устройства компьютера, в том числе устройства для ввода информации (текста, звука, изображения) в компьютер.
Компьютерные объекты. Программы и документы. Файлы и папки. Основные правила именования файлов.
Элементы пользовательского интерфейса: рабочий стол; панель задач. Мышь, указатель мыши, действия с мышью. Управление компьютером с помощью мыши. Компьютерные меню. Главное меню. Запуск программ. Окно программы и его компоненты. Диалоговые окна. Основные элементы управления, имеющиеся в диалоговых окнах.
Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш. Основная позиция пальцев на клавиатуре.
Текстовый редактор. Правила ввода текста. Слово. Предложение, абзац. Приемы редактирования (вставка, удаление, замена символов). Фрагмент. Перемещение и удаление фрагментов. Буфер обмена. Копирование фрагментов. Проверка правописания. Расстановка переносов. Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Создание и форматирование списков. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
Компьютерная графика. Простейший графический редактор. Инструменты графического редактора. Инструменты создания простейших графических объектов. Исправление ошибок и внесение изменений. Работа с фрагментами: удаление, перемещение, копирование. Преобразование фрагментов. Устройства ввода графической информации.
Мультимедийная презентация. Описание последовательно развивающихся событий (сюжет). Анимация. Возможности настройки анимации в редакторе презентаций. Создание эффекта движения с помощью смены последовательности рисунков.
Информационное моделирование
Структура и правила оформления таблицы. Простые таблицы. Табличное решение логических задач. Диаграммы. Схемы.
Место предмета
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение курса «Информатика и ИКТ» в 5 классе отводиться не менее 35 часов из расчета 1 час в неделю.
В связи с тем, что МБОУ СОШ № 5 является базой для проведения ЕГЭ и учебный год заканчивается 22 мая ежегодно (основание – нормативно-правовая база ГИА Министерства Образования РФ), рабочая программа скорректирована с учетом на 34 недели. Учебные часы последней недели (1 час) проводятся за счет уплотнения часов, распределенных на повторение или резерв в конце учебного года. Таким образом, рабочая программа составлена на 34 учебных часа из расчета 1 час в неделю.
Программой предусмотрено проведение:
- практических работ – 18;
- контрольных работ – 5.
Специфика предмета «Информатика» состоит в том, что знакомство современных школьников с компьютером и средствами ИКТ происходит не только на уроках, но и вне учебной деятельности.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы | Количество часов, отводимое на освоение темы. | Планируемые образовательные результаты учащихся |
1 | Информация вокруг нас | 16 | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
|
2 | Информационные технологии | 13 | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
|
3 | Информационное моделирование | 3 | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
|
4 | Итоговое повторение | 2 | Выпускник научится:
Выпускник получит возможность:
|
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Номера уроков | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректи-рованные сроки прохождения |
1 четверть | |||
Информация вокруг нас (1 ч) | |||
1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информация вокруг нас. | 02.09-08.09 | |
Информационные технологии (3 ч) | |||
2 | Компьютер – универсальная машина для | 09.09-15.09 | |
3 | Ввод информации в память компьютера. Вспоминаем клавиатуру | 16.09-22.09 | |
4 | Управление компьютером Вспоминаем приемы управления компьютером | 23.09-29.09 | |
Информация вокруг нас (6 ч) | |||
5 | Хранение информации | 30.09-06.10 | |
6 | Передача информации | 07.10-13.10 | |
7 | Электронная почта | 14.10-20.10 | |
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации | 21.10-27.10 | |
2 четверть | |||
9 | Метод координат | 07.11-17.11 | |
10 | Текст как форма представления информации. Компьютер – основной инструмент подготовки текстов | 18.11-24.11 | |
Информационные технологии (4 ч) | |||
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста | 25.11-01.11 | |
12 | Редактирование текста | 02.12-08.12 | |
