Технологическая карта урока информатики "Измерение информации" в 7 классе
план-конспект урока по информатике и икт (7 класс)

Ревченко Людмила Павловна

На уроке используются учебник, презентация, Рабочая тетрадь УМК Л.Л. Босовой

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок информатики  в 7 классе ГБОУ школы № 497 Невского района СПб по теме " Измерение информации " по УМК  Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.  

Учитель  Ревченко Л.П.

Цели урока:

предметные  –   знание алфавитного подхода в измерении информации; знание  единиц  измерения  информации   и  свободное оперирование ими;  

 метапредметные –  понимание    сущности  измерения  как  сопоставления измеряемой величины с единицей измерения;  

личностные  –  навыки концентрации внимания.

Решаемые учебные задачи:  

  1. рассмотрение алфавитного подхода к измерению информации;
  2. определение информационного веса символа произвольного алфавита;
  3. определение  информационного  объѐма  сообщения,  состоящего  из  некоторого количества символов алфавита;
  4. изучение единиц измерения информации и соотношения между ними.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

Приветствие

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. Открывают тетради

Регулятивные УУД:

- умение ставить  учебную задачу, называть цель, формулировать тему

Личностные УУД:

-  формирование навыков самоорганизации

- развитие логического мышления

Познавательные  УУД:

- развитие познавательной активности

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение кратко формулировать мысль

-  умение обрабатывать  информацию и делать вывод.

2

Проверка выполнения № 9 - 11 к § 1.5

Визуальная проверка и отметка в списке тех, кто не выполнил.(-)

Предъявляют тетрадь

3

Проверка изученного материала "Двоичное кодирование" по §  1.5

Вопросы:  (по презентации)

  • что такое алфавит языка и мощность;

  • что такое двоичный алфавит, цифровой двоичный алфавит;
  • можно ли любой алфавит заменить (закодировать) двоичным;
  • что представляет собой код одного символа кодируемого алфавита, мощность которого >> 2;
  • как связаны между собой  мощность кодируемого алфавита (количество кодовых комбинаций) N  и разрядность двоичного кода символа i

Выполнение  №  39, 40, 41 из РТ

Поднимают руки и отвечают на вопросы.

  • Конечный набор отличных друг от друга символов для представления (кодирования) информации. Мощность - количество символов в алфавите.
  • Содержит 2 символа; цифры 0 и 1.

  • Да
  • цепочку двоичных символов (кодовую комбинацию)

  • N = 2i

№ 39:  разрядность 6 символов; № 40: Нет

№ 41. 4 лампочки

4

 Формулирование  темы и целей  урока

Вопросы: Как измерить:

А) расстояние

Б) массу

В) температуру

Г) информацию

Как вы думаете, какой будет тема урока?

Назовите цели:

 - с помощью линейки в мм, см, м, км

- с помощью весов в г, кг, ц, т

- с помощью термометра в градусах

- затрудняются ответить

«Измерение информации»

Узнать об измерении информации, научиться ее измерять

5

Объяснение темы

Узнай об измерении информации

Запиши в тетрадь для записей:

.

- смотрят презентацию

- пишут краткий конспект: для измерения информации в сообщении применяется алфавитный подход, в котором :

  • 1 бит - информационный вес символа двоичного алфавита;
  • i - информационный вес символа алфавита мощности N = разрядности двоичного кода; выражается в БИТАХ;
  • Объем (количество)  информации в сообщении вычисляется по формуле I=K*i, где К -  количество символов в сообщении

6

Решение задач

Просит прочитать условие задачи; определить, какие величины даны, какие нужно найти, какие формулы применить.

Задача 2 (Дано: N, K. Найти I)

Задача 3 (Дано: I, K. Найти  N)

Узнай о соотношении единиц измерения информации.(См. § 1.6.4. Перепиши)

Задача 4 (Дано: I Кбайт, K. Найти  N)

Читают условие задачи; определяют, какие величины даны, какие нужно найти, какие формулы применить.

Записывают в тетрадь.

Более крупные единицы: 1байт= 8 бит, 1Кбайт = 1024 байтам, 1Мбайт = 1024 Кбайт, 1 Г байт = 1024 Мбайт. Записывают в тетрадь.

Коммуникативные  УУД:

формирование владения  монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Познавательные УУД: формирование  основных понятий

7

Запись домашнего задания.

§ 1.6; №  10 - 12 к § 1.6

Работа с дневниками

8

Закрепление

Самостоятельно решить задачи к § 1.6:  № 7 (строки с 1 по 3) и  № 10 (1 и 2 строки). Сверить ответы с ответами соседа по парте.

Работа с учебником. Решают задачи. Сверяют ответы. Ставят отметки

8

Итоги урока

 рефлексия

Раздает вопросы на отдельных листочках:

  • Какие формулы надо знать для решения задач определения информационного объема сообщения?
  • Как обозначаются величины:
    мощность алфавита
    информационный вес символа
    количество символов в алфавите
    информационный объем сообщения
  • сколько байтов составляют 32 бита?
  • сколько битов в 8 байтах?
  • Поставьте знак >, < или = :   1000байт          1 Кбайт
  • Впишите оценку, которую ты получил за задания  № 7 и 10
  • Научится ли ты решать задачи по теме? (Да/нет/не очень)

 Отвечают на  вопросы  и сдают листочки

Личностные УУД:

- развитие самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Передача информации"

Данный урок проводится  в 7I, 7 II  классе для детей с нарушениями слуха при изучении темы  «Информация вокруг нас». Это урок предъявления новых знаний. Целью является  формировани...

Технологическая карта урока "Передача информации"

Решаемые учебные задачи: 1)        раскрыть суть информационного процесса передачи информации, ознакомить учащихся со схемой передачи информации;2) рассмотреть приме...

Технологическая карта урока "Хранение информации"

Технологическая карта урока информатики 5 класса по теме "Хранение информации"....

Технологическая карта урока "Представление информации"

Технологическая карта урока по информатике в 7 классе на тему "Представление информации"...

Технологическая карта урока "Представление информации в форме таблиц". 5 класс

Технологическая карта урока "Представление информации в форме таблиц". 5 класс...

Технологическая карта урока «Представление информации», 7 класс

Цель: Создать условия для формирования представления о языке как одном из способов кодирования информации....

Технологическая карта урока "Измерение информации". 8 класс

Данный урок является последующим звеном  в цепи уроков по изучению темы «Информация». По своему  типу – это урок предъявления и усвоения нового учебного материала. На преды...