Разработка внеурочного мероприятия по теме "Информационная безопасность"
план-конспект занятия по информатике и икт (8, 9 класс)
Конспект внеурочного мероприятия в рамках акции "УрокБезопасности.РФ" по теме "Информационная безопасность" для обучающихся с интеллектуальными нарушениями 8-9 классов и презентация к занятию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_vneurochnogo_zanyatiya_tsifrovaya_bezopasnost.docx | 18.97 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu_tsifrovaya_bezopasnost.pptx | 2 МБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы
"Школа № 3"
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
для 8, 9 класса
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
по предмету «ИНФОРМАТИКА»
автор Никулин И.Ю.
Тема занятия
«Цифровая безопасность»
Подготовил:
Никулин Иван Юрьевич
учитель информатики
КГБОУ Школа 3
г. Комсомольск-на-Амуре
2019
Тема занятия: «Цифровая безопасность».
Цель: Обеспечение информационной безопасности учащихся путем привития им навыков ответственного и безопасного поведения в современной информационно-коммуникационной среде.
Задачи:
Образовательные:
Повышение уровня знаний учащихся о возможностях использования современных информационно-коммуникационных технологий.
интернета.
Информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию детей, запрещенной или ограниченной для распространения на территории РФ, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
Усвоение правил безопасной работы в современной информационно-коммуникационной среде.
Безопасно и целесообразно вести себя при работе с компьютерными программами в Интернете,
Соблюдать нормы информационной этики и права.
Развивающие:
Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
Воспитательные:
Критически относиться к информации, распространяемой в сети Интернет. к информации от непроверенных источников;
Избегать навязывания информации, способной причинить вред здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и репутации;
Распознавать признаки злоупотребления неопытностью и доверчивостью, попытки вовлечения в противоправную деятельность;
Формировать интерес к изучаемому предмету.
Оборудование и материалы: ПК учителя, проектор, белая доска, презентация к занятию.
Ход занятия.
1. Оргмомент. Создание проблемной ситуации.
Слайд 1. Чтение стихотворения «Дети в Интернете». Дети отгадывают термин «цифровые угрозы».
2. Вступительное слово учителя.
Слайд 2. В рамках акции «Урокбезопасности.РФ» мы проведем занятие на тему «Цифровая безопасность».
Когда говорят о цифровой безопасности, многие представляют себе крупные корпорации, которых атакуют хакеры и думают, что их эта проблема не касается. Однако сегодня мы уже не представляем своей жизни без различных устройств – компьютер, ноутбук, планшет, смартфон, у каждого есть аккаунты в социальных сетях, важные данные в электронном виде, привязана карта, счет. Поэтому знаниями о том. как себя обезопасить, должен владеть каждый.
3. Основной этап.
Слайд 3. Ребусы «Цифровые угрозы»
Учитель предлагает несколько ребусов, дети разгадывают (Ответы: Хакер, Вирус, Взлом, Спам)
Слайд 4. Учитель демонстрирует перечень цифровых угроз.
Слайд 5. Вирусы. Учитель рассказывает, что такое вирусы, как они проникают на компьютер и задает вопросы:
Какие последствия заражения вирусами вы знаете? (Ответы: компьютер тормозит, может сломаться, портятся, шифруются файлы, выскакивают странные окна, сообщения).
Как уберечься от заражения? (Ответы: использовать антивирус, не выключать его, вовремя обновлять; использовать официальные магазины приложений для мобильных устройств).
Учитель дополняет ответы.
Слайд 6. Игра «Последствия вирусного заражения»
Учитель предлагает ученикам расшифровать «повреждённые файлы» - слова, в которых перепутаны буквы. Дети отгадывают. (Ответы: Дискета, Принтер, Джойстик, Клавиатура, Колонки).
Учитель: молодцы, вы сумели избавиться от последствий вируса.
Слайд 7. Взлом. Учитель рассказывает правила защиты аккаунтов - создание надежных паролей, использование разных паролей, двухфакторная аутентификация, периодическая смена паролей.
Слайд 8. Проблемное задание «Надежный пароль»
Учитель: попробуйте оценить, насколько данные пароли надежны.
