Турнир смекалистых по теме «Способы кодирования информации»
методическая разработка по информатике и икт (5 класс)
В данном архиве представлены материалы для проведения Турнира смекалистых в конце изучения темы «Способы кодирования информации» в 5-ом классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
turnir_5.zip | 389.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Способы кодирования информации |
Учебный предмет | Информатика |
Класс | 5 |
Тип урока | Развивающий |
Форма проведения урока | Турнир |
Формы работы | Фронтальная. Работа в группах. Индивидуальная работа |
Цель урока | Обобщить и систематизировать знания по теме. Закрепить у детей умение работать с масштабом. Разобрать применение масштаба в повседневной жизни , тем самым показав ребятам, что математика в жизни очень нужна. |
Учитель | Гудкова Марина Ивановна, учитель информатики МБОУ СОШ №3 |
Планируемые результаты:
Предметные |
|
Личностные |
|
Регулятивные |
|
Познавательные |
|
Коммуникативные |
|
Основные понятия | Понятие кода. Классификация кодов. Способы кодирования информации. |
Ресурсы | Книгопечатная продукция:
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, программное обеспечение: MS PowerPoint (2007). Экранно-звуковые пособия: презентация в Power Point, координирующая ход урока. Раздаточный материал: 1) текст заданий и опора для работы в группах; 2) карточка для этапа рефлексии 3) памятка для учащихся |
Ход урока
Этап урока | Деятельность педагога | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. 1-ый слайд | Проверяет готовность учащихся к уроку. Учитель - приветственные слова -Как настроение у вас ребята? Я думаю, у вас хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке. | Ребята занимают свои рабочие места |
II. Целеполагание 2-слайд | На экране фото о России - скажите одним словом, что это? -с помощью чего можно изобразить нашу страну? - с помощью какого понятия такая большая страна, как наша, поместилась на карте? - Итак, тема нашего урока «Масштаб» и проведем его под девизом: «Без географии –нигде, Без математики- никуда!» - почему и в математике мы тоже говорим о масштабе? Сегодня мы будем решать задачи. Значит, цель нашего урока… Учитель записывает на доске, цель предложенную учащимися. -Чтобы достигнуть этой цели, давайте составим план нашей работы на уроке: Учитель записывает на доске, план предложенный учащимися. | Учащиеся смотрят презентацию Ответы учеников -Россия - Картин, песен, музыки, фильмов - масштаба слайд 4 слайд щелчок все вмести щелчок -находим масштаб, решая задачи. щелчок - вспомнить определение масштаба; - научиться находить масштаб; - использовать масштаб для решения практических задач. |
III.Актуализация опорных знаний 5 слайд 6 слайд 8 слайд 9 слайд 10 слайд 11 слайд 12 слайд 13 слайд | Ни один географический объект не может быть изображен на карте или плане в натуральную величину. Что необходимо, для этого сделать? Что же такое масштаб? Существует несколько определений… Давайте сравним ваши формулировки масштаба …. ученики, а какое определение даётся в учебнике географии? Прочитайте… - А какое математическое определение масштаба мы с вами знаем? - А что показывает масштаб? - Поскольку масштаб это отношение, вспомним, что называют отношением двух чисел (величин)? - Чтобы не ошибиться при решении задач вы должны быстро и без ошибочно выполнить действия, вычислять. У вас на столах оценочный лист с набором различных заданий к каждому этапу урока, я думаю, что вы все с ними справитесь. Задание№1 Заполни пропуски-вопросы. Выразить одни единицы измерения в другие. 2 см = ? м 12 см = ? км 6 м = ? см 15 см = ? м 4 см = ? км 12 м = ? см 6 км = ? м 5 м = ? км 5 км = ? см 17 км = ? м 14 м = ? км 420 км = ?см -какие действия выполняли? -если выразить в меньшую величину, то надо… -если выразить в большую величину, то надо… -Что означает масштаб? 1 : 100 000, 1 : 20 000 000
-Как узнать масштаб карты? - В каких единицах измеряют длины? - Какие виды масштаба вам известны из курса изучения географии? Задание №2 «Блиц опрос» 1.Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в 100 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты? Ответ: 1:100 2.Масштаб карты 1:5000.Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте? Ответ- в 5000 раз 3.Масштаб карты 1:400 000. Отрезком какой длины обозначается на ней расстояние 4км. Ответ: 1 см 4.Масштаб карты 1:20 000 000. Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см. Ответ- 800 км 5.10 см на карте соответствует 10 км на местности . Определите масштаб карты. Ответ: 1:100 000 Задание №3 Виды карт по масштабу. (3 мин. + 1 мин. Проверка по щелчку) - Как определить расстояние с помощью масштаба: -Найти указанные объекты - Определить с помощью линейки расстояние между ними (от центра до центра) в сантиметрах с точностью до 1 миллиметра - Найти масштаб карты и узнать величину масштаба - Умножить расстояние в сантиметрах на величину масштаба - Записать полученный результат | Ответы учеников - Все уменьшать в одинаковое число раз т.