Турнир смекалистых по теме «Способы кодирования информации»
методическая разработка по информатике и икт (5 класс)

В данном архиве представлены материалы для проведения Турнира смекалистых в конце изучения  темы «Способы кодирования информации»  в 5-ом классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon turnir_5.zip389.65 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Способы кодирования информации

Учебный предмет

Информатика

Класс

5

Тип урока

Развивающий

Форма проведения урока

Турнир

Формы работы

Фронтальная. Работа в группах. Индивидуальная работа

Цель урока

Обобщить  и систематизировать знания по теме. Закрепить у детей умение работать с масштабом. Разобрать применение масштаба в повседневной жизни , тем самым показав ребятам, что математика в жизни очень  нужна.

Учитель

Гудкова Марина Ивановна, учитель информатики МБОУ СОШ №3

Планируемые результаты:

Предметные

  • формировать умение применять изученные знания для решения задач практической направленности

Личностные

  • продолжать развивать умение ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
  • развивать умение контролировать процесс и результат учебной деятельности;
  • прививать умение к ответственному  отношению за результаты своего труда;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие логического мышления, внимания, наблюдательности и самостоятельности;
  •  проявлять уважение к одноклассникам.

Регулятивные

  • готовить рабочее место, все необходимое для включения в учебную деятельность;
  • определять и формулировать цель деятельности на уроке;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  •  работать по плану, инструкции;
  • высказывать свое предположение на основе учебного материала;
  • отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;
  • осуществлять самоконтроль;
  • ориентироваться в раздаточном материале.

Познавательные

  • ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания / незнания);
  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
  • проводить анализ учебного материала;
  • делать выводы в результате совместной работы учителя и класса;

Коммуникативные

  • формировать собственное мнение и позицию;                                        
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;                                                                                
  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;          
  • аргументировать свои суждения.

Основные понятия

Понятие кода. Классификация кодов. Способы кодирования информации.

Ресурсы

Книгопечатная продукция:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.

Технические средства обучения:

компьютер,  медиапроектор, программное обеспечение: MS PowerPoint (2007).

Экранно-звуковые пособия:

презентация в  Power Point, координирующая ход урока.

Раздаточный материал:

1) текст  заданий  и  опора для работы в группах;

2) карточка для этапа рефлексии

3) памятка для учащихся 


Ход урока

Этап урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

1-ый слайд

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Учитель - приветственные слова

-Как настроение у вас ребята?  Я думаю,  у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. 

Ребята занимают свои рабочие места

II. Целеполагание

2-слайд

На экране фото о России

- скажите одним словом, что это?

-с помощью чего можно изобразить нашу страну?

- с помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте?

- Итак, тема нашего урока «Масштаб» и проведем его под девизом:

«Без географии –нигде,

Без математики- никуда!» 

- почему и в математике мы тоже говорим о масштабе? 

 Сегодня мы будем решать задачи.

Значит, цель нашего урока…

Учитель записывает на доске, цель предложенную учащимися.

-Чтобы достигнуть этой цели, давайте составим план нашей работы на уроке:

Учитель записывает на доске, план предложенный учащимися.

Учащиеся смотрят презентацию

Ответы учеников

-Россия

- Картин, песен, музыки, фильмов

- масштаба

слайд

 4 слайд

щелчок

все вмести

щелчок

-находим масштаб, решая задачи.

щелчок

- вспомнить определение масштаба;

- научиться находить масштаб;

- использовать масштаб для решения практических задач.

III.Актуализация опорных знаний

5 слайд

6 слайд

8 слайд

9 слайд

10 слайд

11 слайд

12 слайд

13 слайд

Ни один географический объект не может быть изображен на карте или плане в натуральную величину. Что необходимо, для этого сделать? 

Что же такое масштаб? Существует несколько определений…  

Давайте сравним ваши формулировки масштаба  ….

ученики, а какое определение даётся в учебнике географии? Прочитайте…

- А какое математическое определение масштаба мы с вами знаем? 

- А что показывает масштаб? 