13 | Работаем с фрагментами текста | 09.12-15.12 | |
14 | Форматирование текста | 16.12-22.12 | |
Информационное моделирование (2 ч) | |||
15 | Представление информации в форме таблиц. Структура таблицы. Создание простых таблиц | 23.12-29.12 | |
3 четверть | |||
16 | Табличное решение логических задач | 09.01-12.01 | |
Информация вокруг нас (1 ч) | |||
17 | Разнообразие наглядных форм представления информации | 13.01-19.01 | |
Информационное моделирование (1 ч) | |||
18 | Диаграммы. Создание диаграмм на компьютере | 20.01-26.01 | |
Информационные технологии (3 ч) | |||
19 | Компьютерная графика. Инструменты графического редактора | 27.01-02.02 | |
20 | Преобразование графических изображений | 03.02-09.02 | |
21 | Создание графических изображений | 10.02-16.02 | |
Информация вокруг нас (8 ч) | |||
22 | Разнообразие задач обработки информации. Систематизация информации | 17.02-23.02 | |
23 | Списки – способ упорядочивания информации | 24.02-01.03 | |
24 | Поиск информации | 02.03-08.03 | |
25 | Кодирование как изменение формы представления информации | 09.03-15.03 | |
26 | Преобразование информации по заданным правилам | 16.03-22.03 | |
4 четверть | |||
27 | Преобразование информации путем рассуждений | 02.04-05.04 | |
28 | Разработка плана действий. Задачи о переправах | 06.04-12.04 | |
29 | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях | 13.04-19.04 | |
Информационные технологии (3 ч) | |||
30 | Создание движущихся изображений | 20.04-26.04 | |
31 | Создание анимации по собственному замыслу | 27.04-03.05 | |
32 | Выполнение итогового мини-проекта | 04.05-10.05 | |
Итоговое повторение (2 ч) | |||
33 | Итоговое тестирование | 11.05-17.05 | |
34 | Итоговое повторение | 18.05-22.05 |
Используемый учебно-методический комплект
1. Босова, Л. Л. Информатика : учеб. для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016.
2. Босова, Л. Л. Информатика : рабочая тетрадь для 5 класса / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2016.
3. Босова, Л. Л. Информатика. Программа для основной школы. 5–6 классы. 7–9 классы / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2015.
4. Босова, Л. Л. Информатика. 5–6 классы : метод. пособие / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2014.
5. Босова, Л. Л. Электронное приложение к учебнику «Информатика. 5 класс» / Л. Л. Босова, А. Ю. Босова. – Режим доступа : http://www.metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/eor5.php
6. Бородин, М. Н. Информатика. УМК для основной школы. 5–6 классы. 7–9 классы : метод. пособие / М. Н. Бородин. – М. : БИНОМ, Лаборатория знаний, 2013. – Режим доступа : http://files.lbz.ru/pdf/mpBosova5-9fgos.pdf
7. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». Преподавание информатики. – Режим доступа : http://festival.1september.ru/informatics/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по информатике и ИКТ 2 - 4 классы к учебнику Горячева "Информатика в играх и задачах"
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, примерное планирование учебного материала,календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по информатике для 9 класса по информатике
Рабочая программа по информатике для 9 класса по учебнику Н.Д.Угриновича. Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к умениям и навыкам обучающимся 9 класса, развернутого тематиче...
Информатика - 8. Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ в 8 классе - I час в неделю. Всего 34 часа. Изучение базового курса ориентировано на использование учащимися учебника для...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 11 классах (Информатика. Учебник для 11 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классах (Информатика. Учебник для 10 класса. Поляков К. Ю., Еремин Е. А.)...
Рабочая программа по информатике для 7--9 классов, разработанная на основе ФГОС. Учебник для общеобразовательных учреждений. Авторы: Угринович Н.Д. Информатика . – М.: БИНОМ, 2015.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике. Уровень образования (класс): основное общее образование...
Рабочая программа по информатике в 5 классе к учебнику Босовой «Информатика» по ФГОС 2017
Рабочая программа для 5-го класса по информатике и ИКТ составлена в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования - ФГОС ООО,...