ваня280692 – ненадежен – один регистр, имя и дата рождения
qwerty12345 – ненадежен – один регистр, комбинации последовательных клавиш
Pass+Fb=1992 – надежен – разные регистры, буквы. цифры и спецсимволы, легко запомнить
IvanPetrov– ненадежен – имя и фамилия. нет цифр и спецсимволов
парольfacebook – ненадежен – один регистр, слова из словаря
EC3+gHFBIkKC% – надежен, но сложно запомнить
Слайд 9. Фишинг.
Учитель рассказывает про фишинг, задает вопрос - слово «фишинг» означает рыбалку, какое отношение это может иметь к цифровым угрозам? Ответы детей: мошенники выуживают сведения, ловят на приманку.
Учитель: каким образом мошенники могут втереться в доверие? Ответы: на почту приходят письма со ссылками. Текст письма обычно провокационный и требует мгновенного ответа. Также мошенники могут представляться сотрудниками компаний и запрашивать конфиденциальную информацию. В таких случаях, даже если информация кажется вам надёжной, лучше позвонить в официальную службу поддержки организации, от имени которой пришло послание.
Учитель рассказывает про признаки поддельного сайта – странный адрес, отсутствие замочка в адресе, запрашиваются лишние в данной ситуации данные.
Слайды 10-13. Задание «Отличите фальшивые сайты»
Ученики анализируют скриншоты, приходят к выводу, что сайт Сбербанк онлайн – настоящий.
Слайд 14. Кибербуллинг
Учитель дает понятие кибербуллинга, рассказывает про его виды.
Слайд 15. Действия при троллинге, буллинге.
нахамить в ответ – неверно, «не кормите тролля»
игнорировать – верно, тролль отстанет
забанить (внести в чёрный список) – верно, обратитесь в техподдержку, к администратору, к модераторам
сделать аккаунт закрытым (для друзей) – верно, особенно для социальных сетей
найти по IP и «забить стрелку» - неверно, не стоит идти на разжигание конфликта, кроме того, так действовать незаконно
сообщить родителям - верно
Слайд 16. Мошенники
Учитель описывает некоторые распространенные Интернет аферы и предлагает детям назвать верные способ действий в этих ситуациях.
выигрыш, вознаграждение, работа – ничего не платить, это обман
знакомство – сначала поближе узнать человека, получить подтверждение его личности и слов
знакомый, родственник – связать другим способом (позвонить), если был взлом страницы. оперативно заблокировать мошенника
перевод средств по «ошибке» - не возвращать, чтобы деньги не списали дважды, обратиться к сотрудникам банка
Слайд 17. Нежелательный контент
Учитель рассказывает, что в сети Интернет может попасться неприятная, вредная информация. Действия: использовать фильтр, семейный поиск, покинуть вредные сайты. сообщить родителям.
Вопрос: знаете ли вы. что такое спам? (Ответ: назойливая реклама, нежелательные письма). Какие действия защитят от спама? (Письма не открывать, помечать, как спам)
Слайд 18. Опасности социальных сетей
Учитель обсуждает с детьми основные угрозы соц. сетей:
взлом - создать уникальный надежный пароль
раскрытие чувствительной информации - не разглашать личные данные, контролировать личную информацию
мошенничество при покупках - не осуществлять покупки в социальных сетях, или хотя бы не осуществлять предоплату
фальшивые личности - не доверять незнакомцам, проверять сетевых друзей, сообщать родителям о предложении встретиться «в реале»
4. Завершающий этап
Слайд 19. Горячая линия
Учитель: Дети, если вы стали жертвами компьютерных преступников, вы можете найти помощь по этим ссылкам (Детионлайн, управление К МВФ России). Дорогие друзья, я надеюсь, что сегодняшнее занятие было для вас полезным. Теперь вы больше знаете о цифровых угрозах и сумеете от них защититься.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Внеклассное занятие «ЦИФРОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» Учитель информатики КГБОУ Школа 3 Никулин И.Ю. УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ « Ребусы»
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Киберугрозы вирусы; взлом; спам; фишинг ; кибербуллинг; мошенники; нежелательный контент ; опасности соц. сетей
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Вирусы скрытно проникают в компьютерные системы, через вложения в электронные письма, пиратские программы, зараженные флешки и т.д. установите антивирус регулярно обновляйте антивирусные программы устанавливайте ПО из доверенных источников
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ « Последствия вируса» КАДСИТЕ ------- ДИ**** А ТИРНРЕП ------- ПР**** Р СЙЖКОТДИ ---- ДЖ***** К РАВЛУАТИКА -- КЛ******* А НОЛИКОК ------ КО**** И