- Поскольку масштаб это отношение, вспомним, что называют отношением двух чисел (величин)?

- Чтобы не ошибиться при решении задач вы должны быстро и без ошибочно выполнить действия, вычислять.

У вас на столах оценочный  лист с  набором различных заданий  к каждому этапу урока, я думаю, что вы все с ними справитесь.

Задание№1  Заполни пропуски-вопросы.

Выразить одни единицы измерения в другие.

2 см = ? м 12 см = ? км 6 м = ? см

15 см = ? м 4 см = ? км 12 м = ? см

6 км = ? м 5 м = ? км 5 км = ? см

17 км = ? м 14 м = ? км 420 км = ?см

-какие действия выполняли?

-если выразить в меньшую величину, то надо…

-если выразить в большую величину, то надо…

-Что означает масштаб?
1 : 500,

1 : 100 000,

1 : 20 000 000


-Какой масштаб мельче 1:20000 , 1:25  или 1:1000?

-Как узнать масштаб карты?

- В каких единицах измеряют длины?

- Какие виды масштаба вам известны из курса изучения географии? 

Задание №2  «Блиц опрос»

1.Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в 100 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты? Ответ: 1:100

2.Масштаб карты 1:5000.Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте? Ответ- в 5000 раз

3.Масштаб карты 1:400 000. Отрезком какой длины обозначается на ней расстояние 4км. Ответ: 1 см

4.Масштаб карты 1:20 000 000. Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см. Ответ- 800 км

5.10 см на карте соответствует 10 км на местности . Определите масштаб карты. Ответ: 1:100 000

Задание №3  Виды карт по масштабу. (3 мин. + 1 мин. Проверка по щелчку)
Задание 1. Переведите численные масштабы в именованные:
1 : 500 в 1 см – 5 м
1 : 1500 в 1 см – 15 м
1 : 50 000 в 1 см – 500 м
1 : 200 000 в 1 см – 2 км 
1 : 3 000 000 в 1 см – 30 км 
1 : 60 000 000  в 1 см – 600 км
1 : 1 500 000 в 1 см – 15 км
Задание2 Переведите именованные масштабы в численные:
в 1 см – 50 м 1 : 5 000
в 1 см – 5 км 1 : 500 000
в 1 см – 750 м 1 : 75 000
в 1 см – 100 км 1 : 10 000 000
в 1 см – 150 м 1 : 15 000
в 1 см – 25 км 1 : 2 500 000
в 1 см – 400 км 1 : 40 000 000

- Как определить расстояние с помощью масштаба:

-Найти указанные объекты

- Определить с помощью линейки расстояние между ними (от центра до центра) в сантиметрах с точностью до 1 миллиметра

- Найти масштаб карты и узнать величину масштаба

- Умножить расстояние в сантиметрах на величину масштаба 

- Записать полученный результат

Ответы учеников

- Все уменьшать в одинаковое число раз т.е. использовать масштаб.

- Масштаб – это степень уменьшения земной поверхности на плоскости по отношению к реальным размерам.

- Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности в действительности

- Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем расстояние на местности

-во сколько раз одно число больше другого

Самопроверка. Учащиеся сверяют ответы на слайде.

2 мин. Решаете,

1 мин. Оцениваете (+)

7 слайд

- деления, умножения

- умножать

-делить

- Все расстояния на местности уменьшены в 500 раз;
все расстояния на местности уменьшены в 100 000 раз;
все расстояния на местности уменьшены в 20 000 000 раз. 

-Мельче 1 : 20000

-Масштаб указывается в нижнем правом углу.

- Длину можно измерить в миллиметрах, сантиметрах, метрах, километрах.

-Численный; (выражается в числах), например, 1:1000.

Именованный; (выражается словами), например, в 1 см 10м

Линейный. Он позволяет измерять расстояние на плане и карте , не прибегая к вычислениям .

Линейный; Он показан в виде вспомогательной мерной линейки , наносимой на картах для удобства измерения расстояний .

Ответ с проверкой – щелчок.