е. использовать масштаб. - Масштаб – это степень уменьшения земной поверхности на плоскости по отношению к реальным размерам. - Отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего отрезка на местности в действительности - Масштаб показывает, во сколько раз расстояние на плане или карте меньше, чем расстояние на местности -во сколько раз одно число больше другого Самопроверка. Учащиеся сверяют ответы на слайде. 2 мин. Решаете, 1 мин. Оцениваете (+) 7 слайд - деления, умножения - умножать -делить - Все расстояния на местности уменьшены в 500 раз; -Мельче 1 : 20000 -Масштаб указывается в нижнем правом углу. - Длину можно измерить в миллиметрах, сантиметрах, метрах, километрах. -Численный; (выражается в числах), например, 1:1000. Именованный; (выражается словами), например, в 1 см 10м Линейный. Он позволяет измерять расстояние на плане и карте , не прибегая к вычислениям . Линейный; Он показан в виде вспомогательной мерной линейки , наносимой на картах для удобства измерения расстояний . Ответ с проверкой – щелчок. выполняют взаимопроверку, сопоставляя решения с решениями на доске выполняют взаимопроверку, сопоставляя решения с решениями на доске -составление алгоритма |
IV. Физкультминутка. 14 слайд | -Ребята, давайте разомнем наши пальчики перед работой -напишите в воздухе сначала правой рукой своё имя, затем левой рукой. А потом сразу двумя руками. | Ученики выполняют задания учителя |
V. Этап применения знаний и способов действий. Решение задач. 16 слайд | Какой пункт плана мы выполнили? Эти знания помогут в жизни. Продолжим работу в группах, перед которыми поставлены задачи, необходимо распределить их между участниками, чтобы успеть выполнить за 10 мин. 15 слайд Пользуясь разными картами с разными масштабами, но измеряя расстояние между одинаковыми городами будит ли одинаковое расстояние? Давайте проверим! (раздаточный материал) Задание 5. В преддверии знаменательной даты 75-летия окончания Сталинградской битвы мы совершим путешествие в города, которые связала эта битва. Каждая группа по заданной карте с помощью масштаба определит расстояние своего путешествия и проверит, что расстояние между городами не изменится, вычисляя его по 2 видам карт и глобусу. | -решили задачи на масштаб Работа в группах Да В каком городе произошло переломное сражение в ВОВ? Сталинград куда рвались фашисты через Сталинград? Баку= Из какого города руководил Гитлер? Берлин= В каком городе 900 дней и ночей продолжалась блокада? Ленинград= Проверка, оценка |
VII. Презентация результатов работы 16 слайд | - Ребята, скажите, какой пункт плана нашего урока мы сейчас реализовали? - Выставите среднюю оценку себе за урок. Как вывести среднюю оценку? Кто получил «5», «4», «3»? | Презентация решений. - использовали масштаб для решения практических задач. -формулируют правило округления средней оценки. Анализируют качество и объем выполненной работы учащимися, формулируют затруднения, выясняют их причину В оценочных листах ребята выставляют себе среднюю оценку за урок. |
VIII. Рефлексия учебной деятельности. 17 слайд | Сегодня на уроке мы с вами виртуально путешествовали, используя знания по географии и математике. Ребята, материал сегодняшнего урока значимый? Что нового вы сегодня узнали на уроке? – Достигли ли мы с вами поставленной нами цели урока? – Какие знания использовали для достижения цели? – Всё ли у вас получалось? – В чём были затруднения? - Что было для вас интересным, что удивило? – Оцените своё настроение на уроке. | Учащиеся высказывают свое мнение о своей работе на уроке: активность, работоспособность, отметке. Дорисовывают смайлик на листах |
VII. Итог урока 18 слайд 19 слайд 20 слайд | Ребята, почему вы смогли достичь поставленной цели на уроке? Дома вам необходимо будет составить описание данного путешествия с помощью географических объектов и знаков. -Об умном человеке говорят: «Масштабно мыслит». Мы с вами тоже будем стремиться к этому. Спасибо за урок! Сдайте оценочные листы. | - постоянно учим, решаем, выполняем домашнюю работу Записывают в дневник задание. Сдают тетради с оценочными листами |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация и конспект урока 5_1.7 «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...
Урок по теме "способы кодирования информации" 5 класс
Открытый урок по информатике, который я разрабатывала будучи учителем информатики в своей родной школе....
Презентация и конспект урока «Способы кодирования информации» Л. Л. Босова 5 класс.
Урок предназначен для учеников 5-го класса, обучающихся по учебнику Л. Л. Босовой.Цель работы:наглядно объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования.Во время урока рассматриваются многооб...
Технологическая карта урока "В мире кодов.Способы кодирования информации"
Представлена разработка урока в виде технологической карты для 5 класса....
5 класс ФГОС. Урок 8. В мире кодов. Способы кодирования информации
Урок 8. В мире кодов. Способы кодирования информацииПредмет: информатика и ИКТКласс:5 Планируемые образовательные результаты:предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодиров...
Конспект урока в«Способы кодирование информации» 5 класс (ФГОС).
Урок по информатике в 5 классе «Кодирование информациии»....
Конспект урока на тему: "Способы кодирования информации"
Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Способы кодирования информации», сформировать у них понимание процесса кодирования. Состав...