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Взлом Надежный пароль придумайте словосочетание удалите пробелы между словами сократите слова, но не меньше 7 символов измените РеГиСтР букв добавьте цифры и знаки пунктуации меняйте пароли
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ « Надежный пароль» ваня280692 qwerty12345 Pass+Fb =1992 IvanPetrov пароль facebook EC3+gHFBIkKC%
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Фишинг попытка «втереться в доверие» и заставить вас запустить вредоносный код, сообщить секретные данные, отключить защиту администрация сайта никогда не станет требовать данные счетов, пароли или ПИН-коды надежный сайт – оформление, замочек в адресе, верный адрес
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Конкурс « Фишинг »
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Конкурс « Фишинг »
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Конкурс « Фишинг »
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Конкурс « Фишинг »
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Кибербуллинг запугивание, преследование и травля анонимные угрозы раскрытие личной информации флейминг хипплейпинг
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Кибербуллинг : что делать? нахамить в ответ игнорировать забанить (внести в чёрный список) сделать аккаунт закрытым (для друзей) найти по IP и «забить стрелку» сообщить родителям
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Мошенники выигрыш, вознаграждение, работа надо только оплатить налог, комиссию и т.д. знакомство у «подружки» денежные затруднения знакомый, родственник у меня проблемы, перешли, объясню потом перевод средств по «ошибке» пожалуйста, верните платеж
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Нежелательный контент По любому непонятному вопросу советуйтесь с родителями Спам Не посещайте сомнительные сайты и не переходите по незнакомым ссылкам Помните, что не вся информация в Интернете достоверная Используйте семейный поиск
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Опасности социальных сетей Создать уникальный надежный пароль Не разглашать персональные данные Контролировать личную информацию Не осуществлять покупки в социальных сетях В случае покупки товара, не осуществлять предоплату Не доверять незнакомцам
УРОКБЕЗОПАСНОСТИ.РФ Горячая линия Если вы стали жертвой киберпреступников , вы можете получить помощь: получите консультацию на портале detionline.com напишите заявление на сайте www.mvd.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка внеклассного мероприятия на тему "Безопасность нам нужна, безопасность нам важна"
аннеклассное мероприятие для 6 класса по безопасному поведению в быту и на улице....
Методическая разработка внеурочного занятия по основе безопасности и жизнедеятельности. Тема: "Безопасное колесо"
Методическая разработка внеурочного занятия по ОБЖ...
Методическая разработка внеклассного мероприятия по пожарной безопасности. Развлекательно-познавательная игра «Веселая компания» тема «Огонь-друг, огонь-враг»
методическая разработка внеклассного занятия по противопожарной безопасности для учащихся 1 и 2 класса, Занятие составлено с использование костюмированных героев "Огонька" и домовенка "Кузи", где геро...
Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся 4-8 классов по теме "Безопасное общение в интернете".
В данной работе представлен цикл мероприятий, направленный на снижение конфликтных ситуаций в подростковой среде. Работа стала призёром в городском конкурсе г. Москва по профилактике негативных проявл...
Методическая разработка внеурочного занятия по информатике "Безопасный Интернет" для обучающихся 5 класса
Целью проведения занятия по информатике "Безопасный Интернет" является знакомство учащихся 5 классов с правилами безопасной работы в сети Интернет в занимательной форме. В ходе занятия у уча...
Методическая разработка внеурочной деятельности по основам безопасного поведения на дороге
Мероприятие для подготовительной группы детского сада по основам безопасного поведения на дороге «Путешествие в Волшебную страну, или Сказка о потерянных знаках»...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ “The Fifth Element (The Tula Kremlin)” Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕУРОЧНОГО МЕРОПРИЯТИЯ“The Fifth Element (The Tula Kremlin)”Учебно-игровое мероприятие для обучающихся 11-х классов...