выполняют взаимопроверку, сопоставляя решения с решениями на доске

выполняют взаимопроверку, сопоставляя решения с решениями на доске

-составление алгоритма

IV. Физкультминутка.

14 слайд

-Ребята, давайте разомнем наши пальчики перед работой

-напишите в воздухе сначала правой рукой своё имя, затем левой рукой. А потом сразу двумя руками.

Ученики выполняют задания учителя

V. Этап применения знаний и способов действий. Решение задач.

16 слайд

 Какой пункт плана мы выполнили?

Эти знания помогут в жизни. Продолжим работу в группах,  перед которыми поставлены задачи, необходимо распределить их между участниками, чтобы успеть выполнить за 10 мин.

15 слайд  

 Пользуясь разными картами с разными масштабами, но измеряя расстояние между одинаковыми городами будит ли одинаковое расстояние?

Давайте проверим! (раздаточный материал)

Задание 5. 

В преддверии знаменательной даты 75-летия окончания Сталинградской битвы мы совершим путешествие в города, которые связала эта битва. Каждая группа по заданной карте с  помощью масштаба определит расстояние своего  путешествия и проверит, что расстояние между городами не изменится, вычисляя его по 2 видам карт и глобусу.

-решили задачи на масштаб

Работа в группах

Да

В каком городе произошло переломное сражение в ВОВ?

Сталинград

куда рвались фашисты через Сталинград?

Баку=

Из какого города руководил Гитлер?

Берлин=

В каком городе 900 дней и ночей продолжалась блокада?

Ленинград=

Проверка, оценка

VII. Презентация результатов работы

16 слайд

- Ребята, скажите, какой пункт плана нашего урока мы сейчас реализовали?

- Выставите среднюю оценку себе за урок. Как вывести среднюю оценку?

Кто получил «5», «4», «3»?

Презентация решений.

- использовали масштаб для решения практических задач.

-формулируют правило округления средней оценки.

Анализируют качество и объем выполненной работы учащимися, формулируют затруднения, выясняют их причину

В оценочных листах ребята выставляют себе среднюю оценку за урок.

VIII. Рефлексия учебной деятельности.

17 слайд

Сегодня  на  уроке  мы  с  вами   виртуально  путешествовали, используя знания по географии и математике.

Ребята, материал сегодняшнего урока значимый?

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

– Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока?

– Какие знания использовали для достижения цели?

– Всё ли у вас получалось?

– В чём были затруднения?

 - Что было для вас интересным, что удивило?

– Оцените своё настроение на  уроке.

Учащиеся высказывают свое мнение о своей работе на уроке: активность, работоспособность, отметке.

Дорисовывают смайлик на листах

 VII. Итог урока

18 слайд

19 слайд

20 слайд

Ребята, почему вы смогли достичь поставленной цели на уроке?

Дома вам необходимо будет составить описание данного путешествия  с помощью географических объектов и знаков.

-Об умном человеке говорят: «Масштабно мыслит». Мы с вами тоже будем стремиться к этому.

Спасибо за урок! Сдайте оценочные листы.

- постоянно учим, решаем, выполняем домашнюю работу

Записывают в дневник задание.

Сдают тетради с оценочными листами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

Урок по теме "способы кодирования информации" 5 класс

Открытый урок по информатике, который я разрабатывала будучи учителем информатики в своей родной школе....

Презентация и конспект урока «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова 5 класс.

Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...

Технологическая карта урока "В мире кодов.Способы кодирования информации"

Представлена разработка урока в виде технологической карты для 5 класса....

5 класс ФГОС. Урок 8. В мире кодов. Способы кодирования информации

Урок 8. В мире кодов. Способы кодирования информацииПредмет: информатика и ИКТКласс:5 Планируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодиров...

Конспект урока в«Способы кодирование информации» 5 класс (ФГОС).

Урок  по информатике в 5 классе «Кодирование информациии»....

Конспект урока на тему: "Способы кодирования информации"

    Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Способы кодирования информации», сформировать у них понимание процесса кодирования. Состав...